Главная страница
Навигация по странице:

  • Ш Относительная истина - это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир, которое пополняется и конкретизируется от эпохи к эпохе.

  • Философское познание.

  • 5.2. П ознавательные способности человека

  • Виды интуиции

  • Эвристическая (творческая)

  • философия ворд. Философия


    Скачать 0.89 Mb.
    НазваниеФилософия
    Анкорфилософия ворд.docx
    Дата30.08.2018
    Размер0.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия ворд.docx
    ТипУчебное пособие
    #23781
    страница15 из 23
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23


    ш Объективную истину можно определить как содержание человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, то есть воспроизводит его.

    Связующим звеном между знаниями и объективным миром является практическая деятельность людей. Реальным предметом познания выступает не объективный мир сам по себе, а объективный мир, заданный через практику. Практическая заданность предмета познания не лишает его объективности, но делает эту объективность относительной в том смысле, что на каждой ступени исторического развития человечества в соответствии с уровнем развития предметнопрактической деятельности познанию раскрываются лишь какие-то ограниченные свойства объективной реальности, некоторый ограниченный её срез.

    /■

    Ч w w

    С этой же ограниченностью связано и такое свойство истины, как её относительность. Понятия относительной и абсолютной истины характеризуют истину как процесс изменения и развития знания об объективном мире.

    Длительное время в философии и науке преобладало представление об истине как об объективном и неизменно достоверном знании. Истина в таком понимании противопоставлялась заблуждению. Однако история науки свидетельствует о том, что наши знания не являются ни абсолютно точными, ни неизменными. Они носят приближённый характер и постоянно пополняются. Поэтому истины, установленные наукой, относительны.

    Ш Относительная истина - это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир, которое пополняется и конкретизируется от эпохи к эпохе.

    Возможно ли достижение абсолютной истины? Что такое абсолютная истина?

    Прежде всего, под абсолютной истиной понимают предельно точное и полное знание. Такого рода истина - идеал, предел человеческого знания, который недостижим ни на каком конкретном этапе познавательной деятельности человека. Процесс развития науки - это приближение к такой абсолютной истине, однако предел полноты и точности нашего знания о мире постоянно отодвигается, и абсолютная истина ускользает от человека.

    Существует и другое истолкование понятия абсолютной истины. Под абсолютными истинами понимают также некоторое знание, которое не опровергается дальнейшим развитием науки. К такого рода знанию относятся, во-первых, истины-факты: например, Земля - планета солнечной системы. Во-вторых, к таким абсолютным истинам можно отнести все достоверные знания, накопленные человечеством в данную эпоху. В качестве примера можно привести законы Ньютона, которые, несмотря на то, что физика со времён Ньютона ушла далеко вперёд, всё же не потеряли своей истинности. Подобного рода истины и относительны и абсолютны одновременно. Относительны в том смысле, что они применимы только к определённой ограниченной области действительности, а абсолютны в том смысле, что они не опровергаются в ходе развития науки, а включаются в качестве органической составляющей в более сложное и более полное знание о мире.

    Философское познание. Философия, являясь особым видом познавательной деятельности человека, имеет ряд особенностей, не свойственных другим видам познания. О некоторых особенностях философского познания мы говорили в первой главе.

    Прежде всего следует подчеркнуть, что в отличие от других видов познания философия всегда находится на границе познанного и непознанного. Наука действует в рамках определённой парадигмы, которая сковывает, ограничивает её развитие. Философия, конечно, тоже связана с конкретным уровнем развития общества, его культуры и накопленными знаниями, но она гораздо более свободна в своих поисках истины. Если всё имеющееся знание представить в виде сферы, то наука будет действовать внутри этой сферы, а философия может быть представлена как оболочка, с одной стороны соприкасающаяся с уже имеющимся знанием и современными научными разработками, а с другой стороны, уходящая в бесконечную Неизвестность (рис. 5).

    Предметом философии являются субъект-объектные отношения, отношение человек - объективный мир. Суть философского познания мира заключается в том, что в центре внимания находится переход объективного в субъективное и обратно, их совпадение, тождество.

    Рис. 5. Границы познания философии и науки




    Философия, как и наука, исследует объективные закономерности, даёт объективную картину мира и в отличие от частных наук ставит в центр объективных связей и отношений человека, определяет его место в мире, выявляет объективную природу его субъективности, происхождение субъективности, её развитие. После раскрытия объективной природы субъективности, т.е. выяснения объективного содержания человеческого сознания, потребностей, целей, интересов, философия исследует пути превращения субъективного в объективное.

    Философское познание, кроме того, является методологической основой науки, раскрывает место науки в жизнедеятельности общества.

    Задачей научного познания является исследование объективных закономерностей, но познание осуществляют люди, поэтому в процессе познания происходит превращение объективного в субъективное, а этот процесс наукой не рассматривается. Это превращение изучает философия и создаёт теорию познания, которая раскрывает общие закономерности процесса познания и предоставляет в распоряжение науки общие логические и методологические принципы.

    Таким образом, наука и философия как формы познания мира тесным образом связаны между собой и оказывают воздействие друг на друга в ходе своего развития. В современных условиях наука и философия всё больше объединяют свои усилия в познании мира.

    Важнейшей философской проблемой познания является проблема понимания, которая распадается на проблемы понимания человека и понимания текста, проблему соотношения знания и понимания, понимания и объяснения.

    Можно привести множество примеров, которые проиллюстрируют, во-первых, что знание и понимание - это разные феномены и, во- вторых, что между знанием и пониманием существует сложная система взаимодействия. Можно знать нечто, не понимая смысла; можно успешно действовать, не понимая при этом сущности происходящего. Древние египтяне, например, умели довольно точно предсказывать солнечные затмения, но не понимали природы этого явления.

    Познавательную роль понимания часто соотносят с объяснением: понять - это значит уметь объяснить. Понимание не просто связано с объяснением, оно предопределяет его. Всякое объяснение строится на основе того или иного понимания.

    Отличие понимания от объяснения состоит в его целостности. Понимание выступает характеристикой целостности знания и предполагает различные способы объяснения.

    Теоретическое освоение мира предполагает не только получение знаний о мире, но и понимание отображаемого в знании объективного мира и самого знания. Знание и понимание - это различные моменты человеческого взаимодействия с окружающим миром.

    Понимание мы будем рассматривать как процедуру осмысления, т.е. выявление и реконструкцию смысла. Специфичность человеческого осмысления действительности состоит в том, что смысловая структура знания обладает социальным, надындивидуальным значением (или смыслом). В этом социальном значении отражается знание с той степенью полноты, которая доступна обществу на данном этапе его развития.

    Являясь достоянием общества, знания реализуются в индивидуальном сознании и отражают степень овладения социальным опытом. Поэтому в смысловой структуре следует различать социальное значение и его значение для индивида, т.е. личностный смысл. Социальное значение выражает общественное отношение к действительности, и это позволяет нам говорить об уровне освоения окружающей действительности в ту или иную эпоху. Личностный смысл - это личное отношение к этой социально осмысленной действительности.

    Личностный пласт осмысления действительности зачастую чрезвычайно трудно передать, т.к. он глубоко индивидуален. Например, в таком факте человеческого существования, как смерть, можно выделить его биологическое, социальное значение, а также личностный смысл восприятия смерти.

    Овладение значением (осмысление) всегда начинается с личностного смысла, но человеческое сознание не является замкнутой единицей, оно открыто для социальных значений. Социальные значения всегда реализуются для личности не полностью, а в той мере, в какой общественные функции личности требуют присвоения социального опыта. Иначе говоря, общественное значение преломляется через микросреду жизнедеятельности человека, его личностные особенности восприятия и поэтому мы наблюдаем большое разнообразие личностных смыслов.

    Современный человек имеет дело с гигантским валом информации. Но для того, чтобы передаваемые знания способствовали успеху в деятельности, они должны быть понятны людям, которые имеют с ними дело. Любая человеческая деятельность происходит в постоянном взаимодействии людей друг с другом. Поэтому деятельность зависит от взаимопонимания людей. Однако сегодня приходится говорить об информационном обмене не только между людьми, но и между техническими системами и даже между различными блоками одной ЭВМ, между людьми и машинами. Специальной областью знания стала проблема общения с возможными внеземными цивилизациями. Все эти проблемы ставят вопрос о степени понимания, т.е. не только «понятно - непонятно», а «насколько верно понять».

    Народная мудрость утверждает, что «умному достаточно намёка». Для того чтобы понять какую-то мысль или поступок человека, не всегда надо разворачивать в явном виде все факторы. Умение оперировать «свёрнутой» информацией позволяет по некоторым фрагментам и частностям восстановить весь смысл целиком. Но такое возможно только, если человек обладает знанием смыслового целого. В таком случае он легко восстановит необходимые детали и поймёт общий смысл. Полный смысл может быть воспринят и в том случае, если человек настроен на его восприятие, т.е. если он его ожидает. Характер восприятия смысла будет полностью зависеть от воспринимающего субъекта. Такая субъективность восприятия смысла порождает разночтения, различное понимание одного и того же.

    С этой проблемой мы сталкиваемся и в обыденной жизни, и в научном познании. С такими же проблемами сталкивается и исследователь, например, при интерпретации памятника прошлой культуры.

    Исследования показывают, что аудитория средств массовой коммуникации далеко не всегда адекватно воспринимает передаваемую информацию. В данной связи можно говорить о псевдо- или квазиобщении, при которых взаимопонимание не обязательно, а иногда даже и не желательно. Примером квазиобщения могут служить некоторые виды «этикетного», чисто внешнего символического общения. Как псевдообщение можно рассматривать заучивание священного текста или потерявшие смысл ритуалы.

    Степень понимания между людьми в процессе общения зависит не столько от знаний, сколько от общей для них системы открытых смыслов. Именно поэтому люди по духу близкие понимают друг друга, что называется с полуслова. По такому же принципу построены жаргоны, понятные только узкому кругу посвящённых людей и непонятные другим из-за закрытого характера смысловых значений.

    Динамика понимания, развития знания осуществляется в ходе пересечения исторического развития личности, которая живёт в этой культуре.

    5.2. Познавательные способности человека

    Условием познавательной деятельности является наличие у человека познавательных способностей. Прежде всего, следует отметить внутреннее единство всего человеческого познания. Психофизические механизмы чувственного отображения и абстрактного мышления принципиально одинаковы у всех людей, хотя и существуют определённые половозрастные, индивидуальные и социокультурные различия в развитии познавательных способностей. Однако все попытки выделить до- или внелогические формы мысли у традиционных народов, отдельных слоёв современного общества или у представителей различных рас не увенчались успехом. Это указывает на несостоятельность теоретических построений типа мальтузианства или расизма, утверждающих неполноценность интеллектуальных возможностей отдельных народов, рас или социальных слоёв.

    Фундаментальные закономерности воспроизведения действительности сознанием сформировались в антропогенезе, по всей видимости, одновременно с полным прямохождением, дифференциацией руки и пальцев.

    Единый познавательный механизм позволяет выделить общие ступени познания, свойственные людям независимо от их расовой, национальной или социальной принадлежности. Таких ступеней две: чувственная и рациональная. Некоторые авторы (например, Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996) говорят, что чувственное и рациональное нельзя считать ступенями познания, потому что у человека чувственное пронизывается рациональным. Это совершенно справедливо для познавательной деятельности взрослого человека, у которого сформировались и те, и другие способности. Однако если рассматривать процесс генезиса познавательных способностей, то мы увидим, что они развиваются постепенно от чувственных к рациональным, от более простых к более сложным, т.е. в развитии своих познавательных возможностей человек как бы совершает процесс восхождения по ступенькам чувственного и рационального познания. Поэтому мы вполне можем считать чувственное и рациональное и ступенями познания и способностями, детерминирующими путь освоения человеком окружающего его мира и самого себя.

    Чувственное познание осуществляется в трёх формах. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

    Ощущения возникли в процессе эволюции на базе раздражимости, которая имеется уже у простейших живых существ. Способность ощущения сформировалась в полной мере вместе с центральной нервной системой.

    Различные виды энергии из внешней среды воздействуют на рецепторы (окончания чувствительных нервных волокон) и преобразуются в нервные импульсы, биоэлектрические сигналы, поступающие в мозг. В мозгу осуществляется анализ поступивших сигналов, который обеспечивает возникновение определённых ощущений (зрительных, слуховых, осязательных и др.) Нервные структуры - от рецепторов до связанных с ними зон коры головного мозга - участвуют в формировании однотипных ощущений, образуют соответствующую чувствительную систему.

    Со времён Аристотеля считалось, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. На самом деле их, видимо, значительно больше, потому что человек способен ощущать тепло и холод, давление, земное притяжение, ускорение, вибрацию, положение своего тела (или отдельных его частей) в пространстве. И всё же человек ощущает далеко не все факторы окружающей среды. У нас нет анализаторных систем, которые бы позволяли чувствовать электрическое поле, рентгеновские лучи, радиоволны и многое другое. Даже те виды энергии, которые в принципе воспринимаются человеком, вызывают ощущения, только если их интенсивность превышает какой-то порог-предел. Наши органы зрения реагируют на электромагнитные излучения в определённых пределах. Короткие и длинные электромагнитные волны (ультрафиолетовый и инфракрасный свет) не воспринимаются человеческим глазом. Орган слуха реагирует на колебания среды частотой от шестнадцати до двадцати тысяч герц. Ультра- и инфразвуки, частота которых не укладывается в рамки этого диапазона, человек не слышит. Свет, звук, запах вызывают у человека ощущения только при условии, что их интенсивность равна пороговой или превышает её. Если же внешние раздражения оказываются чрезмерно интенсивными, они могут повредить органы чувств человека (глаза, уши, кожу), а иногда и другие органы и ткани. Яркая вспышка света может привести к снижению зрения или полной слепоте. Взрывная волна вызывает нарушение слуха.

    В процессе эволюции живые организмы развивались в разных направлениях, поэтому многие способны ощущать то, что не дано человеку. Орёл имеет более зоркое зрение, а собака различает недоступные человеку звуки и запахи. Кроме того, у некоторых живых существ сформировались органы чувств, которые отсутствуют у человека. Киты, дельфины, летучие мыши, бабочки способны ощущать ультразвуки; нильская щука и электрический сом улавливают даже самые слабые колебания электрического поля, многие рыбы тонко чувствуют изменение давления водной среды, австралийские термиты прекрасно ориентируются в магнитном поле Земли.

    У каждого человека анализаторные системы имеют свои собственные индивидуальные особенности. Поэтому люди по-разному ощущают качество предметов и явлений. Некоторые умеют необычайно тонко дифференцировать запахи, другие обладают абсолютным слухом. Эти способности обычно бывают врождёнными, хотя в определённых пределах они могут совершенствоваться в процессе жизнедеятельности.

    Если человек по какой-то причине оказывается лишён одного из органов чувств, то это вынуждает его к постоянной тренировке сохранившихся анализаторных систем. В результате у человека вырабатывается способность ощущать те раздражители, которые не воспринимаются здоровыми людьми. Например, незрячие (особенно с детства) обладают удивительной чувствительностью к звукам, запахам, тактильным воздействиям. Глухие со временем научаются извлекать максимум информации из того, что видят. Часто они способны понимать речь собеседника по движениям его губ.

    Вторая форма чувственного познания - восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретённом опыте. Восприятие можно рассматривать как синтез ощущений и сравнение возникающего образа с имеющимся жизненным опытом, зафиксированным в памяти.

    Восприятие связано с узнаванием, поэтому воспринимать знакомые предметы значительно легче, чем новые. Для целостного восприятия знакомого предмета не обязательны ощущения всех его качеств (объёма, цвета, фактуры, массы). Достаточно плоскостного его изображения на рисунке или фотографии. По чёрно-белой фотографии розы вы легко сможете представить этот цветок вплоть до цвета и запаха.

    Если объект ранее не был знаком, а полученная о нём информация неполная, то возможны ошибки в восприятии его целостного образа.

    Любое восприятие субъективно. Мы обычно замечаем то, что склонны заметить, и не воспринимаем того, что в данный момент выходит за пределы наших интересов. Именно поэтому часто бывают противоречивы показания свидетелей какого-либо происшествия, впечатления о прочитанной книге и других событиях.

    Чем больше знает человек, чем богаче его жизненный опыт, тем легче будет ему воспринимать информацию. Бывают такие ситуации, когда человек не замечает чего-либо, потому что это не встречалось ему ранее. Невосприятие нового тормозит развитие познания.

    История знает массу примеров того, как новое отрицалось в силу своей неизвестности, непонятности, т.к. невозможно было соотнести это новое с уже привычными представлениями о мире. Так, например, Наполеон Бонапарт, известный своей прозорливостью и нестандартностью мышления, отклонил предложение молодого американского изобретателя Фултона о создании парового флота, хотя новый флот позволил бы ему достичь берегов Англии и, возможно, одержать победу над ней. Если бы Наполеон принял это предложение, то Всемирная история, вероятно, выглядела бы иначе.

    Чем более образован и эрудирован человек, тем богаче будут его восприятия. Он сможет извлечь больше информации из научной монографии, художественного произведения, театрального спектакля. Профессиональный историк получит гораздо больше информации из книги академика Е.В. Тарле «Наполеон» или из «Повести временных лет», чем неподготовленный читатель (ученик средней школы, например). Студент лечебного факультета медицинского института лучше разберётся в справочнике по терапии, а студент-юрист - в современном законодательстве.

    Характер восприятия во многом зависит и от эмоционального состояния человека. Если студент эмоционально не настроен на подготовку к экзамену, он может напрасно целый день просидеть над учебниками, ничего не запомнив при этом.

    Третьей формой чувственного познания является представление. Представление формируется на основе ощущений и восприятия, представляя собой мыслительные образы, не связанные непосредственно с объектом.

    В отличие от восприятия представления носят более целостный характер. В формировании представлений большую роль играет воображение. При неполноте информации оно может способствовать искажению образа, возникающего у человека.

    Вторая ступень познания - рациональное познание - связана со способностью обобщения и формулирования понятий. То есть понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности.

    Понятия у человека формируются спонтанно. На определённом этапе своего интеллектуального развития человек начинает проявлять тенденцию к абстрагированию и использованию понятий. Однако эти способности (абстрактно-логического или понятийного мышления) можно формировать и развивать целенаправленно, воспитывая их с детства.

    Все понятия, которыми пользуется человек, можно подразделить на бытовые и научные. К бытовым понятиям относятся, например, мебель, одежда, чашка, ложка. К научным - масса, электрон, энергия, молекула.

    Понятия могут быть разной степени общности. Например, понятия «стол», «стул», «диван» и понятие «мебель» характеризуются различной степенью общности: первые три понятия менее общие, а четвёртое - более общее. Наиболее общие научные понятия называются категориями. Категориями являются такие понятия, как «материя», «движение», «сознание», «качество», «причина». Наиболее общие понятия, или категории, разрабатываются в рамках философского знания, а используются во всех науках и в обыденной речи.

    Любое понятие представляет собой абстракцию, поэтому для того, чтобы их использовать, необходимо обладать способностями абстрагирования и обобщения. В понятии происходит абстрагирование от конкретных свойств конкретных предметов и процессов и обобщение тех качеств и свойств, которые делают эти предметы похожими. Например, в понятии «дерево» человек отвлекается (абстрагируется) от особенностей реально существующих деревьев, с одной стороны, и с другой стороны, обобщает те свойства, которые делают все деревья похожими друг на друга и одновременно отличают их от травы, цветов, домов и других предметов.

    Используя понятия, человек формулирует суждения, умозаключения, делает выводы, строит гипотезы и теории, которые являются более сложными формами рационального познания мира.

    Суждение - это такая форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например: «Сегодня идёт дождь» или «На экваторе не бывает зимы». В суждении, как правило, два или несколько понятий связаны единым смыслом.

    Умозаключение представляет собой определённое рассуждение, в ходе которого на основании одного или нескольких суждений формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих:

    1. Началась сессия.

    2. Студентам надо готовиться к экзаменам.

    Второе утверждение является следствием первого.

    Или:

    1. Ректор подписал приказ об отчислении всех студентов, имеющих задолженности.

    2. У Алексея Перова есть задолженность по истории.

    З.Значит, он подлежит отчислению (здесь третье суждение логически вытекает из первых двух).

    Гипотезы и теории выступают важнейшими элементами научного познания мира. В них отражается тот уровень рационального проникновения в сущность изучаемого объекта, который характерен для определённого этапа исторического развития общества.

    Помимо способностей чувственно-образного и рационального познания человек обладает ещё одной уникальной познавательной способностью - интуицией. Интуицию нельзя отнести ни к чувственному, ни к абстрактно-логическому познанию. Это совершенно особая способность, позволяющая получать знание непосредственно. Определить интуицию и изучать её рациональными средствами достаточно сложно, потому что она по своей природе иррациональна. Чаще всего интуицию определяют как способность непосредственного усмотрения истины, или непосредственное знание. Непосредственность называется одним из главных признаков интуиции, тогда как чувственно-образное и рациональное познание являются опосредованными. «Посредниками» между объектом и познающим субъектом в первом случае выступают органы чувств (выше была показана зависимость чувственной ступени познания от строения и функционирования рецепторов), а во втором - абстрактно-логические способности человека. Именно органы чувств и разум приносят и обрабатывают информацию, обладателем которой становится человек. В случае интуитивного получения знания этот процесс осуществляется непосредственно. Как это возможно? Ведь органы чувств и разум работают почти постоянно. Для того чтобы они «не мешали» интуиции, их необходимо «отключить». Такого отключения на Востоке добиваются путём медитации. Этим же способом высвобождения «непосредственного знания» пользовались и древние греки (вспомним: Пифагор со своими учениками большую часть времени проводил, занимаясь медитацией). Видимо, благодаря своей непосредственности интуиция обладает большой степенью целостности. Объект познания схватывается в интуиции целиком, тогда как разум сначала разделяет объект на части, познаёт каждую в отдельности, затем пытается произвести процедуру синтеза, но это не всегда удаётся. Таким образом, главными особенностями интуитивного познания являются целостность и непосредственность.

    Наличие этой способности у человека признают многие выдающиеся ученые нашего времени. Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто даже меняются коренным образом, а это было бы невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными. Он убедился, по его словам, в неизбежном влиянии на научное исследование индивидуальных особенностей мышления ученого, имеющих не только рациональный характер.

    Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда в разной степени) способностью, как и чувственное восприятие и абстрактное мышление.

    Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения за людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, человек производит выбор своих действий, предчувствуя, что нужно поступить именно так, а не иначе.

    История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученые, конструкторы, художники или музыканты достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».

    Любопытен случай, произошедший с изобретателем Николаем Тесла. Однажды во время прогулки его озарила идея создания электромотора на переменном токе. Он пытался объяснить другу свое видение. Образы, представшие перед умственным взором Теслы, были отчетливыми и осязаемыми, как металл или камень.

    Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясным.

    /■ч w w

    С действием интуиции связаны и крупнейшие достижения теоретической науки.

    Эйнштейн А. говорил, что мысль об относительности одновременности появилась у него в результате внезапной интуитивной догадки. Однажды утром, проснувшись, он вдруг понял, что события, происходящие одновременно для одного наблюдателя, могут быть неодновременными для другого.

    С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р. Декарта, некоторые аспекты кантовской философии.

    Рассел Б. отмечал, что иногда его попытки протолкнуть силой воли ход творческой работы оказывались бесплодными, и он убеждался в необходимости терпеливо ожидать подсознательного вызревания идей, что было результатом напряженных размышлений. Когда я работаю над книгой, - писал он,- я вижу ее во сне почти каждую ночь. Не знаю, возникают ли при этом новые идеи, или оживляются старые, зачастую я вижу целые страницы и могу во сне прочесть их.

    Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда заслуживает такого названия. В мышлении нередки, например, умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере человека.

    Интуитивное «видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату.

    Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить никаких воспоминаний о пережитом интуитивном прозрении. Одно замечательное наблюдение было сделано американским математиком Леонардом Юджином Диксоном. Его мать и её сестра, которые в школе были соперницами по геометрии, провели долгий и бесплодный вечер над решением какой-то задачи. Ночью матери приснилась эта задача: она стала решать ее вслух громким и ясным голосом; её сестра, услышав это, встала и записала. На следующее утро в ее руках было уникальное решение, неизвестное матери Диксона. Этот пример, помимо всего прочего, иллюстрирует и неосознаваемый характер явления, называемого «математические сны».

    Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:

    • неожиданность решения задачи;

    • неосознанность путей и средств ее решения;

    • непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

    Виды интуиции

    У разных людей, в различных условиях интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т. п.

    Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в зависимости от специфики деятельности субъекта. Особенности форм материальной практической деятельности и духовного производства определяют и особенности интуиции агронома, врача, био- лога-экспериментатора. Выделяют такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т. п.

    По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Стандартизированную интуицию называют интуицией - редукцией. Пример: врачебная интуиция С.П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула, С.П.Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась верной. Можно сказать, что в данном случае, как и вообще при постановке любого диагноза, имеет место подведение частного под общее. В этом отношении интуиция действительно проступает как редукция, и никакой новизны в ней как будто и нет. Но иной аспект рассмотрения, а именно постановка конкретного диагноза по неоднозначному комплексу симптомов обнаруживает новизну решаемой проблемы. Поскольку при такой интуиции все же применяется определенная «матрица»-схема, постольку сама она может быть квалифицирована как стандартизированная.

    Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин, выступая как ученый- клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз опирался на такую интуицию в своей научной деятельности. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи (болезни Боткина).

    Эвристическая интуиция имеет свои подвиды. Для нас важно её подразделение по гносеологическому основанию, т. е. по характеру результата. Интерес представляет точка зрения, согласно которой сущность творческой интуиции заключается в своеобразном взаимодействии наглядных образов и абстрактных понятий, а сама эвристическая интуиция выступает в двух формах: эйдетической и концептуальной.

    Примеры эйдетической интуиции - наглядное представление о структуре молекулы бензола, возникшее у Кекуле, или наглядное представление о строении атома, созданное Резерфордом. Эти представления не сводятся к простому воспроизведению данных непосредственного чувственного опыта и формируются с помощью понятий.

    Примеры концептуальной интуиции - возникновение понятия «нейтрино» у Паули или понятия «кватернион» у Гамильтона. Эти понятия возникали не путем последовательного логического рассуждения, а скачкообразно; большое значение при их формировании имело комбинирование соответствующих чувственных образов («комбинаторная игра» образными элементами мышления, по выражению Эйнштейна).

    /■Ч w w

    С позиций такого понимания творческой интуиции и разновидностей дается и ее определение. Творческая интуиция определяется как специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.

    Интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.

    К общим условиям формирования и проявления интуиции можно отнести следующие:

    1. основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;

    2. поисковая ситуация, состояние проблемности;

    3. действие у субъекта поисковой доминанты; на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

    4. наличие подсказки.

    Последний момент в некоторых случаях не обнаруживается, но значительная их часть связана с действием «подсказки», которая служит пусковым механизмом для интуиции.

    В качестве такой реализаторной причины для И. Ньютона было, как известно, упавшее ему на голову яблоко, которое вызвало идею всемирного тяготения; для инженера-мостовика С.Броуна - висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста.

    Важность для интуиции подсказок, за которыми стоят аналогии, общие схемы, общие принципы решения задач или проблем, ведет к определенным практическим рекомендациям:

    • Субъекту, находящемуся в творческом поиске, необходимо стремиться не только к максимуму информации по своей специальности и по смежным дисциплинам, но и к расширению диапазона своих интересов, включая музыку, живопись, научнофантастическую, художественную и детективную литературу, научно-популярные статьи, журналы, газеты.

    • Поскольку интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере и продолжается даже при отключении субъекта от проблемы, постольку можно сделать вывод, что такое временное отключение может оказаться полезным. Таким образом, после серьезной работы над проблемой нужно откладывать ее решение на некоторое время и заниматься другими проблемами.

    • Субъект должен внимательно относиться к содержанию своих сновидений, хотя не следует переоценивать их значение в проявлении интуиции.

    Любопытно, что некоторые инженеры и учёные придают такое значение подсознательному творчеству во время сна, что, засыпая, кладут около себя бумагу и карандаш, чтобы в случае творческих снов возможно было их записать.

    Нередки, как известно, идеи, проявляющиеся во время прогулок, при чтении газеты и т. п. Это кажется парадоксальным: при интеллектуальной интуиции человек творит наиболее активно и результативно, когда отдыхает.

    Конкретное изучение механизма взаимодействия сознания с бессознательным и подсознательным может дать в руки ученых реальные средства управления процессом интуиции и существенно воздействовать на их творческую способность.

    Некоторые исследователи считают, что интуитивная способность сформировалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях, и способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды. С этой точки зрения, поскольку ученому для совершения открытия даны не все посылки и средства, постольку он осуществляет именно вероятностный выбор.

    Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Английский физик М. Фарадей, известный своими работами в области электричества, магнетизма, электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько догадок и теорий, возникающих в голове исследователя, уничтожается его собственной критикой и едва ли одна десятая часть всех его предположений и надежд осуществляется. Возникшая в голове ученого или конструктора догадка должна быть проверена. Проверка же гипотезы, как мы знаем, осуществляется в практике научного исследования. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

    Доказательство включает в себя обращение к чувственным восприятиям некоторых физических предметов и явлений, а также логические рассуждения, аргументы. В дедуктивных науках доказательства представляют собой цепочки умозаключений, ведущих от истинных посылок к доказываемым тезисам.

    Таково отношение к интуиции в европейской рациональной культуре. Однако Восток даёт нам совершенно иной пример отношения к интуиции. Прежде всего, для восточной культуры интуитивное знание является столь же привычным, как для европейца знание рациональное. Поэтому в традиционной восточной культуре интуиция не воспринимается как нечто случайное и вероятностное. Интуитивное знание там считается выше по уровню, чем знание рациональное.

    Кроме того, на Востоке научились высвобождать интуицию из оков разума путём изменения состояния сознания в процессе медитации. Поэтому знания, получаемые интуитивным путём, не являются неожиданными. Таким же образом достигается и непосредственность знания: в процессе медитации человек выходит за пределы своей субъективности и происходит слияние субъекта познания с познаваемым объектом. По-видимому, этот процесс следует понимать как подключение к информационному полю Вселенной и прямое считывание информации из реальности более высокого порядка.

    Спрашивается, как же выглядит процесс движения знания: прерывно или непрерывно? Если брать развитие науки в целом, то очевидно, что в этом общем потоке прерывности, обозначаемые на индивидном уровне интуитивными скачками, не дают о себе знать; здесь свои скачки, называемые революциями в науке. Но для отдельных ученых процесс развития познания в их области научного исследования предстает по-другому: знание развивается скачкообразно, с перерывами, с «логическими вакуу- мами», но, с другой стороны, оно развивается без скачков, поскольку следующая за каждым «озарением» логическая мысль методично и направленно заполняет «логический вакуум». С точки зрения индивида, развитие знания есть единство прерывности и непрерывности, единство непрерывности и скачка.

    Итак, мы видим, что роль интуиции в познании чрезвычайно велика.

    Без нее многие научные открытия отодвинулись бы на много лет вперед, а может быть, мы до сих пор не знали бы ни теорию относительности, ни закон всемирного тяготения.

    Каждый из нас наверняка сталкивался с этим пока еще не совсем разгаданным процессом. Не раз интуиция выручала нас из сложных проблемных ситуаций или помогала предвидеть итог того или иного нашего поступка.

    Но не следует ни переоценивать интуицию, ни игнорировать её роль в познании.

    Формирование полноценных способностей к познанию у детей младшего и школьного возраста к настоящему моменту достаточно хорошо изучено. Изучение же интеллектуального уровня взрослых людей сталкивается с серьёзными трудностями. Здесь, конечно, нельзя отрицать наличие определённых возрастных особенностей, но выделить такие возрастные группы достаточно сложно. Исследователи сегодня установили, что определённые возрастные группы обладают общими чертами и сравнительно устойчивыми признаками своей интеллектуальной активности. На эти характеристики влияет не только биологический возраст, но и другие факторы: семья, место жительства, образование, этнические признаки и многое другое. Поэтому люди одних и тех же лет могут относиться к разным интеллектуальным группам в зависимости от своей социокультурной среды.

    При измерении сформировавшегося интеллекта при помощи так называемой «батареи тестов Д. Векслера» (тесты на информированность, логику, память, оперирование символами, осмысление общения и др.) лучшие результаты давала возрастная группа от 15 до 25 лет, а по другим данными - от 25 до 29 лет. Добиться высокой точности в измерении интеллекта достаточно сложно. Известный исследователь в этой области Г анс Айзенк считает, что показатели интеллекта улучшаются примерно до 20-летнего возраста [1]. Так или иначе, обобщая данные различных измерений, мы можем сказать, что рост интеллектуальных способностей происходит примерно до 25 лет. Затем наступает незначительный интеллектуальный спад, который становится


    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23


    написать администратору сайта