философия ворд. Философия
Скачать 0.89 Mb.
|
Ш Стратификацией называют деление общества на социальные слои («пласты»). Стратификация предполагает наличие неравенства между группами. Причём это неравенство имеет иерархический характер, т.е. индивиды, семьи и другие группы подразделяются на иерархически расположенные страты в соответствии с собственностью, властью, профессией, культурой, престижем. «Горизонтальная» систематизация элементов происходит в соответствии с национальными, профессиональными, образовательными и культурными признаками. «Вертикальная» - определяется отношением к собственности, уровнем дохода, престижем. Особое место в системе социальной стратификации занимают классы. «Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В. И. Ленин). Непосредственная причина возникновения классов - появление частной собственности. Классы являются важнейшими элементами социальной структуры, потому что выступают устойчивыми носителями экономических, политических и идеологических отношений. Общественные страты или социальные слои любого (особенно современного) общества достаточно подвижны, т.е. люди могут переходить из одной социальной группы в другую. Это явление называется социальной мобильностью. Социальная мобильность отражает как горизонтальные, так и вертикальные перемещения. Политическая подсистема общества - это фактически система организации власти, которая представляет собой совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (или общегосударственными) интересами. В политическую систему общества включаются государство, политические партии, движения, организации. Центральное место в политической системе занимает государство. Оно имеет право говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Кроме того, государство, по мнению М. Вебера, - это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия к своим гражданам в пределах своей территории. По характеру организации власти политические системы бывают авторитарного, тоталитарного и демократического типа. Авторитарный и тоталитарный политические режимы во многом схожи между собой. При авторитаризме государственная власть принадлежит одному правителю (президенту, премьер-министру, монарху) или узкому кругу лиц. Власть, как правило, не ограничена. Выборы, референдумы и другие всенародные процедуры не запрещаются, но являются формальными. При авторитарном правлении могут оставаться некоторые относительно свободные, не контролируемые жёстко государством, области общественной жизнедеятельности. В тоталитарной политической системе все сферы жизни общества строго регламентированы. Государственный контроль за жизнью общества имеет тотальный характер. Тоталитарная власть основана на насилии при полном бесправии граждан. Тоталитаризм не допускает никакого инакомыслия, никакой политической оппозиции. И при авторитарном и при тоталитарном режимах происходит нарушение прав и свобод личности. В демократических политических системах государственная власть ограничена законом, и все граждане равны перед законом. Выборы происходят на альтернативной основе. Права и свободы личности охраняются законом. Можно сказать, что при демократической форме организации политической системы правят не лица, а закон. Это достигается разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную; наличием всенародно избираемого парламента и многопартийностью. Духовная подсистема объединяет все формы общественного сознания (искусство, философию, религию, мораль, науку), соответствующие институты и существующие в обществе нормы духовной деятельности. В основе общественного целого лежит деятельность индивидов, объединенных по различным признакам в группы и сообщества. Деятельность пронизывает все подсистемы, объединяет их в единое целое и позволяет обществу функционировать как целостному организму.
истории Что касается исторического развития общества, то в отечественном обществознании долгое время господствовал формационный подход Карла Маркса. Социальная теория Маркса основана на идее, определяющей роли экономического фактора (способа производства) в историческом развитии общества. На основе закона соответствия производительных сил и производственных отношений Маркс выделил в истории развития общества различные ступени, названные им общественно-экономическими формациями и характеризующиеся функциональным соответствием всех структур общества. Иначе говоря, с точки зрения Маркса, материальное производство определяет характер и структуру общества в целом. От характера производственных отношений зависят все другие отношения в обществе. Изменения в способе производства материальных благ, в производственных отношениях, которые Маркс называл базисом общества, влекут за собой изменения всех других сторон и сфер жизни общества: его социальной структуры, политики, морали, форм общественного сознания и всей духовной жизни в целом, называемой Марксом надстройкой. В соответствие со способами производства сторонники формационного подхода выделяют пять последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. История, таким образом, представляется как естественный процесс смены формаций. Однако с точки зрения формационного подхода, затруднительно понимание специфических особенностей развития многих стран и народов, особенно на Востоке. Кроме того, в XX в. развитие европейского капитализма пошло не по тому пути, который предполагал Маркс. Эти причины вызвали к жизни цивилизационный подход, сущность которого состоит в признании многомерности исторического процесса, основанной на своеобразии отдельных взаимодействующих между собой цивилизаций. Ш Цивилизация - это определенный социокультурный тип общества. В структуре цивилизации выделяют три взаимосвязанные друг с другом компонента:
Ядром цивилизации считается культура, которая определяет своеобразие первых двух составляющих, формируя определённую систему ценностей и идеалов, детерминирующих своеобразие каждой цивилизации. При формационном подходе упор делается на материальные, производственные отношения; цивилизационный подход акцентирует внимание на духовных факторах, пронизывающих другие общественные отношения. Формационный подход рассматривает историю как скачкообразный процесс перехода от низшей ступени развития к более высоким через социальные революции. Цивилизационный процесс прослеживает непрерывность, эволюционность исторического развития. Формационное представление закладывает предопределённость и однонаправленность исторического развития. Цивилизационное - предполагает многовариантность истории. Реальная история даёт возможность проиллюстрировать оба подхода. Формационная модель исторического развития более соответствует европейской истории, но и она не может быть втиснута в узкие рамки пятиступенчатой схемы. Поэтому, выделяя общие этапы развития различных цивилизаций, можно указать на три наиболее значимые периода:
В докапиталистическом обществе ведущей отраслью производства было сельское хозяйство. Промышленность была неразвита, преимущественно обслуживала земледелие и имела «домашний» характер. Основным классом этого общества было крестьянство, для которого характерно семейное хозяйство, хозяйствование на земле, деревенская культура и низшее положение в социальной системе общества. Связующим звеном между обществом и крестьянством была община. Она имела свои корни в первобытности и проходила через всю историю древности и средневековья как на Западе, так и на Востоке. Докапиталистическое общество часто называют традиционным, имея в виду, что главную роль в нём в сохранении и воспроизводстве культуры играли традиции и обычаи, т.е. устойчивые передающиеся от поколения к поколению нормы поведения людей. Обычаи и традиции закрепляются в сознании людей как нечто общеобязательное, разумное и справедливое. Именно на них строятся многие формы управления в докапиталистическом обществе. Назначение и сущность традиции заключается в передаче некоторых знаний и опыта, но прежде всего в воспроизводстве человека, который стремится сохранить то, что было достигнуто, досталось ему в наследство от предыдущих поколений. Поэтому в традиционном обществе господствует статичное отношение к жизни, люди довольствуются достигнутым уровнем, не претендуя на создание нового. Ориентация на прошлое, на приспособление к среде, объясняет длительность существования и социальную стабильность докапиталистического общества. Однако хотя и имеются общие черты докапиталистических обществ, но на Западе и на Востоке традиционные общества имели свои особенности, обусловленные многими факторами, в т.ч. культурного характера. Вторая ступень развития - индустриальная (или классический капитализм) - во многом изменила облик общества и ускорила темпы развития:
История капитализма насчитывает к сегодняшнему дню чуть более трёх столетий. За это время человечеством совершён такой скачок, который был невозможен за тысячелетнюю историю традиционных обществ. Капитализм поднял европейскую цивилизацию на высоту, несоизмеримую со всей предшествующей историей. Однако классический капитализм достигает своих успехов во многом благодаря жёсткой эксплуатации. Наёмные рабочие классического капиталистического общества - это действительно люди, лишённые какой бы то ни было собственности. Для классического капитализма характерна крайняя социальная поляризация общества и классовая борьба между двумя основными классами: пролетариатом и буржуазией. После Второй мировой войны ситуация в европейских странах значительным образом меняется. В условиях классического капитализма наёмные рабочие, продавая свою рабочую силу, получали заработную плату, которой с трудом хватало, чтобы восстановить затраты физической и нервной энергии работника и обеспечить содержание его семьи. В современном развитом обществе основная масса граждан имеет возможность приобретать по доступным ценам практически любой товар, начиная с продуктов питания и одежды и заканчивая автомобилями, любой бытовой техникой. Кроме того, развитое современное общество осуществляет социальную защиту населения. Классический капитализм называли индустриальным обществом, имея в виду высокую степень технической оснащённости производства. Новый этап в развитии общества, на котором сегодня находятся многие страны Западной Европы и некоторые страны Востока, называют постиндустриальным или информационным обществом. Американский социолог Дениел Белл считает, что основным институтом классического капитализма являлась частная собственность, а в постиндустриальном обществе центральное положение занимает знание. В современных условиях интеллектуальная собственность становится более ценным капиталом, чем собственность материальная. Более того, сама частная собственность попадает в зависимость от собственности интеллектуальной. Высокая значимость интеллектуального потенциала объясняет тот факт, что на науку и образование в развитых странах выделяется большая доля бюджета. Спрос на интеллектуальную собственность в этих странах в последние десятилетия неуклонно увеличивается и соответственно возрастает её стоимость. Это объясняется тем, что машинная технология индустриального общества под воздействием научно-технического прогресса уступает место компьютерам. Начало производства компьютеров относится к периоду Второй мировой войны, когда появились первые вычислительные машины. Вторая компьютерная революция разворачивается в 80-е годы ХХ века. Она привела к появлению принципиально новых компьютеров массового использования, которые способны выполнять миллиарды операций в секунду. Однако главное состоит в переходе общества от использования отдельных компьютеров к мощным компьютерным системам. Появление таких систем обеспечивает доступ к информации каждого человека в любой точке страны в любое время. Центр тяжести в деятельности информационного общества из сферы материального производства переносится в сферу управления. Это приводит и к социальным изменениям. Информационное общество можно определить как такое общество, в котором информация и уровень её использования обусловливает качество жизни, перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования и рынок находятся под влиянием информации и знаний. Все указанные изменения, происходящие в современном развитом обществе, влияют на его социальную структуру. В обществе классического капитализма класс-производитель был отчуждён от собственности. В современном высокоразвитом обществе круг собственников расширяется и основным классом становится так называемый средний класс, который включает работников разных сфер деятельности: сельского хозяйства, промышленности, сферы обслуживания, системы образования, культуры. К среднему классу относятся люди, имеющие достаточно высокий уровень образования и профессиональной подготовки. Различия в уровне жизни между отдельными социальными слоями «постиндустриального общества» не столь разительны, какими они были на этапе классического капитализма. Поэтому информационное общество более стабильно в социальном отношении, чем классический капитализм. Вопрос о направленности исторического процесса тоже решался по-разному (прилож.: рис. П.17). В социально-философской мысли можно найти четыре принципиально различных подхода (парадигмы).
Следующий этап её развития связан с цивилизационным или культурно-историческим подходом, разработанным Николаем Данилевским, Освальдом Шпенглером, Арнольдом Тойнби, Питиримом Сорокиным. Все они использовали разную терминологию: «культурно-исторические типы» (Н.Данилевский), «высокие культуры» (О.Шпенглер), «локальные цивилизации» (А.Тойнби), «культурные суперсистемы» (П.Сорокин). Суть концепции состоит в том, что «локальные цивилизации» проходят определённые циклы в своём развитии: зарождение, подъём, упадок и гибель.
Спиралевидная концепция прогресса представлена в работах Г егеля, Маркса и их последователей. Концепция прогрессивного исторического развития общества связана с проблемой критерия прогресса, который позволял бы определить, на каком основании то или иное общество считается более развитым по отношению к другим. Единства во взглядах на критерий прогресса нет. Если таким критерием выступает уровень развития производительных сил, то история выглядит как постепенное восхождение от первобытности с примитивными орудиями труда к капитализму с его индустриальной направленностью и современному информационному обществу, использующему сложные компьютерные технологии. Однако во второй половине XX века обнаружилось, что чем более развиты производительные силы, тем ближе общество к катастрофе, к самоуничтожению. Получается, что прогрессивное развитие ведёт человечество к гибели. Поэтому в последнее время представления о критерии прогресса изменились. Теперь в качестве такового предлагается видеть степень освобождения человека. Тогда история общества выглядит как постепенное освобождение человека. Но проблема освобождения имеет, по меньшей мере, два аспекта (освобождение от стихийных сил природы, социальное освобождение) и порождает вопрос: для чего человеку нужна свобода? Первый аспект освобождения (от природных стихий) начинает реализовываться при переходе к производящему типу природопользования. Но достичь полного, абсолютного освобождения невозможно, так как человек часть природы, и, следовательно, общество, являясь открытой системой, вне природы существовать не сможет. И сегодня человек до сих пор зачастую оказывается жертвой природных стихий, хотя, и не в такой степени, как первобытный. Второй аспект (социальное освобождение) ещё более сложная задача. Начало её решения было положено преодолением различных форм личной зависимости. В настоящее время наиболее прогрессивной идеей, реализация которой позволит достичь максимальной свободы человека в обществе, является идея создания правового государства. Выдвинутая ещё в XIX веке, она до сих пор остаётся только идеей. Существующие современные государства пока не являются по-настоящему правовыми. Ответить на вопрос, для чего нужна человеку свобода, тоже достаточно непросто. Иногда удобнее и не быть свободным вовсе. Потому что свобода сопряжена с ответственностью, а отвечать за свои поступки способен не каждый. Человек стремится к свободе по разным причинным, но главной целью человека всё же является духовное совершенствование, которое и вызывает потребность в свободе.
В самом общем смысле под культурой понимается всё, что сделано человеком в отличие от естественных, природных образований. В переводе с латинского термин «культура» означает «возделывание, обрабатывание». Первоначально имелось в виду «возделывание земли». В настоящее время в литературе можно найти около пятисот определений культуры. В философском смысле культура - это выражение деятельной природы человека, способ жизнедеятельности человека и общества. В этом смысле культура является мерой развития самого человека. При таком понимании культуры история общества превращается в историю человеческой жизнедеятельности, в историю культуры. Техника и научные трактаты, политика и моральные нормы, живопись и космические корабли, правительства и суды - всё это мир человеческой культуры. Культура имеет два способа своего бытия: субъектно личностный и объектно-предметный. Субъектно-личностное бытие культуры представляет собой бытие человека в окружающем его предметном мире, его отношение к этому миру. Личностное бытие человека в мире культуры предпола гает усвоение им накопленного человеческого опыта. На философском языке этот процесс называется распредмечиванием наличного мира культуры. Распредмечивание, или раскрытие для человека содержания существующей культуры, происходит на основе человеческой субъективности. Следовательно, культура общества находится в тесной зависимости от того, что человек думает о себе и окружающем мире. Культура - это не просто производство каких-то полезных для человека предметов, но это и реализация самого человека как субъекта культурно-исторического процесса. Центральным в постижении культуры является понятие духовности, с которым связана система ценностей и идеалов. Человек с момента своего рождения живёт в определённой культурной среде, которая задаёт ему нормы поведения, ценности, жизненные установки, систему идеалов. Таким образом, культура общества оказывается некой надындивидуальной реальностью и представляет собой мир человеческих ценностей, смыслов, которыми люди наделяют создаваемый ими предметный мир. Понятие культуры позволяет раскрыть особенности и своеобразие жизни отдельных народов, стран, регионов, соотнести их с особенностями жизни других народов. Для каждого типа культуры характерны определённый образ человека и представление о его месте в мире, об окружающей природе и строении объектов, наличие определённой системы ценностей и идеалов. К проблеме типологии культур существует несколько подходов. По различным основаниям выделяют разные типы культуры (при- лож.: рис. П.18). Материальная и духовная культура. В соответствии с подразделением человеческой деятельности на материальную (предметнопрактическую) и духовную выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура всегда включает в себя духовное нача- w w А ло, так как является воплощением знаний, целей, человека. А духовная культура в большей своей части овеществлена, то есть имеет материальную форму выражения. Поэтому в реальном процессе жизнедеятельности общества эти два типа культуры находятся во взаимодействии. В структуре материальной культуры выделяют следующие элементы:
Предметно-практическая деятельность складывается из средств производства, технических сооружений, технологий, форм общения людей в процессе производства. Производство и воспроизводство общественной жизни включает в себя социальные институты, системы власти, здравоохранения и т.д. Мир материальных ценностей представляет собой весь предметный мир, созданный человеком и характерный для определённой ступени развития общества. Сюда входит архитектура, формы жилища, принятые в культуре, памятники, предметы домашнего обихода и т.д. Духовная культура связана со сферой сознания общества и духовным производством. Сюда включают познание, нравственность, воспитание и образование, право, религию, философию, искусство, литературу и т.д. Составной частью духовной культуры являются ценности. Их освоение человеком позволяет ему ориентироваться в мире и обществе, в котором он живет. Восточная и западная культура. Первыми противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии и другим землям, находившимся к востоку от греческого мира. Но уже в Древней Греции это понятие было гораздо шире, чем просто географическое положение. Восток издавна олицетворял для европейца иной тип жизнеустройства, чем тот, к которому принадлежал он сам. В Древней Греции разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара, т.е. цивилизованности и дикости. Такое деление имело отчётливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского. Однако далеко не всё, что не понято и не принято нами, является ложным и должно быть отвергнуто. Разница культур предполагает множество несовпадений и существенных отличий. Среди этого множества различий между западной и восточной культурами часто выделяют несколько принципиальных:
Для европейской культуры характерно глубокое уважение к личности, индивидуальности. Европейская культура выдвинула идеал гармоничной всесторонне развитой личности. Восток культивировал идею отказа от личного «Я» в пользу безличного коллективного начала. Человек в восточной культуре растворяется в коллективе, обществе, государстве или теряется в едином потоке бытия Вселенной, подчиняется целому. В познавательной деятельности Европа в основном обнаруживала тенденцию рационального и прагматического познания, видя в таком познании истинную ценность. На Востоке же рациональное познание считалось ниже по уровню, чем интуитивное. Высвобождение интуиции осуществляется в результате достижения изменённого состояния сознания, когда разум и чувства молчат. Поэтому Восток обладает большим разнообразием приёмов медитации и самовнушения. С такой концепцией познания связана и практика обучения, которая состоит в передаче ученику не информации, а личных качеств учителя. Трансляция традиционной культуры Востока состояла в том, что с помощью специальных приёмов духовная личность учителя возрождалась в его ученике. На Востоке, по существу, исключается западная проблема «отцов и детей», потому что «дети» становятся не другим поколением, а продолжением своих «отцов» и сохраняют с ними духовную связь на протяжении всей жизни. При всей своей иррациональности восточная культура стремилась к воспроизведению во времени огромного количества подробностей. Это приводит к системе иероглифов, которые фиксируют массу сведений. В отличие от Востока древнегреческая культура избирает иной путь: всё богатство знаний она сводит к небольшому количеству постулатов (исходных положений). Такие постулаты, или исходные принципы познания мира, заложены, например, в Евклидовой геометрии и в аристотелевской логике. На место запоминания древние греки поставили диалог и состязание умов, тем самым, развивая рациональное познание. По отношению к социальной активности Восток и Запад также проявляли себя по-разному: в восточных культурах присутствует принцип недеяния, согласно которому существующее положение дел определяется высшим законом мироздания и никто не в праве нарушать этот закон, изменяя что-либо. Европейская культурная традиция ориентировалась на активное действие человека по совершенствованию условий своего бытия. Массовая и элитарная культура. При анализе культурных процессов в современном обществе пользуются подразделением культуры на массовую и элитарную. Феномен массовой культуры получил своё распространение в эпоху научно-технической революции в связи с развитием коммуникационных систем и глобализацией информационного обмена. Массовая культура оказывает огромное воздействие на поведение, чувства, настроения людей. Временем рождения массовой культуры принято считать 1870 г., когда в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. В результате всем стал доступен главный вид художественного творчества той эпохи - роман. Вторая веха в развитии массовой культуры связана с изобретением кинематографа в 1895 г. Для восприятия движущейся на экране картинки не требуется даже элементарной грамотности, поэтому кинематограф значительно упрощает культуру. Третий этап развития начинается с появления рок-н-ролла в 1954 году и группы «Биттлз» в начале 60-х годов ХХ века. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Её продукция предназначена для широких масс. Это искусство для каждого, и оно должно учитывать вкусы и запросы различных слоёв населения. Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себе реальную угрозу усреднения человеческой личности, её потребностей и интересов. Серийный характер произведений массовой культуры имеет несколько специфических признаков:
Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она ориентирована на рыночные отношения. Произведения массовой культуры являются товаром, который должен приносить доход. Поэтому эти произведения зачастую ориентируются на неразвитый вкус большинства, способствуют стандартизации и массовизации личности. С другой стороны, массовая культура представляет собой форму демократизации общества и открывает возможности приобщения широких слоев населения к мировому культурному наследию. По своему содержанию массовая культура очень разнообразна: она включает в себя примитивные формы (комиксы, дорожные романы, «мыльные оперы», «блатные песни» и т.д.) и достаточно сложные формы, требующие от потенциального потребителя напряжения духовных сил, работы интеллекта (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный детектив» и др.). В качестве оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, ориентированная не на всех, а на духовную элиту. К высокой элитарной культуре относится классическая литература, философия, живопись, классическая музыка, некассовые высокохудожественные фильмы и театральные постановки. Предназначение высокой культуры состоит в постоянном осмыслении гуманистических идеалов и духовно-нравственных ценностей. Однако для массового сознания такие идеалы обычно оказываются слишком сложными и ненужными. Диалог высокой культуры с повседневностью складывается трудно, но жить без идеалов человек не может. Вакуум, который создается при невосприятии и отторжении элитарной культуры, заполняет массовая культура, формирующая свои идеалы и ценности, доступные каждому. Она снимает с простого человека давление высоких идеалов и одновременно является способом преодоления отчуждения человека от высокой культуры. В рамках массовой культуры возникают субкультуры и контркультура. Субкультуры характеризуют культуру отдельных или более замкнутых социальных групп (например, молодежная культура, профессиональные субкультуры). Контркультура возникает как протест против господствующих институтов власти, собственности, против отчуждения человека. Контркультурой часто ставятся серьезные проблемы, существующие в обществе, но замалчиваемые официальной властью. Молодежная контркультура обратила внимание общества на глобальные пробле мы современности, способствовала созданию движения «зеленых», активно выступает против войны, за разоружение и т.д. Разновидностью контркультуры является андеграунд. Это подпольная культура, которая преследуется властью и является оппозиционной по отношению к официальной политике. Она имеется во всех странах мира, но особенно характерна для государств с тоталитарными и авторитарными режимами. Однако между массовой и элитарной культурой нет никакой пропасти. Элитарная культура может со временем расширять границы своего влияния. Это связано с общими духовными процессами, происходящими в обществе и с повышением культурного уровня людей. Культурный уровень показывает степень освоения человеком наличного мира культуры общества и его приобщение к высоким идеалам и духовно-нравственным ценностям, возвышающим человека над миром повседневности и обыденности. Культурный уровень человека зависит от условий воспитания, то есть от той среды, в которой человек вырос, от образования, которое он получил и от тех целей, которые каждый человек ставит перед собой. Любой человек способен подняться над обыденностью и попытаться войти в мир высокой культуры. Тренировочное задание
|