Главная страница
Навигация по странице:

  • Т естовое задание

  • ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

  • Космоцентризм.

  • Социоцентризм.

  • Теоцентризм.

  • Природоцентризм

  • Антропоцентризм

  • философия ворд. Философия


    Скачать 0.89 Mb.
    НазваниеФилософия
    Анкорфилософия ворд.docx
    Дата30.08.2018
    Размер0.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия ворд.docx
    ТипУчебное пособие
    #23781
    страница18 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    часть объективной реальности, имеющая свои черты, закономерности функционирования и развития;

  • этап исторического развития человечества;

  • население одной или нескольких стран.

    1. Вспомните, что такое система, какие бывают типы систем и определите, к какому из них относится общество.

    2. Назовите основные направления системного исследования общества.

    3. Является ли верным, с Вашей точки зрения, следующее высказывание: «Природа и общество - две различные формы бытия, вечные во времени и бесконечные в пространстве»?

    4. Выберите, какие из перечисленных ниже признаков характеризуют формационный подход к истории, а какие - цивилизационный:

    а) основой общества считаются материальные, производственные отношения;

    б) исторический процесс рассматривается как переход от низшего к высшему через резкие качественные скачки, социальные революции;

    в) ядром общества считается культура, в центре которой находятся духовные ценности и идеалы;

    г) история рассматривается как непрерывная эволюция;

    д) историческое развитие представляется как однонаправленный процесс;

    е) в истории общества предполагается многовариантность путей развития.

    1. Какова, с Вашей точки зрения, направленность исторического процесса? Выберите нужное или напишите свое:

    • общество с развитием цивилизации деградирует: оно идет от «золотого» века к «серебряному», а от него - к «железному»;

    • ход истории цикличен: различные общества многократно проходят замкнутые циклы зарождения, подъема, упадка и гибели;

    • история - это поступательное развитие общества по восходящей линии.

    1. Что, по Вашему мнению, может быть критерием общественного прогресса:

    • свобода личности;

    • уровень развития производительных сил;

    • развитие техники.

    Объясните, почему Вы выбрали именно этот критерий.

    1. Выберите правильный ответ.

    В философском смысле культура - это:

    • умение вести себя в обществе;

    • обработка земли;

    • совокупность духовных ценностей общества;

    • способ жизнедеятельности человека и общества;

    • нравственные идеалы и соблюдение нравственных норм, принятых в данном обществе;

    • материальные ценности общества.

    1. Объясните взаимосвязь понятий «духовность» и «культура».

    2. Дайте сравнительную характеристику восточного и западного типов культуры.

    3. К какому типу культуры (восточному или западному), с Вашей точки зрения, относится русская культура? Ответ обоснуйте.

    4. Каковы разновидности массовой культуры?

    5. Какие произведения классической музыки Вам известны?

    6. Заполните сравнительную таблицу


    Тип культуры

    Элементы

    Примеры

    Роль в обществе

    Элитарная










    Массовая
















    Тестовое задание

    1. Социальная философия термином «общество» обозначает:

    а) объединение людей по интересам и профессиональным занятиям;

    б) определённый этап в развитии человечества;

    в) часть объективной реальности;

    г) население одной или нескольких стран.

    1. Присваивающий тип взаимодействия общества с природой характерен для:

    а) первобытного общества;

    б) современности;

    в) эпохи Средневековья;

    г) Нового времени.

    1. Цивилизацией называют:

    а) определённый социокультурный тип общества;

    б) ступень в развитии общества, основанную на способе производства;

    в) общность языка и культуры;

    г) совокупность материальных и духовных ценностей.

    1. Формационное представление об общественной истории предполагает:

    а) однонаправленность исторического развития;

    б) многовариантность путей развития;

    в) цивилизационное своеобразие развития;

    г) развитие историческими циклами.

    1. Кто был сторонником идеи цикличности исторического развития?

    а) Шпенглер;

    б) Маркс;

    в) Гегель;

    г) Кант.

    1. В традиционном обществе основным классом является:

    а) интеллигенция;

    б) буржуазия;

    в) рабочие;

    г) крестьянство.

    1. Для традиционного общества характерно:

    а) быстрое изменение всех его сфер;

    б) статичность;

    в) социальная нестабильность;

    г) научные революции.

    1. Классический капитализм называют обществом:

    а) индустриальным;

    б) постиндустриальным;

    в) доиндустриальным;

    г) информационным.

    9) Для массовой культуры характерно.

    а) высокий профессионализм;

    б) ориентация на рыночные механизмы распространения;

    в) осмысление высоких гуманистических идеалов;

    г) постановка сложных вопросов бытия человека.

    10) Какому типу культуры принадлежит идеал недеяния?

    а) восточному;

    б) западному;

    в) элитарному;

    г) массовому.

    Вопросы для повторения

    1. Что такое социальная философия?

    2. Дайте определение общества.

    3. Назовите основные аспекты изучения общества социальной философией.

    4. Какова основная проблема взаимодействия общества и природы на современном этапе?

    5. Назовите основные исторические типы взаимодействия общества с природой.

    6. В чём суть формационной концепции исторического развития?

    7. Чем отличается цивилизационный подход к истории от формационного?

    8. Назовите основные этапы исторического развития общества.

    9. Что такое цивилизация и каковы её основные элементы?

    10. Какие существуют концепции направленности исторического развития?

    11. Раскройте понятия «смысл» и «цель истории».

    12. Определите понятие «культура»

    13. Назовите известные Вам типы культур.

    14. Каковы основные отличительные признаки восточного и западного типа культур?

    15. Каковы основные признаки массовой культуры?

    16. Какое влияние оказывает массовая культура на личность?

    17. Какова роль массовой культуры в обществе?

    18. Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

    19. От чего зависит культурный уровень человека?

    20. Каково взаимодействие массовой и элитарной культуры?

    21. Что такое андеграунд?

    22. Приведите примеры субкультуры.

    ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

    7.1. Понятие философской антропологии

    Философская антропология является областью философского познания, обращённой к человеку. Как самостоятельная область знания она появилась в XVIII веке, но проблема человека в философии была обозначена ещё в античности в деятельности софистов и Сократа. То есть различные вопросы философской антропологии сложились на ранних этапах развития самой философии.

    Дословный перевод термина «антропология» означает «слово о человеке» или «учение о человеке». Антропологией называют совокупность научных дисциплин, изучающих человека. Философская антропология сформировалась в результате стремления человека осознать свою сущность, раскрыть уникальность своей собственной природы. Понятие «философская антропология» имеет два значения: во-первых, это область философского познания, раздел философии, изучающий человека, и, во-вторых, - философское направление, сложившееся в 20-х годах XX века, представленное в работах М.Шелера, А.Гелена, Х.Плесснера и противостоящее прагматизму, психоанализу, феноменологии, структурализму и др. направлениям европейской философии.

    В отличие от естественных наук, изучающих человека как существо природное, философская антропология пытается осмыслить целостность человека в единстве всех его составляющих: природной, социальной, духовной; понять и объяснить многомерность человека и его бытия. Она ищет ответы на вопросы о происхождении человека и его сознания, сущности человека и смысле его бытия, феномене духовности и тенденциях его развития. Не только эти, но и многие другие вопросы попадают в поле зрения философского учения о человеке. В зависимости от исторической эпохи и философского направления, которое обращается к изучению человека, можно выделить различные подходы к рассмотрению сущности и особенностей человека (прилож.: рис.П.19).

    Космоцентризм. Один из первых подходов сложился в древности, когда в центре внимания находилась природа, а человек уподоблялся космосу и рассматривался как микрокосм. Такой подход был характерен для ранней философии античного мира. С одной стороны, человек рассматривается здесь как существо природное, такое же, как и множество других естественных объектов живой и неживой природы. С другой стороны, человек не просто природное существо, он подобен космосу, представляет как бы срез космического начала, в котором преломляются все космические, вселенские законы.

    Социоцентризм. Космоцентризм в понимании человека в античной философской мысли сменяется социоцентризмом, когда человек стал рассматриваться, прежде всего, как существо социальное: общественное или политическое животное. Яркими представителями этой концепции были крупнейшие мыслители той эпохи Платон и Аристотель. На Востоке подобные представления о человеке развивались в конфуцианстве и легизме, где человек просто растворялся в обществе и государстве. Человек для государства, а не наоборот.

    Социальную сущность человека подчёркивали просветители в Новое время, марксизм, считая, что сущностью человека является совокупность всех общественных отношений.

    Теоцентризм. В средневековой христианской и вообще в религиозной философии точкой отсчёта во всех вопросах является Бог. Он стоит в центре всех философских проблем. Он сотворил мир и управляет всем, что создано. Человек - создание Бога, он подобен Богу, поэтому выделяется из всего животного царства, но судьба человека на Земле определяется его грехопадением: отрекаясь от Бога и возомнив себя свободным и равным Богу, человек обрекает себя на страдания и тяжкие испытания. Таким образом, в религиозной философии человек рассматривается через призму его отношений с Богом.

    Природоцентризм Нового времени несколько отличается от космоцентризма древних. Их объединяет то, что человек понимается и изучается, прежде всего, как существо природное. Но в отличие от античных мыслителей многие учёные и философы-материалисты XVI - XIX веков уже не говорят о единстве Вселенной, не уподобляют человека космосу, а напротив, подчёркивают его выделенность из природы, возвышая человека благодаря его разуму над всем природным миром.

    Антропоцентризм доводит эту выделенность до логического завершения и рассматривает мир через призму человека, а самого человека как главную ценность мироздания. Впервые подобные идеи сформировались в учениях софистов: «Человек есть мера всех вещей

    • существующих в их бытии, а несуществующих в их небытии», - говорил Протагор. Своей высшей точки развития антропоцентризм в античности достигает в этическом рационализме Сократа, в Новое время - в учении Л.А.Фейербаха и Н.Г. Чернышевского в России.

    Перечисленные позиции в изучении человека, как правило, преобладали в ту или иную эпоху, в целом они не связаны с определённой исторической эпохой и могут чередоваться или сосуществовать в один и тот же исторический период времени.

    Пытаясь разгадать тайну человека и его бытия, философская мысль вырабатывала различные подходы к решению этой проблемы. Хотя, можно сказать, что ещё задолго до возникновения самой философии человек уже обращался к этой великой загадке и выражал своё понимание в мифе. В мифе мир мыслится в единой целостности, неразрывности своего бытия, и человек является органической составляющей этой целостности. Поэтому мифологическое сознание ещё не выделяет человека в качестве уникального объекта, человек оказывается вплетённым в жизнь всего космоса. Со временем, когда произошло выделение антропологической проблематики в самостоятельную область знания, изучение человека оказалось немыслимым без обращения к другим проблемам философии: природы, бытия, строения Вселенной и её основных законов. И это вполне объяснимо: человек не существует изолированно от всего мира, и хотя он претендует на некоторую избранность, уникальность, постичь эту уникальность невозможно, не обращаясь к познанию всех сфер действительности. Любое частное рассуждение о человеке не создаёт его целостного образа. И вместе с тем многие знания, казалось бы, далёкие от проблемы человека, проясняют некоторые аспекты его бытия, помогают постичь его целостность. Поэтому философия человека изменяется в зависимости от того, как понимается Бог, Вселенная, природа, общество, культура.

    Разнообразие точек зрения на природу и сущность человека объясняется, по-видимому, многомерностью человека и форм его бытия. Человек - существо многоплановое. Именно поэтому очень сложно постичь его сущность и раскрыть тайну и смысл его бытия.

    Считается, что человек вышел из природы, и составляет особую её часть. Но вместе с тем он уникален, отличается от всего живого самым существенным образом. Его делает таковым наличие души, сознания, разума и культура, которую он создаёт.

    Несмотря на то, что очень многие мыслители заявляют о том, что человек является высшим природным существом, вершиной эволюции или венцом творения, этот «венец» вовсе несовершенен. Прежде всего, его несовершенство обнаруживает себя в природных возможностях: человек слабее многих других живых существ, он не имеет таких же острых зубов и когтей, не так быстро бегает, не имеет специальных защитных средств, таких, например, как панцирь и т.д. То есть он во многом уступает другим животным. Чтобы компенсировать своё природное несовершенство человек создаёт мир культуры во всём его многообразии. Природное несовершенство человека восполняется в первую очередь материальной культурой, к которой относятся орудия труда, разнообразные формы преобразовательной деятельности, сложные современные технологии и т.д.

    Культура или «вторая натура» человека обеспечивает его уникальность среди других природных существ, с одной стороны, и умножает аспекты его бытия с другой.

    Таким образом, в общефилософском смысле человек - это существо одновременно природное, социальное и духовное. Он представляет собой единство этих трех начал.

    Как существо природное, он организован по её законам. Природе принадлежит человеческое тело. Однако с природой нас связывает не только наше физическое тело. Как в любом природном объекте в человеке присутствуют все основные уровни организации, о которых мы подробно говорили в третьей главе настоящего издания. Таким образом, природная составляющая человека представлена семью сферами или телами: физическим, эфирным, астральным, ментальным, каузальным, будхическим и атмическим. То есть человек подобен матрёшке, в которой самой маленькой «матрёшкой» оказывается наше физическое тело, с которым мы себя часто и отождествляем, так как только его и способны ощущать. Таких представлений о человеке придерживались многие древние восточные философские учения, такие же знания представлены в эзотерической литературе, а в последние десятилетия об этом заговорили учёные [5].

    В научной терминологии более принято говорить об энергоинформационной оболочке или поле, которое пронизывает физическое тело человека и выходит далеко за его пределы, так называемой «ауре». Учёные научились делать ауру видимой с помощью метода га- зорязрядной визуализации [3].

    Последние исследования в этой области большое значение имеют не только для развития научных и философских представлений о природе и строении человека, но в первую очередь для медицины, потому что позволяют выявлять многие заболевания ещё до того, как они проявились на физическом уровне и дали знать о себе в виде симптомов кого-нибудь страшного недуга. Следствием использования этих знаний стало появление нового направления в медицине - энергоинформационной медицины, которая применяет принципы лечения болезней, принципиально отличающиеся от традиционных.

    Можно сказать, что в настоящее время происходит переосмысление древнейших знаний о человеке на новом уровне, чему способствует прорыв учёных в ранее недоступные для них области. Кос- мичность человека, единство его со всем космосом, Вселенной уже практически не вызывает сомнения. По-видимому, правы были древние, видя в человеке микрокосм.

    «Организм и Космос представляют собой единую систему. В живой организм энергия поступает непосредственно из Космоса, то есть происходит прямой энергообмен между организмом и окружающей средой. Функционирование всех органов и систем организма не только взаимосвязано, но и управляется некой информационноэнергетической службой организма - биополем, которое обеспечивает всю регуляцию в организме» [5].

    Духовная составляющая человека традиционно включала в себя всё богатство внутреннего мира: идеалы, ценности, нравственные

    нормы, которыми мы руководствуемся в своём поведении, знания, умение сопереживать, эмоциональное разнообразие восприятий и т.п.

    Философы и учёные с древних времён стремятся объяснить духовную грань человеческого бытия. И объясняли по-разному. Религиозные учения говорят, что это всё от Бога. Материалисты считают свойством высокоорганизованной материи, с одной стороны, и результатом социально-исторического опыта и предметнопреобразовательной деятельности, с другой.

    Современный уровень знаний приводит к выводу о материальности нашей души и всех её проявлений. Мимолётные эмоции и глубокие чувства есть вид энергии. Они представляют собой тонкие вибрации нашей ауры. Всё то, что мы обычно называем духовным миром человека, существует в его информационном поле, которое связано с внешним информационным полем Вселенной, информационными полями других людей и собственным физическим телом. Именно поэтому мы оказываемся столь чувствительны как к позитивным, так и к негативным переживания других людей и своим собственным, ведь они оказывают на нас вполне материальное воздействие. Это то же самое, что резкий, грубый удар кулаком или ласковое поглаживание мягкой рукой, только взаимодействие осуществляется на энергоинформационном уровне и результат - не телесное физическое ощущение, а внутреннее переживание, изменение душевного состояния.

    Социальная составляющая человека проявляется в его личности.

    Природная сторона человека определена с рождения. Как физическое тело человек развивается по достаточно строго и жёстко определённой «программе». Духовность - это то, что приобретается человеком в процессе его жизни. Но формирующийся духовный мир у каждого человека свой. Это отчасти зависит от той информации, с которой человек пришёл в этот мир и которая заложена в его индивидуальном энергоинформационном поле. Социальная грань человека детерминируется обществом, в котором он живёт.

    Таким образом, человек представляет собой сложное переплетение трёх аспектов своего бытия, которые взаимодетерминируют друг друга и образуют, в конечном счёте, это загадочное существо, называемое человеком.

    Каждый ли человек является личностью, можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?

    Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актер древнего театра, затем оно стало обозначать самого актера и его роль в представлении. Со временем этот термин стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни, и, наконец, сложилось научное понятие о личности как о сознательном индивиде, который занимает определенное место в обществе и выполняет определенные общественные функции.

    Таким образом, когда говорят о личности, то имеют в виду социальные качества, которые человек приобретает во взаимоотношениях с обществом.

    Каждая личность сугубо индивидуальна, т.е. непохожа на других, хоть и имеет некоторые типические черты. Под индивидуальностью понимается своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Здесь имеют в виду его задатки, способности, характер, манеру говорить, держаться на людях. Большое влияние на формирование индивидуальности оказывают генетические наследственные факторы. Индивидуальность делает каждую личность уникальной, неповторимой, самобытной.

    Человек как личность формируется в обществе. Вместе с тем человек преобразует и общество. С приходом каждого нового поколения возникают проблемы его приобщения к жизни. Этот процесс включения индивида в деятельность различных социальных коллективов и общностей называется процессом социализации, в ходе которого происходит усвоение индивидом социальных и моральных норм, культурных ценностей, навыков практической деятельности, конкретных знаний. В процессе социализации можно выделить две фазы.

    Первая фаза связана с адаптацией или приспособлением к существующим условиям. Адаптация начинается сразу после рождения человека. Ребенок достаточно легко адаптируется к той среде, в которой растет. Однако адаптация характерна не только для раннего возраста. Проблема адаптации возникает всякий раз, когда человек

    попадает в новые условия: меняет место жительства, работу, приходит учиться в вуз, попадает в новую компанию.

    Другая фаза социализации индивида - это интериоризация, т.е. усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения.

    Интериоризация становится доминирующей в процессе социализации личности в юношеском возрасте, когда идет активное становление личности, формирование мировоззрения.

    Целью социализации является приобщение индивида к определенному социальному пространству, миру повседневности, чтобы человек умел общаться с другими людьми и чувствовал себя уверенно в том обществе, в котором живет.

    В процессе социализации участвуют практически все социальные институты и организации: государство, семья, школа, искусство.

    Цель социализации индивида - доведение до его сознания меры дозволенного, т.е. индивиду показываются те границы, в которые должно укладываться его поведение в обществе и отношение к нему. Социализация учит не профессиональному мастерству и не профессиональному знанию, а способности жить в обществе.

    Оборотной стороной социализации может стать появление в обществе в массовых масштабах конформистов, т.е. людей, способных адаптироваться к любому социально-политическому режиму.

    Жесткая система социализации личности содержит в себе угрозу деперсонализации. В таких условиях личность становится послушным орудием, которым могут манипулировать различные политические деятели в своих интересах. Такая личность растворяется в толпе, каждый человек научается думать как все, говорить как все, поступать как все. В философии экзистенциализма это состояние человеческой жизни было названо неподлинным существованием.

    Итак, процесс социализации личности означает включение человека в общество, распредмечивание наличного общественного бытия, интериоризацию, но с другой стороны, само общество представляет собой результат человеческого труда, продукт его жизнедеятельности.

    Любой материальный предмет в обществе является продуктом человеческой деятельности. Благодаря своему труду человек как бы умножает свое бытие в продуктах своей жизнедеятельности, т.е. он существует не только сам по себе, но и в предметах своего труда.

    С другой стороны, благодаря включенности в человеческую деятельность и сами вещи меняют свое существование. Они перестают быть просто природными, материальными вещами, обладающими физическими и химическими свойствами, но они приобретают социальную значимость, становясь средством удовлетворения потребностей человека, достижения ими своих целей.

    Человек создает не только материальные блага. Продуктами его творения являются также духовные ценности, организационноуправленческие структуры и самые разнообразные отношения, т.е. вся общественная жизнь во всем разнообразии. Так как вся общественная жизнь - это результат человеческой деятельности, она является реализацией, опредмечиванием творческих возможностей человека.

    В труде человек не только изменяет то, что дано природой, но и осуществляет свои сознательные цели. В этом отношении созданный человеком предмет является материализацией, воплощением его идеально заданной цели. В процессе труда материализуется не только идеальная цель, но и вся совокупность знаний и навыков, весь духовный мир личности.

    Опредмечивание, экстериоризация духовного мира человека происходит не только в сфере материального производства, но и в любой деятельности. Таким образом, человек воплощает себя в мире, обществе через свою деятельность.

    Деятельность человека выступает связующим звеном между человеком и обществом. В деятельности происходит интериоризация, распредмечивание общественно значимых смыслов и осуществляется процесс социализации, и через деятельность человек материализует свою духовность, воплощается в обществе.
    1. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


  • написать администратору сайта