|
Понятие мировоззрения-3. Понятие мировоззрения, его структура и функция. Мировоззрение и философия
Космологические идеи ранних греческих философов. Философия Милетской школы. (+см. учебник стр 31-32). Раннюю (древнюю) греческую философию представляют следующие мыслители: философы Милетской школы Фалес (ок. 610 - ок. 540 до н. э.), Анаксимандр (585 - 525 до н. э.), Анаксимен (540 - ок. 480 до н. э.); Гераклит из Эфеса (ок. 520 - ок. 460 до н. э.); философы Элейской школы Ксенофан (ок. 570 - 478 до н. э.), Парменид (ок. 540 - ок. 480 до н. э.), Зенон (ок. 490 - ок. 430 до н. э.); Демокрит из Абдер (ок. 460 - ок. 370 до н. э.); Пифагор с о. Самос (580 - 500 до н. э.).
Сформулированный Фалесом главный вопрос философии звучит так: «Что есть всё?». Предметом философии милетской школы является проблема единого первоначала.
Для обозначения целостного, упорядоченного мира древнегреческие философы использовали слово «космос» (гр. kosmos - Вселенная). Впервые назвал Вселенную космосом Пифагор. Космос являлся основным предметом ранней греческой философии. Это обстоятельство позволяет охарактеризовать систему философских взглядов ранней греческой философии как космоцентризм. Поэтому философские воззрения первых греческих философов называют космологическими (гр. kosmos - Вселенная и logos - учение).
Первые философы стремились выявить единую «первопричину» (arche), праоснову (первооснову) всего существующего. Большинство философов единой первоосновой считали «первовещество». Фалес утверждал, что первовеществом является вода, так как всё возникает из воды. Ученик Фалеса Анаксимен признавал первовеществом воздух, способный уплотняться и разряжаться. Другой ученик Фалеса - Анаксимандр считал, что первовеществом может выступать только «апейрон» - беспредельное, неопределённое начало, находящееся в постоянном круговом вращении. Гераклит полагал, что первовеществом является огонь, а всё существующее в мире есть иные состояния огня.
Вместо мифологического объяснения мира первые философы сделали попытку дать иное объяснение сущности мира. Позиции первых греческих мыслителей объединяет одна общая идея: признание единого мирового «физиса» (первовещества или числа) в качестве первоосновы всех тел, предметов, вещей. Обращение ранних греческих мыслителей к познанию космоса, по существу, свидетельствует о вечном стремлении человечества создать для себя целостную картину мира, хотя сам термин «картина мира» появился только в конце XIX века. Картина мира, представленная ранними греческими философами, является натурфилософской.
Диалектика Гераклита Эфесского и его учение о космосе – см. стр.32-33 учебник.
Одно из наиболее крупных учений ранней греческой философии – учение Гераклита Эфесского. Главное произведение – «О Природе». В качестве начала Вселенной – огонь. В учении Гераклита он выступал как основа бытия, т к огонь всегда неизменен во всех превращениях. По Гераклиту мир – это упорядоченный космос. Он вечен, бесконечен, не создан ни Богами, ни людьми, он всегда будет вечно живым огнем. Все предметы у Гераклита рождаются из огня и превращаются в него, когда исчезают. Все изменения у Гераклита подчиняются судьбе, закону, Логосу (это всеобщий закон, всеобщий разум). Все всегда совершается по Логосу. Логос Гераклита – выражение логической структуры космоса, образа мира.
Космология Гераклита строится на диалектике. ДИАЛЕКТИКА — научно-философский метод мышления, познания, основанный на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и их непрерывного развития. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». В чем диалектика у Гераклита? Мир у него представляет собой упорядоченную систему – космос. Космос образуется на основе всеобщей изменчивости явлений и вещей. Гераклит говорил: «Все течет, все меняется, нет ничего неподвижного». Он сравнивал космос с потоком, с рекой. Если войти в реку, то на входящего текут все новые и новые воды. По Гераклиту, движение свойственно всему существующему. Вся природа меняет свое состояние.
Учение Гераклита о потоке связано с его учением о переходе одной противоположности в другую. «Холодное теплеет, теплое холоднеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей, дополняется тем, что все происходит через борьбу. На основе борьбы устанавливается гармония мира.
Осн.черты философской школы Пифагора.
С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества. Школа была основана Пифагором (род. 580— 570 гг. до н. э.— ум. в конце V в. до п. э.). До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение — религиозно-нравственная реформа общества. «Пифагор» – не имя, а прозвище, означающее «убеждающий речью». В результате первой же своей речи (лекции), прочитанной в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые и образовали школу. Они создали «государство» – «Великая Греция». Школа Пифагора пережила девять поколений.
Пифагор был первым, кто назвал философию этим именем, началами же философии он полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил он, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. Семь священных ладов, построенных на семи нотах семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой малой и кончая самой великой.
В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. В среднем в школе Пифагора учились одновременно 235 учеников (217 мужчин и 18 женщин).
Пифагор был тоже озабочен проблемой: "Из чего все?" "Все есть число" - вот его исходная позиция. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Культура такого типа мышления развивается до сей поры. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.
Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность.
Характеризуя школу пифагорейцев, следует сказать, что в первую очередь она представляла собой мощное религиозное движение, орден, сложившийся в рамках орфизма. Во многих случаях этот орден играл и важную политическую роль; иногда пифагорейцы даже стояли у власти в полисах Великой Греции. И, подобно всякой религиозной общине, орден пифагорейцев свято хранил предания о своем основоположнике - великом аскете, чудотворце и ученом - Пифагоре. Согласно этим легендам, Пифагор был сыном бога Гермеса. О Пифагоре рассказывали настоящие чудеса: сообщали, например, что река Кас, увидев его, приветствовала мудреца человеческим голосом. К III в. до и. э. пифагореизм, как философское направление, исчез. Он возродился лишь в I в. до н. э. в слиянии с платонизмом и другими объективно-идеалистическми школами религиозно-философского направления. Итак, онтология пифагорейской школы это учение о числах. За первичное и основу бытия Пифагор принимал символ этого бытия – число. Гносеология школы — математика. С помощью математики, и только математики, пифагорейцы изучали тайны бытия, макро- и микрокосмоса.
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура. (+см. стр.36-38 учебн)
Демокрит (460 - 370 г.г. до н.э.) – ученик Левкиппа. Концепцию атомизма формирует еще и под влиянием своих путешествий. Демокрит путешествовал неудачным купцом (разорился). Его хотели судить, но он доказал в народном собрании, что обменял свое богат-ства на знания. Основное произведение: «Малый диакосмос».
Демокрит предполагал, что бытие (умопостигаемый мир) представляет из себя некую полноту в виде атомов – предельно малых, неделимых далее единиц бытия. Атомы несотворимы и неуничтожимы. Они не воспринимаются чувствами, они умопостигаемы (можно познать толоько разумом). В атомах нет ни грамма чувственности (ни цвета, ни запаха). Их различие носит количественный характер, в крайнем случае – геометрический. Атомы отличаются друг от друга формой, положением и порядком. Все в мире состоит из атомов. Продолжение см. учебник.
Эпикур - Возродил атомизм Левкиппа-Демокрита. Внес в него изменения.
К свойствам атома, обрисованным Демокритом, Эпикур прибавил вес атома: атомы имеют не только величину, фигуру, размеры, но и, будучи "тельцами", имеют определенную тяжесть. Также и под действием того или иного своего веса различные атомы образуют тела; вес тел, таким образом, связан с весом атомов. Это было новшество.
Эпикур старается основательно разработать именно внутреннюю логику атомистической концепции. Он пытается осмыслить, почему стал необходим атомизм. Эпикур: "...вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей. А если бы не было того, что мы называем пустотой, то тела не имели бы, где им быть. В числе тел одни тела - соединения, а другие — то, из чего образованы соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы, если не должно все уничтожиться в несуществующее, а что-то должно оставаться сильным при разложениях соединений... Таким образом, необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами (субстанциями)...
Другая идея Эпикура: "...неделимые и полные тела, из которых образуются соединения и в которые они разрешаются, имеют необъятное число форм". Атомы движутся непрерывно в течение вечности..."
"Далее, — продолжает Эпикур, — миры безграничны [по числу], как похожие на этот [наш мир], так и не похожие. Ибо атомы, число которых безгранично, как только что было доказано, несутся даже очень далеко.
Еще одно существенное и интересное дополнение в атомистическую концепцию привнес Эпикур. Оно состояло в допущении, так сказать, большей свободы в движении атомов. Концепция Демокрита относительно движения атомов — это концепция жесткой необходимости. Здесь нигде не может вмешаться никакой случай — все предопределено. Что же касается Эпикура, то он, напротив, считает, что атомам должна быть присуща некоторая свобода, случайность в их движении. Атомы не движутся в каких-то строго предопределенных направлениях, а они, как говорит Эпикур, "трясутся во всех направлениях". Происходит по виду беспорядочное, обладающее множеством степеней свободы движение атомов, и потому в сочетаниях, которые из атомов возникают, заключено немало элементов случайности, возможны отклонения от жесткого порядка. Иными словами, необходимость здесь диалектически соседствует со случайностью.
По Эпикуру, источником человеческих знаний являются чувственные восприятия. С поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения, которые чувствует человек.
Все заблуждения возникают вследствие ошибочных суждений разума, в которых мы домысливаем к тому, что содержится в представлениях нечто такое, что не находит подтверждения или опровергается в чувственном восприятии.
Согласно Эпикуру, Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная содержит в себе тела, движущиеся в пространстве, или пустоте.
Таким образом, человек не должен страшиться богов, поскольку они, вопреки мнениям толпы, не оказывают никакого влияния ни на мир, ни на людей. Боги – бессмертные, блаженные существа, которым не свойственны ни гнев, ни благоволение к людям.Безмятежному покою человека, помимо его собственных желаний и страхов, могут угрожать внешние обстоятельства, в том числе окружающие его люди.
Этический идеал, проповедуемый Эпикуром, резюмируется фразой: «Проживи незаметно». Он требует от человека довольствоваться простой пищей, скромной одеждой, не стремиться к почестям, богатству, государственным должностям; жить, уклоняясь от всего, что может нарушить безмятежный покой души.
Философия Элейской школы. Проблемы бытия по Пармениду. – см.стр.33-35.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида).
Идеи элеатов:
Единство, вечность, неизменность сущего, его непрерывность и неразрушаемость. Эта мысль провозглашалась ещё Ксенофаном, а затем была воспринята всеми элеатами.
Рационализм в познании и монизм в бытии. Монизм – утверждение, что всё сущее в конечном итоге сводится к первоначалу, к исходному элементу. 3. Наличие движения и множественности как исходный постулат. Зенон в своих апориях показывал, что иное допущение приводит к абсурдным выводам – о том, что движения не существует, нет расстояния и множественности.
Целое не просто равно сумме частей, оно качественно отличается от всего, что составляет его сущность. Это также показал Зенон в своих апориях: так, одно зёрнышко падает на землю бесшумно, в то время как мешок зерна при падении издаёт оглушительный грохот.
Пустота тождественна небытию; следовательно, пустоты нет. Познанию подлежит лишь то, что существует.
Чувства в познании играют второстепенную роль. Они формируют некоторое представление о предмете, впечатление, но это мнение не соответствует истине.
Значение элейской школы
Первыми показали, что обыденное представление о предметах и мироздании в целом не соответствует истине, которая постигается разумом. Элеаты выделили чувственные впечатления, формирующие неполное и нередко ошибочное представление, и разумное постижение вещей, приводящее к истине.
Элеаты положили начало идеалистической диалектике (Зенон). Идеи элеатов развил Платон, положив их в основу своего идеалистического учения.
При всём этом элеаты не смогли полноценно разрешить другие вопросы (бесконечность и ограниченность пространства, соотношение множества и единичности и пр).
В результате закономерным итогом развития элейской школы стало её слияние с другими направлениями философии – софистикой, эристикой (искусством спора) и т. д.
Философия софистов. Протагор и Горгий. – см учебник стр. 39.
От греч. Слова «софия» - мудрость. Софист - сначала означало «мудрец», «искусственник». Софисты, которые первыми выразили в философии новое направление, не создали философской школы и в целом не были изначально философами. Они были учителями и воспитателями, готовящими к публичной жизни, публичным выступлениям. Это стало популярным в условиях демократии.
Протагор (ок. 480–ок. 410 гг. до н. э.) наиболее полно выразил суть воззрений софистов. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления, и обосновал равенство свободных людей. Протагор и софисты были теми, кто впервые в центр философских исследований поставил человека, его деятельность и результаты этой деятельности. Протагор создал самостоятельную философскую теорию. Осн. Вопрос у софистов – отношение субъекта к объекту, мышления человека к бытию. Протагор также начал релятивизм: учение об относительности всех вещей, он говорил: «О всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу». Критерий истинности – интерес конкретного человека / группы.
Горгий (ок. 483–375 гг. до н. э.), выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Например, мы считали человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. В отличие от другого знаменитого софиста, Протагора, который развивал учение об относительности познания на примере главным образом чувственной его ступени, Горгий основывал свой релятивизм не столько на субъективности ощущений, сколько на тех трудностях, в которые впадает разум, пытаясь построить непротиворечивое мировоззрение на уровне философских категорий и понятий. И если Протагор учил, что «все истинно» (ибо как кому кажется, так оно и есть), то Горгий – что «все ложно».
Название главного произведения Горгия – «О природе, или О несуществующем». Горгий отделял речь от мышления, а мышление от бытия. Он учил о том, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо, а если и постижимо, то невысказываемо и необъяснимо (для другого человека).
Горгий – релятивист и в вопросах морали и права. Как и все софисты, он учит, что этические ценности и правовые нормы условны, они – лишь искусственные построения людей.
|
|
|