философия ворд. Философия
Скачать 0.89 Mb.
|
35 через 10 секунд после образования Вселенная не содержала ничего кроме чёрных мини-дыр и «обрывков» пространства, поэтому при резком раздувании образовалась не одна Вселенная, а множество, причём некоторые, возможно, были вложены друг в друга. Рождающаяся Вселенная представляла собой нечто вроде пены. Каждый из участков пены превратился в отдельную Вселенную, и мы живём в одной из них. Отсюда следует, что может существовать много других вселенных, недоступных для нашего наблюдения. Этой теории удаётся обойти ряд трудностей традиционной теории Большого взрыва, но она сама не свободна от недостатков. Картину мира, обладающего шестью измерениями, разрабатывает теоретик Бурхард Хайм. Его картина мира основана на теории относительности и квантовой механике. Французский естествоиспытатель и философ Тейяр де Шарден высказывал предположение о том, что за пределами материального универсума существует «психический космос», находящийся за границей нашего чувственного восприятия. Как видно из приведённых выше гипотез и теорий, современная наука всё больше склоняется к мнению о существовании множественности принципиально отличающихся друг от друга миров и о более сложном строении нашего мира, картина которого не укладывается в привычные для нас представления. Каждый из миров обладает своими собственными пространственно-временными характеристиками, которые невозможно описать в терминах геоцентрического пространства и времени. Пространство и время являются первыми самыми показательными особенностями любого мира. Самое первое и самое общее представление о пространстве и времени возникает у человека из непосредственного эмпирического опыта. Понятие пространства в таком представлении связано с характеристиками отдельных вещей, которые имеют протяжённость, объём и определённое пространственное положение по отношению к другим вещам. Самое общее определение пространства будет звучать следующим образом: пространство - это форма бытия материи, которая характеризуется протяжённостью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием. Категория времени возникла на основе восприятия смены событий или их круговорота (смены дня и ночи, зимы и лета). Время - это такая форма бытия материи, которая характеризуется свойствами изменения и развития систем, длительностью и последовательностью смены состояний. В истории философии существовали две основные противоположные концепции пространства. Первую концепцию можно назвать субстанциальной. Начало этой концепции пространства было положено Демокритом. В наиболее развитом виде субстанциальное понимание пространства даёт Ньютон. В этой концепции пространство отождествляется с пустотой и рассматривается как неподвижное вместилище тел. Пространство в виде пустоты существует везде, а материальные тела - только в отдельных местах пространства. Пространство в таком понимании не зависит ни от материи, ни от времени. Оно абсолютно и может существовать без материи, но материя вне пространства не существует. Другая концепция пространства в истории философии связана с именем Аристотеля. В ней отрицается существование пустоты как таковой, а пространство рассматривается как свойство материальных тел. В таком понимании пространство неразрывно связано с материей и без неё самостоятельного существования не имеет. В понимании времени тоже можно выделить две противоположные точки зрения. Согласно одной из них время не зависит от реальных процессов. Оно является абсолютной реальностью, не зависит ни от материи, ни от пространства. Ньютон называл такое время длительностью. В этом понимании время является условием любого процесса. Другая точка зрения связывает время с реальным движением и реальными процессами. В этой концепции время не существует вне реальных процессов. В науке и философии Нового времени была общепризнанной концепция Ньютона, согласно которой пространство и время абсолютны. Однако такое понимание пространства и времени было односторонним и постепенно опровергалось в науке и философии. «Абсолютное пространство» Ньютона оспаривал ирландский философ Джордж Беркли. В своей книге «Принципы человеческого знания», рассматривая проблему вращательного движения в пустом пространстве, Беркли указал, что если бы пространство было совершенно пустым, нельзя было бы сказать, вращается ли какой-либо объект, например Земля. Создавая один из первых вариантов неевклидовой геометрии, Лобачевский высказывал предположение о существовании таких пространственных форм, которые не могут быть описаны евклидовой геометрией. Это предположение, высказанное Лобачевским, опровергало Ньютоновскую концепцию абсолютного пространства. В 1889 г. против понятия абсолютного пространства и времени выступил французский философ-интуитивист Анри Бергсон. Немецкий физик Эрнст Мах, прославившийся работой «Механика» и непримиримыми взглядами на атомную структуру, развил идеи Беркли, выдвинув так называемый принцип Маха, согласно которому силы, действующие на объект в определённом месте пространства, зависят от местных особенностей и от Вселенной в целом. Учёные сочли эти идеи возмутительными и смеялись над ними: какое отношение имеют далёкие звёзды к силе, возникающей при вращении карусели? Эйнштейн не смеялся. Он говорил, что идея Маха была для него путеводной звездой при создании общей теории относительности. Таким образом, решающий вклад в опровержение представлений об абсолютности пространства и времени был сделан Альбертом Эйнштейном. Создав теорию относительности, он доказал относительные характеристики пространства и времени. Теория относительности изменила очень многие представления о свойствах пространства и времени. Она давала новые представления об одновременности событий, была установлена зависимость пространственновременных отношений от движения и массы тела, были опровергнуты представления о равномерности «течения» времени и о «плоском» характере пространства. В современной науке сформировалось понятие пространственно-временного континуума. Чёткое представление о единстве пространства и времени дал Эйнштейн в своей теории относительности. С тех пор эти два понятия объединятся в одно - «пространство- время». Пространство-время в общей теории относительности искривлено, причём характер искривления в данном месте зависит от происходящих здесь физических явлений. С другой стороны, кривизна пространства-времени влияет на происходящие процессы. Это новое понятие пространства-времени подразумевает и новое отношение к пространству Евклида и времени Ньютона, т.е. подразумевает четырёхмерность материального мира. Именно подразумевает, потому что увидеть или логически осмыслить четырёхмер- ность практически невозможно. Взаимосвязь пространства и времени выражается в том, что всякое движение в пространстве сопровождается движением во времени. Но даже не двигаясь в пространстве, всё существующее вечно движется во времени. Временем в данном случае называют расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности. Это расстояние нельзя отметить в трёхмерном пространстве. Оно выходит за пределы трёхмерного пространства. Описание четырёхмерного или любого n-мерного пространства может производиться только в категориях вероятности. Неопределённость, возникающую при описании многомерных миров, можно пояснить следующим образом. Представьте себе кинозал, где на освещенном экране перемещаются тени от шаров, движущихся в зале в лучах прожектора. Допустим, что у нас есть возможность наблюдать все события, происходящие в зале, только по теням на двухмерном экране. Таким образом, описывать события мы можем только с помощью величин, характеризующих расположение и перемещение теней на экране. Тогда невозможно будет объяснить закономерности движения шаров: при одних и тех же двухмерных условиях результаты будут различны: в одних случаях при двухмерном столкновении шары изменяют своё движение, а в других случаях они как бы проходят друг через друга. Такое поведение шаров можно было бы описать, только предполагая какие-то вероятностные параметры, выходящие за пределы двухмерного пространства. Эйнштейн говорил, что время ещё более загадочно, чем пространство: «Когда у вас на коленях сидит хорошенькая девушка, час пролетает как минута, но даже минута на раскалённой плите кажется часом». Таким образом, четвёртым измерением пространства можно назвать время, которое само является движущимся пространством и обладает реальными физическими характеристиками, влияющими на мир. Гипотеза эта была высказана примерно 100 лет назад, но подтвердил её в XX в. доктор физико-математических наук, профессор Пулковской обсерватории Николай Александрович Козырев. «Что собой представляет время, до сих пор ещё неизвестно. В физике по этому вопросу существуют лишь смутные соображения... Физик умеет измерить только продолжительность времени, поэтому для него время - понятие совершенно пассивное» [6]. Козырев же приходит к заключению, что время имеет активные свойства. Оно является активным участником мироздания. Свойства времени Козырев исследовал с помощью вращающихся тел-волчков. Опыты показали, что время является реальным физическим фактором, который активно участвует во всех природных процессах и обеспечивает причинно-следственные связи явлений. Козырев утверждал, что время является необходимой составной частью всех процессов во Вселенной (в т.ч. на нашей планете), причём оно является главной движущей силой всего происходящего, т.к. все процессы в природе идут или с выделением, или с поглощением времени. Геометрия, связывающая пространство и время в единое четырёхмерное многообразие, была разработана профессором Германом Миньковским в соответствии со специальной теорией относительности. С точки зрения реальности такого мира всё, что может произойти, уже существует в будущем и продолжает существовать в прошлом. Перемещаясь по оси времени, мы только сталкиваемся с событиями в своём настоящем. Козырев использовал эти представления в астрономии и получил удивительные результаты. Известно, что мы видим звёзды не там, где они находятся в настоящее время, а там, где они находились десятки и сотни тысяч лет назад: именно столько времени требуется свету, чтобы дойти до нас со звезды. Рассматривая звёздное небо, мы вглядываемся в прошлое. А вот со временем происходит всё иначе. Поскольку оно не распространяется по Вселенной, как свет, а появляется в ней сразу, его действие на процессы и материальные тела происходит мгновенно. Полагая время за некий физический фактор, проявляющий себя одновременно во всей Вселенной, и предполагая, что он должен вполне определённым образом влиять на физические процессы, Козырев пришёл к выводу, что звезда в её истинном положении должна воздействовать на регистратор типа весов с гироскопом. «Моменты времени, как материальные нити, связывают центр действия с объектами, воспринимающими это действие. Время несёт в себе организацию, структуру, которая может быть передана другому веществу» [6]. Иначе говоря, используя свойства времени, можно получить мгновенную информацию из любой точки Вселенной или передавать её в любую точку Вселенной. Вещи воздействуют друг на друга через время. Информационный обмен между системами происходит с участием времени, стоящего на нулевой отметке. Если вычислить, где в данный момент находится звезда - источник самых бурных и могучих процессов во Вселенной, которые должны выделять колоссальное количество времени, и направить на этот «чистый» для глаза участок неба телескоп, то с помощью специальных приборов гипотезу можно доказать. Телескоп был направлен на видимую звезду. Приборы зарегистрировали изменения. Затем переместили объектив так, чтобы в его фокусе оказалось истинное - невидимое - положение звезды. Приборы снова отреагировали. Самое поразительное состояло в том, что приборы зарегистрировали и будущее положение звезды, т.е. то место, где она должна находиться, когда к ней придёт световой сигнал, посланный с Земли. Таким способом было определено истинное положение Порциона из созвездия Орион. В лабораторных земных условиях достичь подобных результатов сложно из-за малых размеров земных тел. С помощью своих представлений о свойствах времени Козырев считал возможным объяснение такого феномена, как телепатия. Таких же взглядов на природу времени придерживается американский физик-теоретик Шарль Мезе. Он считает, что время является причиной высвобождения всех энергий. Один из величайших гениев среди физиков - Николай Тесла - говорил, что в один прекрасный день, когда наука начнёт заниматься изучением нефизических явлений, она за десятилетие продвинется значительнее, чем за все предшествующие десятилетия своего существования. Итак, в XX в. в науку и философию входит новое понимание пространства и времени как единого неделимого пространства- времени, в котором время является четвёртым измерением пространства. Поэтому нельзя делать какие-либо выводы о времени, не обращая внимания на пространство. И наоборот: всё, что отражается в пространстве, так или иначе отражается во времени. Пространство и время не могут быть мыслимы не только отдельно друг от друга, но и от материи, поэтому пространство-время надо рассматривать и в связи с видами и структурными уровнями материи. Так можно выделить различные пространственно-временные континуумы, соответствующие микромиру, макромиру и мега миру. К настоящему моменту макро- и мегапространство-время в значительной степени исследованы, а микропространство-время ещё очень малоизученно. Однако описание микропространства-времени в терминах макроскопического пространства-времени невозможно, т.к. для описания микромира более подходит n-мерное пространство Г ильберта. Столпы современной физики - квантовая теория и теория относительности - описывают микро- и макрокосм соответственно. Пространство-время различаются не только по уровням материального мира, но и по типам взаимодействий. Вернадский, например, различал время внутри живых организмов и внутри косной материи. Различие симметрии пространства живого и косного вещества заставляет отделить жизненное пространство-время от планетарного пространства-времени. Сегодня учёные выделяют геологическое пространство-время, химическое, биологическое, психологическое или субъективное и социальное. Каждый тип пространства-времени связан с особым типом взаимодействий, поэтому для изучения геологического, например, пространства-времени надо хорошо знать специфику геологических процессов. Геологическое время связано с процессами, происходящими на уровне минералов и других геосистем. Однако сегодня ещё нельзя говорить о хорошей изученности геовремени. Неизвестен пока и способ его измерения. Обыкновенные часы здесь непригодны, т.к. не отражают специфику геосистем. Биологическое время тоже обладает целым рядом особенностей. Оно связано с ритмической организацией всех биологических явлений. Исследование биоритмов началось ещё в XVIII в., но до сих пор механизм биоритмики не найден. Сегодня проблемами биологических часов занимается хронобиология. Единица измерения и способ измерения биологического времени пока неизвестны, но установлено, что величина биологического времени пропорциональна интенсивности биологических процессов, происходящих в организме. Время биологической системы течёт неравномерно: на первых этапах роста ход «внутренних часов» постоянно ускоряется, а на последующих - замедляется. С этим феноменом, в частности, связано и субъективное восприятие времени живыми организмами. Для маленького ребёнка время внешних событий «растягивается» и течёт очень медленно, потому что внутренние процессы, происходящие в его организме, имеют большую скорость. С возрастом же внешнее время для человека летит всё быстрее и быстрее, т.к. происходит замедление внутреннего времени. Для человека кроме биологического времени характерно психологическое или субъективное, которое представляет собой восприятие и переживание времени отдельным человеком. С одной стороны, оно связано с биологическим временем человека, то есть теми биологическими процессами, которые протекают в организме человека как биологического существа. С другой стороны, оно зависит и от конкретной деятельности, в которой человек выступает как существо социальное. Так, например, если человек увлечён чем-то, то время для него проходит незаметно. Если человек выполняет нудную, неинтересную работу или ожидает чего-то (например, приезда лучшего друга или любимой девушки), то время для него растягивается, и минута может показаться вечностью. Как отмечают специалисты, психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений и т.п. Так или иначе, но психологическое время своеобразно в сравнении с физическим временем, хотя по многим направлениям и определяется им. Принципиальная разница существует и в пространственных структурах геологических и биологических систем. Все биологические организмы построены по принципу пятигранника. Человек - это типичная пентасистема. Даже вирус имеет форму правильного пятигранника. А вот для мира камней и кристаллов характерна любая симметрия, кроме симметрии пятого порядка. Ещё одна особенность в пространственной организации живого и неживого состоит в наличии асимметрии правого и левого, характерной для живого и в отсутствии таковой в неживой природе. Социальное пространство-время не существуют вне практической деятельности человека. Социальное пространство - это значимые для человека сферы бытия. Конечно, они находятся в трехмерном физическом пространстве, однако их специфика заключается в том, что это освоенные человеком сферы, наделенные особым культурным смыслом. Социальное пространство - это пространство специфических смыслов, определяющих мировоззрение человека. Представления о социальном пространстве меняются в зависимости от эпохи и культуры. Например, для мифологического и религиозного сознания характерно представление о сакральном и профанном пространствах. Для современного научного, философского и более или менее развитого обыденного сознания такого удвоения пространства не существует. Социальное время также зависит от характера социальных процессов, которые качественно отличаются от физических. Понятие «социальное время» было предложено Фернандом Броделем в эссе «История и общественные науки: Longue Duree» (1958 г.). Специфика социального времени тесно связано с особенностями эпохи и культуры, по отношению к которым определяется категория времени. Одни и те же социальные процессы могут по-разному протекать в разные культурные эпохи. Например, социальные процессы, характерные для Средневековья (отношения личностной зависимости, натуральный тип хозяйствования, разделения общества на сословия), в России наблюдались вплоть до середины XIX в., тогда как в Западной Европе Средневековье в основном завершилось к XVI в. «Скорость» социального времени измеряется плотностью, насыщенностью событий. Общей тенденцией развития человеческого общества является ускорение и уплотнение социального времени. Так, время первобытных культур было очень медленным: изменения протекали веками и не могли наблюдаться отдельным человеком. Медленным было и время Средневековья. Для современной же цивилизации характерно невиданное прежде ускорение всех социальных процессов. Изменения происходят настолько быстро, что их может наблюдать отдельный человек на протяжении своей жизни. Например, тридцать лет назад не было такого явления, как Интернет. За последние же пять лет Интернет стал настолько важной технической, коммуникационной и смысловой реальностью, что без него немыслима не только деятельность узкой группы профессионалов, но и повседневная жизнь любого человека. Ускорение социального времени связано также и с повышением скорости информационного обмена и коммуникационных процессов. Упомянутый нами Интернет значительно увеличивает скорость распространения информации в пределах земной цивилизации и коммуникативные возможности людей. Социальное время, как и время живых систем, «течёт» неравномерно. На фоне общего ускорения социального времени можно выделить различные периода, когда оно то ускоряется, то замедляется. Эта неравномерность напрямую связана с интенсивностью изменения в различных сферах жизнедеятельности общества. В истории любого общества мы можем наблюдать чередование эволюционного и революционного развития. Это относится и к обществу в целом. Эволюционные периоды характеризуются постепенностью, плавностью изменений, когда на протяжении достаточно длительного времени общество остаётся стабильным, его черты неизменными. Резкое ускорение темпов развития наблюдается в эпоху любых революций: социальных, промышленных, научных или научно-технических, когда за короткий промежуток времени существенно изменяется облик общества или отдельных его сфер. |