Главная страница
Навигация по странице:

  • Т ренировочное задание

  • ГЛАВА 8. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основной

  • Дополнительный К главе 1

  • ИТОГОВЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ

  • ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  • ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

  • философия ворд. Философия


    Скачать 0.89 Mb.
    НазваниеФилософия
    Анкорфилософия ворд.docx
    Дата30.08.2018
    Размер0.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия ворд.docx
    ТипУчебное пособие
    #23781
    страница19 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

    Проблема смысла человеческого бытия

    Человек является, наверное, единственным существом на Земле, осознающим свою смертность. В связи с этим осознанием перед человеком возникает ряд вопросов, на которые он ищет ответы. В чём смысл жизнедеятельности? Зачем, приходя в мир, человек проходит длительный процесс социализации? Зачем стремится реализовать свой внутренний духовный потенциал? Неизбежность смерти ставит перед человеком проблему смысла жизни.

    В духовном опыте человечества существуют различные подходы к обоснованию смысла жизни.

    Религиозные учения говорят, что земная жизнь - это приготовление к вечной жизни. Поэтому от того, как человек пройдёт свой земной путь, зависит его будущая вечная жизнь.

    Материалистические концепции иначе обосновывают смысл человеческого бытия. Смыслом жизни становится реализация себя в обществе, запечатление себя в памяти других поколений. Человек продолжает жить в созданных ими вещах, отношениях, его жизнь продолжается в учениках, детях, внуках, в социальном опыте человечества.

    Обстоятельный анализ смысла жизни осуществил австрийский философ и психолог Виктор Франкл, испытывавший сильное влияние экзистенциализма.9

    Анализируя взаимодействие личности и общества, Франкл пришёл к выводу, что в настоящее время в обществе проявляется тенденция к усреднению людей. Однако, с его точки зрения, «быть человеком - значит не только походить на других людей, но также уметь становиться непохожим, то есть уметь изменяться» [6]. Поэтому главная черта человека проявляется как способность наполнять свою жизнь смыслом, собственным индивидуальным содержанием, делающим человека непохожим на других людей. Это и означает состояться как личность, быть свободным.

    С точки зрения Франкла, смысл раскрывается для человека через ценности жизни. Он выделял три вида ценностей: созидательные, ценности переживания и ценности отношения. Главным проводником в выборе ценностей для человека является совесть. Тот, кто способен судить себя строго, по совести, тем самым уже приобщается к пониманию мира истинных ценностей.

    Созидательные ценности реализуются в продуктивных, творческих действиях человека. Если то, чем занимается человек в своей жизни воспринимается им как его дело, а возможно, даже как миссия, то жизнь человека наполняется смыслом наилучшего выполнения своего дела, своей миссии.

    Смысл жизни необходимо реализовывать во всех своих действиях, но особое значение имеет труд. Решающим для реализации смысла является не должность, которую занимает человек, а то, как он работает, соответствует ли месту, на котором оказался. Труд обретает смысл тогда, когда в нём получают выражение положительные индивидуальные качества человека. Созидательные ценности труда приобретают в данном случае значение ценностей творчества. Но далеко не всегда профессиональная активность наполняет жизнь смыслом. Бывает, что за активностью в работе скрывается бегство от сознания экзистенциальной пустоты. Для таких людей выходные дни становятся самым грустным временем, когда подступает тоска, и бесцельность, пустота существования возникают перед человеком в полный рост.

    В духе экзистенциализма Франкл считает, что не только сама жизнь, но и ожидание смерти способствуют раскрытию смысла. Перед лицом смерти как предела наших возможностей предстоит максимально использовать отведённое для нас время. Иногда болезнь и приближение смерти могут пробудить такие способности, о которых человек даже не подозревал.

    Второй вид ценностей - ценности переживания. Здесь всё определяется характером восприятия. Например, можно испытывать эмоциональный трепет от прекрасной картины природы или общения с миром искусства, а можно не обращать внимание на всё это. Но наивысшее переживание связано с отношением к любимому человеку. «Любовь раскрывает перед нами ценностный образ человека» [6].

    Третий вид ценностей - это ценности отношения, которые проявляются в его отношении к жизненным трудностям, страданиям. Поведение человека в трудные минуты жизни, его умение стойко переносить страдания показывают, насколько он состоялся как человек.

    Быть человеком - значит сохранять личную ответственность за реализацию всех видов ценностей, существующих в жизни: созидательных, переживания, отношения. В конечном счёте, каждый человек полностью отвечает за то, что он делает, кого любит, как страдает. Реализуя ценности жизни, человек обретает конкретный уникальный смысл собственного бытия. Уникальный потому, что никто более не способен осуществить именно этот смысл, но зато имеет свой собственный, такой же уникальный. В поисках смысла человек руководствуется совестью. Смысл жизни каждого человека раскрывается в виде индивидуально-личностного, неповторимого отношения человека к ценностям.

    Большое внимание Франкл уделяет проблеме так называемого экзистенциального вакуума, который состоит в утрате смысла или просто в его отсутствии. Экзистенциальный вакуум органически связан с таким состоянием, когда человек чувствует тщетность ожиданий, планов, замыслов, испытывает тоску и безысходность. С подобным состоянием связан регресс поведения и отсутствие мотивации развития личности. Регресс личности, прежде всего, проявляется в «бегстве от себя», в нежелании решать экзистенциальные проблемы (проблемы смысла своего существования). Человек «бежит от себя», чтобы не ощущать свою пустоту. Однако проблемы смысла жизни не оставляют его, они возвращаются в сознание помимо воли.

    Следствием экзистенциального вакуума Франкл считает конформизм, который опасен тем, что человек подчиняется массе, толпе, теряет свою индивидуальность, готов совершить любое действие под влиянием других людей.

    Большую роль в преодолении экзистенциального вакуума играет образование. Оно способствует нахождению уникальных смыслов каждым человеком.

    Тренировочное задание

    1. Сравните основные подходы к проблеме человека. Чем определяются их различия?

    2. Каково значение последних исследований учёных для понимания природы и сущности человека?

    3. Как вы понимаете многомерность человека?

    4. Каковы общие черты и линии пересечения современного подхода к многомерности человека и древних учений?

    Можно ли сказать, что результатом социализации является профессиональная грамотность?

    1. Что изучает философская антропология?

    а) общество;

    б) человека;

    в) исторический процесс;

    г) природу.

    1. С точки зрения теоцентризма, человек.

    а) создан Богом и подобен ему;

    б) существо природное;

    в) политическое животное;

    г) единство природного, социального и духовного.

    1. Назовите автора высказывания: «Человек есть мера всех вещей.»

    а) Аристотель;

    б) Чернышевский;

    в) Протагор;

    г) Фейербах.

    1. Понятие «личность» фиксирует:

    а) биологические качества человека;

    б) единство природного, социального и духовного;

    в) социально значимые черты индивида;

    г) индивидуальное своеобразие человека.

    1. Процесс включения человека в общество называется:

    а) адаптацией;

    б) интериоризацией;

    в) распредмечиванием;

    г) социализацией.

    1. Распредмечиванием называют:

    а) процесс становления личности;

    б) освоение человеком культурных норм и ценностей;

    в) реализацию способностей человека;

    г) приспособление к условиям жизни.

    1. С точки зрения В.Франкла, быть человеком - значит:

    а) уметь изменяться;

    б) быть таким же, как все;

    в) быть добрым и справедливым;

    г) уметь приспосабливаться к различным условиям.

    1. Духовная составляющая бытия человека включает в себя:

    а) практическую деятельность;

    б) материальные ценности;

    в) нравственность;

    г) физическое здоровье.

    1. Ценности отношения, по Франклу, проявляются в:

    а) любви;

    б) преодолении трудностей и страдания;

    в) отношении к труду;

    г) общении с другими людьми.

    1. Для кого из перечисленных мыслителей характерно антропоцентрическое понимание человека?

    а) Гегеля;

    б) Маркса;

    в) Пифагора;

    г) Чернышевского.

    Вопросы для повторения

    1. Каково значение термина «философская антропология»?

    2. Назовите основные подходы к изучению человека, существовавшие в истории философии.

    3. В чём проявляется многомерность человека?

    4. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «человек» и «личность»?

    5. Что такое индивидуальность?

    6. Определите понятие «социализация».

    7. Назовите основные фазы социализации.

    8. Определите понятия «опредмечивание», «распредмечивание», «интериоризация», «экстериаризация».

    9. Что является целью социализации индивида?

    10. Как происходит реализация творческих способностей человека?

    11. Какие существуют подходы к определению смысла жизни?

    В чём сущность материалистического подхода к определению смысла жизни?

    ГЛАВА 8. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    Из пяти традиционных типов профессиональной деятельности: «человек - техника», «человек - живая природа», «человек - человек», «человек - образ», «человек - знаковая система» социальная работа относится к типу субъектно-субъектной, гуманистически ориентированной деятельности.

    Социальная работа как вид профессиональной деятельности выполняет несколько основных функций: нравственно-гуманистическую, регулятивно-профилактическую, социально-коррекционную, аналитико- прогностичекую, организационно-методическую. Такое функциональное многообразие позволяет отнести социальную работу к творческим, интеллектуально насыщенным видам деятельности.

    Социальная работа имеет интегральный характер. Сами проблемы, с которыми имеет дело социальный работник, носят мультидис- циплинарный характер, и для их решения необходимо объединение самых различных знаний о человеке, обществе, культуре. Понимание социального мира человека и человечества, его осмысление осуществляется на религиозно-мифологическом, философско-духовном, рационально-научном, технологическом, эмоционально-обыденном уровнях. Интегративность и многоуровневость этого вида деятельности требует философской рефлексии, в рамках которой достигается целостность знаний о человеке и его бытии, столь необходимые не только в теории, но и в практике социальной работы. Именно философия пытается прояснить основы и смысл экзистенциальных проблем и смысложизненных ориентиров, с которыми всякий раз сталкивается социальный работник в своей деятельности. Философский стиль мышления позволяет социальному работнику глубже познать и понять содержание предметно-функционального пространства своей профессиональной деятельности, создает интеллектуально-нравственные предпосылки для гуманизации социального бытия.

    Философские и методологические предпосылки оформления теории социальной работы во многом формируются в русле феноменологии и философии экзистенциализма. Человеческая мысль, таким образом, проходит через осознание множественности и равноправия ценностных и нормативных систем, от понимания и сопереживания пограничных ситуаций к состраданию, воплощаемому во вполне прагматичной и рациональной помощи и поддержке.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Философия оказывает огромное формирующее воздействие на личность, систематизирует мировоззрение человека, упорядочивает мышление. Конечно, одна книга не в состоянии выполнить все эти задачи. Изложенный в учебном пособии материал даёт представление об основных вехах развития философского знания, сложившейся структуре и важнейших вопросах, на которых сконцентрирована философская мысль разных эпох. Помимо этого в пособии даётся характеристика современного состояния многих проблем науки и философии, таких, как проблема сознания и строение Вселенной, пространство-время, движение и развитие и т.д.

    Освоив материал данного пособия, студент получает основы философских знаний, которые он может самостоятельно пополнять, используя дополнительную литературу, указанную в рекомендательном списке литературы, а также самостоятельно подбирая статьи, монографии по заинтересовавшим его вопросам. Наше познание не стоит на месте. Человечество постоянно получает новые знания, в результате чего изменяется его представление о мире и самом себе, поэтому любой мыслящий человек, овладев элементарными знаниями в процессе обучения, в дальнейшем будет стремиться к их расширению и углублению.

    Полученные в ходе изучения философии знания помогут освоению многих учебных дисциплин в дальнейшем: культурологии, социологии, этики, естественных наук (в том числе КСЕ).

    РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Основной

    1. Аблеев, С.Р. История мировой философии [Текст]: учебник/ С.Р. Аблеев. М., 2005.

    2. Алексеев, П.В. Философия [Текст]: учебник /П.В. Алексеев,

    1. В. Панин. М., 1999.

    1. Антология мировой философии [Текст]. Т. 1-4. М., 1969-1972.

    2. Всемирная энциклопедия: Философия [Текст] / главн. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.-Минск, 2001.

    3. История философии [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов н/Д, 2001.

    4. История философии. Запад - Россия - Восток [Текст]. Кн. 1-4. М., 1995-1999.

    5. Крапивенский, С.Э. Социальная философия [Текст]: учебник/ С.Э. Крапивенский. М., 1998.

    6. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней [Текст] / Дж. Реале, Д. Антисери. Т. 1-4. СПб., 1994-1997.

    7. Рассел, Б. История западной философии [Текст]. Т. 1-2 Б.Рассел. М., 1993.

    8. Современная западная философия [Текст]: словарь. М.,

    1990.

    1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник / А.Г. Спиркин. М., 2000.

    2. Табачкова, Е.В. Философы: краткий биографический словарь [Текст] /Е.В. Табачникова. М., 2002.

    3. Философия [Текст] / под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д,

    2003.

    1. Философия [Текст]: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко,

    1. П. Ратникова. М., 2000.

    1. Философия [Текст]: учебник /под ред. проф. О.А. Митро- шенкова. М., 2002.

    2. Философский энциклопедический словарь [Текст]. М., 1982.

    Хрестоматия по истории философии [Текст]. Ч. 1-3. М.,

    Дополнительный К главе 1:

    1. Вернадский, В.И. Научное мировоззрение [Текст]/

    1. И.Вернадский // Философия и мировоззрение. М., 1990.

    1. Вольф, Р.П. О философии [Текст] / Р.П. Вольф. М., 1996.

    2. Вундт, В. Введение в философию [Текст] / В. Вундт. М.,

    1998.

    1. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] /Э.В.Ильенков. М.,1991.

    2. Канке, В.А. Философия [Текст] / В.А. Канке. М., 1996.

    3. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей [Текст] / Н.В. Мотрошилова. М., 1991.

    4. Шрейдер, Ю.А. Загадочная притягательность философии [Текст] / Ю.А. Шрейдер // Вопросы философии. 1996. №7.

    К главе 2:

    (§ 2.1.)

    1. Абрамов, В.А. История философии Китая [Текст] / В.А. Абрамов. Чита, 1996.

    2. Аристотель. Сочинения [Текст]: в 4 т. / Аристотель. М.,1978-

    1984.

    1. Асмус, В.Ф. Античная философия [Текст] / В.А. Асмус. М.,

    1998.

    1. Гершперц, Т. Греческие мыслители [Текст] / Т. Гершперц. СПб. 1999.

    2. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке [Текст]/

    А.Е. Лукьянов. М, 1989.

    1. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей [Текст] / Н.В. Мотрошилова. М., 1991.

    2. Мюллер, М. Шесть систем индийской философии [Текст]/ М. Мюллер. М., 1991.

    3. Платон. Сочинения [Текст]: в 4 т. / Платон. М., 1990-1995.

    4. Томпсон, М. Восточная философия [Текст] / М.Томпсон. М.,

    2000.

    1. Трубецкой, С.Н. Курс истории древней философии [Текст]/

    1. Н. Трубецкой. СПб. 1996.

    1. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии [Текст]/

    А.Н. Чанышев. М., 1991.

    1. Шюре, Э. Великие посвящённые. Очерк эзотеризма религий [Текст] / Э. Шюре. Калуга, 1914.

    (§ 2.2.)

    1. Боэций. Утешение философией [Текст] / Боэций. М., 1990.

    2. Клопстон, Ф.Ч. История средневековой философии [Текст]/ Ф.Ч. Клопстон. М., 1997.

    3. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии [Текст] /Г.Г. Майоров. М., 1997.

    4. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты [Текст] / Ж.-Ж. Руссо. М., 1969.

    5. Рутенбург, В.И. Титаны Возрождения [Текст]/

    В.И.Рутенбург. СПб., 1991.

    1. Соколов, В.В. Средневековая философия [Текст]/

    В.В.Соколов. М., 1979.

    1. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII в. [Текст]/

    В.В. Соколов. М.,1999.

    1. Тертуллиан. О плоти Христа [Текст] / Тертуллиан // Избр. соч. М., 1994.

    2. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии [Текст] / А.Н. Чанышев. М., 1991.

    3. Роттердамский, Эразм. Философские произведения [Текст]/

    Э.Роттердамский. М., 1987.

    (§ 2.3.)

    1. Беркли, Дж. Сочинения [Текст] / Дж. Беркли. М., 1978.

    2. Бэкон, Ф. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Ф. Бэкон. М., 1977, 1978.

    3. Гельвеций, К.А. Сочинения [Текст]: в 2 т. / К.А. Гельвеций. М., 1978, 1979.

    4. Гоббс, Т. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Т. Гоббс. М., 1989, 1991.

    5. Гоббс, Т. Философские основания учения о гражданине [Текст] / Т. Гоббс. М., 1964.

    6. Декарт, Р. Сочинения [Текст]: в 2 т. /Р. Декарт. М., 1989, 1991.

    7. Ильин, В. В. Философия эпохи Возрождения [Текст]/

    В.В.Ильин. СПб. 1991.

    1. Ильин, В. В. Философия Нового времени [Текст] /В.В.Ильин. СПб.,1993.

    2. Кузанский, Николай. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Н.Кузанский. М., 1980.

    3. Лейбниц, Г.В. Сочинения [Текст]: в 4 т. / Г.В. Лейбниц. М., 1982-1989.

    4. Локк, Дж. Сочинения [Текст]: в 4 т. / Дж. Локк. М. 19851988.

    5. Макиавелли, Н. Государь [Текст] / Н. Макиавелли. М., 1982.

    6. Спиноза, Б. Избранные произведения [Текст]: в 2 т./ Б.Спиноза. М., 1957.

    7. Философия в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера [Текст]. М., 1994.

    8. Философия эпохи Возрождения и Реформации. Хрестоматия [Текст]. Кн.2. СПб., 1996.

    9. Юм, Д. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Д. Юм. М ,1965.

    (§ 2.4.)

    1. Гегель. Феноменология духа [Текст] / Гегель. СПб., 1992.

    2. Гегель. Философия истории [Текст] / Гегель. СПб., 1993.

    3. Гегель. Философия права [Текст] / Гегель. СПб., 1990.

    4. Гегель. Энциклопедия философских наук [Текст]: в 3 т./ Гегель. М.,1974-1977.

    5. Кант, И. Критика практического разума [Текст] / И.Кант// Соч.: в 6 т. М.,1963-1966. Т.4 (1). СПб.,1995.

    6. Кант, И. Критика способности суждения [Текст] / И.Кант. М.,1995; СПб.,1995.

    7. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И.Кант //Соч.: в 6т. М.,1963-1966. Т.3. М.,1994.

    8. Фейербах, Л. Сочинения [Текст]: в 2 т. /Л.Фейербах. М.,1995.

    9. Фихте, И.Г. Сочинения [Текст]: в 2 т. /И.Г. Фихте. СПб.,

    1993.

    1. Шеллинг. Сочинения [Текст]: в 2 т. М., 1989.

    2. Шеллинг. Философия искусства [Текст] /Шеллинг. М., 1976.

    3. Асмус, В.Ф. Кант [Текст] /В.Ф. Асмус. М., 1975.

    4. Бушцева, В.В. Философия XIX века [Текст] / В.В. Бушцева. М., 1994.

    5. Быковский, Б.Э. Фейербах [Текст] / Б.Э. Быковский. М.,1987.

    6. Гулыга, А. Немецкая классическая философия [Текст]/

    А.Гулыга. М., 1986.

    1. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия [Текст]/

    В.Н. Кузнецов. М., 1986.

    1. Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии [Текст] / Н.В. Мотрошилова. М.,1990.

    (§ 2.5.)

    1. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т.13.

    2. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе [Текст] /К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т 3.

    3. Маркс, К. Экономически-философские рукописи [Текст]/ К.Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т 3.

    4. Маркс, К., Энгельс Ф. Немецкая идеология [Текст] /К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т 3.

    5. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии [Текст] /К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т. 21.

    6. Марксистская философия в XIX в. [Текст]: в 2 кн. / отв. ред. И.С. Нарский. М., 1979.

    7. Ойзерман, Т.И. Формирование философии марксизма [Текст]/ Т.И. Ойзерман. М.,1986.

    (§ 2.6.)

    1. Камю, А. Бунтующий человек [Текст] / А.Камю. М., 1990.

    2. Самосознание европейской культуры XX века [Текст]. М.,

    1991.

    1. Сумерки богов [Текст]. М., 1990.

    2. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф. Ницше. М.,1990.

    3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Казус Вагнера и др. [Текст] / Ф. Ницше. Минск, 1997.

    (§ 2.7.)

    1. Аржанухин, С.В. Очерки русской философии XVIII-XX вв. [Текст] /С.В. Аржанухин, Б.В. Емельянов, Р.И. Холстинин. Екатеринбург, 1994.

    2. Бакунин, М.А. Философия. Социология. Политика [Текст] / М.А. Бакунин. М., 1989.

    3. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст]/ Н.А. Бердяев. М., 1989.

    4. Блинников, Л.В. Великие русские философы [Текст]: словарь- справочник / Л.В. Блинников. М., 2000.

    5. Булгаков, С.Н. Сочинения [Текст]: в 2 т. / С.Н. Булгаков. М.,1991.

    6. Галактионов, А.А. Русская философская мысль X-XVII вв. [Текст] /А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. М., 1990.

    7. Громов, М.Н. Русская философская мысль X-XVII вв. [Текст]/ М.Н. Громов, Н.С. Козлов. М., 1990.

    8. Емельянов, Б.В. Три века русской философии [Текст]/ Б.В.Емельянов. Екатеринбург, 1999.

    9. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии [Текст]/ А.Ф. Замалеев. М., 1996.

    10. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]. Т.1

    1. / В.В. Зеньковский. СПб., 1991.

    1. Лосский, Н.О. История русской философии [Текст] /

    Н.О.Лосский. М., 1990.

    1. Радищев, А.Н. Избранные философские сочинения [Текст]/ А.Н. Радищев. М., 1949.

    2. Русская философия. Малый энциклопедический словарь [Текст]. М.,1995.

    3. Соловьёв, В.С. Сочинения [Текст]: в 2 т. М., 1988.

    4. Толстой, Л.Н. Исповедь. В чем моя вера [Текст]/ Л.Н.Толстой //Соч. 12-е изд. М., 1911.

    5. Хомяков, А.С. О старом и новом [Текст] /А.С. Хомяков. М.,1988.

    6. Чернышевский, Н.Г. Сочинения [Текст]: в 2 т./

    Н.Г.Чернышевский. М.,1989.

    1. Шестов, Л.И. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Л.И. Шестов. М.,1993.

    (§ 2.8.)

    1. Агни-Иога (Живая Этика) [Текст]: в 3 кн. Самара, 1992.

    2. Блаватская, Е.П. Тайная доктрина [Текст]: в 2 т./Е.П.Блаватская. М., 1991.

    3. Блаватская, Е.П. Ключ к теософии [Текст] / Е.П. Блаватская. М.,

    1996.

    1. Бросс, Ж. Духовные учителя [Текст]: пер. с фр / Ж. Бросс. СПб.,

    1997.

    1. История современной зарубежной философии. Компаративистский подход [Текст]. СПб., 1997.

    2. Литман, А.Д. Современная индийская философия [Текст]/

    А.Д.Литман. М., 1985.

    1. Учение Храма [Текст]. Кн. 2. Минск, 1997.

    К главе 3:

    1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации [Текст] / Р.Ф. Абдеев. М., 1994.

    2. Астрономия и современная картина мира [Текст]. М.,1996.

    3. Девис, П. Суперсила. Поиски единой теории природы [Текст]/ П.Девис. М., 1989.

    4. Карпенко, М.А. Вселенная разумная [Текст] / М.А. Карпенко. М.,1992.

    5. Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировидение [Текст]/ Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии.1992. №12.

    6. Козырев, Н.А. Причинная или асимметричная механика в линейном приближении [Текст] / Н.А. Козырев. Пулково, 1958.

    7. Мельникова, Н.А. Образ мира [Текст] / Н.А. Мельникова. М.,1998.

    8. Малеев, Н.Н. Восхождение к разуму [Текст] / Н.Н. Малеев. М.,1993.

    9. Пятое состояние вещества [Текст] // Человек и наука. 2001.

    №3.

    1. Скрытая масса Вселенной [Текст] // Человек и наука. 2002. №4.

    2. Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации [Текст] / В.С. Стёпин, Л.Ф. Кузнецов. М., 1994.

    3. Тихоплав, В. Ю. Физика веры [Текст] / В.Ю. Тихоплав, Т.С.Тихоплав. М., 2001.

    К главе 4:

    1. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] /Э.В. Ильенков. М., 1991.

    2. Коротков, К. Загадки живого свечения [Текст] / К. Коротков. СПб., 2003.

    3. Дорохова. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека [Текст] / Дорохова //Вопросы философии. 1993. №4.

    4. Ерахин, А.В. Диалектика становления мышления и сознания [Текст] /А.В. Ерахин. Свердловск, 1989.

    5. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление [Текст] / Ф. Кликс. М.,1985.

    6. Мулдашев, Э.Р. От кого мы произошли? [Текст]/

    Э.Р.Мулдашев. М., 1999.

    1. Тихоплав, В.Ю. Жизнь напрокат [Текст] / В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. СПб., 2001.

    К главе 5:

    1. Айзенк, Г. Природа интеллекта - битва за разум [Текст]/ Г.Айзенк, Л. Кэмин. М., 2002.

    2. Айдинян, В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии [Текст] / В.Ф. Айдинян. Л.,1991.

    3. Видинеев, И.В. Природа интеллектуальных способностей человека [Текст] / И.В. Видинеев. М., 1989.

    4. Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания [Текст]. М.,1990.

    5. Знание за пределами науки [Текст]. М.,1990.

    6. Иванов, А.В. Сознание и мышление [Текст] / А.В. Иванов. М.,1985.

    7. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] /Э.В.Ильенков. М., 1991.

    8. Касавин, И.Т. Познание в мире традиций [Текст]/ И.Т.Касавин. М.,1990.

    9. Когнитивная эволюция и творчество [Текст]. М., 1998.

    10. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов [Текст]: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г.Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д, 2003.

    11. Мамардашвили, М.К. Классический и неоклассический идеал рациональности [Текст] / М.К. Мамардашвили. Тбилиси, 1994.

    12. Никифоров, А.С. Этюды о разуме [Текст] /А.С.Никифоров. М., 1981.

    13. Тихоплав, В. Ю. Великий переход [Текст] /В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. СПб., 2002.

    14. Тихоплав, В. Ю. Физика веры [Текст] /В.Ю. Тихоплав, Т.С.Тихоплав. СПб., 2001.

    15. Щавелев, С.П. Практическое познание [Текст] /С.П.Щавелев. Воронеж, 1994.

    К главе 6:

    1. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества [Текст]/ И.Л. Андреев. М.,1988.

    1. Бердяев, Н.А. Смысл истории [Текст] / Н.А. Бердяев. М.,1990.

    2. Ивин, А.А. Введение в философию истории [Текст]: учеб. пособие / А.А. Ивин. М., 1997.

    3. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, протоворечия, перспективы [Текст] / В.Л. Иноземцев. М., 2000.

    4. Крапивенский, С.Э. Социальная философия [Текст]/

    С.Э.Крапивенский. М., 1998. Гл.11.

    1. Момджян, К.Х. Социум. Общество. История [Текст]/ К.Х.Момджян. М., 1994.

    2. Момджян, К.Х. Введение в социальную философию [Текст]: учебное пособие / К.Х. Момджян. М., 1997.

    3. Олейников, Ю.В. Ноосферный проект социоприродной эволюции [Текст] / Ю.В. Олейников, А.А. Оносов. М., 1999.

    К главе 7:

    1. Барулин, В.С. Социально-философская антропология [Текст]/

    В.С. Барулин. М., 1994.

    1. Гуревич, П.С. Философская антропология [Текст]: учеб. пособие. /П.С. Барулин. М., 1997.

    2. Коротков, К. Загадки живого свечения [Текст] / К. Коротков. СПб., 2003.

    3. Сикорский, Б.Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей западной философии XX века [Текст]: учеб. пособие / Б.Ф. Сикорский. Курск: изд-во КГПУ, 1995.

    4. Тихоплав, В.Ю. Жизнь напрокат [Текст] /В.Ю. Тихоплав, Т.С.Тихоплав. СПб., 2002.

    5. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] /В.Франкл. М., 1990.

    ИТОГОВЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ

    1. Кто ввёл термин «философия» в активное использование?

    а) Пифагор;

    б) Платон;

    в) Гераклит;

    г) Фалес.

    1. Кому принадлежат слова о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров»?

    а) Пифагору;

    б) Платону;

    в) Декарту;

    г) Гегелю.

    1. Для обыденно-практического мировоззрения характерно:

    а) обоснованность;

    б) глубина познания;

    в) системность;

    г) неоднородность.

    1. Укажите первый исторический тип мировоззрения:

    а) религиозный;

    б) мифологический;

    в) научный;

    г) философский.

    1. Для какого мировоззрения вера в сверхъестественное является главным признаком?

    а) религиозного;

    б) философского;

    в) мифологического;

    г) обыденного.

    1. В каких древних цивилизациях возникли первые философские учения?

    а) Египте;

    б) Вавилоне;

    в) Персии;

    г) Китае.

    1. Кому из древнегреческих философов принадлежит идея об атомистическом строении Вселенной?

    а) Аристотелю;

    б) Демокриту;

    в) Сократу;

    г) Фалесу.

    1. Какая черта была характерна для средневековой философии?

    а) теоцентризм;

    б) онтологизм;

    в) космоцентризм;

    г) антропоцентризм.

    1. Основоположником немецкой классической философии считается:

    а) Гегель;

    б) Фейербах;

    в) Кант;

    г) Фихте.

    1. А. Бергсон был представителем:

    а) экзистенциализма;

    б) прагматизма;

    в) структурализма;

    г) философии жизни.

    1. Кто первым в античной философии обозначил проблему бытия?

    а) Сократ;

    б) Парменид;

    в) Платон;

    г) Гераклит.

    1. Кому принадлежит идея о том, что основой вещей является эфирный вихрь?

    а) Декарту;

    б) Демокриту;

    в) Ньютону;

    г) Бэкону.

    1. Кто предложил один из первых вариантов неевклидовой геометрии?

    а) Эйнштейн;

    б) Ньютон;

    в) Лобачевский;

    г) Беркли.

    1. Какие поля способны переносить информацию без переноса энергии?

    а) гравитационные;

    б) электромагнитные;

    в) сильные;

    г) торсионные.

    1. Кому принадлежит обоснование гипотезы о том, что время является активной движущей силой, участвующей во всех процессах Вселенной?

    а) Козыреву;

    б) Эйнштейну;

    в) Бому;

    г) Ньютону.

    1. Наглядно-образное мышление характерно:

    а) только для человека;

    б) для всех живых существ;

    в) для высших животных и для человека;

    г) только для животных, имеющих высшую нервную систему.

    1. Выберите правильное высказывание:

    а) познание основано на практической потребности человека;

    б) познание предшествует практической деятельности;

    в) познание и практическая деятельность не связаны друг с другом;

    г) познание является случайным результатом практической деятельности человека.

    1. Первичным элементом рационального познания мира является:

    а) суждение;

    б) представление;

    в) умозаключение;

    г) понятие.

    1. При изучении мужского и женского интеллектов обнаружилось, что:

    а) мужчины умнее женщин;

    б) женщины умнее мужчин;

    в) нет никаких различий между мужским и женским интеллектом;

    г) существуют некоторые особенности мужского и женского интеллекта при их принципиальном равенстве.

    1. Для научного познания характерно:

    а) наличие специальных методов познания;

    б) стихийность познания;

    в) преобладание эмпирических знаний;

    г) интуитивное познание мира.

    1. Когда возникает идея коэволюционного развития?

    а) в первобытном обществе;

    б) в Средневековье;

    в) в XIX в.;

    г) в XX в.

    1. Выберите правильное высказывание:

    а) формационный подход к истории общества является универсальным;

    б) формационный и цивилизационный подходы взаимодополняют друг друга;

    в) цивилизационный подход показывает единство человеческой истории;

    г) формационный и цивилизационный подходы являются взаимоисключающими.

    1. Кто был сторонником идеи прогрессивного развития общества?

    а) Гегель;

    б) Аристотель;

    в) Тойнби;

    г) Данилевский.

    1. Современное общество, существующее в наиболее развитых странах мира, называют:

    а) индустриальным;

    б) доиндустриальным;

    в) информационным;

    г) традиционным.

    1. Понятием «человек» фиксируется:

    а) индивидуальность;

    б) биосоциальная природа;

    в) социально значимая роль;

    г) духовность.

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    1. Мировоззрение и философия. Функции философии.

    2. Сравнительный анализ исторических типов мировоззрения.

    3. Предметная область философии.

    4. Значение философии в жизни человека и общества.

    5. Предпосылки возникновения философии в древних цивилизациях.

    6. Возникновение философии в Китае (Даосизм и конфуцианство).

    7. Философия Древней Индии и ее особенности.

    8. Космоцентризм и онтологизм ранней греческой философии.

    9. Основные идеи философии Гераклита.

    10. Этический рационализм Сократа.

    11. Философия Платона: бытие и познание, этика и политика.

    12. Аристотель: основные идеи его философии.

    13. Общая характеристика средневековой эпохи. Роль философии в средние века.

    14. Теоцентризм средневековой философии. Учение Августина.

    15. Средневековая схоластика: Фома Аквинский.

    16. Новое время: духовная характеристика эпохи и характер философских воззрений.

    17. Материалистический эмпиризм Ф.Бэкона.

    18. Дуализм и рационализм Р.Декарта.

    19. Дж.Локк, Т.Гоббс об обществе и государстве.

    20. Объективный идеализм и диалектика Г егеля.

    21. Особенности философских взглядов И.Канта.

    22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

    23. Теоретические предпосылки и исторические условия возникновения философии марксизма.

    24. Материалистическая диалектика К.Маркса и Ф.Энгельса.

    25. Сущность материалистического понимания истории.

    26. Проблема знания и языка в современной западной философии (неопозитивизм, герменевтика, прагматизм, структурализм).

    27. Антисциентизм и иррационализм в западной философии XIX-XX вв. (философия жизни, экзистенциализм).

    28. Основные направления современной философской мысли.

    29. Философия Древней Руси, ее особенности.


    30.

    Философская мысль России XVIII-XIX вв.

    31.

    Особенности развития русской философии XX в.

    32.

    Феномен евразийства.

    33.

    Философское учение о бытии.Многообразие форм бытия.

    34.

    Наука и философия о структурных уровнях организации

    материального бытия.

    35.

    Пространство и время как атрибутивные свойства матери-

    ального бытия. Разнообразие видов пространства-времени.

    36.

    Движение и его основные формы.

    37.

    Особенности биологического уровня организации мате-

    рии. Биополевая гипотеза возникновения жизни.

    38.

    Системность как атрибут материального мира. Типы систем.

    39.

    Сущность процесса развития. Направленность развития.

    40.

    Целесообразность в природе и в обществе.

    41.

    Познание как особый вид деятельности.

    42.

    Познавательные способности человека.

    43.

    Научное познание и его особенности.

    44.

    Уровни и методы научного познания.

    45.

    Проблема научной истины. Объективность истины.

    46.

    Специфика философского познания.

    47.

    Проблема понимания в философии. Знание-понимание-

    объяснение.







    1. Отражение как атрибутивное свойство материального мира. Формы отражения.

    2. Мышление - сознание - язык.

    3. Природа сознания и проблема его происхождения.

    4. Сознание как целостная система.

    5. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические типы взаимодействия общества с природой.

    6. Проблема периодизации и направленности истории. Критерии общественного прогресса.

    7. Основные этапы исторического развития: докапиталистическое общество, классический капитализм и информационная цивилизация.

    8. Личность и общество. Проблема формирования и реализации личности.

    9. Философское осмысление культуры. Функции культуры.

    10. Типы культур.

    5 8. Массовая культура и личность.

    1. Понятие философской антропологии. Основные подходы к изучению человека.

    2. Многомерность человека.

    3. Личностное измерение человека.

    Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

    АГНОСТИЦИЗМ

    Отрицание познаваемости мира.

    АКСИОЛОГИЯ

    Учение о ценностях.

    АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта