Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет, структура, функции философии. Специфика философского знания.

  • Основной вопрос философии. Понятие философской проблемы. Философские проблемы медицины.

  • Мифологическое мировоззрение – см. учебник стр 15-17, миф – свой взять. Мифологическое мировоззрение

  • 40-60 тысяч лет тому назад

  • Проблема происхождения древнегреческой философии. Миф и логос.

  • Логос

  • Понятие мировоззрения-3. Понятие мировоззрения, его структура и функция. Мировоззрение и философия


    Скачать 160.64 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и функция. Мировоззрение и философия
    Дата17.02.2019
    Размер160.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПонятие мировоззрения-3.docx
    ТипДокументы
    #67896
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Понятие мировоззрения, его структура и функция. Мировоззрение и философия.

    Каждый человек интересуется проблемами и вопросами, касающимися ег6 что такое честь, совесть, ответственность? Какое предназначение человека? И пр. Это философские вопросы, и ответы на них дает философия. Но эти вопросы возникли задолго до философии, и их можно назвать МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМИ.

    М совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения (Радугин).

    СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

    1 – Познавательный компонент. Научная, универсальная картина мира, обобщенные результаты индивид и обществ познания, стили мышления народов. Основан на обобщенных знаниях (повседневные, научные, профессиональные).

    2 – Ценностно-нормативный компонент. Вкл ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия.

    Ценность – св-во предмета удовлетворять потребность людей. Система ценностей: представления о добре и зле, смысле жизни и пр.

    Соц. Нормы – нормы, регулирующие повседневную жизнь человека (моральные, правовые, религиозн).

    3 – Эмоционально-волевой компонент. Для реализации ценностей и норм в жизнь человек должен превратить их в личные взгляды и убеждения, «пропустить через себя». Это эмоц-волевая составляющая.

    4 – Практический компонент. Мировоззрение, нормы ценности подразумевают, что человек готов вести себя определенным образом в жизни.

    (Т е, сначала есть обобщенные знания на картину мира (п 1), из них формируются ценности и нормы (п 2), человек превращает их в личные взгляды (п 3) и потом реализует на практике (п 4).

    ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

    1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего; 2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему; 3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ.

    Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Это мировоззрение, система общих теор взглядов на мир, место в нем человека. Мировоззрение в философии выступает в форме знания, носит упорядоченный характер.

    1. Предмет, структура, функции философии. Специфика философского знания.

    Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости (phileo– люблю,sophia– мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и философ Пифагор (ок. 580-500 гг до н.э.), а внедрение в европейскую культуру термина «философия» связано с именем греческого философа Платона.

    Философия – это совокупность исторически сложившихся учений о мире, просматриваемом через призму человеческой духовности и научных знаний, о наиболее общих принципах соотношения мышления и бытия, о формах реальности, о стратегии познания и принятия практических решений.

    Предмет философии – закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком.

    Структура философии:

    - Онтология – учение о бытии (бытие – это все то, что нас окружает, все, что имеет место быть) Онтология интересуется вопросами происхождения и устройства мироздания, формами бытия.

    - Гносеология – теория познания. Этот раздел философии ставит следующие вопросы: Познаваем ли мир? Может ли человек, благодаря своему сознанию полностью его познать, или нам дана лишь внешняя сторона вещей, сущность же их остается за пределами познания? Каковы методы познания?

    - Антропология (от антрос – человек) – учение о человеке. Вопросами антропологии являются вопросы о природе и сущности человека.

    Специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде.

    особенности философского знания:

    (1) имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); (2) носит предельно общий, теоретический характер; (3) содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; (4) во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; (5) является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; (6) изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; (7) имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); (8) испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; (9) динамично — постоянно развивается и обновляется; (10) опирается на категории — предельно общие понятия; (11)неисчерпаемо по своей сути; (12) ограничено познавательными способностями человека

    Функции философии:

    1. Мировоззренческая – способность философии выступать основой мировоззрения человека, формировать целостную картину мира, представления о его устройстве.

    2. Методологическая – Ф вырабатывает осн методы познания окружающей действительности.

    3. Мыслительно-теоретическая – учит концептуально мыслить и теоретизировать.

    4. Гносеологическая – познавательная ф-я. Способность Ф исследовать познавательную деятельность человека.

    5. Информационно-коммуникативная – философские знания передаются от одних людей к другим.

    6. Ценностно-ориентирующая – выступает как средство ориентации людей в мире.

    7. Критическая – оценка происходящего в мире на основе философских идей.

    8. Интегрирующая - философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему.

    9. Идеологическая - способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества.

    10. Воспитательная – может формирующее воздействие на интеллект человека.

    11. Прогностическая – философы могут прогнозировать будущие события.

    12. Проектировочная - основой для воздействия на природные и социальные процессы.



    1. Основной вопрос философии. Понятие философской проблемы. Философские проблемы медицины.

    Основной вопрос философии: Центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема является основным вопросом философии, так как через отношение человека, его мышление, сознание, всю его духовную деятельность в окружающем мире осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

    Основной вопрос философии имеет две стороны: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир. Решение первой стороны делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи; дуалистов, которые признают независимое и равноценное сосуществование материи и сознания, и идеалистов, считающих, что дух (сознание) предшествует материи и творит ее.

    Понятие философской проблемы:

    Философские проблемы медицины:

    Философия медицины – раздел философии науки, система обобщающих суждений философского характера о предмете и методе медицины, месте медицины среди других наук и областей человеческой деятельности, её познавательной и социальной роли в современном обществе как целостной системы. Философские проблемы медицины определяются теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков - их отношение к жизни, здоровью, страданию, смерти. В философско-моральном плане проблема, например, страдания человека занимала мысли философов и медиков на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим фактором испытания мужества индивида. Впоследствии многие философы (стоики, Августин Аврелий, Ф. Бэкон, И. Кант) учили людей искусству избавления от страданий. Ф. Бэкон в свое время писал: «...Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями»

    Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет свое философское значение и морально-этическую ценность до настоящего времени, т к представляет собой кодекс самых общих и принципиальных требований ко всем медикам. Это превращает ее в нравственный закон, которым руководствуются врачи на протяжении всей истории медицины.

    Деонтология Бентама (термин ввел Иеремия Бентам,1834, сочинение «Деонтология, или наука о морали) – учение о проблемах морали и нравственности. Деонтология Бентама выражала моральные принципы и нормы долженствования, нравственные правила поведения врача, которые сводятся к пользе врачебных решений для пациента. Позже медицинская деонтология стала дифференцироваться, дробиться на части: деонтологию в хирургии, терапии, психиатрии и т.д. Произошла естественная коррекция и конкретизация жестких моральных требований в различных отраслях медицины. Термин «деонтология» в СССР введен в 40-х годах XX века проф. Н.Н. Петровым. Сегодня деонтология - это профессиональное учение о должном в медицине, о высоком гражданском долге врача - не только перед каждым отдельно взятым больным, но и перед обществом в целом.

    Бурное развитие в XX веке естествознания и особенно медицины поставило перед учеными-исследователями, врачами и философами проблему переосмысления целей и задач научного познания живого природного мира и его радикального преобразования. Первостепенной сегодня считается задача позитивного философского осмысления целесообразности, да и вообще допустимости созидания нового в биосфере, например клонирования, а также осознания того, насколько нравственно само по себе научное экспериментирование на людях или какое-либо иное генетическое манипулирование с целью реконструкции ныне существующих генотипов. Иначе ставится вопрос о моральных (философских, религиозных) принципах научных исследований в медицине в контексте зарождения новой этики поведения медиков, отражающей современный этап научно-технического и технологического прогресса в биомедицине. В отличие от медицинской этики на уровне деонтологической модели, например в акушерстве и гинекологии, где речь всегда идет об «осторожности в высказываниях при пациентах», о «завоевании доверия», о «ровном, спокойном, разумном поведении врача, сочетаемом с заботливым и внимательным отношением к пациентке» [07], в биоэтике основным становится конфликт прав, в данном случае права плода на жизнь и права женщины на аборт.

    Основным моральным принципом биоэтики является принцип уважения чести и достоинства человека. Это касается и права индивида на свободный личный выбор жизни или смерти. Впервые о праве на «легкую» смерть заявил Ф. Бэкон. Что же такое эвтаназия (ей - хорошо, thanatos - смерть) - проявление милосердия или преступление? Этот вопрос стал ныне одним из важнейших в биомедицинской этике.

    1. Мифологическое мировоззрение – см. учебник стр 15-17, миф – свой взять.

    Мифологическое мировоззрение – древнейшая форма познания мира, это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях. Это первая форма мировоззрения. Возникла на самой ранней стадии развития. В форме мифов, сказаний и преданий люди пытались дать ответ на глобальные вопросы – происхождение мироздания, возникновение важных явлений природы, животных, людей. Большую часть мифологии представляли космологические мифы (посвященные устройству мира). Много внимания в мифах уделялось испытаниям, которым подвергаются люди в жизни. Важное место занимают мифы о достижениях: добывание огня, приручении животных.

    Миф служил для оправдания определенных общественных установок, для разрешения определенного типа поведения. Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое синкретическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

    Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

    Мифологическое мировоззрение. Формируется с момента появления человека разумного (Homo sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад. Это мировоззрение которое описывает и объясняет мир и место человека в мире очень своеобразно. Для этого показываются дела богов, героев, многочисленных фантастических существ, описываются и по-своему и объясняются явления природы и социальной жизни. Фантастические существа совершают дела не реальные с позиции науки. Точно также как и они сами являются не реальными. Миф позволял все. В нем все что угодно могло появиться из всего чего угодно, просто так, или с помощью посредника в виде тех же фантастических существ. В этом и заключалась слабость и антинаучность мифов. В мире действительно что-то чем-то порождается, что-то появляется из чего-то, ничто не может появиться из ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось из всего что-угодно то такое никак не возможно.

    Важнейшая черта мифа – антропоморфизм. Это перенесение черт и свойств человека на весь остальной окружающий мир. Одна из схем объяснения всего что есть в мире – генетическая схема. Человек появляется на свет путем рождения. Поэтому рождаются и неживые предметы. Принцип – все что угодно может быть порождено чем угодно

    Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно.

    Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник вначале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных.

    МИФ ОБ АМУРЕ И ПСИХЕЕ.

    У одного царя было три дочери. Младшая была красивее всех, ее звали Психея (гр. «душа», «дыхание»). Слава о ее красоте пролетела по всей земле, и многие приезжали только затем, чтобы полюбоваться ею, но Психея страдала оттого, что ею только любуются: она хотела любви. Отец Психеи по обычаю того времени обратился к оракулу за советом, и оракул ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена в уединенное место для брака с чудовищем. Несчастный отец выполнил волю оракула.

    Оставшись одна, Психея почувствовала порыв ветра, который перенес ее в чудесный дворец, где она стала женой невидимого супруга. Загадочный супруг Психеи взял с нее обещание, что она не будет допытываться, кто он, не будет стремиться увидеть его лицо — иначе им грозит разлука, многие беды и мытарства.

    Но злые сестры, сжигаемые завистью, подговорили доверчивую Психею разглядеть супруга, когда он заснет. Ночью, сгорая от любопытства, Психея зажгла светильник и, увидев своего супруга, узнала в нем бога любви — Амура. Пораженная красотой его лица, Психея любовалась Амуром — и тут капля горячего масла светильника упала на плечо его, и Амур проснулся от боли.

    Оскорбленный, он улетел, а покинутая Психея пошла по земле искать своего возлюбленного. После долгих мытарств Психея оказалась под одной крышей с Амуром, но не могла с ним видеться. Мать Амура — Венера — заставила ее выполнять невыполнимые работы; только благодаря чудесной помощи Психея справлялась с ее заданиями. Когда Амур выздоровел от ожога, он умолял Зевса разрешить ему брак с Психеей: видя их любовь и подвиги Психеи во имя любви, Зевс согласился на их брак. Психея получила бессмертие и была причислена к сонму богов. От брака Амура с Психеей родилось Наслаждение.

    О чем миф? Несомненно, столь прекрасный сказочный сюжет отражает всю сущность человеческой души, какие муки ей приходится притерпевать отстаивая свою любовь, сколько ошибок совершить и исправить, чтобы наконец достичь наслаждения. Но самое главное, что проходит красной линией во многих сказках — это никогда не следует терять надежды на осуществление своей мечты.

    1. Проблема происхождения древнегреческой философии. Миф и логос.

    Греческая философия – одна из наиболее древних и изученных философских систем, зародилась в 4 в до н э. Первоисточник греческой философии – мифология. Миф (от древнегреческого — mythos) в переводе с древнегреческого означает “слово”, “предание”. Мифология — это собрание преданий. Ответы на самые первые вопросы человека о самом себе и об окружающем мире даёт именно она. Продолжительное время мифология представляла собой единственный доступный человеку способ познания мира, и этот способ основывался, главным образом, на вере и ощущениях. Анонимная, передаваемая изустно, из поколения в поколение – как система истинного знания о мире, мифология сохраняла свою герметичность: наиболее специфической чертой мифологии является то, что она не ставит вопросов об истинности предмета познания, не допускает сомнения и интерпретаций. Такой подход к познанию мира сохранялся крайне продолжительное время. В своём тексте «Смысл и назначение истории» К.Ясперс обозначает окончание господства этого подхода периодом с 800 по 200 годы до н.э. Именно тогда, по утверждению Ясперса, начинают происходить процессы, которые он объединяет понятием «Осевое время», обозначающим переход от мифологического мышления – к логическому, от мифа – к Логосу.

    Мир внезапно перестаёт быть исчерпывающе понятным, возникает множество разнообразных философских школ, направлений мысли. К.Ясперс: «Древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение в качестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания».

    Основой философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры - мифология. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого - смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

    Греческий термин «Логос» впервые был использован Гераклитом в качестве одного из основных понятий своего учения. Перевод: «слово», «мысль» или «смысл» (понятие). Слово не как звук, а как слово, содержащее значение, смысл. Логос – это слово, заключающее в себе мысль, неотделимую от него, как и, наоборот, эта мысль неотделима от выражающего ее слова. Это единство слова и мысли, языка и мышления и было уловлено античными мыслителями. Гераклит:

    1. Логос есть универсальный закон («всеуправляющий Логос»), в соответствии с которым все совершается: «Логос существует вечно… все совершается по этому Логосу».

    2. Логос является выражением постоянства, определенности, он устанавливает меру, в пределах которой совершаются все изменения и превращения.

    3. Логос у Гераклита выражает также единство, тождество противоположностей: добра и зла, дня и ночи, холодного и теплого и т.д., образуя одно целое: «целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласие и разногласие, из всего – одно, из одного – все».

    4. Логос у Гераклита – обозначение всеобщего. «Логос всеобщ», «поэтому необходимо следовать всеобщему».

    Таким образом, если суммировать все высказывания Гераклита о Логосе, то получается следующее: Логос – это тот закон, который придает миру системность, субстанциальность и развитие. Он столь же обязателен для всех, как и законы полиса. Логос – это универсальный, всеобщий разум. Логос заключает фундаментально-онтологичекое содержание, обозначающее сущность и смысл мироустройства. И он может быть только умопостигаемым и не дается простому чувственному восприятию. Логос является объектом созерцания. Движение от мифа к Логосу – это движение от слитости субъекта и объекта, от смутного различения и разграничения Я от не-Я к более или менее четкому пониманию оппозиции Я и не-Я, предмета и образа. Это движение от представления к понятию, от мироощущения, мирочувствования к миропониманию, к созерцанию. И миф, и логос взывают ко всеобщей природе человека. Миф вызывает в человеке коллективные переживания, которые создают структуру памяти, т.е. возможность формировать и поддерживать состояния, конституирующие человека как духовное существо. Логос адресован отдельному человеку, основание которого заключается в том, что он как всеобщее, родовое существо соразмерен космосу. Но поскольку космос уникален, уникален и человек – он является личностью. Они оба они существуют одновременно на каждом этапе развития общества и человека, хотя появились в разное время. В зависимости от уровня индивидуального или общественного развития, один из них является доминирующим. Но в конечном итоге оба они направлены на реализацию человеком своей природы, на самосозидание им себя как человека.
    1.   1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта