философия ворд. Философия
Скачать 0.89 Mb.
|
Тренировочное задание
Тестовое задание
а) существования; б) материальности мира; в) человека; г) познания.
а) природа; б) объективная действительность; в) вещество; г) первоначало.
а) марксизма; б) античности; в) современности; г) средневековья.
а) материю; б) атомы; в) однородное начало; г) неизменную основу вещей.
а) на рубеже XIX-XX вв.; б) в XVIII в.; в) на рубеже XX-XXI вв.; г) в античности.
а) А. Эйнштейн; б) Д. Бом; в) П. Девис; г) Р. Декарт.
а) А. Гут; б) Демокрит; в) Тейяр де Шарден; г) А. Эйнштейн.
а) показал их независимость друг от друга; б) доказал трёхмерность материального мира; Вопросы для повторения 157 в) подтвердил представления Ньютона; г) связал в единый континуум.
а) любое изменение; б) пространственное перемещение; в) переход от низшего к высшему; г) изменение формы тела.
а) Пассажиры автобуса; б) трудовой коллектив; в) Солнечная система; г) научная теория. Вопросы для повторения
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ
Сознание будет рассмотрено нами как высшая форма отражения действительности. Отражение является всеобщим свойством материального мира, оно усложняется вместе с усложнением материальных систем. Отражение есть результат любого взаимодействия. На макро уровне отражение проявляется, как способность одних материальных тел воспроизводить некоторые свойства других материальных тел. В соответствии со структурностью материального мира существуют разнообразные формы отражения. Простейшим примером отражения является след, оставленный на снегу или песке от любого материального тела: камня, куска дерева, лапы животного или ноги человека. Самую общую классификацию форм отражения можно провести в соответствии со структурными уровнями материи: в неживой природе, в живой природе и социальные формы отражения. В неживой природе отражение имеет пассивный характер. Примерами отражения в неживой природе являются изменения физических свойств или химических состояний объектов под влиянием внешних воздействий. Например, изменение агрегатного состояния воды под воздействием температурных колебаний ниже 0°С или выше 100°С. В живой природе отражение приобретает активный характер. Элементарной формой биологического отражения является раздражимость. Раздражимостью называют способность живой материи избирательно реагировать на внешние воздействия. Это свойство живой материи выполняет функцию адаптации. Раздражимость существует уже на одноклеточном уровне. В растительном мире она проявляется как реакция растений на свет, тепло, холод. Более сложным типом отражения является возбудимость нервных тканей у животных, обладающих нервной системой. Это нейро физиологическое отражение. Следующим, наиболее сложным типом отражения, становится психическое отражение, которое, в свою очередь, существует в различных формах. Исходной формой психического отражения является ощущение. Ощущение - это субъективный образ объективного мира. В ощущениях отражаются некоторые стороны внешнего мира, воздействующие на живой организм. Поэтому содержание их объективно. Но сам образ, возникающий у живого организма, зависит от физиологических особенностей рецепторов и нервной системы. Следующей формой психического отражения является восприятие, а затем - представление. Высшие формы отражения, характерные для живой материи, создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания - особой формы отражения, связанной с социальным бытием человека. Сознание не является психической формой отражения. Все психические формы отражения формируются стихийно на основе здоровой психической деятельности. То есть наличие высшей нервной системы, здорового головного мозга является единственным условие формирования психических форм отражения, которые были рассмотрены выше. Психические формы отражения характерны для высших животных, и они функционируют независимо от того, в каких условиях находится живое существо. Для формирования сознания одних только биологических факторов недостаточно. Высшая нервная деятельность и развитый головной мозг - это необходимое, но недостаточное условие для формирования и функционирования сознания. Вторым важнейшим фактором, который необходим для формирования сознания, является включённость человека в социальные взаимодействия. Если этого нет, то человек остаётся на уровне животных в своём отражении действительности. Одной из характерных особенностей живых организмов является их способность к опережающему отражению, то есть они могут не только отражать настоящее и сохранять в памяти прошлое, но и забегать в будущее. Нам хорошо известны примеры того, как живые существа предчувствуют изменение погоды или приближение стихийных бедствий и катастроф. Такой же способностью совершать информационные путешествия в будущее обладает и человек, хотя далеко не у каждого она развита и проявляется в явной форме. Известно довольно много предсказаний, сделанных различным людям. Чаще человек «видит» приблизительный образ будущего, но нередко увиденное почти точно совпадает с реальными событиями. Так было, например, с А.С. Пушкиным. Известная в Петербурге гадалка Александра Кирхгоф предсказала поэту следующее: «Может быть, ты проживёшь долго, но на тридцать седьмом году берегись белого человека, белой лошади или белой головы». Возможно, Пушкин и помнил о предсказании цыганки, но избежать дуэли ему не удалось, и он действительно погиб от руки Дантеса, который был блондином. Так же исполнилось предсказание, сделанное Н.И. Бухарину. В 1918 году ему довелось посетить Берлин по делам Брестского мира. Кто-то рассказал ему о гадалке, жившей на окраине города. То, что он услышал, посетив её, буквально поразило Бухарина.
Это настолько не соответствовало реалиям тех дней (в стране победила советская власть, и Бухарин был одним из членов правительства), что он переспросил:
Предсказание сбылось через 20 лет. Подобных примеров можно привести достаточно много, и они свидетельствуют о том, что человек обладает способностью опережающего отражения, общей для всех живых существ.
Возникновению сознания предшествуют предпонятийные формы мышления. Психологи выделяют три формы мышления, отражающие различные уровни развития психики:
Наглядно-действенное мышление возникает при непосредственной деятельности с какими-либо предметами. Таким мышлением обладают дети раннего возраста при соприкосновении с предметами окружающей реальности и высшие животные (например, обезьяны, когда используют палку для того, чтобы достать плод или камень, чтобы расколоть орех). Вторая форма мышления - наглядно-образная - содержит некоторые элементы обобщения и абстракции. Здесь происходит схематизация предметного образа и возникает способность мысленно оперировать объектом. О наличии наглядно-образного мышления у высших животных говорит их способность решать двухфазные задачи. Третья форма мышления - вербально-понятийная. Она характерна только для человека и развивается благодаря включённости человека в социальные связи. Для этой формы мышления характерно наличие способности обобщения, формирования и использования понятий, которые имеют языковую форму выражения. Другим формам мышления также соответствуют свои особые языки. Язык - это знаковая система, способ кодирования и передачи информации. Язык человека выполняет две основные тесно связанные между собой функции:
Относительная самостоятельность этих двух функций позволила нейрофизиологам, нейропсихологам, психолингвистам говорить о наличии двух принципиально отличных друг от друга языков, обслуживающих человеческое мышление. Помимо естественного вербального языка в класс знаковых явлений включаются мозговые ней- родинамические системы, предметно-изобразительные коды, которые выражают невербальную мысль. Предметный код - это тот универсальный язык, с которого возможны переводы на все другие языки. Это система средств, которая кодирует информацию о действительности в виде пространственно-временных структур мозга. Каждый человек на собственном опыте может убедиться в существовании так называемого языка мозга, невербального (доречевого) языка мысли. Об этом свидетельствует тот факт, что мысли в нашей голове проносятся с огромной скоростью. За это время мы не успеваем (да же мысленно) произносить слова. С другой стороны, часто мы сталкиваемся с проблемой выражения наших мыслей в словесной форме. Иначе говоря, это проблема «перевода» с языка мозга на словесный язык. Кроме того, свои мысли и чувства мы переводим не только в словесную форму, но и на язык жестов, мимики, движений, которые не всегда имеют словесные аналоги. Таким образом, мы можем говорить о полиморфности языка, которая состоит в том, что язык неоднороден, что существуют разные виды языков. Прежде всего, сюда следует относить так называемые протоязыки, т.е. языки доречевого общения (жесты, мимика, звуки), затем необходимо выделить особый универсальный язык мысли, который главным образом выполняет когнитивную функцию, и, наконец, привычный для нас вербальный язык. Появление словесного языка связано с возникновением понятийного мышления. Словесный язык объединяет все уровни и формы мышления в единое целое и является своеобразным интегратором сознательной деятельности человека. На базе словесного языка возникают искусственные языки; амслен (язык жестов глухонемых Северной Америки), эсперанто, логический, математический и др. Таким образом, каждой форме мышления соответствуют свои формы языка: о наглядно-действенная протоязыки о наглядно-образная _ о вербально-понятийная ^ вербальная речь, язык мысли. Причём по мере развития и усложнения форм мышления изменяются и усложняются языковые формы, соответствующие им. Наличие вербального языка и вербально-понятийного мышления свидетельствует о наличии сознания, но, тем не менее, нельзя отождествлять сознание с вербальной формой мышления, т.к. в него включаются и предшествующие наглядные формы, но в переработанном, снятом виде. Вопрос о природе человеческого мышления возник одновременно с философией. Ещё античные мыслители указывали на идеальную природу мышления. Сознание идеально. Оно отражает мир в различных формах. Его можно рассматривать как субъективный образ объективной реальности. Но сознание не является индивидуально- психологическим феноменом. Его надо понимать как общественно-историческое явление. В XX в. российский философ Э. В. Ильенков предпринимает попытку объяснить феномен идеального вообще и сознания как формы идеального отражения действительности, в частности, механизм их возникновения и функционирования [1]. Мышление и сознание не являются функцией мозга; мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Причём не абстрактный индивид, а полноценный человек, являющийся субъектом общественных отношений. Это значит, что сознание рождается не как результат пассивного созерцания, а как результат и форма активной преобразовательной деятельности многих поколений. Трудовая деятельность - это тот посредник, который находится между объективной реальностью и нашим мышлением. Идеальных образов как таковых нет нигде - ни в природе, ни в человеке как биологическом существе. Оно является внешним и по отношению к природе и по отношению к телесной организации человека. Форма автомобиля не заложена изначально ни в металле, из которого его делают, ни в голове (мозге) конструктора. Она возникает и закрепляется, как считает Ильенков, в деятельности человека, создающего предметы для других людей. Поэтому идеальное Ильенков определяет как общественно определённую форму вещи, но находящуюся вне вещи, в виде активной человеческой деятельности. Идеальное имеет свои материальные предпосылки в виде нервномозговых структур коры головного мозга и материальные формы существования в виде языка и всех предметов, создаваемых людьми. Определение идеального диалектично: о нём можно сказать, что оно не существует, это то, чего нет, и вместе с тем оно есть, оно существует как деятельная способность человека. Идеальное бытие вещи отличается от её реального бытия так же, как любой символ отличается от того, что он обозначает. В свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение. При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, ко- |