Ночные клубы как форма организованного досуга социологический анализ
Скачать 199.96 Kb.
|
На правах рукописи АДАХОВСКАЯ Екатерина Александровна НОЧНЫЕ КЛУБЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗОВАННОГО ДОСУГА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Специальность 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Екатеринбург - 2008 Работа выполнена на кафедре прикладной социологии ГОУ ВПО Уральский государственный университет им. А.М. Горького Научный руководитель доктор философских наук, профессор Грунт Е.В. Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор Орлов Г.П. кандидат социологических наук, доцент Круглов ЮН. Ведущая организация ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ им. первого президента РФ Б.Н. Ельцина» Защита состоится «__» декабря 2008 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.286.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО Уральский государственный университет им. А.М. Горького по адресу 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, комн. 248. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО Уральский государственный университет им. А.М. Горького Автореферат разослан «___» ____________ 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор социологических наук, профессор Кораблева Г.Б. 3 I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В постсоветский период в связи с трансформацией Российского общества коренным образом изменились формы досуга. Разнообразие досуговых потребностей населения сформировало индустрию досуга. В настоящее время существует большое количество формальных и неформальных форм проведения досуга, которые человек выбирает в зависимости от своих потребностей и интересов. Однако их специфика и характер реализуемой деятельности не всегда оказывают положительное влияние на формирование индивида и социальных групп. В этой связи возникают противоречия между удовлетворяемыми потребностями и содержанием досуговой деятельности. История развития клубного досуга в России начинается с XIX века. Однако, трансформируясь в течение двух веков, клубы XXI века несут на себе отпечаток современной культуры. В современной России клубные формы досуга продолжают оставаться актуальными, нов их пространстве произошла дифференциация, которая порой бывает настолько полярной, что представляется проблематичным сравнение между собой форм досуга, объединенных названием клуб, например, шахматный клуб, бизнес клуб и ночной клуб. Функции клубов как формы организованного досуга изменились, вместе с этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности, потребности, удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга. Ночные клубы, появившиеся в России в девяностых годах XX века, до сих пор противоречиво оцениваются общественным мнением. С одной стороны, ночные клубы предстают в качестве новой и необычной среды для самовыражения личности. С другой стороны, ночной клуб представляется девиантной формой досуга, связанного с пьянством, употреблением наркотиков и распространенностью случайных половых связей. С этой точки зрения актуализируется изучение характера деятельности, реализующейся в ночных клубах. Увеличивающееся количество ночных клубов на территории России вызывает интерес не только у посетителей, но и у исследователей. Бесспорно, ночные клубы – это закрытые системы со специфическим механизмом функционирования, своей иерархией и системой ценностей. Ночной клуб предстает для посетителей как совершенно иная реальность, непохожая на мир их ежедневных социальных практик. Изучение современных форм досуга имеет важное теоретическое и прикладное значение, поскольку исследования в данной сфере в настоящее время немногочисленны. Помимо этого общая концепция досуга и свободного времени требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки ввиду категориальной противоречивости этих понятий. Ночные клубы как форма досуга еще не стали предметом целенаправленного научного изучения в отечественной социологии. Исследований на эту тему проводилось в России крайне мало, как правило, они являются маркетинговыми и не рассматривают ночные клубы как форму организованного досуга. В большинстве из них ночной клуб рассматривается лишь сточки зрения потребительских предпочтений людей, регулярно посещающих ночные клубы. Поэтому существует потребность в изучении ночных клубов, в составлении целостного представления об этой форме досуга и реализуемой в ней деятельности. Социологическое изучение этой проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов. Анализ состояния ночных клубов как формы досуга, факторов, влияющих на их посещение и типологии посетителей необходимы для совершенствования работы клубов, а также выработки государственной политики в их отношении. Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы в социологии и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования. Степень научной разработанности темы исследования. Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ. Теоретико-методологические основания изучения ночных клубов как формы организованного досуга предполагают определение сущности досуга. В связи с этим можно выделить первую группу работ, в рамках которых дается философское определение специфики досуга Аристотеля, Ф. Гвиччардини, Р. Декарда, Т.Ф. Климента, Т. Плавта, Платона, А. Сен-Симона, Сильвестра, М.Т. Цицерона и др. Вторую группу работ составляют классические социологические теории, в рамках которых рассматриваются проблемы досуга. Это работы М. Вебера, Т. Веблена, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Спенсера и др. Третью группу работ представляют западные социологические концепции досуга. Основу исследования в данной сфере составляют работы таких авторов, как Ш. Беллер, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, М. Кастельс, Г. Клут, М. Маклюэн, Д. Нэш, Р. Паркер, К. Роджек, Р. Слиббинс, Д. Унду, Г. Фаин, Ж. Фурастье и др. Четвертую группу составляют работы отечественных социологов, посвященные досугу. Это работы КА. Абульхановой, В.А. Артемова, Н.В. Бережного, Б.А. Грушина, ЭВ. Клопова, В.Н. Пименовой, НА. Победы, ГА. Пруденского, С.Г. Струмилина, Б.А. Трегубова, а также ученых Уральской социологической школы Г.Е. Зборовского, ЮН. Круглова и Г.П. Орлова. Пятую группу составляют работы, посвященные рассмотрению клубных форм досуговой деятельности. К ним относятся статьи, посвященные определению клуба, опубликованные в словарях Брокгауза-Эфрона, Википедии, В.Даля, АИ. Кравченко, И.С. Ожегова, в Современном словаре иностранных слов. Помимо этого при анализе исторического формирования клубного пространства в рамках диссертации были изучены работы М. Вебера, С.С. Комисаренко, М. Лернера, Р. Портера, В.Э. Хазанова, Й. Хейзинга, НА. Хренова. Методологические аспекты изучения клубной деятельности представлены в работах ИВ. Бобкова, М.Е. Илле, АИ. Лучанкина и А.А. Сняцкого, Б.Г. Мосалева, В.Д. Патрушева и др. Шестую, самую малочисленную группу работ представляют исследования, непосредственно посвященные ночным клубам. Это работы П. Гутенберга, Ф. Джексона, Г. Смирновой и др. Признавая значение вышеназванных работ, автор считает, что исследование ночных клубов как формы организованного досуга должно быть продолжено и конкретизировано. Используя названные труды, диссертант предлагает свой подход к анализу данной проблемы. Объект исследования – ночные клубы в современных условиях. Предметом исследования является состояние ночных клубов как формы организованного досуга в современной России. Цель исследования - изучение становления, функционирования и развития ночных клубов как формы организованного досуга. Для достижения поставленной цели входе проведения исследования решались следующие задачи 1. рассмотреть место досуга в общей структуре свободного времени 2. раскрыть понятие клуб через специфику досуговой деятельности, реализуемой в нем 3. выявить особенности ночного клуба как формы организованного досуга 4. выявить объективные и субъективные факторы, влияющие на посещение ночных клубов 5. на основе эмпирических данных сконструировать типологию посетителей ночных клубов Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков социологической и философской мысли, работы современных социологов, культурологов и философов, посвященные вопросам досуга и клубов. Методологической основой работы являются принципы структурно- функционального, сравнительно-историчекого, системного и деятельностного подходов к трактовке ночного клуба как формы организованного досуга. Структурно-функциональный подход позволяет рассматривать клубы через функции, реализуемые в нем. С помощью сравнительно-исторического подхода рассматривается динамика развития клубного пространства. Системный подход, позволяет изучать досуговую деятельность в целостности и, подразделяя на различные структурные элементы. Принципы деятельностного подхода дали возможность раскрыть специфику и содержание досуговой деятельности в ночном клубе. Применение социологической методологии и методов позволило проанализировать эмпирические данные. Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы социологических исследований, проведенных автором в 2005-2008 годах в ночных клубах г. Екатеринбурга. Методами сбора первичной информации выступали анкетный опрос, глубинное интервью и включенное наблюдение. Было опрошено 500 посетителей ночных клубов на основе квотной выборки. В качестве экспертов выступили организаторы ночных клубов, а также люди, задействованные в клубной инфраструктуре (ди-джеи, дизайнеры клубов и т.д.). Всего методом глубинного интервью опрошено 40 экспертов. Также проведено 15 включенных наблюдений за посетителями в ночных клубах г. Екатеринбурга. Научная новизна работы заключается в следующем. 1. Уточнено социологическое содержание понятия клуб. Под клубом понимается форма организованного досуга, в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми на основе принятых норм и правил с целью реализации добровольной совместной деятельности. 2. Дана авторская трактовка понятия ночной клуб, который рассматривается как территориально локализованная форма ночного организованного досуга, в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми, преимущественно ориентированное на групповую реализацию гедонистической и релаксационной функций досуга. 3. Выделены и проанализированы основные характеристики ночных клубов как формы организованного досуга территориально локализованное социокультурное пространство, социокультурное непосредственное взаимодействие субъектов, организация на основе преимущественно музыкальных интересов и предпочтений развлекательная направленность рекреативный характер деятельности возрастная ориентация (члены преимущественно молодые люди и люди среднего возраста не регламентированная частота и обязательность посещения негосударственный характер организации обязательность системы взносов членов клуба. 4. Выделены социокультурные основания возникновения ночных клубов как формы организованного досуга в современной России изменение норм и ценностей российской культуры сначала х годов ХХ века процесс вестернизации российской культуры и досуга возрастающая потребность населения в рекреативных формах досуга формирование индустрии досуга. 5. Выявлены ведущие факторы, оказывающие влияние на посещение ночных клубов. Основными объективными факторами, оказывающими влияние на посещение ночных клубов, являются средства массовой информации, референтная группа, гендерная специфика, материальное положение, наличие семьи и внутриклубная атмосфера. Основными субъективными факторами являются личный интерес к клубной жизни, опыт посещения ночных клубов, особые мотивы посещения ночных клубов, система жизненных ценностей посетителей, отсутствие хобби. 6. На основе эмпирического анализа сконструирована типология ночных клубов. В основание типологии заложены признаки наличие в клубе особого социокультурного взаимодействия и характер внутриклубной деятельности. Были сконструированы три типа клубов «попсовые», статусные и «андеграундные». 7. На основе теоретического и эмпирического анализа разработаны две типологии посетителей ночных клубов. Основание первой типологии образовано сочетанием таких признаков, как желание дальнейшего развития клубной жизни и личная мотивация на посещение клубов в будущем. Было выявлено три типа вечно ищущий клаббер», успокоившийся и выпадающий. Типологизирующими признаками, положенными в основание второй типологии явились характер внутриклубной деятельности и ориентация на реализацию норм внутриклубной деятельности. Анализ полученных данных позволил выделить три типа посетителей дебошир, адекватный и романтик. 9 Научно-практическая значимость исследования. В теоретическом аспекте работа представляет ценность как исследование подходов к определению досуга, а также выявление состояния его форм в условиях социально-экономической трансформации Российского общества. Материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для систематизации и развития понятийного аппарата и методологической базы социологического анализа досуга и клуба. Материалы исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов и курсов для студентов социологических факультетов и факультетов культурологии Социология досуга, Социология духовной жизни, Социология культуры. Кроме того, данная работа может представлять практическую пользу для выработки стратегии социальной и правовой политики в отношении ночных клубов. Также результаты исследования могут быть использованы руководителями и организаторами ночных клубов в целях рационализации управленческого процесса. Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования легли в основу выступлений автора на международных и всероссийских научно-практических конференциях, а также были отражены в 15 публикациях. Положения диссертации нашли свое отражение в выступлениях на международных конференциях Региональное пространство проблемы коммуникационной и социальной безопасности (Санкт-Петербург, 2004 г Ломоносов, Ломоносов (Москва, 2005, 2006 г Кросс- культурные исследования методология, опыт эмпирического анализа Екатеринбург, 2005); Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада методология, опыт эмпирического исследования (Екатеринбург, 2006); Культура, личность, общество в современном мире методология, опыт эмпирического исследования (Екатеринбург, 2007 г «XVI Уральские социологические чтения (Челябинск, 2006 г. Результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских конференциях Духовная судьба России и цивилизации в XXI века (Тюмень, 2006 г, Современное общество вопросы теории, методологии, методы социальных исследований (Пермь, 2004 г, Трансформация Российского общества и актуальные проблемы социологии (Екатеринбург, 2005 г. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа содержит 162 страницы, список литературы представлен 276 наименованиями. II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ Во Введении обосновывается актуальность, отмечается степень разработанности темы диссертации, формулируются цели и задачи, определяется объект, предмет исследования, научная новизна, излагается эмпирическая база, а также практическая значимость работы и апробация полученных результатов. Впервой главе – «Теоретико-методологические основания изучения досуга и клуба - проводится теоретический анализ проблемы, раскрывается социологическое содержание основных понятий – свободное время, досуг, клуб, ночной клуб, излагаются концептуальные основы социологического изучения данной проблемы. Параграф 1.1. – Досуги свободное время специфика и функции - посвящен анализу основных теоретических и методологических подходов к исследованию свободного времени и досуга в философской и социологической литературе. Автор подробно рассматривает сложившиеся в философии концепции свободного времени и досуга. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что существующие концепции можно разделить на два направления. Первое направление рассматривает досуг через возвышенную духовную деятельность, реализуемую в нем, выделяя при этом развивающую и самореализующую функции досуга. Второе направление, напротив, концентрирует свое внимание на рекреативной деятельности, осуществляемой в досуге, соответственно, выводя на первый план гедонистическую и релаксационную функции. При рассмотрении социологических концепций диссертант делает вывод о том, что классические теории базируется на утилитарном отношении к досугу. В данной связи свободное время рассматривается как вторичное по отношению к рабочему времени, выполняя при этом функции релаксации и восстановления физических сил. На фоне этих работ выделяется Теория праздного класса Т. Веблена, в которой выделяется гедонистическая функция досуга. Концепции досуга, сформировавшиеся в XX веке, диссертант разделяет на два направления – западное и отечественное. Западные ученые связывают досуг с расслаблением, развлечением и самоутверждением личности. Однако автор полагает, что природа досуга не была до конца раскрыта в этих социологических концепциях, поскольку в них уделяется недостаточно внимания его аксиологической и самореализующей функциям. Основной акцент отечественных социологов ставится на результативность и содержательную полезность досуга. Вслед за классической социологией, отечественные исследователи определяют досуг как деятельность, направленную на восстановление физических и психологических сил для дальнейшей трудовой деятельности. Помимо этого ученые выделяют развивающий потенциал досуговой деятельности по приращению профессиональных знаний. Автор разделяет функциональную насыщенность досуга в западной и отечественной социологии. Западные теории концентрируют внимание на релаксационной, гедонистической и компенсаторной функциях досуга, в то время как отечественные - на функциях самореализации, развития и аксиологической. При анализе подходов к определению досуга диссертантом зафиксирована проблема существующие в социологической литературе подходы недостаточно четко разделяют понятия свободное время и досуг. Большинство исследователей отождествляют досуги свободное время, однако диссертант считает это некорректным. По мнению автора, под свободным временем понимается время, свободное от выполнения функциональных профессиональных обязанностей, в которое личность самостоятельно может осуществлять ограниченный социокультурными и экономическими возможностями выбор деятельности с учетом своих потребностей и интересов. Основной характеристикой досуга, выделяющей его из общей структуры свободного времени, является непосредственно осуществляемая индивидом деятельность, наполненная определенным функциональным содержанием. Обобщая существующие теории досуга, диссертант выделяет функции досуга аксиологическую, компенсаторную, самореализующую, развивающую, релаксации, коммуникативную, гедонистическую и экономическую. Изучая содержание досуга, а также его функциональное насыщение, диссертант определяет досуг как часть свободного времени, в которой личность осуществляет деятельность, направленную на реализацию своих потребностей и интересов, в рамках существующих форм досуговой деятельности. При этом автор доказывает, что выполняемые функции досуга могут варьироваться в зависимости от изучаемой формы его организации. Проведенный в параграфе теоретико-методологический анализ позволяет сделать вывод о том, что современная социальная реальность исключает сферу действительно свободного времени, так как отсутствует основная его характеристика – свобода видов досуговой деятельности изначально внешние условия предопределяют весь набор возможных вариантов, среди которых уже предлагается сделать выбор самому индивиду. Поэтому можно говорить лишь о наличии свободы выбора из предлагаемых на данный момент форм деятельности. Таким образом, анализ существующих подходов к определению досуга позволил выявить его функциональное насыщение, а также выделить его место в общей структуре свободного времени. В параграфе 1.2. – Особенности ночных клубов как формы организованного досуга - раскрыто и обосновано место ночных клубов как формы организованного досуга, рассмотрены их специфические особенности и разработана модель эмпирического исследования ночных клубов. Автор подчеркивает, что социологическое изучение ночных клубов предполагает рассмотрение их через пространство клубного досуга. Поэтому в работе раскрывается характер возникновения и функционирования клубов. Рассматривая историю возникновения клубов, а также культурологические концепции клуба, автором подчеркивается недостаток социологических концепций клуба. Первые клубы появились в Англии в XVI веке, впоследствии клуб как форма досуга стал популярным в Европе, а в XIX веке ив России. Диссертант выделяет функциональное содержание клуба на ранних этапах становления его как формы организованного досуга. Клубы выполняли гедонистическую, релаксационную, компенсаторную, самореализующую, экономическую функции. В конце XIX века в России стали появляться литературные и политические клубы, преимущественно выполняющие функции развития и аксиологическую. Изучение функционального насыщения клубного досуга позволило автору прийти к выводу, что клубы, являясь одной из форм досуга, выполняют те же функции, что и досуг в целом. Теоретический анализ существующих определений клуба позволил дать авторское определение клуба. Под клубом понимается форма организованного досуга, в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми на основе принятых норм и правил с целью реализации добровольной совместной деятельности. В диссертации доказывается, что современное содержание клубной деятельности существенным образом меняется в связи с процессами трансформации общества, а также изменения культуры. Современное клубное пространство представлено широким кругом клубных организаций, различающихся по реализуемым в них потребностями интересам, характеру членства, направленности действия и т.д. Автор выделяет ночные клубы как специфическую форму организованного досуга. Появившись вначале века, ночные клубы претерпели с тех пор значительные деформации. В период сухого закона, главной целью открытия первых ночных клубов были незаконная продажа и употребление алкогольной продукции, соответственно, на первый план выходили релаксационная и гедонистическая функции. Характерным этапом в развитии ночных клубов стал период конца восьмидесятых – начала девяностых годов XX века. Толчком для развития ночных клубов в России стал процесс глобализации, а также падение коммунистического режима в бывших странах СССР. Сегодня ночные клубы представлены гораздо большим количеством организаций, обладающих разными направлениями и реализующими все функции досуговой деятельности, однако гедонистическая и релаксационная функции продолжают оставаться основными. В параграфе выделены социокультурные основания возникновения ночных клубов как специфической формы организованного досуга в современной России изменение норм и ценностей российской культуры вначале х годов XX века процесс вестернизации российской культуры и досуга возрастающая потребность населения в рекреационных формах досуга формирование индустрии досуга. Диссертант доказывает, что ночные клубы обладают специфическими характеристиками, выделяющими их из пространства клубного досуга организация на основе музыкальных интересов и предпочтений развлекательная направленность рекреативный характер деятельности удовлетворение духовных потребностей (в общении, прослушивании музыки и т.д.); возрастной, члены которого преимущественно молодые люди и люди среднего возраста частота и обязательность посещения не регламентируется организованный частным образом легально или нелегально, существующий на взносы членов клуба с неформальной, нечетко выраженной иерархией в большинстве случаев малое менее 500 кв. м, локализованное социокультурное пространство с непосредственным характером внутриклубного взаимодействия. В диссертации подчеркивается отсутствие определений ночного клуба в социологической теории, поэтому предлагается авторское определение ночного клуба. Под ночным клубом понимается территориально локализованная форма ночного организованного досуга, в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми, преимущественно ориентированное на групповую реализацию гедонистической и релаксационной функций досуга. Ночные клубы делятся в зависимости от стилей музыки, которая для них предпочтительна поп-клубы, рок-клубы, рейв-клубы, джаз-клубы и т.д. Основываясь на анализе ночных клубов как формы организованного досуга, автор выделяет группу факторов, оказывающих влияние на посещение ночных клубов. К числу объективных факторов, определяющих посещение ночных клубов, диссертант относит следующие социально-демографические характеристики, средства массовой информации и наличие внутриклубной атмосферы в ночном клубе. К субъективным факторам относится насыщенность свободного времени занятиями, помимо посещения ночных клубов, ценностные ориентации, отношение к клубной жизни и личный опыт посещения. Во второй главе – Состояние и функционирование ночных клубов как формы организованного досуга - на основе данных конкретного социологического исследования рассматриваются специфика ночных клубов, особенности посетителей ночных клубов, предлагается типология ночных клубов, рассматриваются мотивы посещения ночных клубов, факторы, влияющие на посещение ночных клубов, конструируются две типологии посетителей ночных клубов. В параграфе 2.1. – Специфика и состояние ночных клубов в современных условиях - диссертант рассматривает характеристики посетителей ночных клубов и самих ночных клубов, дает типологию ночных клубов, а также рассматривает мотивы их посещения. Анализ эмпирических данных позволил определить категорию населения, для которой посещение ночных клубов может оказаться потенциально привлекательным. Среднестатистический посетитель ночных клубов – это неженатый замужний человек (пол не имеет значения) в возрасте от 18 до 30 лет, имеющий самостоятельный заработок или приработок, обеспечивающий ему средний уровень дохода. Анализ данных исследования позволил выделить основные составляющие, необходимые при организации внутриклубного пространства бар, челаут (место для отдыха, данспол (место для танцев, стойку. Соответственно, в баре работают бармены и официанты на дансполе (при наличии сцены - на сцене) – танцовщики, МС (ведущий за диджейской стойкой работает ди-джей. При этом количество дансполов, челаутов, баров и стоек не ограничено и зависит от размеров клуба. Помимо вышеперечисленных обязательных составляющих ночного клуба, автор выделяет набор постоянных характеристик, необходимых для существования внутриклубного пространства с дальнейшей детализацией их особенностей и предпочтений посетителей. К ним относятся качественная музыка необычность помещений небольшой размер помещений данспол небольших размеров жесткая система контроля посетителей при входе барс широким ассортиментом алкогольной продукции дизайн интерьера наличие удобных челаутов для отдыха система реализации клубного членства (флаеры, членские карты и т.д.); проведение тематических вечеринок система безопасности в клубе световые эффекты. При этом диссертантом отмечается, что одной из важнейших характеристик является внутриклубная атмосфера, которую можно определить как специфическое культурное пространство в ночном клубе, образованное за счет взаимодействия людей, близких по своему социальному статусу и интересам приятной музыки оригинального дизайна. Исследование зафиксировало, что среди посетителей ночных клубов присутствуют три типа мотивации проведения клубного досуга. К первому типу относится социальная мотивация – это мотивы социальной значимости взаимодействия индивидов во внутриклубном пространстве. Доля этой мотивации составляет 67%. Ко второму типу относится нонконформная мотивация – это мотивы противостояния традиционной социальной среде. Доля этой мотивации составляет 20%. К третьему типу относится статусная мотивация – это мотивы престижа и моды посещения какого-либо вида ночных клубов. Доля этой мотивации составляет 12%. Анализируя функциональную насыщенность досуга в ночных клубах, диссертант доказывает, что, выполняя все функции досуга, ночной клуб в большей степени ориентированна реализацию гедонистической и релаксационной функций, что подтвердили результаты исследования. В зависимости от двух типологизирующих признаков наличие в клубе особого социокультурного взаимодействия и характер внутриклубной деятельности автор конструирует основные типы ночных клубов, существующие в г. Екатеринбурге, а также выявляет отношение к ним в среде посетителей и организаторов ночных клубов. К первому типу относятся «попсовые» клубы, доля данного типа клубов составляет 75%. Эти клубы характеризуются отсутствием постоянной аудитории – тусовки, с плохой подборкой музыки популярная легкая поп-музыка, диско). 67% посетителей отмечают, что в подобных заведениях отсутствует особая клубная атмосфера. К следующему типу относятся статусные клубы, их доля составляет 10%. Статусные клубы можно отнести к клубам с дорогостоящим входом, эффектной шоу-программой, чрезвычайно строгим фейс-контролем, однако часто с неопределенной музыкальной стилистической направленностью. Характер посещаемости таких клубов определяется преимущественно материальным цензом, а тусовка в таких клубах относительно устойчива. Подобного типа клубы всегда обладают специфической атмосферой, которая достигается дорогостоящим оригинальным дизайном помещений и социальной однородностью посетителей. К третьему типу относятся «андеграундные» клубы, их доля составляет 15%. По мнению респондентов, к «андеграундным» относятся клубы с постоянной сложившейся атмосферой и стилистической направленностью музыки. Это клубы среднего и низшего ценового сегмента, однако, со строгим контролем посетителей при входе. Посетителями «андеграундных» клубов становятся преимущественно молодые люди, поскольку музыкальные направления в них носят инновационный модный характер. При анализе типов клубов диссертант приходит к выводу о значимости тусовки, как категории, через которую раскрывается внутриклубное взаимодействие. Автор определяет тусовку, как близких по своему социальному, экономическому и мировоззренческому положению посетителей определенных ночных клубов. Помимо ночных клубов автор выделяет периферийный уровень ночного клубного досуга, образованный пабами, ресторанами и кафе. Эти заведения, по мнению автора, некорректно относить к ночным клубам, поскольку респонденты выделяют их как элементы предклубной досуговой деятельности. В современной социокультурной ситуации автор дает неоднозначную оценку ночным клубам как форме организованного досуга. С одной стороны, при ситуативном посещении ночные клубы не оказывают негативного влияния на здоровье и профессиональную активность посетителей. С другой стороны, частое посещение ночных клубов меняет профессиональную ориентацию (частые посетители стараются найти работу во внутриклубной инфраструктуре) и ухудшает состояние здоровья. Таким образом, ночные клубы, выполняя гедонистическую и релаксационную функции, могут реализовывать их на разных уровнях в зависимости от потребностей самих посетителей. В параграфе 2.2. – Факторы, определяющие посещение ночных клубов, и типология посетителей - автор исследует влияние на посещение ночных клубов различных факторов, а также конструирует две типологии посетителей ночных клубов. Исследование показало, что активный рост потребности в посещении ночных клубов в последние несколько лет обусловлен рядом объективных и субъективных факторов. В параграфе показано, что посещение ночных клубов детерминировано совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов социокультурного и социально-экономического характера. Основными объективными факторами, оказывающими влияние на посещение ночных клубов, являются средства массовой информации, референтная группа, гендерная специфика, материальное положение, наличие семьи и внутриклубная атмосфера. Эти факторы оказывают существенное влияние на формирование и развитие ночной клубной жизни в целом и на посещение клубов. Во вторую группу диссертантом включены факторы отсутствие хобби, личный интерес к клубной жизни, опыт посещения ночных клубов, особые мотивы посещения ночных клубов, система жизненных ценностей посетителей. Результаты исследования позволили сконструировать две типологии посетителей ночных клубов по двум основаниям. Первое основание образовано сочетанием таких признаков, как желание дальнейшего развития клубной жизни и личная мотивация на посещение клубов в будущем. Данная типология позволяет рассмотреть основные позиции, выраженные в среде посетителей ночных клубов. Автором выделено три типа 1) вечно ищущий клаббер» характеризуется постоянством посещения и положительно относится к развитию ночной клубной жизни, 2) успокоившийся (характеризуется постоянством посещения, однако равнодушно относится к дальнейшему посещению ночных клубов из-за четко сформировавшихся предпочтений, 3) выпадающий характеризуется отрицательным отношением к развитию клубной жизни и не намерен их посещать в дальнейшем. К первому типу относится 27%, ко второму – 44%, к третьему – 29% посетителей. Ведущим типом можно считать тип успокоившегося, что сдерживает и негативно влияет на развитие ночных клубов. Представленная типология позволяет проследить механизмы развития клубной жизни. В качестве основания второй типологии выделено сочетание двух взаимосвязанных признаков характер внутриклубной деятельности и ориентация на реализацию норм внутриклубной деятельности. Анализ полученных данных позволил диссертанту выделить три типа посетителей ночных клубов 1) дебошир (характеризуется девиантным поведением (пьянство, наркотики, драки) и считает такое поведение нормой 2) адекватный (отрицательно относится к девиантным формам досуга и не практикует их 3) романтик характеризуется отрицательным отношением к девиантным формам досуга, однако практикует случайные половые связи, основанные на внутриклубных знакомствах. К первому типу относится 7%, ко второму – 58%, к третьему – 35%. Исследование зафиксировало, что тип адекватный является наиболее распространенным в ночных клубах. Выделенная типология позволяет рассмотреть модели поведения в ночном клубе, а также охарактеризовать основные аспекты нормативной внутриклубной деятельности. Влияние различных групп факторов, а также выделение типологий позволило сделать вывод о существовании противоречий, связанных с развитием ночных клубов как формы досуга. В условиях современного общества, где первостепенным ресурсом становится информация, возникает противоречие между возрастающей ролью самореализующей функции досуга и развитием рекреативных форм досуговой деятельности, к каким относятся ночные клубы. Следующее противоречие возникает между существующими в сознании постоянных посетителей жизненными ценностями (любовь, семья, здоровье и т.д.) и внутриклубными ценностями (ценность тусовки, определенных музыкальных направлений и тематических вечеринок, практикующимися в жизни. И последнее выделяемое противоречие возникает между отрицательным отношением части посетителей к ночным клубами фактом их регулярного посещения, что происходит из-за возникновения привычки и зависимости от ночных клубов. Несмотря на противоречивость ночных клубов, как формы организованного досуга их количество увеличивается, и они претерпевают постоянные деформации, связанные с желанием удовлетворять потребностям посетителей. Все это позволяет говорить о проблематичности становления и развития ночных клубов в России как формы организованного досуга. В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты, делаются выводы и рекомендации. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях Статья, опубликованная в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном ВАК 1. Адаховская Е.А. Факторы, влияющие на посещение ночных клубов как формы досуга в современной России Текст / А.Е. Адаховская // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ. 21 Герцена. № 28 (63). В 2 частях Аспирантские тетради. Ч. 1. Общественные и гуманитарные науки Научный журнал. – Спб., 2008. – 11-16; 0,5 пл. Другие публикации 2. Адаховская Е.А. Понятие свободного времени в Западной социологической теории // Культура, личность, общество в современном мире методология, опыт эмпирического исследования. Ч. 2. – Екатеринбург, 2007. С. 148-149; 0,2 пл. 3. Адаховская Е.А. Ночные клубы как форма организации досуга // Культура, личность, общество в современном мире методология, опыт эмпирического исследования. Ч. 2. – Екатеринбург, 2007. С. 149-151; 0,3 пл. 4. Адаховская Е.А. Источники информации о ночных клубах как причина их популярности // Духовная судьба России и цивилизации ХХI века (V Рождественские образовательные чтения Материалы всероссийской научно- практической конференции (6-7 февраля. – Тюмень ТюмГНГУ, 2006. С. 60- 62; 0,3 пл. 5. Адаховская Е.А. Клаббинг в контексте молодежной субкультуры // Современное общество вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Т. I – Пермь, 2004. С. 233-235; 0,3 пл. 6. Адаховская Е.А. Ночной клуб как способ проведения досуга // Политическая культура и политические процессы в современном мире методология, опыт эмпирического анализа. Материалы й Международной конференции памяти Л.Н. Когана. Сборник работ студентов, магистрантов и аспирантов Ч. VI (2) – Екатеринбург, 2005. – С. 29-30; 0,2 пл. 7. Адаховская Е.А. Место ночного клуба в пространстве культуры // XVI Уральские социологические чтения Социальное пространство Урала в условиях глобализации – XXI век Материалы международной научно- практической конференции – Челябинск Центр анализа и прогнозирования, 2006. – Ч II. – С. 3-4; 0,2 пл. 8. Адаховская Е.А. Роль образования в формировании потребности в посещении ночных клубов // Гуманитарное образование в современном Российском вузе материалы научно-практической конференции. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. С. 5; 0,2 пл. 9. Адаховская Е.А. Ночной клуб как выражение потребности молодежи в нестандартном времяпрепровождении // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада методология, опыт эмпирического исследования сборник работ студентов и магистрантов) Ч. IV. – Екатеринбург, 2006. С. 20- 22; 0,2 пл. 10. Адаховская Е.А. Образ андеграундного клуба Трансформация российского общества и актуальные проблемы социологии материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. №3 (55). Ч. С. 175-176; 0,2 пл. 11. Адаховская Е.А. Социально-демографической портрет человека, проводящего свой досуг в ночном клубе // Материалы Международной конференции Ломоносовские чтения 2005» – МС пл. 12. Адаховская Е.А. Клаббинг как феномен культуры и неотъемлемая часть досуговой деятельности // Сборник победивших работ на Международной конференции Ломоносовские чтения 2005» - МС пл. 13. Адаховская Е.А. Ночной клуб в пространстве культуры // Материалы Международной конференции Ломоносовские чтения 2006». – МС пл. 14. Адаховская Е.А. Клаббинг как феномен современной молодежной культуры // Региональное пространство проблемы коммуникационной и социальной безопасности. Тезисы докладов VI научно-практической международной студенческой конференции. Санкт – Петербург, 2004 г, С. 3- 4; 0,2 пл. 15. Адаховская Е.А. Клубы как организационная форма досуговой деятельности // Материалы Международной конференции Ломоносовские чтения 2007» – МС пл. 23 Подписано в печать .11.2008. Формат х Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman Усл. Печ. Л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № Отпечатано в ИПЦ Издательство УрГУ» 620000, г. Екатеринбург, Тургенева, 4 |