Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфика постановки проблемы человека в концепциях Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше.

  • Русская философия 19в. (Проблемы нац. культуры в творчестве Чаадаева, Данилевского) П.Я. Чаадаев: идеи евроцентризма

  • Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

  • «культурно-исторических типов»

  • Философский смысл проблемы бытия. (+стр 150).

  • "а что будет после смерти".

  • Понятие мировоззрения-3. Понятие мировоззрения, его структура и функция. Мировоззрение и философия


    Скачать 160.64 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и функция. Мировоззрение и философия
    Дата17.02.2019
    Размер160.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПонятие мировоззрения-3.docx
    ТипДокументы
    #67896
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Философская религия Фейербаха. Стр. 126-129.

  • Политика, государство и право в учении Карла Маркса. Стр 129-136.

    Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. "Современная государственная власть, — писали они, — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии". В книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является "государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса". В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).

    По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер. В "Манифесте коммунистической партии", риторически обращаясь к буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса".

    Классовый подход к государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской коммунистической революции "Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии". В "Манифесте коммунистической партии" изложена программа пролетарской революции: "Первым итогом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс.

    Маркс рассматривал две фазы коммунистического развития. На первой из них в обществе, основанном на началах коллективизма, сохранится «узкий горизонт буржуазного права», в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе развития, когда осуществится принцип распределения "по потребностям отпадет надобность в праве и государстве. Упоминание в работе и о диктатуре пролетариата, и о "будущей государственности коммунистического общества впоследствии создало ряд теоретических неясностей об исторических рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею "общенародного государства", против которой сам Маркс энергично возражал в той же самой работе.

    Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство "в музе»; древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором".

    1. Специфика постановки проблемы человека в концепциях Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше.

    Основная особенность иррационализма XIX века заключается в критике разума, науки, логики, системности. Представители данного направления датский, мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855), немецкие философы Артур Шопенгауэр (1788-1860) и Фридрих Ницше (1844 1900) полагают, что центральной характеристикой человека является нечто иррациональное, мистическое, непостижимое средствами науки и логики, необъяснимое и невыразимое в понятийном мышлении.

    Шопенгауэр. Один из наиб. ярк. представителей иррационализма. Гл. произв. – "Мир как воля и представление" Ш. рассм. волю в кач-ве первоосновы бытия. Воля- некая космическая сила, она создает и мир и человека, сама по себе поля бессознательна. По своей она представл. слепой неудержимый порыв. Человек явл. рабом воли. Она заставляет его жить, каким бы жалким и бессмысленным не было чел. сущ-во.

    Воля - сердце мира, зерно всего существующего, она проявляет себя во всех предметах и явлениях. Воля не подчиняется силе разума, она безрассудна, вечна и бесконечна, абсолютно свободна. Основное свойство воли - Преодоление самой себя. Ее свойства - ненасытность, вечная неудовлетворенность достигнутым и бесконечное преодоление своих застывших, закостеневших форм. Высшим проявлением воли, по А. Шопенгауэру, оказывается человек, поэтому в его натуре также можно обнаружить вечное стремление к неизвестному, постоянные конфликты и борьбу с миром и самим собой, все это является постоянным источником бесконечных страданий человека. Человек, считает философ, обречен на страдания, избавление от них невозможно. Будучи большим поклонником философии буддизма, А. Шопенгауэр предлагает избавиться от неизбежных человеческих страданий путем отрицания самой жизни, источником которой и является воля (причина всех страданий). Идеал и образец для А. Шопенгауэра - аскетизм христианских подвижников и достижение буддийской нирваны: человек остается жить, но жизнь для него ничего не значит.

    Для Серена Кьеркегора (1813-1855), проблема человеческой личности, ее неповторимости и уникальности, ее трагической судьбы становится важнейшей темой всей философии. Главное в человеке, полагает С. Кьеркегор, не разум, а мистическая иррациональная загадка, которую философ называет экзистенцией (от лат. - существование). Разум и экзистенция - противоположные вещи. Если Декарт говорит «я мыслю, следовательно, существую», то С. Кьеркегор заявляет: «чем менее я мыслю, тем более я существую», показывая, тем самым, что разум в раскрытии тайны экзистенции оказывается совершенно беспомощен.

    Экзистенция — это глубинная мистическая сущность человека, его ядро, тайна, которую нельзя описать или рационально определить в понятиях. Проникнуть в сущность человеческого существования, обнаружить смысл своей жизни человек может только в определенных переломных ситуациях жизненно важного выбора, в так называемых экзистенциальных ситуациях, когда обнаруживается смысл человеческой жизни. «Встреча» с собственным существованием происходит не в отвлеченных мыслях, а в трудности, риске и выборе «или-или». С. Кьеркегор в своей работе «Стадии на жизненном пути» рассматривает различные стадии человеческого существования.

    На эстетической стадии (символ - Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в жизнь чувств. Ценности этой стадии — молодость, здоровье, красота. Человек стремится узнать и испытать все виды наслаждения: от самого низменного, физического до самого высшего интеллектуального. Это позиция гедонизма (жизнь - это наслаждение). Но чем больше человек предается наслаждениям, тем сильнее становятся его неудовлетворенность и разочарования. Человеком овладевает скука, которая приводит его на грань отчаяния. Человек осознает неистинность своего образа жизни и необходимость выбрать более высокую стадию.

    На этической стадии (символ - Сократ) господствует чувство долга. Человек добровольно подчиняется нравственному закону. Недостатком этой позиции, считает Кьеркегор, является подчинение человека всеобщему закону, то есть чему-то внешнему по отношению к собственной экзистенции. Получается, что человек и на этой стадии не может быть в подлинном смысле самим собой.

    Только на религиозной стадии (символ - Авраам), когда разум не может спасти человека и помочь ему, человек оказывается наедине с самим собой и подлинным абсолютом. Спасти человека может только абсурдная вера. С. Кьеркегор полагает, что смысл человеческого существования раскрывается только через экзистенциальный страх, через отчаяние, связанное с отказом от разума. Страх, как огонь, сжигает все мосты, все иллюзии и раскрывает подлинную сущность человека и смысл его существования. Как бы «выворачивая наизнанку» диалектику Г. Гегеля Кьеркегор полагает, что постижение смысла человеческого существования, раскрытие тайны экзистенции и соединение с миром трансцендентного осуществляется мгновенно в результате иррационального скачка.

    Критика рационализма предшествующей классической философии наблюдается и в философии Фридриха Ницше (1844- 1900). Основные работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали».

    В основе философии Ницше лежали следующие основополагающие принципы:

    - Ценность жизни как единственная безусловная ценность

    - Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти» (эта воля – основа права сильного, она превыше всех моральных, религиозных основ). Воля к власти» - фундаментальная характеристика мира и всего существующего. Естественный отбор и борьба за существование в животном мире, любовь, красота, религия, мораль, литература познание и т.д. - все есть проявление «воли к власти». Подавить ее, как призывает, например, буддизм и стоицизм, а также философия А. Шопенгауэра, которой сам Ф. Ницше увлекался в юности значить - убить саму жизнь.

    - Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

    С т.з. права сильного и понятия воли к власти Ницше выводит все основания своей морали. Он утверждает, что она возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. ОН призывал пересмотреть принципы христианской морали: «хорош тот, кто терпит страдания, болеет, мучается, а знатные и могущественные – отвергнуты богом».

    По поводу формы гос устройства Ницше также придерживался положений и принципов «Морали господ», например он отвергал демократию – показатель упадка и разложения власти. Всем требованиям морали господ удовлетворят сверхчеловек – центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Существовали генетические характеристики сверх человека и фенотипические признаки. Кроме того существовала двойная мораль сверхчеловека: по отношению друг к другу – это дружелюбные люди, а по отношению к «чужим» – они руководствуются инстинктами. В качестве особенности сверхчеловека Ницше называл аристократичность, он презирал буржуазию – лишь по случаю возвысившуюся над другими. Лишь сильный человек способен удержать власть. Проблема в том, что сверхчеловека еще не существует, его надо создать, тогда он займет место бога.

    Ницше считает, что европейская культура находится в состоянии кризиса, разрушения, деградации и умирания. Причина, по мнению Ф. Ницше, заключается в господстве в европейской культуре «морали рабов», то есть ценностей слабых, каковыми являются христианские ценности. Они призывают к смирению, покорности, слабости, терпению, непротивлению злу. Это Ф. Ницше называет «европейским нигилизмом». Обращаясь к понятию нигилизма, Ф. Ницше отмечает, что в каждую историческую эпоху в центр мира выдвигается та или иная высшая ценность. Однако с течением времени данная высшая ценность (например, Бог в средневековье) низвергается, а ее место занимает другое сущее (человек в эпоху Возрождения). Таким образом, никаких абсолютных ценностей не существует, все они носят относительный временный характер.

    1. Русская философия 19в. (Проблемы нац. культуры в творчестве Чаадаева, Данилевского)

    П.Я. Чаадаев: идеи евроцентризма

    Яркой и противоречивой фигурой, порожденной болью за изоляцию и отсталость современной ему российской культуры, был друг Д.С. Пушкина мыслитель и публицист, Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856). Родившись в старинной дворянской семье, он стал офицером лейб-гвардии, участвовал в Бородинском сражении и заграничных походах русской армии в 1813-1815 гг., вступив позднее в Северное общество декабристов. Правда, активного участия в заговоре он не принимал, вскоре вышел в отставку и на три года уехал за границу, где познакомился с Ф. Шеллингом и в дальнейшем поддерживал с ним переписку.

    Контраст между передовым европейским обществом и застойной действительностью тогдашней России настолько поразил его, что он, вернувшись на родину уже после разгрома декабристов, создает между 1829-1831 гг. свои знаменитые «Философические письма». Первое из них (а всего их было 8), опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г., произвело эффект разорвавшейся бомбы: это был обвинительный акт против собственного народа, которому приписывались такие пороки, как умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве и порядке, отсутствие какой-либо самобытной человеческой «идеи», когда, как писал Чаадаев, «ни одна великая истина не вышла из нашей среды». Властями чаадаевское «Письмо» было воспринято как прямая атака на существующий строй, а его автор, и ранее преследовавшийся за свои связи с декабристами, был насильно подвергнут медицинскому освидетельствованию, высочайшим указом объявлен сумасшедшим и навсегда лишен права печататься.

    Общественное мнение тогдашней России в целом было не на стороне Чаадаева. Он говорил: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее».

    Историко-философская мысль П.Я. Чаадаева носила ярко выраженный евроцетристский характер. «Философические письма», особенно первое (остальные были опубликованы много лет спустя после смерти автора), послужили могучим стимулом для полемики между славянофилами и западниками, на стороне которых поначалу выступил Чаадаев (но он не был западником и в поздних работах его также критиковал. В духовном облике русских людей зрелый Чаадаев открывает целый ряд качеств, которые, по его мнению, свидетельствуют о «непроявленности» национального духа и должны обеспечить великое будущее России.

    Взгляды Чаадаева формировались под влиянием Гегеля и Шеллинга. Он считал, что источником физического и духовного мира был божественный первотолчок, давший материи движение, а человеку - способность передачи из поколения в поколение всемирно-исторического опыта, направляемого, как и у Гегеля, «всевышним разумом». Чаадаев полагал, что личный интерес и эгоистические стремления ведут человека к злу, а подчинение общему, объективному, всечеловеческому началу - к нравственному добру, к идеальному общественному устройству, которое будет увенчано установлением «царства Божьего на Земле».

    Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

    Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) русский публицист и социолог, в сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций).

    Ее суть сводится к следующему:

    (1) вся история человечества состоит из конкретных типов социально-исторических образований, которые отличаются своеобразием культуры, понимаемом в самом широком смысле слова. Эти образования есть культурно-исторические типы или цивилизации;

    (2) культурно-исторические типы подобно живым организмам проходят стадии зарождения, роста, расцвета, упадка, гибели;

    (3) культурно-исторические типы (цивилизации) Н. Я. Данилевский располагает в следующем хронологическом порядке:

    египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древне-семитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический или аравийский, германо-романский или европейский. К ним он относит так же мексиканскую или перуанскую цивилизацию, которые погибли, не завершив своего развития;

    (3) культурно-исторические типы подчиняются законам (например):

    - Чтобы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к ней принадлежащие, пользовались политической независимостью.

    - Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия, богатства, когда пользуется независимостью, составляет федерацию, или политическую систему государств.









    1. Философский смысл проблемы бытия. (+стр 150).

    Бытие – наиболее фундаментальная категория философии, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Учение о бытии называется онтология. Два значения категории бытия: 1) бытие как объективная реальность – материя; 2) бытие как все существующее – вся реальность.

    Проблема бытия была поставлена древнегреческим философом Парменидом, который дал определения бытия и небытия. Он изображал его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что существует в мире. Демокрит утверждал, что бытие - это атомы. Платон разделил всеобъемлющее бытие на бытие идей и бытие вещей. Вся классическая философия решала проблему соотношения материи (объективной реальности) и сознания (субъективной реальности). В новейшей философии эта проблема теряет свою остроту («новая онтология» Гартмана). На первый план выдвинулась проблема бытия человека (экзистенциализм).

    В широком понимании философская категория бытия означает все существующее, в узком – только объективную реальность, т.е. существующую вне и независимо от сознания. Основными формами бытия, как всего существующего, являются бытие вещей, бытие человека, духовное бытие и социальное бытие.

    Можно выделить несколько главных тем, которые остаются актуальными для всей общественности философов и каждого человека.

    Первая тема - жизнь и смерть человека. Через осознание своей жизни человек стремится осознать категорию "бытие". Так, "быть - значит жить", а вслед за этим сразу возникает назойливое: "а что будет после смерти?". Этот вопрос наталкивает на попытку ликвидации, устранение "небытия" и возникновения религиозных учений о конечных судьбах человечества и Вселенной. Реальным или иллюзорным считается или мирское, или загробная жизнь. Жизнь в этом мире считается подарком, счастливой судьбой или обманом, ошибкой, грехом, наказанием тому подобное.

    Вторая тема связана с осознанием изменчивости, быстротечности бытия и его стабильности, сохранения. Ведь человек наблюдает, что все живое преходящее, отдельное существование ограничено рождением и исчезновением. Возникает вопрос: изменчивость неизбежна или это лишь поверхностные изменения, маскирующие истинное постоянство?

    Характерно, что семантика слова "быть" связана со словами "был", "буду". То есть осознание изменчивости приводит к появлению понятия времени, которое выражает движение, становление бытия и его преобразования в небытие. Или вечный мир, есть ли у него начало и конец во времени, возник он естественно или создан и может кануть в небытие, что было до начала бытия? Эти древние вопросы актуальны и в наши дни.

    Третья тема осознания бытия - вопрос о его структуре. Нельзя познать самих себя, если мы не узнали мир, в котором живем. Проблема бытия закономерно отражается в вопросах о его строении. В процессе обсуждения этих вопросов формировались такие понятия, как мир, природа, человек, мышление, пространство, целое и часть, материальное и идеальное.

    Закономерно возникает вопрос: по каким критериям то надо принять, а что-то другое - отбросить? Здесь недостаточно традиционного вопроса: "Что правомернее - знание или вера?" Ведь первое царит в сфере науки и рационального мышления, второе - в области эмоционального переживания.

    Материалистическое решение проблемы бытия предполагает наличие таких философских аспектов:

    - Мир есть, существует, как бесконечная и вечная целостность;

    - Естественное и духовное, индивиды и общество безусловно существуют, их существование - предпосылка единства мира;

    Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение. Бытие - это все существующие в мире предметы природы и идеальные продукты (люди, идеи, мир в целом) с их свойствами, особенностями и взаимосвязью.
    1. 1   2   3   4   5   6


  • написать администратору сайта