Главная страница
Навигация по странице:

  • Ниязова Оксана Фаритовна

  • Средневековье как стадия исторического (1). Ниязова Оксана Фаритовна


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеНиязова Оксана Фаритовна
    Дата08.01.2022
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСредневековье как стадия исторического (1).pdf
    ТипРеферат
    #326066
    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Сибирский институт бизнеса и информационных технологий Зачетная работа 2 семестра Дисциплина Всеобщая история название дисциплины) Реферат вид работы) Тема Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе и на Востоке технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология, и социальная психология Выполнила
    Ниязова Оксана Фаритовна
    (Ф.И.О. студента)
    Государственное и муниципальное управление направление, группа) Проверила
    (Ф.И.О. преподователя)
    09.06.2021 дата) Омск г.

    2 Оглавление Введение ....................................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ....................................... 5 1.1. Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации ........... 5 1.2 Политическая система .......................................................................................... 7 1.3 Идеология и социальная психология ................................................................ 10 ГЛАВА 2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ НА ВОСТОКЕ ...................................................... 11 2.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации .......... 11 2.2 Политические системы ....................................................................................... 12 2.3 Идеология и социальная психология ................................................................ 15 Список использованных источников ...................................................................... 18

    3 Введение Итальянские гуманисты – лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, средним веком. В XV в. Этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. Начальной вехой Средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г, то время правления Константина (306 – 337 гг.), то нападение арабов на Европу (начало VIII в. Еще более произвольно трактовали конец средних веков то это было падение Константинополя (1453 г, то – открытие Америк (1492 г, то – начало Реформации в Германии. Эта эпоха длилась более тысячи лет, ее можно датировать V – XVII вв. В историографии принято делить историю средних веков натри периода раннее Средневековье (V – X вв.) – время формирования феодального способа производства Классическое средневековье (XI – XV вв.) – время максимального развития феодализма позднее Средневековье (XV – XVII вв.) – период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства. В период раннего средневековья происходило формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю, складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян. Период классического средневековья характеризовался расцветом феодального способа производства появлением и развитием городов, положивших начало формированию светской городской культуры.
    Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложения феодализма.
    1
    Виппер, Р. Ю. История средних веков / Р.Ю. Виппер. - М AirLand, 2018. - 384 c.

    4 Содержание позднего средневековья состояло в разложении феодализма, возникновении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства.
    2
    Цель: изучить Средневековье как стадию исторического процесса в Западной Европе, на Востоке. Задачи
    1. Изучить технологии в период Средневековья
    2. Изучить производственные отношения и способы эксплуатации в период Средневековья
    3. Изучить политические системы в период Средневековья
    4. Изучить идеологию и социальную психологию в период Средневековья.
    2
    Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания / А.Ф. Лихин. – М Проспект, 2017. – 395 с.

    5 ГЛАВА 1. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
    1.1. Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации Важными все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С VII-XIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки, В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, ив Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в
    XIII в. большие башенные часы, в XV в. карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества. Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны диких ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации, ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами. Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей безопасностью цехов было также определенное регламентирование производства стем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне. Цеховые

    6 власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции. В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей. Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера. Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, хотевший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась шедевр современное значение слова говорит само за себя. Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места. С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV-XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно реально получить статус мастера мог лишь сына

    7 мастера или его зять. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой вечных подмастерьев. Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства - мануфактура. Мануфактура предполагала специализацию труда между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах Западной Европы работали наемные работники. Наибольшее распространение мануфактура получила в следующий период Средневековья Политическая система Одним из основных принципов общественной жизни в средние века являлась феодальная иерархия - лестница, на ступенях которой в определенном порядке располагались владельцы земли, называвшейся феодом или леном. Те, кто получал феод (лен, были вассалами, те, кто наделял землей - сеньорами, или сюзеренами. Император или король считались верховными сеньорами всех феодалов. От них получали земли, подчас целые области страны, герцоги, графы, архиепископы и аббаты (настоятели) крупных монастырей. Наделе они почти не зависели от короля (императора могли сами судить своих подданных, чеканить монету, вести войны и собственную внешнюю политику. Их вассалы - бароны, пользовались в своих обширных владениях чуть меньшей властью. Ступенью ниже стояли рядовые рыцари, хозяева небольших поместий.
    3
    История России с древнейших времен до начала XXI века (учебное пособие. Под. ред. чл.-кор. РАН АН.
    Сахарова.- М АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2019. – 176 с.

    8 Обычно вассалы не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всей Европе (кроме Англии) действовало правило вассал моего вассала - немой вассал. Отношения внутри феодального сословия регулировались личными договорами сеньоров и вассалов, заключенными при передаче феода. Инвеститура (ввод во владение, сопровождалась торжественным ритуалом вассал во всеуслышание объявлял себя человеком сеньора (оммаж) и приносил клятву верности (фуа). Военная служба в пользу сюзерена была главной обязанностью и привилегией рыцаря, отличавшей его - члена благородного сословия воинов - от массы простолюдинов. Вассал обязан оборонять своими силами владения сеньора, ничего не делать ему во вред, оказывать ему помощь при выкупе из плена и т.п. Сеньор же должен защищать вассала при нападении врагов и судебном преследовании, опекать его малолетних наследников, вдову и дочерей в случае его смерти. Мощь папства имела экономические и социальные основания. Уже к концу раннего средневековья церкви принадлежало около трети обрабатываемых земель. Доходы от них, от церковной десятины, храмовых сборов и приношений наполняли казну римского первосвященника. Опорой политики пап стало монашество, появившееся на Западе в VI в. Вовремя клюнийского движения (XI в) создаются объединения монастырей с единым управлением - монашеские ордена. Крестовые походы породили полувоенные-полумонашеские организации - духовно-рыцарские ордена госпитальеров, рыцарей Храма (тамплиеров, тевтонских рыцарей. Настоятели монастырей, руководители орденов подчинялись непосредственно папе и нередко жили при его дворе. Разумеется, крупные светские феодалы, в особенности императоры и короли, не могли смириться с притязаниями пап. Император Отон I при коронации в Риме заставил папу принести ему вассальную присягу. Однако стремление императора Генриха IV контролировать инвеституру епископов и

    9 аббатов завершилось его унизительной капитуляцией перед папой Григорием
    VII в Каноссе (1077). В 1122 г. подписывается компромиссный Вормский конкордат соглашение, предполагавший совместную инвеституру, но дававший преимущества папству. Попытки властных Гогенштауфенов - Фридриха I
    Барбароссы (1152-1190) и Фридриха II (1220-1250) взять реванш закончились гибелью этой ненавистной папам династии. Активное участие в противостоянии принимали города Италии, где сложились партии сторонников империи - «гиббелины» и пап - гвельфы. Развязка наступила достаточно неожиданно. Блестящее правление папы
    Бонифация VIII оборвалось, когда он вступил в конфликт с королем Франции Филиппом Красивым (1308). Приближенные короля довели папу до смерти, после чего папы были переселены во французский город Авиньон (1309-1377). Борьбу королей против пап поддерживали патриотически настроенная часть духовенства, многие интеллектуалы. Юрист Бонаграций, философ Оккам, поэт Данте придерживались мыслей, близких высказанной оксфордским профессором Джоном Уиклефом (1320-
    1384): Король держит королевство непосредственно от Бога, а не от папы. Идея королевского суверенитета, те. неограниченной церковью или феодалами власти короля в национальном государстве, стала итогом развития основных политических сил средневековья монархии, папства, феодальной знати и городов. Правда, в Италии и Германии, в отличие от других европейских стран, единое государство в средние века таки не сложилось.
    4
    Заметим, что средневековый человек намного теснее, чем современный, связан с землей, на которой он родился и жил. Для рыцаря это связь с родовым поместьем и замком, чье название присоединялось к его личному имени, для крестьянина - сего деревней, для горожанина - с городской общиной. Отсюда
    4
    История Средних веков 6 класс. Искровская Л.В., Федоров СЕ, Гурьянова Ю.В. (Под ред. Мясникова В.С.): Москва, «Вендата-Граф», 2018. – 175 с.

    10 огромное значение исторических областей, сила местного патриотизма, превосходившего чувство национального единства.
    1.3 Идеология и социальная психология В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения. Но общей для них служила установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись вербальными ухищрениями. В страхе перед появившимся на интеллектуальном горизонте Европы Аристотелем, католическая церковь вначале запретила его учение, но затем, изменив тактику, принялась осваивать, адаптировать его соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский
    (1225-1274), учение которого согласно папской энциклике 1879 г. канонизировано как истинно католическая философия (и психология, получившая название томизма. Для того, чтобы устранить противоречие между естественнонаучными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением, Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непересекающимся мирам - материальному и сверхприродному (божественному. Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму недоступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истины разума должны стать предметом философии, а истины второго рода истины откровения) - теологии.

    11 ГЛАВА 2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ НА ВОСТОКЕ

    2.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации. В средние века народы Азии и Северной Африки вступали между собой в экономические, политические и культурные контакты, имевшие результатом обмен опытом производственной деятельности, достижениями технической и научной мысли, идеями. История Востока была тесно связана также с Европой. Это относится прежде всего к странам Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, где влияние греко-римской культуры было особенно велико не только в древности, но ив средние века благодаря главным образом существованию Византийской империи, носительницы традиций этой культуры. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток, основавших здесь свои государства, способствовали взаимодействию культур, хотя контакты между двумя мирами - Западом и Востоком - устанавливались не всегда в результате мирных сношений. Более систематическими отношения между европейскими и восточными странами становятся св. Однако именно тогда они начинают приобретать характер отношений неравноправных, отношений между вырвавшейся вперед в своем развитии Европой и эволюционировавшим в русле "традиционализма" Востоком. Торговая экспансия и колониальные захваты становятся важнейшим фактором и европейской и афро-азиатской истории. Становление средневековых обществ происходило в различных условиях. Однако общей чертой следует считать рост производительных сил. Он находил выражение в широком распространении и освоении железных орудий, диверсификации орудий труда, в том числе сельскохозяйственного инвентаря, расширении искусственного орошения и совершенствовании ирригационной техники (в частности, во введении во многих местах в эксплуатацию водяного -

    12 египетского, "персидского" - колеса, приводимого в действие энергией животных. Результатом этого были "аграрная экспансия, или значительное расширение культурного ареала за счет н

    евозделываемых прежде земель, появление многочисленных поселений аграрного типа, расширение ассортимента выращиваемых земледельческих культур, в том числе технических. Наличие больших массивов неосвоенных земель ив более позднее время во многих восточных странах (исключая Японию и некоторые другие страны) было причиной преимущественно экстенсивного развития земледелия, что не способствовало быстрому, динамичному развитию производительных сил общества. Одновременно во многих регионах Востока отмечается упадок древних городов. На судьбе многих из них, обязанных своим процветанием сухопутной или морской торговле с Римом, тяжело отразилось крушение могущественной империи Запада. Торговля с Византией, наследницей Римана Востоке, лишь частично компенсировала нанесенный ущерб. На рубеже древности и средневековья исчезли с лица земли многие восточные города. Сохранявшиеся от эпохи древности города были таковыми часто лишь по названию территория и население их сократились, как и производство и торговля но ив унаследованных от древности городах рушились характерные для этой эпохи формы собственности и социальн

    о-экон

    омической организации производственной деятельности, происходила их сущностная "переплавка, притом что эти города сохраняли преемственность городской жизни Политические системы В восточных государствах, как ив европейских, складывается феодализм. Однако в связи с господством традиционных социальн

    о-экон

    омических и социальн

    о-политических структур восточное государство и общество
    5
    Фортун

    атов В.В. История для бакалавров и специалистов / В.В. Фортун

    атов. - СПб.: Питер, 2018. – 502 с.

    13 эволюционирует крайне медленно. Восточный феодализм носит отличный от европейского, государственный характер. Особенности его таковы
    - охрана государственной собственности на землю. Государство сдерживало развитие частной собственности на землю, в особенности собственности феодальной. Например, в арабском халифате глава государства, согласно нормам шариата, мог наделять землёй отдельных лиц, но только на праве владения и с обязательной уплатой подати. Такие меры принимались, видимо, для того, чтобы сохранить полноту власти главы государства и зависимость от него представителей верхушки общества.
    - сохранение традиционной системы эксплуатации крестьян. Восточные феодалы, в отличие от европейских, небыли полновластными хозяевами в своих владениях, поэтому барщина практически отсутствовала. Крестьяне зависели главным образом от государства, и большую часть повинностей несли в его пользу. Так, в арабском халифате большая часть завоёван

    н

    ых земель была превращена в государственную собственность, а сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. В Китае крестьянскому двору предоставлялось два надела. Один обрабатывался крестьянином для себя, другой для государства. За надел тот уплачивал государству налог зерном и домашней промысловой продукцией, нс трудовую и воинскую повинности. Переход крестьянина был теоретически возможен, но очень стесн

    ён

    . Это было тоже своего рода крепостное право, но крестьян

    ин

    прикреплялся не к личности, а к земле.
    - сохранение элементов рабовладения. Хотя в названных странах рабство не было сильно развито, оно оказалось в них устойчивым социальным институтом перешло из периода рабовладения в феодальный.
    - аморфность социальных слов. В отличие от Европы се четко выраженными сословными различиями, на Востоке в средние века социальные границы были довольно размыты, так как существовали многочисленные переходные группы населения. Исключение составляла Япония, где

    14 существовало сплоченное сословие мелких феодалов - самураев, со значительными привилегиями.
    - низкий уровень товарооборота между городом и деревней. Отсюда - незначительная роль городов в истории средневековых восточных государств. На Востоке (в отличие от Европы) город не стал ни опорой государства в процессе централизации, ни сосредоточением политически активного населения и двигателем социальн

    о-политического прогресса. Итак, для феодализма в средневековом восточном обществе характерно наличие пережитков рабовладельческого строя (от верховной государственной собственности на землю до сохранения института рабства) и крайне медленное восприятие новых форм общественных отношений. Это накладывает отпечаток и на политическую и государственную организацию средневекового Востока. Кн ей не вполне можно применить традиционную классификацию форм государства. Несомненно, во всех странах средневекового Востока была монархическая форма правления. Однако стадия раннефеодальной монархии отсутствовала. Основным признаком данной стадии является наличие суверенных прав феодалов в своих владениях, а таковых не имелось. Средневековый восточный глава государства не был первым среди равных. Исключение здесь составляла индия, застывшая на стадии феодальной раздробленности.
    Сословн

    о-представительн

    ая монархия также не развилась из-за размытости сословий ив особенности из-за низкой политической активности городов. Классической смены форм государства в странах средневекового Востока вообще не наблюдалось. Как же определить государственный строй стран Востока в средние века Восточная деспотия - термин, относящийся к древним государствами рабовладельческой эпохе, однако средневековые восточные государства по своему устройству напоминают именно вышеназванную форму. Это былин аследственные монархии, где отсутствовали какие-либо правовые ограничения власти и переде лицом были одинаково бесправны все слои

    15 населения. Государственная власть там осуществлялась в основном военно- деспотическими методами. Государства, правда, различались между собой по степени применения подобных методов и по степени централизации. Данные критерии определялись этнической икон фессиональной основой империй (в основном сложной Идеология и социальная психология Для нас представляется крайне важной связь власти и степени обеспеченности (столь актуальное сейчас. Это соответствует концепции власти-собствен

    н

    ости восточного государства, рассмотренной Л.С.Васильевым. В этой схеме государство (в лице его главы) воспринимается как носитель социальн

    о-политической и экономической власти одновременно. Поэтому государство представляется средоточием власти, тотальной и всесильной по отношению к человеку как самоутверждающемуся субъекту в бытии
    7
    Система власти-собствен

    н

    ости определяющие влияла на рассматриваемую нами идеологию руководителей государств средневекового Востока. Правители стремились всячески идеологизировать тон аличное состояние, когда сосредоточение в руках государства всей полноты социально- экономической и политической власти при отсутствии способных противостоять ему общественных структур, лишало человека возможности выбора между конкурирующими социальными силами. Возводилась в некую предзадан

    н

    ую норму и мн

    огоразличн

    о обосновывалась (что собственно и есть функция идеологии) такая модель общественного устройства. Для восточного деспотизма характерно такое сочетание госсектора экономики и государственного аппарата, когда государство получает возможность жестко влиять на процессы взаимодействия экономических субъектов, во многом являясь одним из них. Это позволяет однозначно решать различные
    6
    Казаков В.Н

    . История Средних веков / В.Н

    . Казаков. – СПб: Питер, 2016. – 253 с.
    7
    Марцин

    ковская Т. Д. История психологии Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М Издательский центр "Академия, 2018. – 188 с.

    16 конфликтные ситуации к вящей пользе государства, служит его дальнейшему усилению. Все это отливалось в представление он езыблемости общественных структур, которое не только предполагалось самим способом производства, но и выступало в качествен еизменного принципа ориентации человека. Такая идеологизация властного, государственного устройства естественно вела или к тому, что человек предается внешней власти, подчиняя духовные силы достижению сугубо корыстных целей или связывает себя с ней внешним, как он думает, образом, пытаясь при этом огородить для себя зону духовно- творческой свободы или стремясь к максимальному расширению и углублению внутренней свободы, сознательно противопоставляет себя реалиям внешнего бытия, среди которых государственная власть занимает едва лине центральное место 8
    Жидков О.А. история государства и права зарубежных стран учебник для вузов О.А. Жидков, НА.
    Крашен

    ин

    н

    икова. - МН орма, 2017. – 308 с.

    17 Заключение Термин Средние века употребляется историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения. В историографии принято делить историю средних веков натри периода раннее Средневековье (V – X вв.) – время формирования феодального способа производства Классическое средневековье (XI – XV вв.) – время максимального развития феодализма позднее Средневековье (XV – XVII вв.) – период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства. Средневековье – это период мировой истории, охватывающий время формирования и развития феодализма, пришедшему на смену рабовладению. Однако нижняя и верхняя его границы не являются одинаковыми для всех стран. В Западной Европе они охватывают время с V по XVII вв., то есть с момента падения Римской империи и до английской буржуазной революции
    1640 г. На Востоке не могло быть таких чётких хронологических рамок Средневековья по той причине, что развитие обществ и государств там происходило медленно, с сохранением значительных традиционных форм вплоть до XIX в. Хотя, если заглавный критерий Средневековья считать феодализм, тона Востоке он возник гораздо раньше, чем в Западной Европе, то есть ещё в I в.

    18 Список использованных источников

    1. Виппер, Р. Ю. История средних веков / Р.Ю. Виппер. - М AirLand,
    2018. - 384 c.
    2.
    Гутнова, Е. В. Историография истории средних веков / Е.В.
    Гутнова. - М Высшая школа, 2018. - 400 c.
    3.
    Жидков О.А. история государства и права зарубежных стран учебник для вузов О.А. Жидков, НА. Крашенинникова. - М Норма, 2017. –
    308 с.
    4. Казаков В.Н. История Средних веков / В.Н. Казаков. – СПб: Питер,
    2016. – 253 с.
    5. История России с древнейших времен до начала XXI века (учебное пособие. Под. ред. чл.-кор. РАН АН. Сахарова.- М АСТ: Астрель; Владимир
    ВКТ, 2019. – 176 с.
    6. История Средних веков 6 класс. Искровская Л.В., Федоров СЕ,
    Гурьянова Ю.В. (Под ред. Мясникова В.С.): Москва, «Вендата-Граф», 2018. –
    175 с.
    7.
    Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания / А.Ф. Лихин.
    – М Проспект, 2017. – 395 с.
    8.
    Марцинковская Т. Д. История психологии Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М Издательский центр "Академия, 2018. –
    188 с.
    9.
    Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие / Н.В.
    Михайлова. – М Проспект, 2017. – 197 с.
    10.
    Фортунатов В.В. История для бакалавров и специалистов / В.В.
    Фортунатов. - СПб.: Питер, 2018. – 502 с.


    написать администратору сайта