Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованных источников

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Курсовая МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. новосибирский государственный педагогический университет институт культуры и молодёжной политики


    Скачать 68.5 Kb.
    Названиеновосибирский государственный педагогический университет институт культуры и молодёжной политики
    АнкорВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Дата19.06.2022
    Размер68.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx
    ТипКурсовая
    #602671
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    2.2 Воспитание эстетической культуры детей на занятиях вокально-исполнительским мастерством


    Искусство, как мы уже говорили, является мощным и одним из самых эффективных средств формирования не только эстетической культуры, но и многих форм эмоциональных и чувственных реакций, воображения, памяти, мышления, «творческости», некоторых элементов гражданственности, нравственности, морали и т. д[42].

    На основе многолетней практики эстетического воспитания в семьях, дошкольных образовательных учреждениях и школах можно сделать вывод об огромном значении музыки, которое она оказывает на формирование эстетической культуры детей и на жизнедеятельность людей на любом из дальнейших ее этапов. Действительно, уже к 2 - 3 месяцам младенцы воспринимают музыку как гармонию звуков и эмоционально положительно реагируют на нее. Не зря в традиции народной педагогики существует замечательный обычай петь колыбельные песни. Не случайно также очень многие игры (народные и современные) сопровождаются песнями[16].

    В идеале хотелось бы, чтобы все без исключения дети сами пробовали заниматься искусством. Практика подтверждает, что среди участников музыкальных, художественных, театральных, хореографических и др. кружков и студий обнаруживается гораздо более высокий уровень общей культуры, чем среди детей, не занимающихся искусством или же просто созерцающих его, у них происходит более глубокое осмысление результатов творчества (собственного и чужого), и формируемые элементы эстетической культуры закрепляются гораздо быстрее и прочнее[36].

    Обучение детей вокально-исполнительскому мастерству проводится только на лучших образцах вокальных произведений. Таким образом через систему восприятий, эмоций и чувств, переживаний формируется объективно качественный эстетический вкус. Но влияние воспитательного фактора здесь не изолировано. Учитывая, что эстетический вкус в значительной степени опосредован увлечением детей современной эстрадой, т. е. средовым фактором, особое внимание уделяется подборке произведений этого направления. Большое внимание совершенно справедливо уделяется популяризации среди детей классики эстрадного жанра (так называемые «шлягеры»), песням военных лет. Таким образом воспитываются элементы эстетико-культурного отношения к истории, некоторым непреложным общечеловеческим ценностям, высшим проявлениям человеческой духовности (таким как любовь, патриотизм, дружба, честность и т. д.) И конечно же, в работе с малышами активно используется материал детских песен, поскольку необходимо учитывать возрастные интересы участников студии.

    Кроме непосредственных конкретных признаков сформированной эстетической культуры, проявляющихся в виде эстетического вкуса, отношений, взглядов и убеждений, существуют еще и комплексные признаки, характеризующие не только эстетическую культуру и эстетичность движений, манеры говорить, общения и поведения. В этой связи хотелось бы обратить внимание на формирование непосредственно культуры исполнения музыкального произведения как одного из сопутствующих эстетической культуре качеств[37].

    Надо сказать, что занятия сценической деятельностью любого жанра во многом воспитывает эстетические способности взаимодействия с людьми. И поэтому основной задачей работы студии по направлению сценической деятельности является избавление ребенка от страха перед большим количеством людей, умение устанавливать визуальный контакт со зрителем (основной секрет достижения успешности этого контакта заключается в так называемом «эффекте портрета», когда исполнитель фокусирует взгляд на уровне глаз зрителей в центральной части зала, и у основной массы зрителей появляется ощущение того, что смотрят именно на них), умение устанавливать обратную связь. Для редукции страха перед аудиторией поощряется присутствие родителей и других студийцев на репетиции, т. е. ситуация наличия в зале других людей во время исполнения становится для ребенка привычной. В организацию обратной связи со зрителем входят варианты вербальной (благодарность, пожелания, поздравления и т. д.) и невербальной (поклон, улыбка, выход на бис и т. д.) реакции на аплодисменты, подарки, работу фото и видеокамер. При устранении страха перед зрителем, формировании умения устанавливать визуальный контакт и обратную связь возможно значительное улучшение общих возможностей коммуникации детей, повышение культуры и эстетики общения, а также облегчение учебной деятельности (в частности, при ответе на уроке у доски), поскольку многие полезные сценические привычки переносятся на жизнь[37].

    Самой важной чертой исполнительской культуры в контексте жанра является культура пения. Ее развитие достигается при помощи вокальных (например, пение гамм), дыхательно-двигательных (например, знаменитый метод Стрельниковой: 64 пары энергичных дыхательных движений со сменой позы через каждые 8 пар), артикуляционных (например, произнесение скороговорок) упражнений, которые способствуют снижению функционального напряжения голосового аппарата при пении, развитию выразительности голоса и четкости проговаривания текста, правильного интонирования, качественной звукоподачи и контроля звучания собственного голоса. Определенные навыки правильной работы голосового аппарата переносятся и на речь. В совокупности с богатым словарным запасом, который можно увеличивать отчасти при грамотном подборе текстов для исполнения, такой поставленный голос является одним из признаков эстетической культуры. Дети с поставленным голосом становятся приятными и более свободными и убедительными в общении[33].

    Параллельно с культурой пения в вокальной студии воспитывается и актерский аспект сценического поведения. К. С. Станиславский в свое время сказал, что настоящий актер тот, которому зрители верят. Мы говорили о том, что эстетическая культура невозможна без соответствующего переживания. Таким образом, ребенок-исполнитель должен активно переживать содержание своего произведения для формирования эстетического отношения к нему. Через воплощение своего эстетического переживания в исполнении ребенок общается со зрителем как раз на эстетическом уровне; и поскольку зрители в той или иной мере тоже переживают произведение, то происходящий в данном случае процесс можно назвать передачей эстетической культуры от ребенка к зрителям.

    Тренировки по пониманию и переживанию детьми содержания исполняемых ими песен проводятся с помощью достаточно традиционных, но всегда интересных им методов: детям предлагают нарисовать сюжет песни; дети пробуют описать характер лирического героя песни исходя из ее содержания; дети сами придумывают сценические движения, соответствующие содержанию песни, и т. д[40].

    Сценическое движение - один из основных помощников исполнителя. Знаменитый афоризм «В человеке все должно быть прекрасно» как нельзя лучше объясняет наше предположение о том, что культура и эстетизм движений и жестов тоже является частью эстетической культуры ребенка. Неслучайно поэтому значительную часть времени на занятиях посвящается основам хореографии и пластики, отработке выразительности и содержательности мимики и пантомимики. Это позволяет ребенку чувствовать себя на сцене более свободно и использовать для передачи своей эстетической культуры невербальные средства наряду с вербальными.

    Учитывая связь вокально-исполнительского мастерства как одного из жанров сценической деятельности с такими понятиями, как грим, костюм, декорация, можно говорить и о развитии на занятиях определенных элементов культуры восприятия и сочетания цветов, вкуса в одежде, соответствия формы и содержания (т. е. внешнего вида исполнителя и тематики песни) и т. п. Все это так или иначе связано с эстетической культурой детей, поэтому дети всегда принимают самое активное участие в оформлении сцены на концертах, разработке моделей и эскизов сценических костюмов для себя и других детей.

    Таким образом, мы видим, что даже в рамках одного вида искусства возможно формирование самых разнообразных элементов эстетической культуры ребенка. На примере занятий вокально-исполнительским мастерством эта результативность достигается, очевидно, многогранными связями непосредственно музыки как сценического искусства с отдельными сторонами других видов искусства и творчества. Конечно, необходимо вести работу по воспитанию эстетической культуры во всех направлениях отмеченных связей. Возможно, для усиления воспитывающего эстетико-культурного эффекта на занятиях вокально-исполнительским мастерством можно ввести также момент ознакомления с фактами из биографии и творческого пути известных исполнителей, авторов песен, которые исполняют дети.

    Заключение


    Исходя из результатов проделанного исследования, можно сделать несколько важных выводов:

    - В настоящее время в науке нет единой точки зрения на то, что следует понимать под понятием «эстетическое воспитание». Связано это с тем, что разные исследователи определяют данное понятие различным образом, исходя из того, что они понимают под его составляющими – ценностями и культурой. Однако большинство исследователей трактуют эстетическое воспитание, как многогранную систему базовых национальных ценностей, в которую входят моральные ценности, нравственные установки, ориентиры действий и поведения, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, а также религиозных традициях этноса, передаваемые из поколения в поколение, объединяющие этнос, обеспечивающие успешное духовно-нравственное развитие всех его членов и являющиеся эффективным средством развития эстетического воспитания личности.

    - Воспитание гармонично развитой личности в образовательных учреждениях ставит перед обществом задачи вливания эстетического воспитания в педагогический процесс. Эстетическое воспитание должно быть системным и целостным, организованным с учетом возрастных, психологических и социальных особенностей студентов; нацеленным на формирование у них вкусов, идеалов, эстетических знаний, на умение делать самостоятельные суждения и выводы, на развитие творческих способностей и стремление к постоянному самосовершенствованию[41].

    - Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей[43].

    Таким образом, мы видим, что даже в рамках одного вида искусства возможно формирование самых разнообразных элементов эстетической культуры ребенка. На примере занятий вокально-исполнительским мастерством эта результативность достигается, очевидно, многогранными связями непосредственно музыки как сценического искусства с отдельными сторонами других видов искусства и творчества. Конечно, необходимо вести работу по воспитанию эстетической культуры во всех направлениях отмеченных связей. Возможно, для усиления воспитывающего эстетико-культурного эффекта на занятиях вокально-исполнительским мастерством можно ввести также момент ознакомления с фактами из биографии и творческого пути известных исполнителей, авторов песен, которые исполняют дети.


    Список использованных источников


    1. Аверченко А.Т. Вопросы воспитания. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.

    2. Алексеева Л.П. Методика профессионального обучения (краткий курс лекций) для профессионального образования. – Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2013. – 140 с.

    3. Бадмаева Ц.А., Шагаева Н.А. Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика» //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. - 2014.- №2 (136). - С. 13-20.

    4. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Карапуз, 2016. – 51 с

    5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностноориентированного образования. – Ростов н/Дону, Издательство Ростовского педуниверситета, 2000 – 352 с.

    6. Борев Ю.Б. Эстетика. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 2018 – 386 с.

    7. Бычков В.В. Эстетика : Учебник. М. : Гардарики, 2019. – 556 с.

    8. Вересов Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2015. - 442 c.

    9. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративноприкладного искусства: учебно-методическое пособие. — СПбГУ: Азбука- Классика, 2016.— 156 с.

    10. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. – Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 282 с.

    11. Волынкин В.И. Художественно – эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2017. – 441 с. 64

    12. Воронцова Л.Л. Реализация компетентностного подхода в процессе проектноцелевой профессиональной подготовки студентов дизайнеров. - Научные труды Института непрерывного профессионального образования, 2015. – С. 65- 70.

    13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. — Т. 1. — СПб.: Наука, 1999. — 415 с.

    14. Дессуар М. Эстетика и всеобщая наука об искусстве. – Берлин, 1906.

    15. Дик Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже. – Ростов н/Дону: Издат. «Феникс», 2015. – 288 с.

    16. Единство средств, форм и методов в системе эстетического воспитания студентов: сб. статей под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: «Высшая школа», 2016. – 236 с.

    17. Ефименко С.М. Подготовка педагога-тьютора в вузе: модель, технология, практика: монография. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2015. – 184 с.

    18. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2016. – 256 c.

    19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2019. – 192 с.

    20. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 2017. – 544 с.

    21. Кант И. Критика практического разума. — М.: Эксмо, 2015. — 368 с.

    23. Кондрашева Ю.В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.— Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54

    24. Корниенко, С.Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города. – Кемерово: Изд-во Кемер. гос. ун-та, 2012. – 24 с.

    25. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений. – Минск, 2011. – 192 с.

    26. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М.: Просвещение, 2019. – 319 с.

    27. Недземковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Психология и педагогика. – 2015. – № 5. – С.157–163.

    28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Издательство Оникс, 2016. – 1200 с.

    29. Полевщикова Т.И. Использование средств народной художественной культуры в эстетическом воспитании молодежи. - Йошкар-Ола: Издательство МарГУ, 2015. – 244 с.

    30. Рожков М.И. Конспекты уроков для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Воспитание гражданина: уроки социальности. - М.: ВЛАДОС, 2016. – 86 c.

    31. Сергеева В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. - М.: ИЦ Академия, 2016. – 272 c.

    32. Соколов М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством. – М., 2013. – 348 с. 66

    33. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. - Киев, 1980. – 387 с.

    34. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 1970. – 384 с.

    35. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: 2014.- 287 с.

    36. Файзрахманова Л.Т., Коврикова Е.В. Этноконфессиональных отношения в контексте культуры и образования (Казанская губерния, XVIII – начало XX вв.) / Российский исторический журнал «Былые годы».– 2017 г. – № 1. – С.30-38.

    37. Фокина Т.В. Программа художественно-эстетического развития дошкольников. – 2010. – С. 35-38

    38. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

    39. Хугаева Ф.В., Бекоева М.И. Профессионально-педагогическая компетентность как условие подготовки студентов к реализации поликультурного образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 216-219.

    40. Цораева Ф.Н. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в условиях северокавказского региона // 2016. -Т. 1. - № 53. - С. 312-316

    41. Чернышевский Н.Г. Об искусстве. Сборник. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 290 с.

    42. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с. 67

    43. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. — Вып. 1. — М.: ИФ РАН, 2015. — 269 с.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта