философия ворд. Философия
Скачать 0.89 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета И.Б. Г айдукова ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Курск 2011 УДК 1 (075ю8) ББК 87я73 Г 14 Рецензенты: Ю.Л. Воробьев - доктор философских наук, профессор М.Д. Черкашин - кандидат философских наук, доцент Г айдукова, И.Б. Г14 Философия [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Гайдукова; Курск. ин-т соц. образования. Курск, 2010. ISBN 5-7681-0280-9 Учебное пособие подготовлено на кафедре философии и социологии Курского института социального образования (филиала) РГСУ и предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия». В работе излагается содержание основных вопросов курса, приводятся тренировочные и тестовые задания по каждой главе, рекомендуется список литературы, в приложении даются схемы, позволяющие систематизировать и лучше запоминать материал. УДК 1(075ю8) ББК 87я73 Г 14 ISBN 5-7681-0280-9 © Гайдукова И.Б., 2011 © Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, 2011 ФИЛОСОФИЯ 2 Г айдукова, И.Б. 2 Начало философии в Китае 28 Философия Древней Индии 34 Виды интуиции 201 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 275 БЕЛЛ Дениел 284 БЕРГСОН Анри 284 БЕРДЯЕВ Николай Александрович 284 БЕРКЛИ Джордж 284 БЕРТАЛАНФИ Людвиг фон 284 БРУНО Джордано Филиппо 285 БУДДА Сиддхартха Г аутама 285 БУЛГАКОВ Сергей Николаевич 285 БЭКОН Фрэнсис 285 ВИКО Джамбаттиста 285 ГЕРЦЕН Александр Иванович 286 ГОББС Томас 287 ГОЛЬБАХ Поль Анри 287 ГУМИЛЁВ Лев Николаевич 287 ДЕКАРТ Рене 287 ДЕМОКРИТ 288 ДЕРРИДА Жак 288 ДИДРО Дени 288 ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович 288 ДЬЮИ Джон 289 ДЮГЕМ Пьер 289 ЕВКЛИД 289 ЗЕНОН из Элеи 289 ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич 289 ИОАНН Мансур из Дамаска 289 ИОАНН ДУНС СКОТ 289 КАМЮ Альбер 290 КАНТ Иммануил 290 КАРНАП Рудольф 290 КАРСАВИН Лев Платонович 290 КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич 290 КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан Никола 290 КОНФУЦИЙ 291 КУН Томас Самюэл 291 КЬЕРКЕГОР Сёрен 291 ЛАКАТОС Имре 291 ЛАМЕТРИ Жюльен Офре де 291 ЛАО-ЦЗЫ 292 ЛЕВИ-СТРОСС Клод 292 ЛИОТАР Жан-Франсуа 292 ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович 292 ЛОКК Джон 292 ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич 293 МАРКС Карл 293 МАРСЕЛЬ Г абриэль Оноре 293 МАХ Эрнст 293 МИЛЛЬ Джон Стюарт 293 НИЦШЕ Фридрих 294 НЬЮТОН Исаак 294 ОККАМ Уильям 294 ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе 294 ПАРМЕНИД 294 ПЕЧЧЕИ Аурелио 294 ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович 294 ПИРС Чарльз 294 ПИФАГОР 295 ПЛАТОН 295 ПОППЕР Карл 295 ПРОТАГОР 295 РАДИЩЕВ Александр Николаевич 295 РАССЕЛ Бертран 295 РОРТИ Ричард 295 РУССО Жан Жак 296 СЕЧЕНОВ Иван Михайлович 296 СОКРАТ 296 СПЕНСЕР Герберт 296 СПИНОЗА Бенедикт 296 ШЛИК Мориц 300 ШОПЕНГАУЭР Артур 300 ШПЕНГЛЕР Освальд 300 ШПЕТ Густав Густавович 300 ЭМПЕДОКЛ 300 ЭНГЕЛЬС Фридрих 300 ЭПИКУР 300 ЮМ Дэвид 300 ЯСПЕРС Карл 301 и 303 и 303 УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН 285 ПРИЛОЖЕНИЕ 305 предисловие Данное учебное пособие подготовлено кандидатом философских наук доцентом кафедры философии и социологии Курского института социального образования (филиала) РГСУ И.Б. Г айдуковой. Основой для написания пособия является изданное ранее (в 2006 году) учебное пособие для системы дистанционного обучения, разработанное И.Б. Гайдуковой.1 Настоящее издание имеет целью познакомить студентов с основными разделами курса философии, указанными в Государственном образовательном стандарте. Пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих философию. Оно может использоваться студентами очной формы обучения для подготовки к семинарским занятиям, зачёту и экзамену, а также студентами заочной формы обучения для написания контрольных работ и подготовки к экзамену. Учебное пособие включает в себя ряд заданий (тренировочные, тестовые и др.), которые помогут организовать изучение дисциплины в рамках аудиторных занятий и в процессе самоподготовки. Для наилучшего усвоения и запоминания излагаемого материала, работу с пособием целесообразно разбить на несколько этапов:
Авторы просят извинить за возможные ошибки, неточности и опечатки, допущенные при издании пособия. Замечания и пожелания по дальнейшей доработке пособия направляйте, пожалуйста, на кафедру философии и социологии КИСО (филиала) РГСУ или лично авторам. Философия является обязательным федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. В процессе изучения философии человек не только овладевает определёнными знаниями, он получает возможность формирования системного мировоззрения, основанного на опыте мировой культуры и последних достижениях науки. Вместе с тем философия способствует развитию критического мышления и способности самостоятельного, независимого суждения о мире, проблемах бытия, смысла жизни. В учебном пособии рассматриваются основные этапы развития философского знания, показана его специфика. Изложение философских проблем осуществляется с учётом последних достижений мировой и отечественной научной мысли. По каждой теме курса излагается теоретический материал, затем предлагаются тесты, тренировочные задания и вопросы для повторения. Кроме того, в пособии имеется итоговый комплексный тест, включающий вопросы по всем темам курса, примерные вопросы к экзамену, рекомендательный список литературы и краткий философский словарь.
Вопросы для повторения помогут проанализировать полноту и глубину своих знаний по теме. Сюда входят: определение основных понятий, расшифровка новых терминов и другие вопросы, необходимые для всестороннего освещения темы.
Цель преподавания дисциплины - формирование и развитие творческого мышления будущего специалиста, умения использовать полученные знания при изучении специальных дисциплин и в конкретных жизненных ситуациях, достижение студентами всестороннего и глубокого понимания сущности философских проблем бытия человека, эволюции взглядов на природу человека, его сознания, общественной жизни, особенностей современного видения основных вопросов философского познания. Основные задачи:
В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
Учебный процесс контролируется с использованием тестов и контрольных вопросов, что способствует закреплению теоретических знаний по философии и практических навыков анализа действительности. Связь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана Данная дисциплина базируется на знании программного материала по физике, истории, культурологии. ГЛАВА 1. СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ в духовной жизни общества и человека Философия - одна из древнейших областей человеческого знания. Слово «философия» имеет два греческих корня: «phileo» - любить и «sophia»- мудрость. В дословном переводе с греческого оно значит «любовь к мудрости». Впервые этот термин употребил Пифагор, а в активное использование его ввел Платон, который понимал слово «sophia» иначе, чем просто «мудрость». Под «софией» Платон понимал всеобщую гармонию мира, недоступную для человека. Простой смертный не в состоянии постичь её, он может только любить её. Поэтому точнее по смыслу, заложенному великим греком, было бы перевести слово «философия» как любовь к гармонии, к истине, постоянное стремление человека к истинному постижению гармонии мира. Философия представляет собой развитую культуру мышления. Это также жажда этой культуры мышления. Философствуя, человек преображает свой ум в разум. Философия заключает в себе определенный способ мышления, определённую логику мышления, поэтому с философией вообще не сталкивается только тот, кто вообще не мыслит. А каждый мыслящий человек имеет свой стиль мышления, владеет каким-то конкретным способом суждения о вещах, событиях. Но у каждого человека стиль мышления свой: развитый или не очень, логичный или нет, глубокий или поверхностный. Философия оказывает неоценимую услугу любому человеку, который к ней приобщается: она помогает формированию глубокого последовательного мышления, учит рассуждать, выносить суждения, ставить вопросы там, где на первый взгляд кажется все ясным. Философия - это прекрасная тренировка ума, а наш ум - это ничто иное, как умение мыслить. Для воспитания ума одних только знаний недостаточно, надо ещё уметь пользоваться этими знаниями. «Многознание уму не учит», - говорил древнегреческий мыслитель Г ераклит. Знание само по себе является просто совокупностью сведений, заложенных в память. Ум же предполагает умение правильно распоряжаться этими знаниями, соотносить их с фактами и событиями реальной жизни. Кроме того, умный человек может не только хорошо использовать уже имеющиеся у него знания, но и самостоятельно пополнять их. Русский философ Э.В.Ильенков называл ум «гигиеной духовного здоровья», которое также необходимо человеку, как и здоровье физическое. Для поддержания хорошей физической формы человеку необходимы тренировки. Точно также обстоит дело и с нашими умственными способностями: чтобы поддерживать свой ум в хорошей форме, его необходимо тренировать. Философия как раз и выполняет эту задачу. Философия учит думать строго и последовательно, закрепляет такой стиль мышления, который основан на хорошо продуманной, осмысленной и строго аргументированной позиции. Именно этот стиль мышления ведёт человека к истине. Познавательная ценность умозаключения, подкреплённого фактологическими доказательствами и логической аргументацией, огромна, даже если оно не претендует на абсолютную завершённость и достоверность. Философия формирует критичность мышления и культуру сомнения, которые не позволяют те или иные знания возводить в абсолют. «Сомнение есть начало мудрости» (Аристотель). Именно гипотетическая возможность ошибки любого знания (и научного в том числе) освобождает путь для новых открытий, создаёт предпосылки для восприятия новой информации и воспитывает мудрость, включающую в себя терпимость даже к тем взглядам, с которыми мы категорически не согласны. В настоящее время человек особенно нуждается в расширительном понимании рациональности и в признании необходимости и значимости не окончательно-определённого, а вероятностного неполного знания. Помимо проблем профессионального и житейского характера в разные периоды жизни перед человеком встают и другие вопросы: что есть добро, а что зло; как устроен окружающий нас мир; каково место человека в мире; существуют ли во Вселенной закономерности или господствует здесь хаос; может ли человек познать окружающую его действительность, и до каких пределов простирается познание... В этом ряду можно поставить ещё множество вопросов, каждый из которых будет иметь общемировоззренческий характер. Размышляя над этими вопросами, люди будут находить самые разнообразные ответы на них, которые могут опираться на простой жизненный опыт и здравый смысл, на веру в божественное или на научное знание. Иначе говоря, ответы эти будут зависеть от типа мировоззрения, которое имеет тот или иной человек. Философия является одним из типов мировоззрения. Причём это такое мировоззрение, которое требует большой глубины мышления и высокого уровня развития абстрактно-логических способностей. Выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют». Для того чтобы разобраться, в чём состоит специфика философского осмысления мира, надо сравнить философию с другими типами мировоззрения. Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. Субъектом мировоззрения может быть отдельный человек, группа людей или общество в целом. Мировоззрение имеет свою внутреннюю структуру, т.е. состоит из нескольких элементов. Основой мировоззрения являются знания. Однако одних только знаний для формирования мировоззрения недостаточно. В его состав входит оценочный элемент, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составляющей мировоззрения являются убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску. Убеждения предполагают не простое знание, понимание чего бы то ни было, а обязательную уверенность в своей правоте, в истинности своих знаний. Кроме того, мировоззрение включает в себя оценку тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей общества, социальной группы или личности. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Идеалы служат духовным ориентиром во всей человеческой жизнедеятельности, придают смысл и целеустремлённость всему человеческому существованию. В состав мировоззрения включаются также чувства, настроения, переживания, представляющие собой его эмоциональнопсихологическую сторону. Эмоциональная сторона оказывает существенное влияние на мировоззренческую позицию человека. Таким образом, видно, что в мировоззрении присутствуют интеллектуальные, чувственные и эмоциональные элементы. Причём в различных типах мировоззрения соотношение рационального и эмоционального различно. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения называется мироощущением. Мироощущение - это чувства, настроения, переживания, которые связаны с восприятием человеком окружающей действительности и себя. Формирование познавательных образов и представлений называется мировосприятием. Рациональную, познавательную сторону мировоззрения называют миропониманием. Все три уровня присущи любому типу мировоззрения, однако соотношение их различно: в научном и философском мировоззрении преобладает миропонимание, в мифологическом и религиозном - мироощущение и мировосприятие. По способу формирования мировоззрение может быть обыденно-практическим и теоретическим. Обыденно-практическое мировоззрение формируется стихийно на основе жизненного опыта и практической деятельности. Несмотря на свою ненаучность, оно играет в жизни человека и общества большую роль, т.к. является массовой формой сознания. Для обыденного мировоззрения характерна неоднородность, т.к. оно вырастает из условий жизни, а эти условия различны у всех людей. Другая особенность такого мировоззрения состоит в том, что для него особенно характерны всевозможные предрассудки и извращенное толкование явлений природы и социальной жизни. Третья особенность - полная бессистемность, отсутствие обоснованности и глубины познания. Теоретическое мировоззрение - это более высокий уровень. Разновидностью теоретического мировоззрения является философия. Роль философии в формировании мировоззрения чрезвычайно велика, т.к. именно она позволяет осознать ту градацию ценностей, которая образует «ядро» мировоззрения. Философия опирается одновременно на опыт социальной жизни и на частные системы научного знания, образуя квинтэссенцию культурно-интеллектуального уровня развития эпохи. Философия рождается вместе с возникновением теоретической деятельности. Именно теоретический характер отличает философию от других типов мировоззрения, за исключением, пожалуй, научного, для которого тоже характерна теоретическая форма выражения. Вопрос о взаимосвязи философского и научного мировоззрения требует особого внимания. Под научным мировоззрением понимается представление о явлениях окружающей действительности, доступных научному изучению. Научное мировоззрение формируется любыми науками: историческими, естественными, социальными. В настоящее время, в эпоху расцвета научного мышления, нередко забывается глубокая взаимосвязь науки и других областей духовной жизни общества: часто приходится слышать о противоречии между научным и религиозным, научным и философским мировоззрением. Среди течений научного мировоззрения существуют направления, которые полагают, что научное мировоззрение может заменить собой любое другое (в т.ч. и философское). Однако это не так. Против такой позиции выступали многие крупные учёные. Например, известный русский естествоиспытатель В.И. Вернадский писал: «Никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии, и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во всё время её существования» [1. С. 185]. В истории науки и философии уже был период отрицания различных форм мировоззрения в угоду одной. Было это в средние века, когда в течение нескольких столетий христианская церковь отстаивала идеи единого религиозного мировоззрения, которое якобы заменяет все формы научного и философского мировоззрения. В результате получилась только многовековая упорная борьба людей науки с притязаниями христианских и отчасти мусульманских богословов. Со временем церковь была вынуждена признать правоту науки во многих вопросах. Для науки также неправомерно отрицать другие формы мировоззрения. Все формы мировоззрения оказывают взаимное влияние друг на друга. Исторически первым типом мировоззрения был миф (прилож.: рис. П.1). Миф (греческое слово mifos) - предание, сказание. Мифы - это сказания древних народов, отражающие их представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы возникали у всех народов на ранних стадиях развития общества, когда человек был не столько разумный, сколько эмоциональный, а его сознание - это скорее мироощущение, чем мировоззрение. Для этой эпохи характерен перенос на природу психофизических свойств человека, его неотделимость от природы. Такая неотделимость выражена, в частности, в тотемизме, фиксирующем зависимость первобытного человека от животных. В целом же бытие природное воспринималось даже не столь антропоморфно, сколь биоморфно, ибо сам человек был далёк ещё от противопоставления себя другим живым существам. И хотя в мифах заключено определенное осмысление мира и самого человека, его возникновения, жизни и смерти, космических явлений, это осмысление являлось результатом стихийной аналогии между миром человеческим и природным, причём человек здесь выступает не как индивид, а как племенная коллективность. Мифологическое сознание мыслит человека в полном, можно сказать, абсолютном единстве с природой, с миром, а в самом мире ему видится некая универсальная связь, тотальная причинность всего во всем. Отсюда формируется стремление человека воздействовать на события с помощью магии, моделируя ритуально или даже словесно тот процесс, в который необходимо вмешаться (например, охоту). В мифе удивительным образом переплетались вымысел и реальность, начала знания и религиозной веры, будущие философские вопросы и этические нормы. Это свойство мифологии связывать в себе многое, содержать внутри себя в единстве различные явления называется синкретизмом. Синкретизм (от греческого «соединение») означает нерасчленённость первобытного сознания, во-первых, на разнообразные формы (религию, науку, философию, искусство, литературу) и, во-вторых, неразрывность элементов сознания (например, вымысла) и практической деятельности, объективной реальности. В этой синкретичности заключено своеобразие мифа. Как особая форма общественного сознания миф характерен для первобытной культуры. С развитием общества он уступил место другим формам мировоззрения. Религия и философия, вышедшие из мифа, продолжали решение вопросов, поставленных мифологическим сознанием: это вопросы о происхождении мира и человека, о сущности человека и его месте в мире, это проблемы общественной жизни и многое другое, без чего не обойдётся ни одно мировоззрение. Надо сказать, что некоторые особенности мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании наряду с элементами философских и научных знаний. Иногда некоторые политики, государственные деятели или люди, желающие приобрести влияние, целенаправленно создают мифы. Однако в современном обществе можно говорить только лишь о фрагментарном существовании мифа на некоторых уровнях. Чем выше уровень образовательного и культурного развития человека, тем менее он будет подвержен влиянию мифологического сознания. Следующий исторический тип мировоззрения, выросший из мифа, - религия. Религия (от латинского religio - благочестие, набожность, святыня) - это мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов. Главный признак религии - вера в сверхъестественное. Религия возникла, по- видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 -50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. Если для мифологического сознания характерно слияние воедино мышления и действительности, духовного и материального, то для религиозного сознания, напротив, характерно разделение мира на реальный и сверхъестественный, души и тела. Первоначально возникающие религии, как правило, были политеистическими, т. е. предполагали наличие нескольких (или множества) богов. На более высоких ступенях развития общества политеистические религии сменяются монотеизмом (единобожие). Для религии характерно чувственно-образное восприятие мира, направленность на человеческую душу, эмоции и переживания, которые испытывает человек. В отличие от религии философия на первом плане своего внимания имеет интеллектуальную сторону мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения и вид познавательной деятельности возникла примерно 2500 лет назад (в середине I тысячелетия до н.э.) в Индии, Китае и Древней Греции. Первоначально философия объединяла в себе всё теоретическое знание человека о мире. Науки в современном её понимании не было. По мере накопления знаний от философии отделились математика, астрономия, медицина, а затем и другие науки. С отделением от философии специальных наук сужается предмет философии. Однако происходит углубление сугубо философского познания, стали возникать собственно философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии или первоначалах всего сущего), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), аксиология (учение о ценностях), социальная философия и др. (прилож.: рис. П. 2). Предметная область философского знания включает в себя исследование природы, человека, общества, познания. Определяя область философского интереса, необходимо обозначить специфику философии. Одним из первых объектов, на который было направлено философское познание, была и остается природа. Природу изучает целый комплекс естественных наук. Но философию не интересуют частные природные явления или законы, изучением которых занимаются естественные науки. Философия ставит общие вопросы возникновения и строения мира, рассматривает принципы движения и развития, распространяющиеся на все области действительности. Из разрозненных фактов, получаемых с помощью других наук, философы стараются создать целостную картину мира. Другой круг проблем, которыми интересуется философия, связан с закономерностями общественной жизни и построением модели идеального государства. Третий крупный раздел философского знания - человек: его сущность, способности и взаимосвязь с миром. Таким образом, вся философская проблематика строится вокруг отношения «человек - мир». Отношение это многопланово и поэтому должно рассматриваться с различных сторон. Оно может приобретать различное звучание: субъект-объект, внешнее - внутреннее, бытие-сознание, материя-дух и т.д. Но везде присутствует этот главный мировоззренческий стержень - отношение человека и окружающего его, внешнего по отношению к нему мира. Это отношение - стержень всех философских проблем. На протяжении всей её истории в философии отражались общие представления о действительности, о природной и социальной реальности, о месте и назначении человека в мире, о субъективном и объективном, о познавательной и преобразующей деятельности, о творчестве, о свободе, счастье человека. В ней находили своё отражение ценности и нормы человеческой деятельности, давалась их субординация и обоснование. Иначе говоря, философия, как и другие науки, познает объективный мир и человека. Однако философское постижение мира имеет свои особенности. В отличие от частных наук философия изучает мир не непосредственно, а опосредованно, опираясь на научные знания. Таким образом, наука выступает посредником между философией и объективной действительностью. Поэтому философия бывает тесно связана с наукой. Система Коперника и ньютоновская динамика послужили основой для философского понимания пространства, времени, материи, силы и движения, которые долгое время оставались в силе и определяли многие философские системы. Связь философии с действительностью и наукой можно изобразить следующей схемой (рис. 1). ФИЛОСОФИЯ ЧАСТНЫЕ НАУКИ ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Рис. 1. Соотношение философии и частных наук Наука исследует и познаёт частные явления и законы действительности: биология - законы жизнедеятельности живых организмов; химия - строение, свойства и взаимопревращения веществ; история, социология - законы общественного развития и т.д. Предметом же философии являются всеобщие связи, отношения и свойства действительности (природы, человека, общества). Гегель называл философию наукой о всеобщем, т.е. таких свойствах и отношениях, которые относятся ко всем сферам действительности (это, например, качественная и количественная определённость, причинно-следственные связи, структурность, движение и покой, противоречие и отрицание). Таким образом, философия представляет собой особого рода знание о действительности, которое философы стремятся рационально обосновать и систематизировать. Это знание выражается в характерном для философии языке категорий. Философию нельзя назвать наукой в классическом понимании этого термина. Она занимает промежуточное положение между наукой, искусством и религией и вбирает в себя некоторые особенности этих трех областей духовной деятельности. С наукой философию объединяет любовь к истине и притязание на обладание истиной, способность оперировать абстракциями и создавать из них логические конструкции. С религией философию роднит вера в исходные принципы и то, что они являются разновидностью мировоззрения. С искусством философию сближает личностный характер философского творчества и его результатов. В науке результат носит безличный характер. В нем, как правило, не остаётся никаких следов личности того, кто получил результат. И хотя законы науки часто носят имена открывших их ученых, это - лишь дань уважения и признательности потомков. Никто сейчас не будет изучать оптику по трудам Г юйгенса, Ньютона или Юнга, она гораздо полнее и лучше изложена в современных учебниках. На философском труде всегда лежит отпечаток личности философа. Философский труд всегда выражает особенности личности философа, и только благодаря этому труд философа выражает миропонимание своей эпохи. Таким образом, философия является особым видом духовной деятельности, особым способом познания и обладает специфическими чертами. Первой отличительной чертой философии является её теоретический характер. Другая специфическая черта заключается во всеобщности философского знания, т.е. философия познает универсальные характеристики мира как целого. Еще одна особенность проявляется в отношении философии к своей собственной истории. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. В отличие от науки философия постоянно обращается к, казалось бы, давно решенным проблемам. В связи с этим философам важно знать не только современное состояние проблем, но и их историю. История философии органически входит в состав философского знания. Философия постоянно опирается на собственные исходные предпосылки и в зависимости от новой ситуации в науке или общественной жизни вновь ставит на повестку дня свои традиционные проблемы, переформулирует их или по-новому решает. Философское познание мира осуществляется с помощью особых средств или методов. Философские методы имеют универсальный характер. Они задают самые общие принципы исследования и в научном познании. Основным методом философского познания на его современном уровне выступает диалектика. Диалектика дословно с греческого переводится как искусство вести спор, беседу. В таком смысле диалектику использовал Сократ. В современном понимании термин «диалектика» имеет два значения:
Можно выделить несколько исторических форм диалектики.
Основной тезис гегелевской философии заключается в следующем: объективное абсолютное мышление составляет первооснову и движущую силу всего сущего. Это объективное мышление Гегель называл абсолютной идеей или мировым разумом. Мировой или абсолютный разум - это некое нематериальное объективно существующее начало. Он находится в постоянном движении и развитии. Причём движение и развитие Гегель понимал как самодвижение и саморазвитие, т.е. движение и развитие, которые имеют внутренний источник. В процессе саморазвития абсолютная идея порождает всю действительность... Диалектика Гегеля имела идеалистический характер, так как с его точки зрения, развитие характерно только для логических сущностей, категорий, а весь мир не развивается во времени, а только лишь разворачивается в пространстве. Для логических сущностей характерно саморазвитие и самодвижение, источником которого являются противоречия. Противоречие есть «корень всякого движения и жизненности».
Используя диалектический метод Гегеля, Маркс объяснял объективную действительность не из абсолютной идеи, а из неё самой, то есть указал на внутренние источники развития природы и общества, которыми выступают противоречия. Важнейшими принципами диалектического метода являются: объективность, всесторонность, конкретность, историзм и принцип противоречивости.2 Помимо диалектики в философии используются и другие методы: индукция и дедукция, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, экстраполяция, идеализация, мысленный эксперимент. Однако диалектика стала ведущим методом познания в науке и философии только в XIX веке. В философии XVI-XVIII веков господствовала метафизика. Метафизика представляет собой противоположный диалектике метод познания, который рассматривает мир в статике, игнорирует изменения, развитие и всеобщие взаимосвязи явлений действительности. Являясь особым видом духовной деятельности, философия выполняет определенные функции в обществе:
Тренировочное задание
гносеология отрицание познаваемости мира онтология учение о развитии диалектика учение о формах правильного мышления логика учение о познании агностицизм учение о бытии 7. Сравните исторические типы мировоззрения и заполните таблицу:
Тестовое задание
а) любовь к знаниям; б)стремление к истине; в) любовь к мудрости; г) знание о мире.
а) система взглядов на мир; б) совокупность представлений о мире и месте в нём человека; в) представления человека о самом себе; г) определённые взгляды на природу и общество.
а) идеалы; б)чувства; в) настроения; г) знания.
а) в философском; б)в мифологическом; в) в религиозном; г) в обыденном.
а) для философского; б)для религиозного; в) для мифологического; г) для научного.
а) полиморфизм; б)пантеизм; в) политеизм; г) тотемизм.
а) гносеология; б)онтология; в) аксиология; г) антропология.
а) философия в познании мира опирается на частные науки; б) философия непосредственно изучает объективную реальность путём наблюдения и эксперимента; в) философия познаёт частные законы природных явлений; г) философия имеет свою эмпирическую базу в виде данных чувственного опыта человека.
а) вера в сверхъестественное; б) способ освоения действительности; в) время возникновения; г) объект познания.
а) критическом анализе различных философских систем и фактов действительности; б) объединении различных знаний в единую картину мира; в) ориентации на определённые ценности; г) рассмотрении общих принципов познания. Вопросы для повторения
Какие функции выполняет философия? |