Главная страница
Навигация по странице:

  • «патристика»

  • АвгустиПна.

  • Френсис Бэкон

  • Бенедикт Спиноза

  • Готфрид Вильгельм Лейбниц

  • философия ворд. Философия


    Скачать 0.89 Mb.
    НазваниеФилософия
    Анкорфилософия ворд.docx
    Дата30.08.2018
    Размер0.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия ворд.docx
    ТипУчебное пособие
    #23781
    страница4 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    Особенности философии средневековой Европы

    В IV в. постепенно происходила христианизация римской империи. Собственно процесс проникновения христианства начался много раньше, но первые христиане подвергались жестоким гонениям. Языческий Рим разрушал христианские храмы и уничтожал христиан. С IV же века христианство сначала сосуществует с язычеством, а затем вытесняет язычество из духовной жизни империи. Происходит это не случайно. Христианизация Римской империи была исторической необходимостью. Риму нужна была универсальная, единая религия, которая бы объединила различные народы, населяющие империю. Такую объединяющую роль могло сыграть христианство. Оно учило, что перед Богом все равны: и свободные, и рабы, и римляне, и варвары. Христианство стало новой официальной идеологией. Оно приносило с собой новую систему ценностей.

    В 313 г. христиане получают право свободного исповедания своей религии, а в 324 г. христианство становится государственной религией.

    Господство христианства в политической жизни приводит к его господству и в духовной жизни общества. Религиозное мировоззрение проникает в философию и подчиняет её себе. Теперь философия в основном занимается тем, что обосновывает религиозную картину мира. Если в античности философ часто был одновременно и учёным, то в средние века, в эпоху застоя научной мысли, философ часто является одновременно богословом и священником. Философия и теология отцов церкви получила название «патристика» (от латинского pater - отец) (прилож.: рис.П.6).

    Наибольшее влияние на развитие средневековой патристики оказало учение АвгустиПна. Будучи влиятельным епископом и теологом, Августин придерживался христианской идеи креационизма, согласно которой мир создан Богом. С точки зрения Августина, Бог является не только генетическим началом мира, но и его субстанциальным началом. То есть Бог не только сотворил природу, он постоянно присутствует в природе и поддерживает её существование. Он также и управляет созданным им миром, обеспечивает гармонию и порядок, являясь всемирным законом. Поэтому, по Августину, главное отношение, которое возникает в мире, - это отношение не между природой и человеком, а между Богом и человеком. И главное в этом отношении - это отношение греха. Человеческая греховность распространяется Августином на всё мироздание: не только человек греховен перед Богом, греховен весь мир, Вселенная.

    По учению Августина, органический мир неодушевлён. Душа есть только у человека. Она творится Богом и существует вечно. Душу человека Августин понимал как бестелесное образование. Но нематериальная душа находится в материальном теле человека. И здесь возникает проблема соотношения взаимодействия души и тела. Решая этот вопрос, Августин признавал превосходство человеческой души над телом. Душа обладает разумом и волей. В феномене воли Августин видел характерную способность для человека. Именно воля, а не мышление определяет человеческую активность, мышление же пассивно отражает предметы окружающего мира. Рассматривая проблему человеческой воли, Августин приходил к утверждению о её свободе. А свободная воля человека ведёт его ко злу. Бог сообразно со свободной волей творит добро, а человека она ведёт на путь греха. Г рех заключается в том, что человека влечёт к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и владеть им. Согласно Августину, только некоторые люди совершают морально безупречные деяния, и то отнюдь не по своей воле, а потому, что это предопределено свыше. В мире всё подчинено воле божьей.

    Августин Блаженный является родоначальником христианской философии истории. По его мнению, человеческая и божественная история едины, они протекают в противоположных, но взаимно неразделённых сферах - в царстве Божьем и царстве земном. В трактате «О граде Божьем» Августин описывал два вида человеческой общности: «град земной», основанный на «любви к себе», «доведённой до презрения к Богу», и «град Божий», хоть и основанный на «любви к себе», но доведенной до своей противоположности - «презрения к себе».

    Всё происходящее в мире определяется борьбой двух царств - царства Божьего и царства земного. В первом царстве обитают праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором - те, кто забывает о Боге. Однако на земле праведники и грешники перемешаны, царства Божье и земное соединены вместе.

    Августин подвергал критике в обществе всё, что связано с земным царством. Смысл и предназначение истории - победа христианства во всемирном масштабе.

    Несколько позже на основе патристики возникло другое направление, характерное для средневековой философии - схоластика. Схоластика (от латинского «школа») - школьное направление в развитии философии, науки и теологии. Развивалась в основном в университетах. Центром схоластики был Парижский университет. Для схоластики характерно то, что наука и философия в рамках этого направления основывались на христианских истинах, изложенных в догмах. Однако в схоластике было высказано много мыслей, которые не согласовывались с догмами церкви. Если учесть, что в средние века науки развивались очень медленно и подвергались гонениям со стороны церкви, то надо признать определённую положительную роль схоластики, которая пыталась совместить веру с разумом, религиозные догматы с рациональными методами познания. Кроме того, схоластика внесла определённый вклад в развитие логики, т.к. в основном занималась проблемами рассудочного мышления, вырабатывала правила понятийного мышления и разработала понятия и категории, которые в дальнейшем широко использовались философией и особенно логикой.

    Однако чисто рациональный, умозрительный характер схоластики приводит к тому, что за этим термином закрепляется отрицательное значение голословных рассуждений, умственных построений, не опирающихся на опыт и практику.

    Одним из крупнейших схоластов средневековья был Фома Аквинский (XIII в.). По своему происхождению он итальянский граф. Учился в Неаполе, Париже, Кёльне, Риме. В тридцатилетнем возрасте стал профессором в Париже.

    Философия Фомы Аквинского - это своеобразное соединение философии Аристотеля с христианством. Он пытался найти единое объяснение многообразию мироздания. Будучи теологом, он считал единой причиной мира Бога. Таким же образом из многообразия вещей реального мира он выводил необходимость существования Бога. Так как существуют разные вещи, то должно быть нечто, что их объединяет. Это нечто и есть ни что иное, как Бог. Только Бог может быть причиной и источником многообразного мира. Итак, выходит, что обоснование бытия Бога Фома Аквинский выводит из реального мира. Таким образом, будучи теологом, Аквинский разделяет христианскую идею творения мира из ничего и идею бессмертия души.

    Основные понятия онтологии Аквинского - «потенциальное» и «актуальное». Потенциальное - это возможность, актуальное - действительность. Как у Аристотеля, потенциальное - это материя, а актуальное - форма. Материя без формы не существует, но форма не нуждается в материи. Как и у Аристотеля, высшей формой является Бог. Он существует до и независимо от материи, для него не надо иметь материальную оболочку, а вещи реального мира зависят от Бога и должны иметь и материю и форму. Бог же актуален и не допускает по отношению к себе никакой потенциальности.

    Антропологическая часть философии Фомы посвящена главным образом проблемам души и тела. Человек - это единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Однако она не существовала вечно, как Бог. Она создаётся Богом, но затем уже не умирает. Душа

    • это форма тела.

    Для гносеологии средневековья характерна постановка вопроса о соотношении веры и знания, религии и философии. В связи с этим возникает теория «двух истин»: истин науки, философии и религиозных истин, получаемых благодаря божественному откровению. Фома предлагает своё решение вопроса о соотношении веры и знания, религии и философии. Он соединяет эти два рода истин. Опыт и разум дают нам истины, необходимые в жизни, но не имеющие ничего общего с религией. Сущность вещей раскрывается путём божественного откровения, которое возможно только благодаря вере. Но сами религиозные догмы часто нуждаются в рациональном объяснении, потому что они берутся прямо от Бога и, следовательно, сверхразумны. Чтобы сделать их доступными обычным людям, нужна работа разума, философская интерпретация. Таким образом, Фома Аквинский связывает веру и разум. С одной стороны, начало познания - это опыт и разум. Но познание сущности осуществляется только путём религиозного откровения. С другой стороны, религия прибегает к рациональным обоснованиям своих положений и делает тем самым философию своей служанкой.

    В этико-политическом учении Фомы отразились его представления о мироустройстве. Всё мироздание рассматривается им как универсальный иерархический миропорядок, который установлен Богом. Согласно этому порядку всё существующее имеет своё собственное место. Этот порядок, где всё имеет своё место, называется «естественный закон». Для того чтобы вести нравственный образ жизни, человек должен уважать и соблюдать естественный закон, созданный Богом.

    Земная жизнь человека - это приготовление к будущей духовной жизни. Поэтому вся земная жизнь должна быть подчинена церкви. Церковь - посредник между земным миром и Богом. Поэтому государство подчинено церкви, а верховным правителем не Земле является папа римский - посредник между государем и Богом. Духовная власть рассматривается Фомой как высшая власть.

    Философия Фомы Аквинского дала начало целому направлению, которое получило название «томизм» и со временем (к XIX веку) было объявлено официальной господствующей доктриной католической церкви.

    Среди схоластов постоянно велись споры по разнообразным вопросам. Основным предметом спора был вопрос о природе общих понятий: существуют ли общие понятия реально или же реально существуют только единичные вещи, а общие понятия - это обобщение в мышлении единичных объектов.

    По вопросу о природе общих понятий в средневековой схоластике выделились два направления - реализм и номинализм.

    Средневековые реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шамо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) утверждали, что общее существует реально. Среди реалистов выделяют два крыла: крайних реалистов и умеренных. Крайние реалисты полагали, что универсалии (общие понятия) существуют независимо от вещей и до них. Умеренные пытались доказать, что понятия пребывают в единичных вещах.

    Наиболее приемлемой оказалась позиция Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского, который утверждал, что универсалии существуют до единичных вещей как их идея в божественном разуме; в самих вещах - как их сущность и после вещей - как понятия о них в человеческом разуме. Человеческий разум способен к постижению общих понятий, потому что они изначально существуют в ра

    зуме божественном. В теории познания реалисты разум ставят выше воли.

    Крайний реализм своими корнями восходит к учению Платона об идеях. Мир идей по Платону существует до и независимо от мира вещей. Умеренный реализм более близок к учению Аристотеля о тесной взаимосвязи формы как общего и материальных вещей как единичного.

    Номиналисты (от латинского nomen - название, имя) в отличие от реалистов утверждали, что общие понятия могут существовать только в сознании человека как их названия (наименования). Представителями средневекового номинализма были Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам.

    По мнению Оккама, даже Бог сначала творит вещи как представления. В реальном мире существуют только единичные вещи.

    Промежуточное положение между реализмом и номинализмом занимал так называемый концептуализм, сторонники которого пытались доказать, что в онтологическом смысле общие понятия (универсалии) не существуют. Они связаны с деятельностью разума человека, но между тем в самих вещах существует нечто общее, соответствующее этим понятиям. Идеи концептуализма развивали Пьер Абеляр, Дунс Скот.

    Таким образом, в основе средневековой онтологии лежит идея творения, а в основе гносеологии - идея откровения. Отсюда вытекают три характерные черты средневековой философии: теоцен- тризм, креационизм и провиденциализм во взглядах на историю общества.

    1. Европейская философия Нового времени

    Для того исторического периода, который принято называть Новым временем, характерны коренные технические и социальноэкономические изменения, имевшие своим следствием глубочайшие сдвиги в области духовной жизни европейских народов.

    Переворот в области духовной жизни проявлялся в трёх характерных формах: в Возрождении, Реформации и в бурном развитии естественных наук. Возрождение зародилось в Италии в XIV в., а к концу XV-XVI вв. стало, можно сказать, общеевропейским явлением. Возрождение можно рассматривать как становление раннебуржуазной культуры, для которой характерна гуманистическая направленность. Философы-гуманисты на первый план своего внимания выдвигали человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. В противоположность теологии и схоластической философии, которые видели смысл человеческой жизни в осуществлении Царства Божьего на земле, гуманистическая философия обосновывала идеал посюсторонней жизни человека.

    Гуманистическая культура открыто еще не порывала с господствовавшей тогда церковной идеологией и католической религией, но она ставила на первый план светские науки и образованность, подчеркивала своё отрицательное отношение к богословско- схоластической учёности. Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в том, что она широко использовала культурное наследие античного мира; в этом смысле данная эпоха и называлась эпохой Возрождения, или Ренессанса. Наиболее общая черта этой культуры и идеологии состояла в признании интересов и прав личности, которые подавлялись феодальной реакцией и совершенно отрицались религиозно-католической моралью, в требовании всестороннего и гармоничного развития личности, которое было абсолютно чуждо средневековому обществу.

    Другим ярким выражением нового мировоззрения и коренных сдвигов в жизни общества было реформационное движение, которое нанесло мощный удар по средневековому католицизму и папству. Идеология реформизма XVI в. - это протест против церковной организации и средневекового католицизма, против существовавших социальных и политических порядков феодализма. Реформация - это стремление молодой буржуазии освободиться от опеки средневекового католицизма и создать свою собственную буржуазную церковную организацию.

    Общественно-политическое значение Реформации выражалось в том, что она содействовала укреплению независимости ряда молодых европейских государств.

    Третьей и, пожалуй, самой плодотворной формой борьбы против богословско-схоластической идеологии в эту эпоху явилось развитие естествознания. Развитию естественных наук способствовали достижения в области материального производства. Это давало естествоиспытателям новые инструменты и приборы. В XVI-XVII вв. были изобретены микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр. Подлинный переворот в распространении научных знаний произвела замена в XV в. книг, писавшихся на пергаменте, книгами, печатавшимися на изобретённой к тому времени бумаге.

    Подъёму науки способствовали великие географические открытия конца XV - начала XVI в. Они впервые показали, что Земля имеет форму шара, дали массу новых фактов по астрономии, геологии, ботанике, зоологии.

    В центре тогдашнего естествознания стояла механика земных и небесных тел. Это была вторая после математики наука, которая приобрела в XVII в. научную форму. Оказавшись во главе развития других естественных наук, механика придала всему естествознанию механистический характер.

    Первой отраслью науки, в которой были сделаны великие открытия, была астрономия, или механика небесных тел. До этого периода в европейских странах, а также в развитых странах Востока, господствовала геоцентрическая система Птолемея, созданная ещё во II в. Согласно этой теории, Вселенная представляет собой конечную систему, имеющую форму сферы, центром которой является Земля. Мысль о центральном положении Земли во Вселенной соответствовала и христианским мифам. Поэтому для того чтобы отвергнуть геоцентрическую теорию, недостаточно было просто сделать правильные выводы из астрономических наблюдений, но надо было отвергнуть церковное учение. Учёным, который отверг геоцентризм, был Николай Коперник (1473 - 1543). Он доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое является центром нашей планетной системы.

    Гелиоцентрические представления Коперника развивал дальше итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 - 1600). Он утверждал, что мир бесконечен и наполнен бесчисленным множеством небесных тел, которые состоят из единой материальной субстанции. Дж. Бруно даже высказал мысль о том, что, возможно, существуют сходные с Землёй планеты, населённые живыми существами.

    Следующая ступень развития представлений о структуре мироздания связана с именем ещё одного великого итальянца Г алилео Г а- лилея (1564 - 1642). Галилей открыл новые законы механики (например, закон инерции) и с их помощью доказал правильность системы Коперника.

    Опираясь на исследования Галилея и обобщая новые данные в этой области, Исаак Ньютон (1642 - 1727) придал механике вид завершенного раздела естествознания. Ньютон чётко и ясно сформулировал, прежде всего, законы механического движения, а именно закон инерции, закон ускорения и закон, согласно которому действие равно противодействию. Из этих законов Ньютон вывел стройную систему следствий и затем дополнил всё это знаменитым законом тяготения.

    Таким образом, механика земных и небесных тел к концу XVI^. играла ведущую роль в естествознании, во-первых, потому, что этого требовали потребности развития тогдашней техники и материального производства. Во-вторых, это определялось также гносеологическими причинами: не изучив механическую форму движения как самую простую и универсальную, невозможно было приступить к исследованию более сложных форм движения материи. И, в- третьих, именно этот раздел естествознания в трудах Галилея и Ньютона, выдающихся мыслителей того времени, получил почти полную и математически выраженную форму. Другие разделы естествознания были далеки от такой законченности, которая была свойственна тогда механике; они переживали ещё период первоначального накопления фактического материала.

    Поскольку в то время была изучена только механическая сторона процессов, животный и растительный мир и сам процесс жизнедеятельности учёные стремились объяснить чисто механическими причинами. Так, например, Декарт, не видя качественного различия между органическим и неорганическим миром, представлял телесную организацию животных в виде своего рода часов или другого механического автомата. Выдающийся французский философ XVIII в., профессиональный врач ЛаметриП говорил о человеке как о машине.

    Все указанные изменения, происходящие в духовной жизни новоевропейского общества, значительным образом повлияли на философию и определили её особенности в этот период:

    • гуманизм, который состоял в том, что человек рассматривался как земное существо в единстве своей телесной и духовной организации;

    • постепенный отход от религиозной картины мира в форме пантеизма, деизма и атеизма;

    • в гносеологии утверждаются рационализм, эмпиризм и сенсуализм;

    • распространение механистического материализма, т.е. применение законов механики при решении философских вопросов;

    • в области социальной философии - идеи естественного права и теории общественного договора (прилож.: рис. П.7).

    Родоначальником английского материализма и эмпиризма считается Френсис Бэкон (1561-1626).

    Бэкон критиковал средневековую схоластику и религиозноидеалистическое мировоззрение. Он подчёркивал огромное значение естествознания и естественной философии. Согласно его точке зрения для развития естествознания необходимо научиться правильному мышлению, которому мешают «идолы» или «призраки» - так он называл заблуждения. Бэкон выделял четыре вида «идолов» («призраков») познания:

    • «идолы рода», которые присущи всем людям в силу субъективности их восприятия окружающей действительности;

    • «идолы пещеры», которые свойственны отдельным людям и связаны с особенностями личного восприятия, воспитания, образования и т.д.;

    • «идолы площади» - это заблуждения, вытекающие из неверного восприятия людьми друг друга, неправильного понимания значения слов и терминов;

    • «идолы театра» - это заблуждения, основанные на преклонении перед авторитетами, в частности перед авторитетами общепризнанных философских систем и научных аксиом.

    Подлинным научным методом, который даёт возможность избавиться от идолов, Бэкон считал индукцию. Опираясь на опыт, человек получает знания конкретных фактов, явлений, процессов. Изучив частные, отдельные факты, можно делать обобщающие выводы. Этот метод и называется индукцией. Абсолютной достоверностью обладает полная индукция, которая предполагает изучение всей совокупности предметов определённого класса. Но применение полной индукции в науке практически невозможно, поэтому чаще всего используют неполную индукцию, которая предполагает изучение некоторой выборочной совокупности и распространение полученных сведений на всю совокупность объектов данного класса.

    Развитое знание, с точки зрения Бэкона, приносит человеку власть над природой. Человек может использовать в природе только то, что знает. Поэтому задача науки состоит в том, чтобы построить адекватный образец мира в человеческом разуме.

    Бэкон в своём учении выделял два вида познания: эмпирическое и рациональное. Эмпирическое знание получают посредством чувственного опыта. Однако это только начальный этап познания. Вторая ступень - разум, который производит логическую обработку данных опыта.

    Огромной заслугой Бэкона было обоснование и разработка экспериментально-индуктивного метода, или индуктивной логики.

    Будучи материалистом, Бэкон понимал материю как многообразие чувственных качеств, которые воспринимаются человеком. Материя у Бэкона не только первична, но и обладает внутренней активностью. Он считал движение неотъемлемым свойством материи. В природе, по Бэкону, существует девятнадцать видов движения, и все вещи образованы различным сочетанием этих видов движения.

    Другим видным представителем философии Нового времени был Рене Декарт (латинское звучание - Картезий) (1596-1650). Философия Декарта имела дуалистический характер. Дуализм - от латинского слова dualis - двойственный - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал: духа и материи, идеального и материального.

    Декарт был не только философом, но и крупнейшим учёным своего времени. Декарта можно считать основоположником современных алгебраических обозначений. Он был также физиком. В частности, он разгадал причину возникновения радуги.

    Материю Декарт понимал как телесную субстанцию (от латинского - сущность, нечто, лежащее в основе) и отождествлял с протяжённостью и пространством. С точки зрения Декарта, материальным предметам присущи только протяжение в длину, ширину и глубину. Мировая материя (пространство) - беспредельна, однородна и делима до бесконечности. Декарт, так же, как и Бэкон, говорил о движении материи. Однако он понимал движение как механическое, имеющее внешний толчок. Общей причиной движения, по его мнению, является Бог.

    Декарт - дуалист, то есть признаёт существование двух начал. Кроме телесной субстанции есть ещё другая независящая от неё мыслящая субстанция. Именно из этих двух субстанций состоит человек. С точки зрения Декарта, Бог соединяет в человеке материальную субстанцию (тело) и мыслящую субстанцию (душу, разум).

    Исходным принципом познания, по Декарту, является сомнение в истинности всех до селе существующих видов знания. Основано это сомнение, прежде всего на недоверии к схоластической науке. Декартово сомнение приводит его к ставшему знаменитым тезису: «Я мыслю, следовательно, я существую». Сомнение Декарт рассматривал как акт мышления. Если я сомневаюсь, значит, я мыслю. Если существует моё сомнение, значит, существую я сам как мыслящий субъект.

    В теории познания Декарт был сторонником рационализма, то есть отрицал значение опытного знания, опирался в основном на разум. Более того, самым достоверным знанием он считал врождённые идеи. Опираясь на врождённые идеи и используя правильные приёмы рассуждения, разум может достичь достоверного знания во всех областях. В своей теории познания Декарт разработал дедуктивный метод движения мысли от общего к частному. Так же, как Бэкон, Декарт считал, что целью науки является достижение господства человека над природой. Для достижения этого господства человеку нужен настоящий научный метод, коим и является дедукция. По его мнению, зная общие аксиомы, можно установить частные факты путём логических умозаключений. Знание общих аксиом человек получает с помощью интеллектуальной интуиции, которая опирается на врождённые идеи.

    Материалистический эмпиризм Френсиса Бэкона был далее развит Томасом Гоббсом и Джоном Локком, которые считаются основоположниками философии идеологии Просвещения. А наиболее крупными представителями рационализма в философии Нового времени после Декарта были Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц.

    Томас Гоббс (1588-1679) испытывал на себе влияние и Бэкона и Декарта, поэтому, с его точки зрения, всякое рациональное знание опирается на данные чувственного опыта. Источником познания, по его мнению, являются ощущения, но, высоко оценивая роль математики в научном познании, он пытался совместить её с данными органов чувств.

    Природу Гоббс рассматривал в духе материализма Нового времени, представляя её совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой протяжённостью, фигурой, положением и движением.

    Важнейшей частью философии Гоббса стало его учение о государстве и обществе. Социально-философским проблемам посвящена его работа «Левиафан», в которой государство рассматривается как результат общественного договора, принимаемого людьми для преодоления вражды между членами общества.

    Естественным состоянием человека является война всех против всех, которую человек вынес из своего звериного прошлого. Человек человеку - волк, считает Гоббс. В этом состоянии не может быть речи о справедливости. Для своего выживания и прекращения войны люди объединяются и передают часть своих естественных прав центральной власти, которая призвана обеспечивать мир и спокойствие в обществе. Государство должно выражать волю всех объединившихся людей. В государстве выбирается правитель, предназначение которого состоит в урегулировании всех конфликтов, ограничении желаний и инстинктов отдельных людей, их стремления к подчинению себе других людей. В государстве возникают мораль и право, которые связаны между собой: право выступает основой морали. Закон становится обязательным для всех, и его нарушение считается большим пороком. Нравственность Гоббс связывает с подчинением законам государства. Без государственной власти не существует никакой морали. «Вне государства владычество страстей, вона, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство, в государстве

    • владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность» [5]. Только сильная государственная власть, по мнению Гоббса, выступает гарантом общественного согласия, поэтому наилучшей формой правления он считал абсолютную монархию.

    Джон Локк (1632-1704), развивая идеи Бэкона, внёс большой вклад в обоснование тезиса о чувственном происхождении наших знаний и сформулировал основные принципы сенсуализма. Он резко выступал против врождённого знания, считая его невозможным, потому что его нет у детей. Душа человека - это чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена. В теории познания интерес Локка смещён в сторону индивидуально-личностных форм познания. Индивидуальный опыт человека, который является основой познания, разделён Локком на два вида: внешний, направленный на предметы, и внутренний, направленный внутрь души. Эти два вида опыта приводят к возникновению двух видов качеств, которые познаёт человек

    • первичных, свойственных самим вещам (протяжённость, форма, движение, плотность), и вторичных, возникающих как результат ощущений человека (цвет, звук, запах). Таким образом, первичные качества мы может назвать объективными, а вторичные субъективными.

    Так же, как и Гоббс, Джон Локк большое внимание уделял проблемам общественной жизни человека, в том числе и проблеме государства. Согласно его представлениям, естественному состоянию человека соответствует индивидуализм, равенство и индивидуальная свобода. Общественный договор между людьми основан на их естественных правах и призван охранять эти права. Каждая сторона - и граждане и правительство - обязаны соблюдать закон и нести ответственность за его нарушение.

    Бенедикт Спиноза (1632-1677) в центр своей философии ставит задачу создания единой системы знания о мире. Учение Декарта оказывает довольно большое влияние на Спинозу. С его точки зрения, в основании мира находится единая субстанция, обладающая двумя атрибутами - протяжённостью и мышлением. Эту единую субстанцию философ отождествляет с природой и Богом одновременно, тем самым, развивая пантеистические представления о мире. Главный метод познания субстанции - математический (аксиомы, теоремы, определения).

    Идеи рационализма продолжает развивать немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716). В основе его представлений о мире находится учение о монадах (монадология). Лейбниц придерживался плюралистической идеи о множественности субстанций (плюрализм). По его мнению, основой мира выступают некие духовные частицы, которые он назвал монадами (от греческого - «единое», «единица»). Монады - вечные неделимые частицы, перво- кирпичики мироздания. Они находятся в беспрерывном процессе изменения. Их главным атрибутом выступает сила, поэтому они представляют собой активное начало единой Вселенной.

    Поскольку в основании мира находятся духовные частицы, то, согласно Лейбницу, органы чувств могут только подтолкнуть познание, дать некоторый материал для проявления врождённых идей. Разум - вот главный инструмент познания, по мнению Лейбница. Истины разума имеют необходимый характер, чего нельзя сказать об истинах факта, которые случайны.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта