реферат. Новая историческая школа в экономической теории Германии. Новая историческая школа в экономической теории Германии Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер
Скачать 73.5 Kb.
|
Доклад на тему «Новая историческая школа в экономической теории Германии Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер» Появлению новой исторической школы Германии в экономическом смысле предшествовали реальные исторические события, в частности в 1871 году, когда Пруссия разгромила Францию. Это привело к объединению всей Германии путем разделения промышленно развитых территорий Франции на Германию (Эльзас и Лотарингия). По отношению ко всем другим европейским странам Германию в то время можно было охарактеризовать как полукапиталистическую, полусельскохозяйственную. Но капитализм в нем все еще развивался, и после победы над Францией он стал развиваться еще быстрее. Конечно, все в стране беспокоились о рабочем движении. Новая историческая школа имела два направления. В 1872 году в Германии был создан "союз социальной политики". Главная задача и предпосылки были сформулированы Шмоллером: "Глубокое разногласие, проникшее в социальную систему, отделяющее предпринимателей от рабочих, правые классы от правых, чревато острой классовой борьбой”. Самой выдающейся фигурой 19-го века в области альтернативной экономики был, без сомнения, Густав фон Шмоллер, глава Младо-Исторической Школы новой истории, которая появилась в 1870 году. Густав фон Шмоллер (родился 24 июня 1838 года в Хайльбронне – умер 27 июня 1917 года в Бад-Харцбурге) - немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель так называемой Новой (молодой) исторической школы в политической экономии. Профессор университетов Галле (с 1864), Страсбурге (с 1872), Берлине (с 1882), член Прусского государственного совета (с 1884), один из основателей (1872) и представитель (с 1890) "Союза социальной политики". Как и все представители новой экономической школы Германии, Шмоллер считал, что объективные экономические законы могут быть выведены, но не дедуктивными абстрактными методами, а конкретными историческими и статистическими исследованиями. Другими отличительными чертами подхода Шмоллера как представителя новой исторической школы Германии были акцент на изучении конкретных экономических объектов и институтов, а не экономики в целом, а также акцент на переплетении экономических, моральных и психологических факторов. Так, опираясь на идеи исторической школы, Шмоллер критиковал формально-дедуктивные построения классической буржуазной политической экономии. По мнению Шмоллера, созданию экономической теории должны предшествовать конкретные исторические исследования, поскольку только генетический подход позволяет установить причинно-следственные связи социальных явлений. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов и групп), по мнению Шмоллера, является результатом взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке являются цели экономических индивидов, уровень технологического развития, характер существующих социальных институтов, природные и другие условия. Шмоллер считал, что политическая экономия как основная социальная наука включает в себя психологию, социологию, географию и тому подобное, поэтому она носит нормативный характер и открывает возможность этических оценок и практических рекомендаций. Критикуя марксизм с точки зрения социализма, Шмоллер выступал за активное вмешательство государства в экономическую жизнь с целью развития национальной экономики и смягчения классовых противоречий. Существование социальных классов (возникновение которых Шмоллер связывал с расовыми особенностями, разделением труда и неравным распределением доходов) и борьбу между ними он считал необходимым условием общественного прогресса. Однако Шмоллер видел цель классовой борьбы не в революционном преобразовании общества, а в достижении компромисса между противоборствующими сторонами, который не должен нарушать общих этических норм. Шмоллер написал ряд исследований по социально-экономической и политической истории западноевропейских стран. Шмоллер резко критиковал принципы экономического либерализма, особенно подчеркивая несостоятельность механических упрощений в концепциях Локка и Адама Смита. Шмоллер разоблачил подмену, содержащуюся в либеральном утверждении, что основным мотивом человеческой деятельности является эгоизм. Шмоллер очень хорошо показал, что в случае либеральных экономических теорий мы имеем дело не только с конкретной наукой-экономикой, но и с определенной идеологией, которую он назвал "экономизмом". Фактически, Шмоллер впервые дал понять, что экономические теории - это не что иное, как применение "метафоры часов" или "метафоры дерева" в экономической сфере, и что, следовательно, экономика не может претендовать на то, чтобы быть автономной и изолированной дисциплиной, полностью независимой от других политических, философских и религиозных доктрин. Показывая основные черты экономических взглядов Густава фон Шмоллера, можно отметить, что лидер новой исторической школы Шмоллер делал особый акцент на роли экономического "этоса" (от греческого " ethos" – обычай, нрав), то есть на морально-правовых рамках, в которых функционирует экономика. По его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно складывающихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право на частную собственность, запрещение рабства и расовой дискриминации и т.д. Существование хозяйственного этоса является необходимым условием существования свободного обмена деньгами, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения вытекают из этических и правовых аспектов: например, спрос на продукт является частью конкретной истории этических отношений между определенными людьми в данный момент времени. Шмоллер критиковал классическую политическую экономию, прежде всего за игнорирование этической природы экономических явлений и возрастающей роли правовых и моральных норм по мере развития экономики. Особенно важным элементом подхода Густава фон Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, которое находится "выше" интересов различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса (особенно связанное с правовой системой). Во всех уроках, посвященных хозяйственному этосу, можно увидеть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Таким образом, само понятие хозяйственного этоса близко к неоинституциональному термину "институциональная среда", а описание роли государства похоже на интерпретацию некоторыми молодыми институционалистами этого учреждения как организации, в первую очередь ответственной за спецификацию и защиту прав собственности. Шмоллер также приобрел большую известность как участник "спора о методе" с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером в 1883-1884 годах. Густав фон Шмоллер защищал конкретные методы исторического исследования и важность индукции, приоритет социальной целостности, культуры, общества над действиями индивидов, в которых ценность, этический принцип неразрушимы. Одним из ведущих идеологов либерально-буржуазного крыла этой школы был Луи Брентано. Его самые известные работы - "Классическая политическая экономия "(1888) и "Этика и народное хозяйство в истории" (1894). Как и Шмоллер, Брентано оставил определяющую роль в экономике этическим и правовым факторам, проигнорировал производство и остался на позициях концепции обмена. Он утверждал, что теоретическая экономика имеет "второстепенное значение" по сравнению с "непосредственным наблюдением" экономических явлений, и призывал к подробному и подробному описанию" даже небольших явлений экономической жизни", которые, по его мнению, имели бы большую научную ценность, чем теоретические рассуждения. На самом деле Брентано придерживался позиции, что теоретическая политическая экономия является избыточной, поскольку не имеет практического применения. Защищая интересы либеральной буржуазии, он продвигал идею "социального мира" и общественного равновесия. Брентано рекомендовал предпринимателям предоставлять определенные льготы и демократические права работникам, используя фабричное законодательство, профессиональные училища, а также потребительскую кооперацию, жилищное строительство и тому подобное. Объединение работников в профсоюзы даст им возможность, по словам Брентано, искать более справедливые условия для продажи своей работы предпринимателям. Он освободил роль профсоюзов в системе буржуазных производственных отношений, которая способна устранить капиталистическую эксплуатацию и радикально улучшить положение рабочего класса, не устраняя частной собственности на средства производства. Брентано - очень умный проповедник идеи классового мира. Он подчеркнул, что в условиях развитого капитализма необходимость в политической борьбе отпадает, поскольку чисто экономическая деятельность профсоюзов полностью отвечает интересам рабочего класса и способна решить все его проблемы. Концепция государства Брентано отличается от концепции большинства его немецких коллег. Он не верил в положительную силу государства и не знал его превосходства над личностью. Брентано считал, что личность, благодаря своему интеллекту, способен на более полезные реформы, чем те, которые могло бы инициировать государство. Будучи сторонником реформистского направления в социальной политике, Брентано высказал несколько идей, направленных на смягчение социальной оппозиции в буржуазном обществе. Например, он объяснил немецким промышленникам неэффективность установления для них более длинного рабочего дня и более низкой заработной платы по сравнению с Великобританией и Соединенными Штатами. Брентано считал, что эти факторы препятствуют развитию технического прогресса в немецкой промышленности, снижают конкурентоспособность немецких товаров на мировом рынке из-за низкой производительности труда. Более высокая заработная плата работников и сокращение рабочего времени неизбежно приведут к повышению производительности наемного труда и повышению общей эффективности экономики. Брентано вошел в историю экономики как один из идеологов таких объединений предпринимателей, как картели, видя в них важнейшее средство устранения кризисов и безработицы, стабилизации экономики. По его мнению, "картели - это союзы производителей, которые хотят систематически адаптировать производство к спросу, чтобы увеличить перепроизводство и все его последствия: падение цен, банкротства, обесценивание капитала, безработица и т.д.” Следовательно, Брентано рассматривал монополизацию экономики как средство улучшения экономики. Научное направление, разработанное Брентано, получило дальнейшее развитие в социальных и институциональных течениях и доктринах государственно-монополистического регулирования. В своей интерпретации сущности прибыли Брентано придерживался мнения, что она состоит "из избытка стоимости нового продукта, возникающего в нем благодаря сочетанию всех элементов производства, в дополнение к стоимости этих элементов в их сочетании». Поэтому он отождествлял прибыль с предпринимательским доходом, с вознаграждением за свой "творческий дух". Взгляды Брентано на аграрную сферу экономики и законы ее регулирования не были оригинальными. Он всячески восхвалял "устойчивость мелкого крестьянского хозяйства", уважая его, но считал, что такие хозяйства имеют определенные преимущества только в вопросе зерна. В других отраслях и подсекторах сельского хозяйства государственное производство является более прибыльным и перспективным. Брентано был убежденным сторонником закона о вычете плодородия земли. По его словам, этот закон является абсолютным и действительным для любого вида сельскохозяйственной деятельности. Другие вопросы, над которыми работал Брентано, включают труд, товары, заработную плату и производительность, способы разрешения производственных конфликтов и юридическое равенство работодателей и работников. Теория Брентано о высокой заработной плате довольно популярна среди реформистов разных поколений. Его суть заключается в том, что нет противоречия между прибылью капиталиста и заработной платой рабочего, поскольку предприниматели также заинтересованы в повышении заработной платы наемных рабочих. Основным аргументом, который Брентано выдвинул в защиту этого тезиса, было то, что предприниматели, как производители товаров, зависят от расширения рынка, увеличения платежеспособного спроса на товары. И это во многом определяется уровнем заработной платы большинства работников. Итак, делая вывод из этого абзаца, можно сказать, что Луис Брентано известен своими исследованиями по вопросам, связанным с работой и заработной платой. Можно считать, что он предсказал идеи ортодоксальных и особенно молодых кейнсианцев о положительных аспектах высокой заработной платы для экономики. Во-первых, высокая заработная плата положительно влияет на стимулы к труду, таким образом, это способствует повышению производительности труда, а во-вторых, стимулирует замену труда машинами, а следовательно, технический прогресс и такое же повышение производительности труда. Низкая заработная плата, наоборот, отбивает стимулы технического прогресса к экономии рабочей силы из-за дешевизны рабочей силы. Эти взгляды Л. Брентано неоднократно подтверждались в экономической истории. Таким образом, низкий уровень технического развития российской экономики до отмены рабства в 1861 году был обусловлен практикой использования чрезвычайно дешевой рабочей силы в мануфактурах (институт "крепостных мануфактур"); в то время как в США редкость трудовых ресурсов привела к быстрому техническому прогрессу в 19 веке. Карл Бюхер (родился 16 февраля 1847 года в Кирберге – умер 12 ноября 1930 года в Лейпциге) - немецкий экономист, историк экономики и статистики, представитель Новой (молод) исторической школы в политической экономии. Профессор политической экономии Лейпцигского университета (1892-1917), основатель (1917) и руководитель Института газетных исследований при нем. В своей основной работе "Возникновение народного хозяйства" (1893, книга переведена на русский язык в 1923 году) предложил трехступенчатую схему развития хозяйства ("домашнее хозяйство", "городское хозяйство", "народное хозяйство"). На первом этапе – "домашнее хозяйство" – предметы потребления потребляются в той же экономике, где они производятся, на втором этапе - предметы "городского хозяйства" переходят непосредственно от экономики, которая их производит, к потребителю, на третьем этапе - предметы "народного хозяйства" переходят от производителя к потребителю через ряд промежуточных звеньев. Трехступенчатая "Схема экономического развития" Бюхера, основанная на "длину пути" продукта от производителя к потребителю, представляет собой применение буржуазной концепции обмена к истории экономики. Изучение экономики докапиталистических обществ, Бюхер правильно подчеркивал (в отличие от ряда буржуазных модернизаторов экономической истории) ее естественную и экономическую основу, но в то же время он минимизировал роль обмена и торговли в античности и в средние века; его труды по истории средневековых городов содержат ценные материалы о численности городского населения, организации ремесел и многом другом. В. И. Ленин критиковал классификацию Бюхера капиталистических форм промышленности (смешение производства с фабрикой и распределение рабочей силы покупателю в той или иной форме промышленности). В области истории искусств Бюхер известен как автор известной книги "Arbeit und Rhythmus" (Лейпциг, 1896). В этой книге он систематизировал и проанализировал звуковой и словесный материал, накопленный в процессе чисто экономических исследований, в частности при изучении старых форм объединения труда. Изучая производственный процесс и технологию труда у диких народов, Бюхер пришел к выводу, что на первых этапах его развития труд, музыка и поэзия были органически связаны, причем преобладающим и обусловливающим элементом был труд. Ритм выводится из внутреннего строения организма и из технических условий выполнения работы, то есть он вытекает сам по себе из применения экономического принципа к человеческой деятельности. По мнению Бюхера, корни музыкального и поэтического ритма целиком лежат в ритме работы. В то же время она дает картину происхождения музыкального звука от контакта средств на тему обработки и поэзии от элементарной рабочей песни произведения. Он утверждает, что выход поэзии из процесса работы связан как с формальной, так и с материальной стороной поэзии. Чтобы установить ритмический контакт, облегчающий работу, человек обращается к рабочему крику, который постепенно превращается в рабочую песню. Начиная с бессмысленных естественных звуков и возгласов, а затем, переходя к постоянному повторению слов и предложений, выражающих чувства работников, рабочие песни вскоре достигают более богатого и связного содержания, или сопровождают рабочий процесс лирическими отступлениями, или описывают некоторые события, или награждают партнеров и незнакомых людей шуткой, насмешкой и советом. Ритм этой поэтической речи не мог быть заимствован извне, он исходит из движений рабочих. Итак, после проведенных исследований можно сказать, что новая историческая школа Германии, представителями которой были Густав фон Шмоллер, Луи Брентано и Карл Бюхер, поставила задачу объяснения экономической жизни на основе детального анализа реальной экономической жизни, тесной взаимосвязи экономики, этики и психологии. Основные положения новой исторической школы Германии: 1) государственное регулирование труда детей и женщин. 2) государственное страхование работников. 3) выплата пенсий за счет отчислений из заработной платы. 4) обязательное начальное образование. 5) создание рабочих кооперативов. 6) конфликты между рабочими и капиталистами должны разрешаться третьими лицами, назначаемыми государством. Основной теорией является "Теория труда-товара", на основе которой труд является особым товаром. Историческая школа Германии заключается в том, что экономика является сущностью идеологии. Идеологическая функция экономической науки естественна. В обществе существуют разные классы их классы и интересы противоположны. Чтобы защитить их, они разрабатывают теории, которые становятся идеологией соответствующих групп населения. Например, сегодня американская экономика на 100% привержена защите интересов транснациональных корпораций. И, естественно, она оправдывает обнищание всего мира ради своих собственных интересов. В то время историческая школа Германии выступала против Англо-американской школы экономики, что было пагубно для Германии. Они превратили свою парадигму экономической науки в оружие для защиты интересов своей страны. Изначально эта школа была признана и выполняла свою главную функцию - защищала интересы Германии, вела к ее объединению и т.д. Традиция немецкой экономической науки достигла пика своей популярности в период деятельности "новой исторической школы". Эта школа была основным направлением экономической науки в Европе в 60-80-е годы. Но платные экономисты, представляющие интересы самых могущественных стран Англии и США, выступили против этого. И последнее победили - историческая школа переместилась с первого места экономической науки. Ее оппоненты тогда расценили это как кризис экономической науки. На самом деле никакого кризиса в экономической науке не было, и победившая в ней версия была просто апологетом определенных интересов, где действует принцип "я - богатый, ты - дурак". Историческая школа была односторонней. Она характеризуется нигилизмом по отношению к теоретическим обобщениям и абстракциям, без которых наука немыслима. В то же время это была реакция "историков" против схоластики классиков экономической науки, которая была широко распространена ранее и особенно усилилась на рубеже XIX и XX веков. Известно, что Шмоллер "потерял самообладание в глазах чисто теоретических трактатов” Представители новой исторической школы Германии уделяли значительное внимание методологии экономической науки Шмоллера. Не отрицая общих экономических законов и категорий, представители новой исторической школы считали их изучение делом будущего. До сих пор для этого не пришло время. Главной задачей экономической науки в то время был сбор, изучение и систематизация фактов. Авторы исторической школы провели многочисленные исследования экономической жизни разных народов. Таким образом, новая историческая школа отказалась от изучения общих экономических законов в пользу истории народного хозяйства и в то же время заменила метод абстракции историческим методом. Список использованной литературы Bostaph S. The Methodological Debate Between Carl Menger and the German Historicists // Atlantic Economic Journal. September 1978. Vol. VI. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. Москва, 2017. |