Главная страница

[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия. Ноу московский психол огосоци ал ьн ы и институт


Скачать 4.56 Mb.
НазваниеНоу московский психол огосоци ал ьн ы и институт
Дата30.06.2022
Размер4.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#621718
страница19 из 71
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   71

также и "опосредованные" моторные идеи?

Не может быть сомнения в том, что конечным поводом к движению могут быть равным

образом и непосредственные, ц опосредованные моторные идеи.

Хотя в начале нашего знакомства с известным движением когда мы еще учимся

производить его, непосредственные моторные идеи и выступают на первый план в

нашем сознании, но впоследствии это бывает не так.

Вообще говоря, можно считать за правило, что с течением времени непосредственные

моторные идеи все более отступают в сознании на задний план и чем более мы

научаемся производить какое-то движение, тем чаще конечным поводом к нему

являются "опосредованные" моторные идеи. В области нашего сознания

господствующую роль играют наиболее интересующие нас идеи, от всего остального

мы норовим отделаться как можно скорее. Но, вообще говоря, "непосредственные"

моторные идеи не представляют никакого существенного интереса. Нас интересуют

главным образом те цели, на которые направлено наше движение. Эти цели по

большей части суть опосредованные ощущения, связанные с теми впечатлениями,

которые данное движение вызывает в глазу, в ухе, иногда на коже, в носу, в нёбе.

Если мы теперь предположим, что представление одной из таких целей прочно

ассоциировалось с соответствующим ей нервным разрядом, то окажется, что мысль о

непосредственных действиях иннервации явится элементом, так же задерживающим

выполнение волевого акта, как и то чувство иннервации, о котором мы говорили

выше. Наше сознание не нуждается в этой мысли, для него достаточно представления

конечной цели движения.

1\аким образом, идея цели стремится все более и более за-владерь областью

сознания. Во всяком случае если кинестетические идеи и возникают при этом, то

они настолько поглощены живыми кинестетическими ощущениями, которые их

немедленно настигают, что мы не осознаем их самостоятельного существования.

Когда я пишу, я не осознаю предварительно вида букв и мышечного напряжения- в

пальцах как чего-то обособленного от ощущений движения моего пера. Прежде чем

написать слово, я слышу как бы его звучание в моих ушах, но при этом не

возникает никакого соответствующего воспроизведенного зрительного или моторного

образа. Происходит это вследствие быстроты, с которой движения следуют за их

психическими мотивами. Признав известную цель подлежащей достижению, мы тотчас

же

260

нервируем центр] связанный с первым движением, необходимым для ее осуществления,

и затем вся остальная цепь движений совершается как бы рефлекторно.

Читатель, конечно, согласится, что эти соображения вполне справедливы

относительно быстрых и решительных волевых актов. В них только в самом начале

действия мы прибегаем к особому решению воли. Человек говорит сам себе: "Надо

переодеть-ся>> - и тотчас непроизвольно снимает сюртук, пальцы его привычным

образом начинают расстегивать пуговицы жилета и т. д.; или, например, мы говорим

себе: "Надо спуститься вниз" -и сразу же встаем, идем, беремся за ручку двери и

т. д., руководствуясь исключительно идеей цели, связанной с рядом

последовательно возникающих ощущений, ведущих прямо к ней.

По-видимому, нужно предположить, что мы, стремясь к известной цели, вносим

неточность и неопределенность в наши движения, когда сосредоточиваем внимание на

связанных с ними ощущениях. Мы тем лучше можем, например, ходить по бревну, чем

меньше обращаем внимание на положение наших ног. Мы более метко кидаем, ловим,

стреляем и рубим, когда в нашем сознании преобладают зрительные

(опосредованные), а не осязательные и моторные (непосредственные) ощущения.

Направьте на цель ваши глаза, и рука сама доставит к цели кидаемый вами предмет,

сосредоточьте внимание на движениях руки -и вы не попадете в цель, Саутгард

нашел, что он мог более точно определять на ощупь кончиком карандаша положение

небольшого предмета посредством зрительных, чем посредством осязательных мотивов

к движению. В первом случае он взглядывал на небольшой предмет и, перед тем как

дотронуться до него карандашом, закрывал глаза. Во втором он клал предмет на

стол с закрытыми глазами и затем, отведя от него руку, старался снова

прикоснуться к нему. Средние ошибки (если считать только опыты с наиболее

благоприятными результатами) равнялись 17,13 мм во втором случае и только 12,37

мм в первом (при зрении). Выводы эти получены путем самонаблюдения. При помощи

какого физиологического механизма совершаются описанные действия, неизвестно.

Ранее мы видели, как велико разнообразие, в способах воспроизведения у различных

индивидов. У лиц, принадлежащих к "тактильному" (согласно выражению французских

психологов) типу Воспроизведения, кинестетические идеи, вероятно, играют более

выдающуюся роль по сравнению с указанной мною. Мы вообще не Должны ожидать

слишком большого однообразия в этом отноше-

261

нии у различных индивидов и спорить о том, который из них ти-личный

представитель данного психического явления.

Надеюсь, я выяснил теперь, в чем заключается та "моторная идея", которая должна

предшествовать движению и обусловливать его произвольный характер. Она не есть

мысль об иннервации, необходимой для того, чтобы произвести данное движение. Она

есть мысленное предварение чувственных впечатлений (непосредственных или

опосредованных- иногда длинным рядом действий), которые явятся результатом

данного движения. Это мысленное предварение определяет по крайней мере, каковы

они будут. До сих пор я рассуждал, как будто оно определяло также, что данное

движение будет сделано. Без сомнения, многие читатели не согласятся с этим, ибо

часто в волевых актах, по-видимому, необходимо еще к мысленному предварению

движения присоединить особое решение воли, согласие ее на то, чтобы движение

было сделано. Э"то решение воли я до сих пор оставлял в стороне; анализ его

составит второй важный пункт нашего исследования.

Идеомоторное действие. Нам предстоит ответить на вопрос, может ли до наступления

движения идея о чувственных его ре-зулътатах сама по себе служить достаточным к

нему поводом, или движению должен еще предшествовать некоторый добавочный

психический элемент в виде решения, согласия, приказания воли или другого


аналогичного состояния сознания?

Я даю на это следующий ответ. Иногда такой идеи бывает достаточно, иногда же

необходимо вмешательство добавочного психического элемента в виде особого

решения или повеления воли, предваряющего движение. В большинстве случаев в

простейших актах это решение воли отсутствует. Случаи более сложного характера

будут обстоятельно рассмотрены нами позже.

Теперь же обратимся к типичному образчику волевого действия, так называемому

идеомоторному действию, в котором мысль о движении вызывает последнее

непосредственно, без особого решения воли. Всякий раз, как мы при мысли о

движении немедленно, не колеблясь производим его, мы совершаем идеомо-торное

действие. В этом случае между мыслью о движении и ее осуществлением мы не

сознаем ничего промежуточного. Разумеется, в этот промежуток времени происходят

различные физио-логич^с№ие процессы в нервах и мышцах, но мы абсолютно не

осознает их. Только что мы успели подумать о действии, как оно уже совершено

нами,-вот всё, что дает нам здесь самонаблюдение. Карпентер, впервые

употребивший (насколько мне извест-

262

но) выражение "идеомоторное действие", относил его, если я не ошибаюсь, к числу

редких психических явлений. На самом же деле это просто нормальный психический

процесс, не замаскированный никакими посторонними явлениями. Во время разговора

я замечаю булавку на полу или пыль у себя на рукаве. Не прерывая разговора, я

поднимаю булавку или стираю пыль. Во мне не возникает никаких решений по поводу

этих действий, они совершаются просто под впечатлением известного восприятия и

проносящейся в сознании моторной идеи.

Подобным же образом я поступаю, когда, сидя за столом, время от времени

протягиваю руку к стоящей передо мной тарелке, беру орех или кисточку винограда

и ем. С обедом я уже покончил и в пылу послеобеденной беседы не сознаю того, что

делаю, но вид орехов или ягод и мимолетная мысль о возможности взять их, по-

видимому, роковым образом вызывают во мне известные действия. В этом случае,

конечно, действиям не предшествует никакого особого решения воли, так же как и

во всех привычных действиях, которыми полон каждый час нашей жизни и которые

вызываются в нас притекающими извне впечатлениями с такой быстротой, что нередко

нам трудно бывает решить -отнести ли то или другое подобное действие к числу

рефлекторных или произвольных актов. По словам Лотце, мы видим, "когда пишем или

играем на рояле, что множество весьма сложных движений быстро сменяют одно

другое; каждый из мотивов, вызывающих в нас эти движения, осознается нами не

долее секунды; этот промежуток времени слишком мал для того, чтобы вызвать в нас

какие-либо волевые акты, кроме общего стремления производить последовательно

одно за другим движения, соответствующие тем психическим поводам для них,

которые так быстро сменяют друг друга в нашем сознании. Таким путем мы

производим все наши ежедневные Действия. Когда мы стоим, ходим, разговариваем,

нам не требуется никакого особого решения воли для каждого отдельного действия:

мы совершаем их, руководствуясь одним только течением наших мыслей"

("МесНгАшзсЬе Р5усЬо1о§1е").

Во всех этих случаях мы, по-видимому, действуем безостановочно, не колеблясь при

отсутствии в нашем сознании противодействующего представления. В нашем сознании

или нет ничего, кроме конечного повода к движению, или есть что-нибудь, не

препятствующее нашим действиям. Мы знаем, что такое встать с постели в морозное

утро в нетопленой комнате: сама натура наша возмущается против такого

мучительного испытания. Многие, •вероятно, лежат каждое утро целый час в

постели, прежде чем за-

263

ставить себя подняться. Мы думаем лежа, как мы поздно встаем, как от этого

пострадают обязанности, которые мы должны выполнить в течение дня; мы говорим

себе: "Это черт знает что такое! Должен же я наконец встать!" -и т. д. Но теплая

постель слишком привлекает нас к себе, температура в комнате кажется страшно

холодной, и в тот момент, когда мы совсем уже готовы подняться, решимость наша

пропадает, и мы снова оттягиваем наступление неприятного мгновения.

Как же мы все-таки встаем при таких условиях? Если мне позволено судить о других

по личному опыту, то я скажу, что по большей части мы поднимаемся в подобных

случаях без всякой внутренней борьбы, не прибегая ни к каким решениям воли. Мы

вдруг обнаруживаем, что уже поднялись с постели; забыв о тепле и холоде, мы в

полудремоте вызываем в своем воображении различные представления, имеющие какое-

нибудь отношение к наступающему дню; вдруг среди них мелькнула мысль: "Баста,

довольно лежать!" Никакого противодействующего соображения при этом не возникло

-и тотчас же мы совершаем соответствующие нашей мысли движения. Живо сознавая

противоположность ощущений тепла и холода, мы тем самым вызывали в себе

нерешительность, которая парализовала наши действия, и стремление подняться с

постели оставалось в нас простым желанием, не переходя в хотение. Как только

задерживающая действие идея была устранена, первоначальная идея (о необходимости

вставать) тотчас же вызвала соответствующие движения.

Этот случай, мне кажется, заключает в себе в миниатюре все основные элементы

психологии хотения. Ведь все учение о воле, развиваемое в настоящем сочинении, в

сущности, обосновано мною на обсуждении фактов, почерпнутых из личного

самонаблюдения: эти факты убедили меня в истинности моих выводов, и потому

иллюстрировать вышеприведенные положения какими-либо другими примерами я считаю

излишним. Очевидность моих выводов подрывается, по-видимому, только тем

обстоятельством, что многие моторные идеи не сопровождаются соответствующими

действиями. Но, как мы увидим ниже, во всех без исключения, подобных случаях

одновременно с данной моторной идеей в сознании имеется какая-нибудь другая

идея, которая парализует активность первой. Но даже и тогда, когда действие

вследствие задержки не совершается вполне, оно все-таки совершается отчасти. Вот

что говорит Лотце по этому поводу: "Следя за играющими на биллиарде или глядя на

фехтующих, мы производим руками слабые аналогичные движения; люди

маловоспитанные, рассказывая о /чем-нибудь, непрерывно жестикулируют; читая с

264

интересом живое описание какого-нибудь сражения, мы чувствуем легкую дрожь во

всей мышечной системе, как будто мы присутствовали при описываемых событиях. Чем

живее мы начинаем представлять себе движения, тем заметнее начинает

обнаруживаться влияние моторных идей на нашу мышечную систему; оно ослабевает по

мере того, как сложный комплекс посторонних представлений, заполняя область

нашего сознания, вытесняет из него те моторные образы, которые начинали

переходить во внешние акты. "Чтение мыслей", так вошедшее в моду в последнее

время, есть в сущности отгадывание мыслей по мышечным сокращениям: под влиянием

моторных идей мы производим иногда против нашей воли соответствующие мышечные

сокращения".

Итак, мы можем считать вполне достоверным следующее положение: всякое

представление движения вызывает в известной степени соответствующее движение,

которое всего резче проявляется тогда, когда его не задерживает никакое другое

представление, находящееся одновременно с первым в области нашего сознания.

Особое решение воли, ее согласие на то, чтобы движение было произведено,

появляется в том случае, когда необходимо устранить задерживающее влияние этого

последнего представления. Но читатель может теперь убедиться, что во всех более

простых случаях в этом решении нет никакой надобности. Впрочем, я сделаю еше

несколько замечаний по этому поводу, если читатель продолжает разделять

общепринятый предрассудок, будто произвольное действие без "проявления силы

воли" есть соп^гаШсио т а(1)ес1;о. Прежде всего, чтобы понять, что такое

произвольное действие и при каких условиях оно возможно без особого решения

воли, надо обратить внимание на тот факт, что процесс созпава-ния по самой

природе своей импульсивен.

Движение не есть некоторый особый динамический элемент, который должен быть

прибавлен к возникшему в нашем сознании ощущению или мысли. Каждое

воспринимаемое нами чувственное впечатление связано с некоторым возбуждением

нервной деятельности, за которым неминуемо должно последовать известное

движение. Наши ощущения и мысли представляют собой, если так можно выразиться,

пункты пересечения нервных токов, конечным результатом которых является движение

и которые, едва успев возникнуть в одном нерве, уж,е перебегают в другой.

Ходячее мнение, будто сознание не есть по существу своему предварение действия,

но будто последнее должно быть результатом нашей "силы воли", представляет собой

естественную характеристику того частного случая, когда мы думаем об известном

акте неопределенно долгий промежуток времени, не приво-

265

дя его в исполнение. Но этот частный случав не есть общая норма; здесь налицо

задержание акта противодействующим течением мыслей.

Когда задержка устранена, мы чувствуем внутреннее облегчение-это и есть тот

добавочный импульс, то решение воли, благодаря которому и совершается волевой

акт. Мы сейчас увидим, в чем заключается это устранение задержки. В мышлении

высшего порядка подобные процессы совершаются постоянно. Где нет этого процесса,

там обыкновенно мысль и двигательный разряд непрерывно следуют друг за другом,

без всякого промежуточного психического акта. Движение есть естественный

результат чувственного процесса, независимо от его качественного содержания и

при рефлексе, и при внешнем проявлении эмоции, и при волевой деятельности.

Таким образом, идеомоторное действие не исключительное явление, значение

которого приходилось бы умалять и для которого надо подыскивать особое

объяснение. Оно подходит под общий тип сознательных действий, и мы должны

принимать его за исходный пункт для объяснения тех действий, которым

предшествует особое решение воли. Замечу, что задержание движения, так же как и
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   71


написать администратору сайта