ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Курсовая МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. новосибирский государственный педагогический университет институт культуры и молодёжной политики
Скачать 68.5 Kb.
|
Глава 1. Формирование эстетического воспитания как условие развития всесторонне и гармонично развитой личности1.1 Сущность эстетического воспитания обучающихся в психолого-педагогической литературеЭстетическое воспитание – одна из важных и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено прежде всего к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чтобы разобраться в терминологии таких понятий, как «эстетика», «воспитание», «эстетическое воспитание», необходимо проанализировать различные точки зрения. В качестве общего определения, которое используют, чтобы охарактеризовать термин «эстетика» используют следующее «учение об искусстве» [15]. С точки зрения В.В. Бычкова, в качестве основы эстетики выступают материальные и духовные ощущения, результатом чего становится формирование высшей формы бытия [28]. По мнению И.Н. Титаренко, в основе эстетики лежит комплекс знаний о сфере искусства, а также отношение индивида к сфере искусства [18]. В своих трудах А.А. Радугин описывает эстетику как научную область, которая рассматривает процесс созерцания индивидами окружающих его явлений [12]. Умозаключения Н.Г. Коренистовой касаются рассмотрения эстетики как науки о природе и законах, которые помогают созерцать природу [6]. Несмотря на различия у авторов в определении понятия «эстетика», нельзя не отметить, что эстетика входит в состав процесса воспитания. С точки зрения педагогики воспитания представляет собой процесс, при котором происходит взаимодействие на личность с целью формирования качеств, которые позволят индивиду соответствовать запросам общественных институтов [20]. Рассматривая подробнее понятие «воспитание», необходимо обратиться к таким ученым как В.И. Андреев, В.А. Сластенин, В.М. Полонский, Л.И. Маленкова и другие. По мнению Л.И. Маленковой, воспитания предполагает процесс взаимодействия педагога с обучающимся с целью освоения последним присущим данному обществу ценностей. Для более эффективного процесса освоения большое значение имеет создание комфортных условий, что позволит личности реализовать себя в процессе воспитания [16] С точки зрения В.А. Сластенина, воспитание предполагает взаимодействие между учениками и педагогом, направленное на достижение заранее сформированных образовательных целей [17]. В.И. Андреев утверждает, что воспитание выступает целенаправленным процессом развития личностных качеств обучающихся. [7]. В своих работах В.М. Полонский в понятие воспитания вкладывает целенаправленный процесс, который направлен на формирование у ученика совокупности нравственно-волевых качеств, системы жизненных принципов, ценностных ориентиров [15]. Энциклопедия по педагогике включает следующее определение понятию «эстетическое воспитание»: это «деятельность по формированию совокупности духовных качеств личности, включающая использование предметов искусства» [14]. Эстетическое воспитание представляет собой процесс взаимодействия между педагогом и обучающимися с целью привития последним чувства прекрасного, возможности оценить окружающий мир с точки зрения эстетики. Также в процесс эстетического воспитания включают привитие ученикам чувственности, возможности творческого саморазвития и т.д. С точки зрения В.В. Бычкова, эстетическое воспитание позволяет с раннего возраста развить в каждом ребенке те качества, которые в будущем позволяют им видеть прекрасное в окружающих его явлениях, а также заниматься творчеством и развивать свои возможности [29]. По мнению Е.В. Беликовой, эстетическое воспитание позволяет формировать у ребенка систему идеалов, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни [28]. В своих трудах В.М. Полонский делает акцент на определении эстетического воспитания как процесса, который направлен развитие в ребенке творческих интересов, навыка восприятия произведений искусства и т.д. [18]. С точки зрения В.Н. Шацкой, эстетическое воспитание формирует у ученика навык восприятия явлений окружающей действительности как нечто прекрасного, произведений искусства, предметов природы и т.д. [22]. Обладание компетентностью в вопросах эстетического воспитания и проблемы его формирования имеют особую значимость для обучающихся, так как своей профессиональной деятельностью в будущем они смогут осуществляют процесс трансляции эстетического воспитания в обществе. Проблемы эстетического воспитания достаточно хорошо разработаны в педагогике и психологии. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке и определению сущности и задач. Изучение данной проблемы можно наблюдать в трудах отечественных педагогов и психологов. Среди них В.А.Сухомлинский, Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, В.Н.Шацкая и др. К примеру, В.А.Сухомлинский рассматривал этот вопрос через понятие красоты. Он отмечал: "Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе [Б.С]. По мнению Сухомлинского красота представляет собой могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Главная задача эстетического воспитания – научить человека видеть в красоте окружающей среды, в красоте человеческих отношений духовное благородство, сердечность, доброту и на этой основе воспитывать прекрасное в самом себе. Поэтому глубокое интеллектуальное развитие человека будет одним из важнейших условий решения этой задачи. Восприятие, осмысливание красоты В.А. Сухомлинский считал основой, стержнем эстетического образования, сердцевиной эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному [28]. Таким образом, можно считать, что поверхностные знания и затвердевшие мысли и фантазии являются врагом эстетического воспитания. В отличие от В.А. Сухомлинского Б.М. Неменский, основывался на искусстве видеть (видеть искусство в окружающем мире, богатство и разнообразие красоты); искусстве понимать (украшенное, изображенное и построенное); искусстве изображать видимое. Теория Б.М. Неменского базируется на поиске внутренних связей пластических искусств с жизнью общества. [26]. По- своему смотрит на проблему В.Н. Шацкая. В своих исследованиях она уделяет внимание и эстетическому воспитанию и художественному. В.Н. Шацкая писала: "Эстетическое воспитание служит формированию…способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты"[18]. Анализ философской и педагогической литературы показал, что имеются разные теоретические взгляды на определение понятия эстетического воспитания. Вместе с тем можно сказать, все они едины в одном, что эстетическое воспитание является важным направлением воспитательной работы. Главная мысль заключается в реализации разнообразной эстетической деятельности, направленной на формирование эстетических потребностей, усвоение эстетических знаний, взглядов и убеждений. Так же развитие способностей в полном объеме ощущать прекрасное в искусстве и жизни, приобщаться к художественному творчеству, развитие творческого потенциала. Эстетическое воспитание улучшает восприятие: эстетического вкуса, критерий, установок, идеалов, ориентации ценностей. Показательным результатом эстетического воспитания является формирование целостной, гармоничной, творческой, активной, социально-ценной личности, которая владеет высокой эстетической культурой. Основными критериями эстетической воспитанности человека являются: гуманный характер, манеры поведения, внешний облик, высокий вкус и самообразование[13]. Эстетическое воспитание обеспечивает обучающемуся эстетическое познание. В ходе проделанной работы обучающийся становится частью процесса, так как формируется путем четырех компонентов: эстетической теории, природного и окружающего мира, произведений искусства и его собственной деятельности. Формирование эстетического воспитания представляет собой совокупность целей, задач, содержания, форм и методов, направленный на гармоничное, всестороннее развитие, реализованном в комплексном воспитательном процессе, представляющий собой единство убеждений личности с ориентациями на уровне интуиции и проявлениям себя во всех сферах жизни. И происходит с помощью искусства, где особое внимание уделяется: художественно-образному и пространственному видам мышления, эмоциональной отзывчивости к искусству, зрительному, цветовому, эстетическому восприятию. Значимой ценностью эстетического воспитания является способность к самопознанию и самоуглублению личности, что несет в себе высшую форму социализации человека в мире[39]. Процесс эстетического воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий педагога и обучающегося, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня эстетической воспитанности личности обучающегося. В следствии развития эстетического воспитания, происходит передача знаний в области изобразительного, декоративно- прикладного видов искусства, архитектуре, дизайне, включая в себя знание: законов и средств композиции, формообразования, художественных материалов. В свою очередь эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у обучающихся высокого сознания, восприятию прекрасного и должного поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Одной из основополагающих сторон смысла эстетического воспитания является его направленность на личностные развития обучающихся. Цель воспитания должна содержать в себе следующие критерии[21]: 1. Формирование у обучающихся потребности в области искусства, в понимании художественных ценностей общества. Главной особенностью этой работы является: знакомство обучающихся с художественными ценностями с целью улучшения эстетического восприятия и выработки эстетических суждений. Одним из важных направлений формирования потребности, является приобщение к произведениям искусства. Исходя из этого, часть занятий должна строиться на основе примеров произведений искусства. С помощью взаимосвязи, обучающиеся должны воспроизвести работу, затем подобрать для нее нужные материалы. 2. Формирование у обучающихся художественных восприятий. Созерцания должны охватывать большую сферу всех эстетических явлений. Для обучающихся важное значение имеет употребление приема сравнения. Формулировка простейших задач, направленных на выяснение того, что обучающихся больше всего заинтересовало и побуждает их к оценочным действиям и суждениям[23]. 3. Формирование у обучающихся знаний, относящимся к пониманию искусства и умению выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного воспроизведения действительности, развитие ассоциативного мышления. Это позволяет создавать у обучающихся представления и понятия о действительности отражения окружающего мира в различных видах и жанрах искусства. А также вырабатывать умение рассматривать сущность и нравственно-эстетическую направленность искусства. 4. Формирование у обучающихся эстетического вкуса, который связан с восприятием и переживанием прекрасного. Для этого необходимо обучающимся помочь увидеть и прочувствовать всю красоту и гармонию произведения искусства, проявляя художественную притязательность и приучить к стремлению повышению культуры поведения. 5. Формирование приобщения обучающихся к художественному процессу, развитие их склонностей и способностей к музыке, литературе, изобразительному искусству[15]. Во всех критериях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно развивать и совершенствовать в человеке умения чувствовать прекрасное и в жизни и в искусстве, а также в точности понимать и оценивать его. Исходя из этого необходимо вырабатывать у обучающихся представление о том, что произведение искусства, созидание прекрасного стимулирует людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Эстетическое воспитание не является самостоятельной формой воспитания, а является составной частью других форм воспитательной деятельности[9]. Главная цель эстетического воспитания состоит в формировании эстетической культуры обучающегося. В свою очередь эстетическая культура – представляет собой основную часть духовной культуры человека, показывающую способность к приобретению эстетических знаний в процессе восприятия, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты [5]. В качестве выявления духовного содержания искусства широко используют различные творческие задания, оказывающие значительное влияние на эмоционально-нравственное восприятие обучающихся, воспитание морально чистых мыслей и поведения, развитие чувств. Если смотреть в широком смысле, эстетическое воспитание понимают как упорядоченное формирование в человеке его эстетического отношения в окружающей действительности. Во время процесса воспитания происходит призыв личности к ценностям. Формирование эстетического воспитания происходит благодаря этому, а также осуществляется развитие способностей человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетического вкуса и представление об идеале. Воспитание эстетического вкуса через красоту, формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развитие способностей к творчеству, созданию эстетических ценностей в поступках, в образе повседневной жизни, в поведении и искусстве. [28]. Исходя из вышеизложенного, можно определить задачи эстетического воспитания, которые условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность. Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность, которая может рассматриваться как качественный показатель эстетического воспитания обучающегося, и которая является составляющей его духовной культуры [27]. Это приводит к гармонии всех духовных способностей человека, необходимых в творчестве. Оно, в свою очередь, тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота регулирует все человеческие взаимоотношения. Результативность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности обучающихся. Принцип эстетики жизни обучающегося требует организации отношений, деятельности, общения сверстников о значении красоты, приносящей им радость. Только целенаправленное вовлечение обучающихся в их творческую деятельность является наиболее эффективным методом развития способного обеспечить глубокое постижение эстетических явлений. Большинство педагогов, среди которых Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко, А.С. Макаренко и другие считают, что задачи эстетического воспитания можно объединить в группы, направленные на [7]: - формирование эстетического сознания и эстетических чувств; - познания эстетической деятельности; - формирование и развитие эстетических способностей. Для того чтобы выявить у обучающихся результативность используемых средств в эстетическом воспитании, Ю.С. Любимова определяет следующие критерии и показатели сформированности эстетической воспитанности обучающихся: - наличие эстетических знаний; - объем эстетических знаний, проявление интереса к произведениям искусства; - формирование суждений о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, развитость оценочных суждений; - умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (посильно возрастным возможностям); - проявление эмоционального отношения: эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений искусства и в процессе эстетической деятельности; - выражение своих чувств с помощью слов, выражение ощущений и переживаний; понимание эмоциональной выразительности искусства, развитие эмоциональности (частный критерий); - применение практических умений и навыков: эстетическая выразительность, содержательность, использование материалов, стремление к индивидуальности в процессе эстетической деятельности. Таким образом, эстетическое воспитание является качеством личности, характеризующимся способностью, потребностью и готовностью к восприятию, оцениванию и осознанному отбору произведений искусства и реалий действительности на основе чувственно- эмоционального эстетического суждения с позиций прекрасного и безобразного. |