Тема 3. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - копия. Невербальная коммуникация
Скачать 6.03 Mb.
|
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Опорный вуз России «КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ ДУШИ ИМЕЕТ СВОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, В ГОЛОСЕ, ЖЕСТЕ, МИМИКЕ». ЦИЦЕРОН «РАЗУМ РОЖДАЕТ МЫСЛИ. МЫСЛИ РОЖДАЮТ ЧУВСТВА. ЧУВСТВА «ПРОСАЧИВАЮТСЯ» ЧЕРЕЗ ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ (ЖЕСТЫ, МИМИКУ, ИНТОНАЦИЮ). «ЧИТАЯ» ТЕЛОДВИЖЕНИЯ, ВЫ УЗНАЕТЕ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧИТАЕТЕ ЕГО МЫСЛИ”. ДЖЕЙМС БОРГ книга «Я вижу, о чем Вы молчите» «КОГДА ГЛАЗА ГОВОРЯТ ОДНО, А ЯЗЫК ДРУГОЕ, ПРАКТИКУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК ПОЛАГАЕТСЯ НА ЯЗЫК ПЕРВОГО». РАЛЬФ УОЛДО ЭМЕРСОН «ЯЗЫК ТЕЛА - ОЧЕНЬ МОЩНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. У НАС БЫЛ ЯЗЫК ТЕЛА, ПРЕЖДЕ ЧЕМ БЫЛА РЕЧЬ, И, ПО-ВИДИМОМУ, 80% ТОГО, ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ В РАЗГОВОРЕ, ЧИТАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ТЕЛО, А НЕ СЛОВА». ДЕБОРА БУЛЛ НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - ЭТО ОСОБЫЙ ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ, ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ БЕЗ ПОМОЩИ СЛОВ. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛВЕКА, «ЯЗЫК ЧУВСТВ», КОТОРЫЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО УСИЛИВАЕТ ЭФФЕКТ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ТЕМ, КАК ПОНЯТЫ СЛОВА СОБЕСЕДНИКА, НО И УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ВИЗУАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ТО ЕСТЬ ВЗГЛЯД ПАРТНЕРА, ЕГО МИМИКУ И ЖЕСТЫ, А ТАКЖЕ ТЕМБР И ТЕМП РЕЧИ. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЗАНИМАЮТ КЛЮЧЕВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В УСТНОМ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ. ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОЗВОЛЯЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ БОЛЕЕ ТЕСНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ, ПОДДЕРЖИВАТЬ СВЯЗЬ ВО ВРЕМЯ УСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ОЦЕНИВАТЬ СТЕПЕНЬ ИСКРЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРА, ЕГО ГОТОВНОСТЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ ИМЕЮТ ДВА ИСТОЧНИКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ: БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ; КУЛЬТУРА. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИНА ОСНОВАНИИ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПСИХОЛОГИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО СЛОВА НЕСУТ В СЕБЕ НЕ БОЛЕЕ 10% ИНФОРМАЦИИ. ПО МНЕНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО ПСИХОЛОГА ФРАНСУА СЮДЖЕ (АВТОР КНИНИ «ПРАВДА О ЖЕСТАХ») ИНФОРМАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ УСВАЕВАЕТСЯ В СЕДУЮЩЕМ СООТНОШЕНИИ: ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИПРОКСЕМИМИКА ОКУЛЕСИКА ПРОСОДИКА ТАКЕСИКА КИНЕТИКА ПРОКСЕМИМИКАПРОКСЕМИМИКА (от англ. PROXIMITY – БЛИЗОСТЬ) - СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ. В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ ЭТО ПОНЯТИЕ ВВЕЛ АМЕРИКАНСКИЙ АНТРОПОЛОГ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЭДВАРД ХОЛЛ (1914-2009 гг.), НАЗВАВ ПРОКСЕМИКУ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ. К ПРОКСЕМИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПАРТНЕРОВ В МОМЕНТ ОБЩЕНИЯ, ДИСТАНЦИЯ И УГОЛ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ. ДИСТАНЦИЯ СИМВОЛИЗИРУЕТ СТЕПЕНЬ БЛИЗОСТИ И ОТКРЫТОСТИ ОТНОШЕНИЙ. ХРОНОТОПЫ - ЭТО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ КОНСТАНТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ. ПРОКСЕМИМИКАЭ. ХОЛЛ ВЫДЕЛИЛ ЧЕТЫРЕ ЗОНЫ КОММУНИКАЦИИ: ИНТИМНАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ/ЛИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ДИСТАНЦИЯ – НОРМЫ ПО Э. ХОЛЛУИНТИМНОЕ РАССТОЯНИЕ - ОТ 0 ДО 45 СМ - НА ТАКОМ РАССТОЯНИИ ОБЩАЮТСЯ САМЫЕ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ; В ЭТОЙ ЗОНЕ ИМЕЕТСЯ ЕЩЕ ОДНА ПОДЗОНА РАДИУСОМ 15 СМ, В КОТОРУЮ МОЖНО ПРОНИКНУТЬ ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО КОНТАКТА, ЭТО СВЕРХ ИНТИМНАЯ ЗОНА. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ - ОТ 45 ДО 120 СМ – ОПТИМАЛЬНОЕ ДЛЯ ОБЩЕННИЯ С ДРУЗЬЯМИ И ЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ. СОЦИАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ - ОТ 120 ДО 400 СМ – ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ПРИ ОБЩЕНИИ С ЧУЖИМИ ЛЮДЬМИ И ПРИ ОФИЦИАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ. ПУБЛИЧНОЕ РАССТОЯНИЕ - ОТ 400 ДО 750 СМ - НА ЭТОМ РАССТОЯНИИ НЕ СЧИТАЕТСЯ ГРУБЫМ ОБМЕНЯТЬСЯ НЕСКОЛЬКИМИ СЛОВАМИ ИЛИ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБЩЕНИЯ, НА ТАКОМ РАССТОЯНИИ ПРОИСХОДЯТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ, ОБЩЕНИЕ НА ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПРИ ОБЩЕНИИ С БОЛЬШОЙ ГРУППОЙ ЛЮДЕЙ. ПРОСТРАНСТВО КОММУНИКАЦИИ И СТАТУСМЕСТО СИМВОЛИЗИРУЕТ СТАТУС ПРАВИЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫЕ ОТТЕНКИ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ МОГУТ ВЫРАЖАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ТО, КАКОЕ МЕСТО ОНИ ЗАНИМАЮТ ТОТ КТО ОРГАНИЗУЕТ ПРОСТРАНСТВО, АССОЦИИРУЕТСЯ С ВЫСОКИМ СТАТУСОМ УЧАСТНИКИ НА ОТДАЛЕННЫХ И НЕУДОБНЫХ МЕСТАХ, АССОЦИИРУЮТСЯ С НИЗКИМ СТАТУСОМ (СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ) РАВЕНСТВО ПОЗИЦИЙ ТРЕБУЕТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОДИНАКОВО УДОБНЫХ МЕСТ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯПОЗИЦИЯ УГЛОВОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ – НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ УЧЕНИКА С УЧИТЕЛЕМ, РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОДЧИНЕННЫМ, ТАК КАК У ОБОИХ ЕСТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЖЕСТИКУЛИРОВАНИЯ И ОБМЕНОМ ВЗГЛЯДОВ. КОНКУРИРУЮЩЕ-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ – ПРИМЕНЯЕТСЯ В ОСТРЫХ ОБСУЖДЕНИХ, СПОРАХ, ДИСКУССИЯХ. СОБЕСЕДНИКИ СИДЯТ ДРУГ НА ПРОТИВ ДРУГА, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ХОРОШО ОБОЗРЕВАТЬ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, СОВЕРШАЕМЫЕ ЖЕСТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ЕЖЕСЕКУНДНО МЕНЯТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСТРОТЫ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ. НЕЗАВИСИМАЯ ПОЗИЦИЯ – ГОВОРИТ О НЕЖЕЛАНИИ ОБЩАТЬСЯ. СОБЕСЕДНИКИ СИДЯТ ПО РАЗНЫМ УГЛАМ СТОЛА ИЛИ ПОМЕЩЕНИЯ, ЧТО ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ. ПОЗИЦИЯ НАПРАВЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА – МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ РАЗГОВОРА НЕТ НИКАКИХ ФИЗИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ, ОНИ СИДЯТ РЯДОМ, ОБЩЕНИЕ НОСИТ ДОВЕРИТЕЛЬНО-ИНТИМНЫЙ ХАРАКТЕР. ОКУЛЕСИКАОКУЛЕСИКА – НАУКА О ЯЗЫКЕ ГЛАЗ И ВИЗУАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ – КОНТАКТ ГЛАЗ, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТ ОБМЕН ВЗГЛЯДАМИ, ВРЕМЯ ФИКСАЦИИ ВЗГЛЯДА НА ПАРТНЕРЕ И НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА. ЗАВИСИТ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕНИЯ, ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО НАЧИНАЕТСЯ С ВИЗУАЛЬНОГО КОНТАКТА. ОТ ТОГО, КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙ ВЗГЛЯД, ЗАВИСИТ, ДОСТИГНЕТ ЛИ ОН КОММУНИКАТИВНЫХ И ПРОЧИХ ЦЕЛЕЙ. ОКУЛЕСИКАВ ПРОЦЕССЕ ВИЗУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ АНАЛИЗИРУЮТСЯ: ВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ - ЧАСТОТА, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТА (УСТАВИТЬСЯ, ОТВЕСТИ ВЗГЛЯД); ПРОСТРАНТСВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ: В ГЛАЗА ПАРТНЕРУ, ИСПОДЛОБЬЯ, В СТОРОНУ, ВВЕРХ-ВНИЗ, ВЛЕВО - ВПРАВО; СТЕПЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ КАК СВИДЕТЕЛЬСТО ВЫРАЖЕННОСТИ ИНТЕРЕСА К ПАРТНЕРУ (ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД, «СКОЛЬЗЯЩИЙ ВЗГЛЯД»); ДИНАМИКА ВЗГЛЯДОВ (КОГДА СОБЕСЕДНИК НАЧИНАЕТ ИЛИ ПЕРЕСТАЕТ СМОТРЕТЬ). С ПОМОЩЬЮ ВЗГЛЯДА МОЖНО УЛУЧШИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ДЛЯ ЭТОГО ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ С НИМИ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬ ПОРЯДКА 60–70 % ВРЕМЕНИ. ОКУЛЕСИКАТРИ ВИДА ВЗГЛЯДА НА СОБЕСЕДНИКА: ДЕЛОВОЙ – ВЗГЛЯД ФИКСИРУЕТСЯ В ОБЛАСТИ ЛБА СОБЕСЕДНИКА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ – ВЗГЛЯД КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ МЕЖДУ ГЛАЗАМИ И РТОМ 3. ИНТИМНЫЙ – ВЗГЛЯД НАПРАВЛЕН НИЖЕ УРОВНЯ ЛИЦА - ДО УРОВНЯ ГРУДИ *ВЗГЛЯД ИСКОСА ХАРАТЕРИЗУЕТСЯ ИНТЕРЕСОМ ИЛИ ВРАЖДЕБНОСТЬЮ ПРОСОДИКАПРОСОДИКА – ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ТЕМБР ГОЛОСА, ЕГО ВЫСОТА И ГРОМКОСТЬ, ТЕМП РЕЧИ, ПАУЗЫ МЕЖДУ СЛОВАМИ, ФРАЗАМИ, СМЕХ, ПЛАЧ, ВЗДОХИ, РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. НЕРЕЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ - ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ «ДОБАВКИ» К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ: ДОБАВЛЯЮТ, ПРЕДВОСХИЩАЮТ, ЗАМЕЩАЮТ ВЕРБАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ; СВЯЗАННЫ СО СТАТУСНЫМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ И ПОЛОРОЛЕВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ; ТРУДНО КОНТРОЛИРУЮТСЯ. ПРОСОДИКАЭКСТРАЛИНГВИСТИКА – ВКЛЮЧЕНИЕ В РЕЧЬ ПАУЗ, А ТАКЖЕ РАЗЛИЧНОГО РОДА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА: ПЛАЧ, КАШЕЛЬ, СМЕХ, ШЕПОТ, ВЗДОХИ, ЗАИКАНИЕ И ДР. ПАРАЛИНГВИСТИКА – ЭТО КАЧЕСТВА ГОЛОСА, ЕГО ДИАПАЗОН И ТОНАЛЬНОСТЬ, РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ СТОРОНЫ РЕЧИ, ВЫСОТА, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ГРОМКОСТЬ И СКОРОСТЬ РЕЧИ. ПАРАЛИНГВИСТИКА ТАКЖЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЛИЧНОСТЬ – МАНЕРА РЕЧИ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ ОБ АВТОРИТАРНОЙ, ЖЕСТКОЙ И МЯГКОЙ ЛИЧНОСТИ. НАИБОЛЕЕ СЛОЖНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ, ТАК КАК ОНА ВЫПОЛНЯЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ И НЕЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИИ. ИНТОНАЦИЯ – РИТМИКО-МЕЛОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ, ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА, ОТНОШЕНИЯ ГОВОРЯЩЕГО К ПРЕДМЕТУ РЕЧИ. ТАКЕСИКАТАКЕСИКА ИЛИ ГАПТИКА - КОНТАКТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИКОСНОВЕНИЯ. В ТАКЕСИКЕ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПРИКОСНОВЕНИЙ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИТУАЛЬНЫЕ ДРУЖЕСКИЕ ЛЮБОВНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ ЗАЧАСТУЮ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫ, ТО ЕСТЬ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫМ ТИПОМ ПРИКОСНОВЕНИЙ ЗАКРЕПЛЕНО ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ТАКЕСИКАИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБЩЕНИИ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРИКОСНОВЕНИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СТАТУСОМ КОММУНИКАНТОВ, ИХ ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, СТЕПЕНЬЮ ЗНАКОМСТВА, НЕКОТОРЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ, И КОНЕЧНО ИХ КУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ. ТАКЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ДРУГИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ПОКАЗЫВАЮТ СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СТЕПЕНЬ БЛИЗОСТИ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ. ТАКЕСИКАТАКЕСИКА КАК СИСТЕМА ПРИКОСНОВЕНИЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: ОБЪЯТИЯ: ОФИЦИАЛЬНЫЕ - ПРИКОСНОВЕНИЕ КОРПУСА; ПОЦЕЛУИ: ШИРОКО ПРИМЕНЯЮТСЯ ВО ВЕХ АСПЕКТАХ ЖИЗНИ. МОГУТ БЫТЬ КАК ИСКРЕННИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЧУВСТВ, ТАК И ФОРМАЛЬНЫМИ, ХОЛОДНЫМИ, ЧИСТО СИМВОЛИЧЕСКИМИ (ЩЕКА К ЩЕКЕ) И ТРАДИЦИОННЫМИ; НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ ДОПУСТИМЫ ТОЛЬКО НА УРОВНЕ ПЛЕЧА:ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ПАРТНЕРА, ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ БОЛЕЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА, СНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.; РУКОПОЖАТИЕ: МУЖСКОЕ, ЖЕНСКОЕ, СМЕШАННОЕ (ИНИЦИАТОР ЖЕНЩИНА). САМОЕ РАСПРОСТРАНЕННОЕ ТАКЕСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО – НЕПРИМЕННЫЙ АТРИБУТ ЛЮБОЙ ВСТРЕЧИ И ПРОЩАНИЯ. ТАКЕСИКАРУКОПОЖАТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА 1. ДОМИНИРУЮЩЕЕ – РУКА СВЕРХУ, ЛАДОНЬ РАЗВЕРНУТА ВНИЗ. ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ АГРЕССИВНОЙ ЕГО ФОРМОЙ. ТАКИМ РУКОПОЖАТИЕМ ЧЕЛОВЕК СООБЩАЕТ ДРУГОМУ, ЧТО ХОЧЕТ ГЛАВЕНСТВОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПРИ РУКОПОЖАТИИ ТЯНЕТ ВАШУ РУКУ ВНИЗ, ЗНАЧИТ ОН СЧИТАЕТ СЕБЯ ЛУЧШЕ ВАС. 2. ПОКОРНОЕ – РУКА СНИЗУ, ЛАДОНЬ РАЗВЕРНУТА ВВЕРХ. БЫВАЕТ НЕОБХОДИМО В СИТУАЦИЯХ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ ОТДАТЬ ИНИЦИАТИВУ ДРУГОМУ, ПОЗВОЛИТЬ ЕМУ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ХОЗЯИНОМ ПОЛОЖЕНИЯ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПРИПОДНИМАЕТ ВАШУ РУКУ, ЗНАЧИТ ОН СЧИТАЕТ ВАС ЛУЧШЕ СЕБЯ. 3. РАВНОПРАВНОЕ РУКОПОЖАТИЕ: ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК «КАЧАЕТ» ВАШУ РУКУ, ЗНАЧИТ ОН СЧИТАЕТ СЕБЯ С ВАМИ НАРАВНЕ. ТАКЕСИКАОСОБЕННОСТИ РУКОПОЖАТИЙ РУКОПОЖАТИЕ ПРЯМОЙ НЕСОГНУТОЙ РУКОЙ, КАК И ДОМИНАНТНОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА. ЕГО ГЛАВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ В ТОМ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ДИСТАНЦИЮ И НЕ ДОПУСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА В СВОЮ ЛИЧНУЮ ЗОНУ. ПОЖАТИЕ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ – ВМЕСТО РУКИ ПО ОШИБКЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ТОЛЬКО КОНЧИКИ ПАЛЬЦЕВ. ДАЖЕ ЕСЛИ ИНИЦИАТОР ПРИВЕТСТВИЯ ДРУЖЕЛЮБНО НАСТРОЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕЦИПИЕНТУ, ФАКТИЧЕСКИ ОН НЕУВЕРЕН В СЕБЕ, СТРЕМИТСЯ ДЕРЖАТЬ ПАРТНЕРА НА УДОБНОМ ДЛЯ СЕБЯ РАССТОЯНИИ. РУКОПОЖАТИЕ ПРИ КОТОРОМ РЕЦИПИЕНТ ТЯНЕТ РУКУ НА СЕБЯ – МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ ДВА ВАРИАНТА: ИЛИ ЭТО НЕУВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕК ИЛИ ЖЕ ОН ПРИНАДЛЕЖИТ К НАЦИИ В КОТОРОЙ ПРИНЯТА БОЛЕЕ УЗКАЯ «ИНТИМНАЯ ЗОНА» – В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОН ВЕДЕТ СЕБЯ НОРМАЛЬНО. РУКОПОЖАТИЕ «ПЕРЧАТКА» ДОПУСТИМО ТОЛЬКО С ХОРОШО ЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ. НИКОГДА НЕ ПОЖИМАЙТЕ НОВЫМ ЗНАКОМЫМ РУКУ ОБЕИМИ РУКАМИ. ЧЕРЕЗМЕРНО КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ (ВПЛОТЬ ДО ХРУСТА ПАЛЬЦЕВ) ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ АГРЕССИВНОГО И ЖЕСТОКОГО ЧЕЛОВЕКА. КИНЕТИКАСАМАЯ БОЛЬШАЯ СИСТЕМА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – ПОХОДКУ, ПОЗЫ, ТЕЛОДВИЖЕНИЯ, ЖЕСТЫ И МИМИКУ. В ЦЕЛОМ ОНИ ВОСПРИНИМАЮТСЯ КАК ОБЩАЯ МОТОРИКА РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА. ЭТА ОБЩАЯ МОТОРИКА ОТОБРАЖАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВОПОЛОЖНИК КИНЕСИКИ – АМЕРИКАНСКИЙ АНТРОПОЛОГ РЭЙ БЕРДВИСТЕЛ (1918-1994 гг.) НАЗВАЛ ЕДИНИЦУ ТЕЛОДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА - КИН. ЛОКАЛИЗАЦИЯ КИНОВ – 8 ЗОН: ГОЛОВА, ЛИЦО, РУКИ И НОГИ (ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ), ВЕРХНЯЯ И НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ТЕЛА. КИНЫ СКЛАДЫВАЮТСЯ В КИНЕМЫ, КАК СЛОВА ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА СКЛАДЫВАЮТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КИНЕМЫ ВЫПОЛНЯЮТ РОЛЬ ДОПОЛНЕНИЯ ИЛИ ЗАМЕЩЕНИЯ РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ. КИНЕТИКАПОЗА — ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА И ДВИЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЕТ ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ. ЭТО ОДНА ИЗ НАИМЕНЕЕ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ СОЗНАНИЮ ФОРМ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПОЭТОМУ ОНА ВЫДАЕТ ИСТИННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫРАЖЕНИЕ ЕГО ЛИЦА. ПАНТОМИМИКА – ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА: ГОЛОВЫ, ПЛЕЧ, ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ, ОСАНКА И ПОХОДКА. АНАЛИЗИРУЮТСЯ: ВЫРАЖЕНИЯ СТАТУСА И СОЦИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ; КУЛЬТУРНАЯ И СУБКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА; ПОЛОВЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. КИНЕТИКАМИМИКА – ДВИЖЕНИЕ МЫШЦ ЛИЦА. ПОД МИМИКОЙ ПОНИМАЮТСЯ ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ЧТЕНИЕ МИМИКИ ЛИЦА И ОТВЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СВОИХ ЧУВСТВ МИМИКОЙ – ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ КОНТАКТА ЛЮДЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ЛЮДИ ОБРАЩАЮТ НА МИМИКУ СОБЕСЕДНИКА ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ, ЧЕМ НА ЕГО ЖЕСТЫ, ПОЗУ И ДРУГИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКИ. АНАЛИЗИРУЮТСЯ: ПРОИЗВОЛЬНЫЕ И НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ; ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ (ТОНУС, ДИНАМИКА, АССИМЕТРИЯ); ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ; КУЛЬТУРНЫЕ И СУБКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. КИНЕТИКАЖЕСТЫ — ЭТО СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ РАЗНОГО РОДА ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА, РУК, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА. В КИНЕСИКЕ ЖЕСТЫ ДЕЛЯТ НА: ЖЕСТЫ-РЕГУЛЯТОРЫ - КОММУНИКАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КОТОРЫХ — ПОДДЕРЖАТЬ КОММУНИКАЦИЮ. ЭТИ ЖЕСТЫ, ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФАКТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (КИВОК, ПОДМИГИВАНИЕ И ДР.). ИГРАЮТ ОСОБУЮ РОЛЬ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ БЕСЕДЫ; ЖЕСТЫ-ИЛЛЮСТРАТОРЫ — ОПИСАТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ РЕЧЬ, ТЕРЯЮЩИЕ В ОТРЫВЕ ОТ НЕЕ СМЫСЛ. ЭТИ ЖЕСТЫ СОПРОВОЖДАЮТ ИДУЩИЙ В ДАННЫЙ МОМЕНТ РАЗГОВОР, БОЛЕЕ ПОДРОБНО РАСКРЫВАЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ (НАПРИМЕР УКАЗАНИЕ РУКОЙ); КИНЕТИКАЖЕСТЫ-ЭМБЛЕМЫ, ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ КОТОРЫХ — НАЛИЧИЕ ПРЯМОГО СЛОВЕСНОГО АНАЛОГА. ЧАСТО ИХ ПРИМЕНЯЮТ ВМЕСТО СЛОВ, КОТОРЫЕ НЕЛОВКО ВЫСКАЗАТЬ ВСЛУХ, ПОЭТОМУ ВСЕ НЕПРИЛИЧНЫЕ ЖЕСТЫ ПОПАДАЮТ В ЭТУ КАТЕГОРИЮ. ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕНЫ РАМКАМИ МЕСТНОСТИ ИЛИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ КУЛЬТУРЫ; ЖЕСТЫ-АВТОАДАПТОРЫ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИИ С ТЕЛОМ, КОТОРЫЕ СЛУЖАТ ПРОЯВЛЕНИЕМ СМЕЩЕННОЙ АКТИВНОСТИ. ОНИ НАПОМИНАЮТ ДЕТСКИЕ РЕАКЦИИ И ПРОЯВЛЯЮТСЯ В СИТУАЦИИ СТРЕССА, ВОЛНЕНИЯ. СТАНОВЯТСЯ ПЕРВЫМИ ПРИЗНАКАМИ ПЕРЕЖИВАНИЯ (НЕРВНОЕ ПЕРЕБИРАНИЕ ОДЕЖДЫ, ПОСТУКИВАНИЕ НОГОЙ ИЛИ РУЧКОЙ, ГРЫЗЕНИЕ НОГТЕЙ, ПОКУСЫВАНИЕ ГУБ И ПР). ЭТИ ЖЕСТЫ МОГУТ ПЕРЕХОДИТЬ В КАТЕГОРИЮ ОСМЫСЛЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПРЕВРАЩАТЬСЯ В РИТУАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ. ЖЕСТЫВ КОММУНИКАЦИИ ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЮТСЯ: ЖЕСТЫ ДОМИНИРОВАНИЯ ЖЕСТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЖЕСТЫ ОЦЕНКИ ЖЕСТЫ САМОКОНТРОЛЯ ПРЕВОСХОДСТВО – ПОЛОЖЕНИЕ СИДЯ, НОГИ ОДНА НА ДРУГОЙ, РУКИ ЗА ГОЛОВОЙ. ОТКРЫТОСТЬ – РУКИ РАСКИНУТЫ В СТОРОНЫ ЛАДОНЯМИ ВВЕРХ, ПЛЕЧИ И КОРПУС РАСПРАВЛЕНЫ, ГОЛОВА «СМОТРИТ» ПРЯМО; РУКИ ОПИСЫВАЮТ ТРАЕКТОРИЮ ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ – ВЗАИМНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ; РАСТЕГИВАНИЕ ПИДЖАКА – СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ СОБЕСЕДНИКАМИ В РАСТЕГНУТЫХ ПИДЖАКА ДОСТИГАЮТСЯ ЧАЩЕ, ЧЕМ МЕЖДУ ТЕМИ, КТО ОСТАЕТСЯ В ЗАСТЕГНУТЫХ ПИДЖАКАХ. НЕОДОБРЕНИЕ – НЕСПОКОЙНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, «СТРЯХИВАНИЕ ВОРСИНОК», РАЗГЛАЖИВАНИЕ СКЛАДОК ОДЕЖДЫ, ОТДЕРГИВАНИЕ ЮБКИ ИЛИ БРЮК. СКУКА – ГОЛОВА ПОДПЕРТА РУКОЙ, КОРПУС РАССЛАБЛЕН И НЕМНОГО СОГНУТ. УВЕРЕННОСТЬ – ПАЛЬЦЫ РУК СОЕДЕНЕНЫ (ИНОГДА КУПЛОМ); НЕТОРОПЛИВЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ПОЗИТИВНОСТЬ – КОРПУС ТЕЛА И ГОЛОВА НЕМНОГО НАКЛОНЕНЫ ВПЕРЕД К СОБЕСЕДНИКУ. КРИТИЧНОСТЬ – ОДНА РУКА ОКОЛО ПОДБОРОТКА С ВЫТЯНУТЫМ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ ВДОЛЬ ЩЕКИ, ВТОРАЯ РУКА ПОДДЕРЖИВАЕТ ЛОКОТЬ. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ – ПОТИРАНИЕ ПОДБОРОТКА, ПОЩИПАВЫНИЕ ПЕРЕНОСИЦЫ, ЗАКРЫТЫЕ ГЛАЗА. ОТНОШЕНИЕ К БЕСЕДЕ – НОГИ ИЛИ ВСЕ ТЕЛО ОБРАЩЕНЫ К ВЫХОДУ – СВИДЕТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ ЗАКОНЧИТЬ ВСТРЕЧУ. ГРУБОСТЬ И АГРЕССИЯ – УКАЗЫВАНИЕ ПАЛЬЦЕМ, СЖАТИЕ КУЛАКОВ (ЧЕМ СИЛЬНЕЕ СЖАТИЕ ПАЛЬЦЕВ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ ЭМОЦИЯ). ВОЛНЕНИЕ И НЕУВЕРЕННОСТЬ – ЕРЗАНЬЕ НА СТУЛЕ, ПОПРАВЛЕНИЕ ПРИЧЕСКИ, ЕРОШЕНЬЕ ВОЛОС. Наиболее распространённые позыЖесты выдающие лжецаНаиболее распространённые позыНаиболее распространённые позы и жестыПозы и жесты защитыПозы и жесты защитыНаиболее распространенные позы и жестыПоза неуверенности Позы и жесты защитыСцепленные пальцы рук – этот жест означает желание человека скрыть свое отрицательное отношение Основные характеристики успешного субъекта коммуникацииПРЯМАЯ СПИНА, РАЗВЕРНУТЫЕ ПЛЕЧИ, УВЕРЕННАЯ ПОХОДКА НА НЕГО ПРИТЯНО СМОТРЕТЬ, ОПРЯТЕН, ОДЕТ СООТВЕТСТВЕННО СИТУАЦИИ СМОТРИТ ПРЯМО В ГЛАЗА ПРИ РАЗГОВОРЕ, ГОВОРИТ УВЕРЕННЫМ РОВНЫМ ГОЛОСОМ, УВЕРЕННОЕ РУКОПОЖАТИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН В ОБЩЕНИИ, ВЕДЕТ СЕБЯ НА РАВНЫХ, «ОТКРЫТЫЕ» ЖЕСТЫ ЕСТЕСТВЕННЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, РАСПОЛАГАЕТ К СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНО КОМФОРТЕН ОСУТСТВИЕ СУЕТЛИВЫХ МЕЛКИХ ЖЕСТОВ, НОГИ НЕ ПЕРЕКРЕЩЕНЫ, РУКИ НЕ СОМКНУТЫ НА ГРУДИ ИЛИ В «ЗАМОК» ЛЕГКО ВЫРАЖАЕТ СВОИ МЫСЛИ, МОЖЕТ ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАТЬ И ПОПРОСИТЬ ТО ЧТО ХОЧЕТ СПОКОЙНО РЕАГИРУЕТ НА КРИТИКУ, ЗАДАЕТ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ, ПРОЯСНЯЕТ ИНФОРМАЦИЮ МОЖЕТ УВЛЕЧЬ БЕСЕДОЙ, УМЕСТНО ШУТИТ И УЛЫБАЕТСЯ БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ |