философия ворд. Философия
Скачать 0.89 Mb.
|
Вопросы для повторения
13.Что относят в сферу бессознательного?
Какое место в сознании человека занимают наглядные формы мышления? ГЛАВА 5. ГНОСЕОЛОГИЯ8
Французский лингвист Гюстав Гийом сформулировал тезис, который может претендовать на роль фундаментального принципа теории познания: «Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож» [2]. Мы действительно почти никогда не удовлетворены уровнем наших знаний, мы постоянно предполагаем, что за тем, что освоено, скрывается ещё что-то. А что именно? Этого мы не знаем, но хотели бы знать. Можно сказать, что вся история философии пытается ответить на этот вопрос: что представляет собой мир «скрытых вещей», к познанию которого мы стремимся? Для Демокрита за «видимым миром» скрывались атомы и пустота, для Платона - мир объективных идей. Иными словами, для того, чтобы объяснить познание в его постоянном стремлении перейти границу познанного, мы пытаемся представить сам познаваемый нами мир как некоторую двухэтажную конструкцию, состоящую из непосредственно данных (или познанных) и скрытых вещей. Познание является одной из важнейших сторон взаимодействия человека с окружающим миром. Познание мира начинается вместе с появлением сознания. Однако первоначально познание не выделялось из общего процесса жизнедеятельности человека и было вплетено в его повседневную деятельность по добыванию пищи. Г лавной заботой первобытного человека было обеспечение себе средств существования. Познание на этом этапе развития человечества являлось случайным результатом основной деятельности. Полученные элементарные знания закреплялись в языке и передавались от поколения к поколению. По всей видимости, отделение духовной деятельности от физической стало возможным с повышением производительности труда, когда в первобытной общине сохраняли жизнь старикам, не способным участвовать в основных видах деятельности, но оказывающих большое влияние на всю жизнедеятельность соплеменников своим опытом и знаниями. Постепенно выделились особые люди - колдуны, шаманы, знахари, маги, жрецы, считающиеся хранителями знаний. На них возлагались функции получения, хранения и трансляции знаний. Рядовые члены общины не должны были проявлять никакой познавательной активности, а любой интерес в области познания окружающего мира подвергался суровому наказанию вплоть до изгнания, которое для первобытного человека было равносильно гибели. Первоначальные знания, которыми владело человеческое общество, наряду с верной информацией содержали много воображаемого и фантастического. Не могли древние люди объяснить и происхождение самого знания. Постепенно сформировалось представление о душе и о том, что способностью познавать мир нашу душу наделяет Бог. Впервые целенаправленное познание стали осуществлять жрецы, когда произошло их выделение в отдельную касту. Однако эти знания тщательно скрывались от общества и были достоянием незначительной группы жрецов, служителей культа. Познание имеет практическую природу, и несмотря на то, что на определённой ступени развития человечества оно выделилось в особый вид деятельности, который принято называть духовной деятельностью, в современном обществе познание продолжает сохранять органическую связь со всеми видами деятельности человека. Полностью отделить познание от других видов деятельности невозможно. Познавательное отношение человека к миру само по себе является абстракцией. Реально познание и мышление сопровождают любую деятельность человека. Разнообразие деятельностей и бытийных отношений составляет объективную основу существования различных форм, типов познания и мышления. Не только высококвалифицированный труд содержит элементы познавательной активности, но даже самый простой ручной труд интеллектуально окрашен: в нём сочетаются интуитивные решения, личностные навыки и логические умозаключения и выводы, столь необходимые для принятия решений в любой области деятельности. Познание представляет собой сторону орудийной деятельности человека. Любая практическая деятельность носит целенаправленный характер, а значит, требует формулирования цели, её обоснования, разработки программы по достижению поставленной цели и т. д. То есть любая практическая деятельность включает в себя познавательные и интеллектуальные моменты. Познание часто выступает подготовительным этапом практической деятельности. Это характерно в особенности для современного общества, в котором деятельность настолько усложняется, что требует обязательной предварительной подготовки, обучения. Такая ситуация создаёт иллюзию первенства познания по отношению к практике, однако само познание всегда возникает из практической необходимости. Необходимость измерения времени приводит к появлению астрономии, потребность в полезных ископаемых рождает геологию, загрязнение окружающей среды - экологию и т.д. Как бы далеко не удалились научные исследования от практики, в конечном счёте, они направлены на решение проблем, порождаемых практической деятельностью человека. В зависимости от предмета изучения и средств, используемых для этого, познавательную деятельность можно подразделить на несколько видов: научное познание, художественное, философское и др. Далее мы остановимся на особенностях научного и философского познания. Научное познание. Научное познание возникало в форме первых философских учений о мире. Со временем, по мере накопления знаний, научное познание отделяется от философского и приобретает относительную самостоятельность. Научное познание направлено на получение знаний об объективных взаимосвязях и отношениях материального мира. Важнейшей проблемой научного знания является проблема сохранения объективности. Для этого в науке существуют различные приёмы: логические правила, правила наблюдения, экспериментальная и практическая проверка полученных знаний. В современной физике, например, познание часто зависит от чувствительности приборов. Поэтому для доказательства объективности полученных результатов требуется трёхкратное получение одинаковых результатов в независимых лабораториях. Другой особенностью научного познания является его аналити- ко-синтетический характер. Объекты окружающей действительности в процессе их изучения разлагаются на составляющие их элементы. Каждый элемент сначала изучается отдельно, изолировано, а затем формируется целостный образ предмета или явления. Вырабатываются понятия, законы, гипотезы, теории и другие элементы научного знания. Третья особенность науки состоит в том, что всякая научная деятельность имеет соответствующие методы или способы получения знания. Слово «метод» греческого происхождения. Означает «путь к чему-либо». Методом называют совокупность приёмов, средств для получения определённого результата. В науке главным результатом является получение нового знания, поэтому методы научного познания - это те средства, которые способствуют получению нового знания. Основная функция метода состоит во внутренней организации и регулировании познавательного процесса или практического действия. Метод представляет собой совокупность правил, приёмов, норм конкретного вида деятельности. Френсис Бэкон, говоря о значении метода в научном познании, отмечал, что даже хромой, идущий по дороге, опередит того, кто идёт по бездорожью. Однако метод не следует понимать как шаблон. В применении метода большую роль играет личность исследователя, его знания, навыки, умения. Научный метод должен отвечать определённым критериям научности. Он представляет собой некоторую совокупность правил, разворачивающихся в определённой последовательности и приводящих к новой научной информации. Существенным признаком научного метода является его обоснованность. Научный метод всегда основан на предполагаемой или познанной закономерности, которой подчиняется исследуемый объект. Элементарная операция измерения температуры с помощью термометра, например, основана на объективном законе расширения тел при нагревании. Основательность метода обусловлена глубиной и адекватностью знаний об объекте. Любое знание имеет, по меньшей мере, две функции:
Причём служить методом научного познания могут знания в любой форме: понятия, законы, теории. Являясь наиболее развитой формой знания, теория представляет собой наиболее глубокое основание научного метода. Теория, ориентированная на получение нового знания и экстраполированная на область неизвестного, становится методом научного познания. Правда, теорию и метод нельзя полностью отождествлять. Основные различия теории и метода состоят в том, что:
Методом становится не столько сама по себе теория, сколько вытекающие из неё методологические установки, требования, регу- лятивы, принципы. Однако обоснование научного метода не может быть полностью выведено из существующей теории. Обоснование метода включает в себя несколько задач:
В теории обычно фиксируется объективное знание, т.е. элиминируется любая субъективность. Метод же представляет собой деятельность субъекта с объектом познания. Как определённый вид деятельности метод включает в себя следующие элементы:
Игнорировать какие-либо элементы нельзя. При выборе одних приборов исследователь получает один результат, а при выборе других приборов - другой. Соответственно разными будут и точность и корректность выводов. То есть изменение какого-либо элемента метода приводит к изменению и результатов познавательной деятельности исследователя. Применение методов может быть стихийным и сознательным. Сознательное применение методов предполагает знание возможностей данного метода и границ его применения. Осознанное использование методов делает деятельность исследователя более эффективной. Все методы, которые имеются в арсенале науки, подразделяют на всеобщие (философские), общенаучные и частные или частнонаучные (прилож.: рис. П.15). Всеобщие или философские методы имеют универсальный характер, находятся на высших этажах абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Они задают самые общие принципы исследования, используются всеми науками независимо от объекта исследования, но при этом не заменяют специальные методы и не определяют конечный результат познания прямо и непосредственно. Однако роль всеобщих методов в научном познании достаточно велика, т.к. ошибка на этом самом абстрактном уровне может свести на нет, завести в тупик всю программу исследования. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм - витализм, эмпиризм - априоризм) с самого начала искажают общее направление исследования. В современном научном познании роль диалектической методологии постоянно возрастает и позволяет продвигаться по пути создания целостной картины мира, в которой все явления и процессы взаимосвязаны и взаимодетерминированы. Важнейшими принципами диалектического метода являются: объективность, всесторонность, конкретность, историзм и принцип противоречивости.
При несоблюдении диалектических принципов познания возможны искажения познавательного процесса, которые проявляются в различных формах: объективизм и субъективизм; односторонность, абстрактность, игнорирующая конкретные условия бытия предмета познания и др. Общие методы, как и диалектика, могут быть использованы на всех уровнях познания любыми науками. Однако общие методы предполагают познание только отдельных сторон предмета. К общим методам относятся наблюдение, эксперимент, моделирование и некоторые другие. Общенаучные методы могут быть использованы в любой сфере научного познания. Их своеобразие состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем конкретной науки, но зато связаны с уровнем научного исследования, поэтому их принято подразделять на методы эмпирического и теоретического исследования. В научном познании существует два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Они различаются:
Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте, её классификацией и первичным обобщением. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется в основном посредством наблюдения и эксперимента. Теоретические исследования опираются на данные, полученные эмпирическим путём. На основе их анализа и обобщения здесь формулируются гипотезы, законы и теории, касающиеся объекта исследования. Можно сказать, что на эмпирическом уровне происходит познание явлений, а на теоретическом осуществляется познание сущности, или на эмпирическом уровне познаётся сущность первого порядка, а на теоретическом - сущность второго (т.е. более глубокого) порядка. Эмпирический уровень не сводится только к чувственной фиксации внешне проявляемых свойств. Уже на этом уровне приходится фиксировать необходимые и случайные факторы в поведении объекта, отвлекаться от несущественного, направлять наблюдение и эксперимент на поиск сущностных свойств и зависимостей. В истории науки были случаи, когда один и тот же закон открывался эмпирическим путём, а затем выводился теоретически. Так произошло с законом Ома, который устанавливает зависимость между током и напряжением в замкнутой цепи. Вначале он был установлен эмпирическим путём, а затем выведен в электродинамике Максвелла. Вместе с тем следует помнить, что на теоретическом уровне действительно достигается более глубокое понимание сущности изучаемых явлений и процессов. Наиболее существенное различие между эмпирическим и теоретическим заключается в том, что они оперируют разными объектами. Эмпирическое познание непосредственно направлено на материальные объекты, а теоретическое имеет дело в основном с идеализированными объектами. Эмпирический и теоретический уровни познания связаны между собой и предполагают друг друга, вместе с тем они обладают своими особенностями, спецификой. Истинность данных, которые получены эмпирическим путём, возможно установить и проверить экспериментально, тогда как теоретические утверждения не могут быть проверены непосредственно экспериментальным путём, т.к. всегда имеют более обобщённый характер. Эмпирический и теоретический уровни различаются организацией знания. Эмпирическое знание, как правило, фрагментарно. Оно даёт информацию о проявляемых в опыте отдельных сторонах поведения изучаемого объекта. Теоретическое знание имеет значительно более систематизированный характер, оно даёт целостную картину изучаемого объекта, на основе которой удаётся объяснить и проявление отдельных сторон и свойств. Важнейшей чертой научного исследования является взаимодополняемость эмпирических и теоретических знаний. Их разделение и абсолютизация одного из них в ходе развития познавательной деятельности человека приводят к односторонности и выливаются в противостояние эмпиризма и рационализма. Эмпиризм абсолютизирует роль опыта в развитии познания, считая, что только чувственное познание ведёт к знанию истины. Содержание знаний сводится к описанию опытных данных. Роль рациональной составляющей, с точки зрения эмпиризма, состоит в комбинировании опытных данных и не прибавляет к содержанию наших знаний ничего нового. Рационализм же, напротив, абсолютизирует значение рациональной составляющей наших знаний и принижает роль чувственного опыта. Эмпиризм и рационализм представляют собой две противоположные модели познания. Эмпирическую модель познания мы находим у Ф. Бэкона, Дж. Локка, Д.Дидро, Д. Юма, Дж. Беркли. Сторонниками рационализма были такие известные мыслители, как Декарт, Спиноза, Лейбниц. Противопоставление эмпирического и теоретического уровней в реальном познании неправомерно: они взаимосвязаны и определяют друг друга. Эмпирическое исследование обеспечивает новые данные и ставит перед теоретическим мышлением новые задачи. А продвижение вперёд теоретических знаний, в свою очередь, ставит новые более сложные задачи перед эмпирическими исследованиями. Всякое исследование начинается не с наблюдения и сбора фактов, а с попытки решения некоторой задачи, в основе которой лежит определённое предположение или проблема. Поэтому ставить вопрос о первичности и значимости того или иного уровня не совсем корректно. Согласованность эмпирического и теоретического является важнейшей чертой науки. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента. На этом уровне чувственное познание не устраняется, а занимает подчинённое положение по отношению к логическим операциям. На уровне теоретического познания явления и процессы раскрываются со стороны их сущностных связей и закономерностей. Теория представляет собой систему понятий, законов и принципов, которые позволяют описать и объяснить некоторый класс явлений и наметить программу действий по их преобразованию. Важнейшими познавательными средствами здесь становятся: абстрагирование, идеализация (создание идеальных, мысленных объектов, таких, как точка, идеальный газ, абсолютно твёрдое тело и т.п.), синтез (объединение полученных в результате анализа элементов в систему), дедукция (движение познания от общего к частному) и др. Присутствие в познании идеализаций служит показателем развитости теоретического знания. Характерной чертой теоретического познания является внутри- научная рефлексия, которая означает направленность теоретического познания на себя, исследование самого процесса познания, его форм, приёмов, категориально-понятийного аппарата. На основе теоретической деятельности осуществляется научное прогнозирование. Методы эмпирического и теоретического исследования Одним из важнейших методов эмпирического исследования является эксперимент. Слово это латинского происхождения. Буквально означает «проба, опыт». Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор старается выделить изучаемое явление в чистом виде, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Эксперимент включает несколько этапов:
Эксперимент как метод познания используют тогда, когда необходимо получить знания о неизвестных свойствах объекта (исследовательский эксперимент) или проверить истинность тех или иных теоретических утверждений (проверочный). Особым видом эксперимента является модельное экспериментирование. В модельном эксперименте используют не оригинал, а модель. Модель может иметь физическую, математическую или иную природу. Важно, чтобы полученные сведения можно было транслировать на оригинал. Это возможно только в том случае, если свойства модели релевантны, т.е. соответствуют оригиналу. Однако полного совпадения модели и оригинала добиться невозможно, поэтому, изучая модель, нельзя получить столь же точного знания как при изучении оригинала. Но бывает, что экспериментирование с оригиналом невозможно по каким-то причинам, тогда исследователи стараются извлечь максимум информации путём изучения модели. Г идростроители, например, прежде чем возводить плотину, проводят эксперимент в стенах НИИ. Что касается математического моделирования, то оно позволяет относительно быстро проанализировать различные варианты развития изучаемого процесса. Математическое моделирование - это метод, находящийся на стыке эмпирического и теоретического. То же самое относится и к так называемым мыслительным экспериментам, когда мысленно рассматриваются различные ситуации и их возможные последствия. Важнейшим моментом эксперимента являются измерения. Они позволяют получать количественные данные. Измерение предполагает выбор определённого эталона или единицы измерения. Выбор единицы измерения задаёт масштаб измерений интересующего признака. Измерение позволяет свести к минимуму субъективный произвол исследователя. Второй метод, который часто применяется на эмпирическом уровне,- наблюдение. Причём следует различать наблюдение как часть эксперимента и наблюдение как самостоятельный метод познания, используемый в различных областях знания. Главное различие между наблюдением и экспериментом состоит в том, что в эксперименте создаются условия искусственно, а в наблюдении процессы протекают в естественных условиях. Наблюдение - это активный познавательный процесс. В нём субъект всегда имеет некоторую мыслительную программу действий и осуществляет соответствующую интерпретацию полученных фактов. Процесс наблюдения предполагает отбор фактов, чтобы не принять за достоверную информацию только кажущуюся таковой. По этой причине в наблюдении большое внимание уделяют репрезентативности фактов, которая означает их соответствие изучаемому объекту. Научное наблюдение предполагает использование приборов. Прибор представляет собой материальную конструкцию, которая опосредствует связь между субъектом и объектом познания. Применение приборов повышает качество и надёжность наблюдения и значительно расширяет возможности человека в получении эмпирической информации. Вместе с тем применение приборов может и искажать информацию об объекте, т.к. он при своём взаимодействии с объектом оказывает на него воздействие и приводит к изменению состояния объекта. В макромире влияние приборов на объект не столь существенно, а в микромире оно может привести к существенным изменениям свойств и состояний. В процессе наблюдения используются сравнение и измерение. Сравнение представляет собой познавательную операцию выявления сходства или различий объектов. Сравнение возможно производить только по отношению к однородным предметам. Причём предметы, сравнимые по одному какому-нибудь признаку, могут быть несравнимыми по другим признакам. К методам теоретического познания относят:
Формализация представляет собой отображение знания в знаково-символическом виде, или формализованном языке, который создаётся для точного фиксирования знаний и практически исключает неоднозначное понимание, возможное при использовании естественного вербального языка. В формализованных языках науки каждый символ является строго однозначным. Однако метод формализации имеет свои границы применения. В любой науке остаётся определённый срез знаний, который не поддаётся формализации. Австрийский логик и математик XX в. Гёдель с помощью теоремы, получившей его имя, доказал принципиальную невозможность полной формализации научных знаний. Аксиоматический метод предполагает построение научной теории в виде системы аксиом и правил вывода, которые позволяют логическим путём получить доказательство теоретического положения (теоремы). Аксиома - это положение, принимаемое без логического доказательства. Аксиомы не должны противоречить друг другу. Желательно, чтобы они были независимы друг от друга, тогда их можно анализировать отдельно и обстоятельно. Аксиоматический метод тоже ограничен. Гёдель доказал, что в любой непротиворечивой аксиоматической системе всегда имеются утверждения, которые не выводятся из аксиом. Для их вывода необходимы дополнительные аксиомы и так до бесконечности. Кроме того, аксиоматический метод обладает высшей степенью строгости, поэтому его требования не всегда выполнимы даже в математике, которая применяет его с большим успехом. В логико-математических науках и в информатике наряду с аксиоматическим методом применяют конструктивистский метод. Он предполагает построение теории не с аксиом, а с понятий, правомерность которых считается интуитивно оправданной. Задаются правила построения новых теоретических конструктов, а статус научности придаётся лишь тем конструктам, которые действительно удалось построить. Построение математических символов, в частности геометрических фигур, может осуществляться на бумаге. Понятие актуально бесконечно большого числа не принимается, т.к. его нельзя построить. В науке считается, что конструктивистский метод является наилучшим средством против логических противоречий. В естествознании широко применяется гипотетико-дедуктивный метод. В отличие от аксиом математики и логики гипотезы, которые выступают основанием естественно-научной теории, нуждаются в экспериментальной проверке. Так как этот метод основан на выведении (дедукции) знания из гипотез, не имеющих ещё статуса научного факта, то выводы, получаемые путём применения такого метода, имеют вероятностный характер. Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода является математическая гипотеза, в которой в качестве гипотезы выступают некоторые уравнения, отражающие определённое состояние объектов. Описательные методы используются, когда невозможно применение иных методов познания. Описание изучаемых явлений может быть словесным (вербальным), графическим, схематическим, формально-символическим. Описательные методы чаще всего применяются на первоначальных стадиях развития знания и ведут к более развитым состояниям науки, когда становится возможным использование других методов. Однако для определённых явлений описательный метод является наиболее адекватным. Это относится к явлениям, которые не подчиняются более жёстким требованиям. Метод восхождения от абстрактного к конкретному основан на продвижении мысли от неполного приближённого знания об объекте к более полному всестороннему его описанию и созданию целостного представления об изучаемом объекте или явлении. Этот метод включает в себя:
Помимо названных методов существуют ещё общелогические приёмы, к которым относятся:
Частные методы - это методы конкретных наук (например, сравнительный анализ в языкознании, метод электронной микроскопии, описательные и генетические методы в геологии, метод социометрии в социологии, тестирование в педагогике и психологии и т. п.). Всеобщий, общие и частные методы находятся в диалектическом единстве. Каждый из них выполняет специфическую роль в познании. Вместе с тем они дополняют друг друга. Целью всей познавательной деятельности человека является достижение истинного знания. Между тем, что такое истинное знание, какое знание является истинным, какое нет, определить однозначно достаточно сложно. Можно найти разнообразные определения истины:
Самое древнее определение истины, получившее название классического, гласит, что истина - это соответствие мыслей действительности. Классической концепции истины придерживались Платон и Аристотель. В современной философии эта концепция получила дальнейшее развитие, которое состоит, прежде всего, в обосновании объективности истины. Объективная истина - это такое содержание знаний, которое не зависит от субъекта. Это не означает, что объективная истина является элементом объективного мира. |