воспитание школьников на архитектурных образцах. Нравственноэстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников санктпетербурга
Скачать 352.8 Kb.
|
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. Местность, занимаемая Санкт-Петербургом, как и все течение Невы, были исконно русскими владениями. По невским волнам плавали лодки ильменских славян, и Великий Новгород, выросший при многоводной системе рек и озер бассейна Балтийского моря, крепко держался Невы, как необходимого торгового пути. Но и наши северные соседи - шведы - понимали важность невского водного пути, и с 12 века начали борьбу с Новгородом за обладание невскими берегами. Во время Северной войны, в 1703 г., шведский город Ниенштанц сдался Петру Великому, который 16 мая заложил на Березовом острове крепость, а 29 июня, в день своего ангела, заложил в новой крепости деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, - первый храм новой столицы. 1 апреля 1704 г. храм был освящен. С первыми поселенцами стали быстро возникать и другие церкви: предание говорит о существовании деревянной Екатерининской церкви еще в 1707 г.. На левом берегу Невы Петр заложил Адмиралтейство, и тут уже в 1710 г. Была устроена из сарая первоначальная церковь во имя Исаакия Далматского, празднуемого 30 мая, в день рождения Петра. В этом же году был освящен и первоначальный Троицкий собор вблизи домика-дворца Петра Великого. Там же, на нынешней Петроградской Стороне были построены церковь Успения, праматерь нынешнего Владимирского собора, и церковь Рождества Пресвятой Богородицы, принявшая петербургский список Казанской иконы. Петр с самого начала задумал построить Александро-Невскую Лавру, и от Адмиралтейства к ней был прорублен Невский проспект, а в 1713 г. уже был освящен первый храм новой обители - деревянная церковь Благовещения. Поначалу все эти церкви, построенные наскоро, были непрочны и бедны. Однако значение выраставшей столицы требовало их благоустройства, и Петр в 1714 г. закладывает каменный Петропавловский собор, который первый достойно украсил собой новую столицу. Император возвел так же каменный собор Иссакия Далматского на месте своего нынешнего памятника на Сенатской площади. К концу его царствования насчитывалось уже 11 приходских церквей и 4 собора. Из числа этих церквей некоторые были благодарственными памятниками побед Петра. Так основание Екатерининской церкви в Екатерингофе приурочивается к памяти победы у деревни Каменкиной в 1703 г.. На месте нынешней Большой Пушкарской была освящена церковь во имя святого апостола Матвея, который празднуется 9 августа, в день взятия Нарвы в 1704 г.. Троицкий собор имеет предел святого Харитона Исповедника в память победы над Лавенгауптом 28 сентября 1708 г.. В честь Полтавской победы 27 июня 1709 г. была построена Сампсониевская церковь, а в честь побед при Гангуте (1714 г.) и Гренгаме (1720 г.) - церковь святого великомученика Пантелеймона. К концу своего царствования Петр завершил свой план постройки большого монастыря: в 1724 г. Он перенес в Александро-Невскую Лавру мощи святого Александра Невского. Торжество совпало с годовщиной заключения Ништадского мира (30 августа). Во время царствования Анны Иоановны бироновщина неблагоприятно отразилась на развитии церковного строительства, однако церкви строились, и к концу правления Анны их уже насчитывалось 29. Императрица выстроила трех престольную каменную церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте для Казанской иконы. Это был первоначальный Казанский собор. В царствование Елизаветы Петровны церковное зодчество процветало. Растрелли воздвиг величественный Смольный собор, в том же стиле были построены Никольский собор, и Ямская церковь, выстроен вновь на месте сгоревшего деревянный Троицкий собор, была заложена церковь Захарии и Елисаветы в Кавалергардском полку, воздвигнут первоначальный Преображенский собор в честь вступления императрицы на престол. Екатерина Вторая любила строить. Ее правление считается одним из лучших периодов петербургского зодчества. В это время были построены крупные каменные храмы: Владимирский собор на Петроградской стороне, заменивший прежний Успенский, и Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Был наполовину отстроен новый Исаакиевский собор, но позднее его снесли и начали строить заново. Первая половина 19 века ознаменовалась постройкой двух величественных соборов: Казанского и Исаакиевского. В то же время был воздвигнут и громадный Троицкий собор. По желанию государя Николая Павловича был отстроен Новодевичий Воскресенский монастырь, но его главный собор был освещен позднее. За вторую половину 19 и начало 20 веков город разросся до неузнаваемости. По путеводителю 1906 г. Число церквей в столице достигло 330. Из выдающихся церковных построек этого времени можно отметить Киевское Подворье, церковь Училищного совета и храм святого Николая Мирликийского на Песках. С историческим значением воздвигался Храм Воскресения на месте гибели Александра Второго в 1881г. на Екатерининском канале. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР. Это один из первых соборов нашего города. Предание рассказывает, что Петр Великий 14 мая 1703 года, осматривая на Неве остров, слывший тогда под именем Луистраиды (Веселого) и Заячьего, - сделал крест из дерева и воткнул его в землю, сказав, что на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла. Тут и была заложена церковь. Первоначальный вид деревянной постройки был, как и большинство петровских построек, голландского типа. Это было четырехугольное, несколько вытянутое в длину здание с тремя шпицами: один увенчивал колокольню, а два были над входом. В праздничные дни на них вывешивались флаги. Церковь была выкрашена в желтый цвет под мрамор. Каменный собор строился с 1712 по 1733 года под руководством архитектора- итальянца Д.Трезини, и под надзором самого Петра. К 1723 году внешняя постройка была завершена и увенчана золоченым шпицем. Государь выписал из Голландии замечательные и очень дорогие часы с курантами для нового храма. Собор так и не был окончен при жизни Петра. Иконы для иконостаса писались уже по заказу Екатерины Первой, а освещение произошло при Анне Иоановне 28 июня 1733 года. Здание служило и царской усыпальницей: здесь похоронены русские императоры от Петра Первого до Александра Третьего. По плану собор - западноевропейская трехнефная и совершенно прямоугольная базилика. Уже при беглом взгляде на общий силуэт собора бросается в глаза ничтожество самого храма по сравнению с гигантской колокольней. Такое ощущение, что зодчий стремился создать колокольню-храм, что могло быть идеей Петра. Колокольня построена превосходно: отлично задумана ее масса и очень смело применены на ее фасаде массивные волюты, хорошо подчеркивающие слитность колокольни с телом церкви. Храм по сравнению с ней выглядит менее удачным: купол сооружен на четырех восточных столбах церкви, и своей отдаленностью от центра он только подчеркивает отсутствие его органической связи со всей постройкой. В 18 веке собор несколько раз подвергался реставрации: в 1735, 1748 и 1756 годах удары молнии повреждали собор. В 1756 году вспыхнул весь деревянный шпиц, растопило колокола, сгорели драгоценные часы, падением сгоревшего шпица была разрушена беломраморная соборная паперть. Елизавета возобновила храм внутри. Дерево во многих местах было заменено камнем или железом, был сделан новый шпиц. Реставрация собора велась до 1775 года. Мраморный портал-паперть был заменен скучным порталом из двенадцати дорико-тосканских колонн с плохо нарисованным антаблементом. Такие же порталы были построены с северной и южной стороны. Восстановлением колокольни занимался сын Ван Болеса «шпичного и кровельного мастера», который некогда сооружал старый шпиц для Трезини. Однако в 1857 году деревянный шпиц пришел в полную ветхость: он качался при ветре и угрожал падением вниз. Тогда он был заменен нынешним золоченным шпилем из метала по проекту инженера Д.И. Журавского. Новый шпиль достигал высоты 122 метров. Собор и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением Петербурга. На золоченом яблоке шпиля ангел держит крест, как бы осеняя им не только колокольню и храм, но и весь город. Интерьер собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор пилоны делят его на три нефа. Настенные живописные картины выполнены А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими художниками. Яркой позолотой, легкостью и изяществом линий и форм, ослепительным великолепием выделяется резной иконостас - шедевр декоративного искусства барокко. Он создан по проекту И.П. Зарудного в 1722-29 годах московскими мастерами. САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР. На Большом Сампсониевском проспекте (д. 41) расположен великолепный пятиглавый Сампсониевский собор. Первая деревянная церковь была заложена здесь в 1709 году в честь победы в Полтавской битве. В 1728-1740 годах возвели каменный прямоугольный в плане и однокупольный собор. Его восточную половину фланкировали открытые галереи. Перед западным фасадом храма выстроили многоярусную колокольню, увенчанную по старой русской традиции каменным шатром. В 1761 году здание получило новое, пятиглавое завершение по образцу Смольного собора. Собор был построен в традициях петровской архитектуры. Он был призван прославить великую победу Петра Первого. ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Напротив Летнего сада, на территории, ограниченной набережной реки Фонтанки и Соляным переулком, а так же начинающимися от реки Гангутской улицей и улицей Пестеля (бывшей Пантелеймоновской), в начале 18 века находилась Партикулярная верфь, где строились небольшие суда для жителей города. От комплекса Партикулярной верфи сохранилась лишь Пантелеймоновская церковь, которая хорошо видна с набережной. Церковь построена по проекту архитектора И.К. Коробова в 1735-1739 годах в память о замечательных победах молодого русского флота в битвах при Гангуте и Гренгаме. Это великолепный образец церковного зодчества стиля барокко. ЧЕСМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Рядом с Московским проспектом, на улице Гастелло возвышается Чесменский дворец, построенный в 1774-1777 годах архитектором Ю.М. Фельтоном. В едином ансамбле с дворцом строилась Чесменская церковь, одно из чудесных произведений «русской готики». Она была построена в 1777-1780 годах по проекту того же архитектора. Причудливый силуэт и план здания в форме четырехугольника, узорчатые вертикальные тяги, яркое сочетание белой и оранжевой краски создают впечатление, будто здание сплетено из кружев. После реставрации памятника в1965-1968 годах в нем открыта экспозиция «Чесменская победа» - филиал Центрального военно-морского музея. СОБОР СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ. Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с возведения Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом со Смоляным двором. По своему расположению монастырь стал называться Смольным. Работы велись по проекту Ф.-Б. Растрелли с 1748 года. Смольный монастырь - наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь во всю ширину. Идею общего плана Растрелли заимствовал с трезиневского проекта Александро-Невского монастыря. План самого собора он взял в виде греческого креста. Самой видной и главной части композиции архитектору построить не удалось. 140 метровая колокольня, это колоссальное сооружение, была признана слишком дорогостоящей. Между тем как раз эта колокольня представляет органическую связь со всем замыслом. Именно в этом проекте вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре. Собор монастыря так же великолепен. В модели он значительно отличается от построенного. Боковые купола его стояли по первоначальному проекту отдельно, по углам. Внутренняя отделка принадлежит Стасову, который работал над убранством собора уже в 19 веке. Геометрическим и архитектурным центром композиции ансамбля является собор. Хотя в его плане ясно выступает фигура креста, у которого нижняя часть удлинена по сравнению с остальными, вся его объемная система с пятиглавым завершением воспринимается как типично центрическая. Далее вся композиция ансамбля развивается тоже как центрическая: в основе лежит фигура равноконечного греческого креста. Она повторяется сначала в двухэтажных с антресолью жилых монастырских корпусах. Они подчеркнуты и оживлены вертикальными объемами четырех одноглавых церквей, которые поставлены на внутренних углах креста. Следующее повторение фигуры креста образует окружающая монастырь каменная ограда с восьмью башнями. Все вместе образует цельную и стройную систему постепенно нарастающих сооружений: от низкой ограды с ее восьмью башнями к двухэтажным корпусам монастырских келий с четырьмя угловыми церквями, которые подготавливают переход к центральному вертикальному объему пятиглавого собора. За счет сближения барабанов-башенок боковых куполов с барабаном центрального купола возникла абсолютно новая архитектурная концепция православного храма, сочетающая исконно русское пятиглавие с таким же характерно русским силуэтом столпообразного шатрового храма. Объемно-пространственному решению ансамбля отвечают декоративная насыщенность и разнообразие детальной разработки, выполненной в стиле барокко, фасадов всех сооружений монастырского комплекса. Выразительная пластика, сильный рельеф деталей и вызванная этим интенсивная игра светотени меняются в зависимости от места и значения в ансамбле каждой части сооружения. С течение времени ансамбль Смольного монастыря пополнялся новыми постройками, а собор оставался недостроенным. Только в 1832 году вспомнили о здании, и по приказу Николая Первого была учреждена комиссия по достройке собора. Проект отделки собора и устройства парадного подъезда к нему был поручен В.П. Стасову. Стасов закончил все работы, и летом 1835 года Смольный Воскресенский собор был торжественно освящен начал действовать как собор всех учебных заведений столицы. Стасов изменил профилировку карнизов и пропорции колонн и создал церковный интерьер, типичный для русского позднего классицизма. Мощные пилоны, несущие арки и барабан собора декорированы коринфскими колонами. Осуществление стасовского архитектурного замысла удачно приобщило Смольный монастырь к лежащей перед ним городской площади и связало его с городом. Таким образом, монастырский ансамбль получил архитектурное и градостроительное завершение. НИКОЛЬСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ СОБОР. Одним из учеников Растрелли был выдающийся русский архитектор Савва Иванович Чевакинский. Его Никольский собор - один из самых блестящих образцов барокко в России. Собор Николы Морского строился 9 лет: с 1753 по 1762 год. В постройке ясно сказалось влияние Растрелли, но в то же время обнаружилось и огромное самостоятельное дарование его русского ученика. Ансамбль собора включает храм и колокольню, расположившуюся неподалеку. Зданию храма присуща монументальность, обусловленная масштабом сооружения и использованием в оформлении фасадов большого ордера, определяет общее впечатление, возникающее при его осмотре. Массив собора увенчивают пять восьмигранных барабанов, завершенных куполами и луковичными главками. Колокольня строилась с1756 по 1757 года. Это одно из прекраснейших сооружений 18 века. «Фигурность» кладки трехъярусной колокольни определялась сложностью ее архитектурной декорации. Ярусы здания украсили колонны на постаментах, несущие сложно профилированный антаблемент. Стены двух нижних ярусов получили криволинейные вогнутые очертания, в отличие от стен верхнего круглого в плане яруса, служащего основанием полусферического купола, завершенного барабаном и тонким, изящным шпилем. Сам собор снаружи Чевакинский декорировал колоннами, в постановке которых сказалось влияние некоторых образцов московского зодчества конца 17 столетия. Все выступающие углы архитектор обработал тремя колоннами, из которых средняя поставлена по биссектрисе угла. Этим достигнута мягкость, округленность фасадных линий. Тот же эффект дают большие убранные лепкой волюты на цоколях малых подкупольных башен. Они создают плавные органические переходы от основного объема здания к его верхнему ярусу. Декорация стен собора достойна растреллевской руки, но в ней нет «варварской мощи» учителя, она гораздо женственнее в своих дробных, изящно прочувствованных формах, однако мастерство, та уверенность, с которой рассчитаны здесь некоторые приемы, прямо поразительны. Пластика архитектурных элементов великолепно согласуется со скульптурными композициями. Это горельефные и даже вылепленные в полном объеме головы херувимов. В решении всех фасадов собора, за исключением восточного с апсидой, использован мотив балконов с кованными узорными решетками и кронштейнами. В обработку интерьеров Чевакинский внес черты дворцовой архитектуры, ее праздничности. Исключительно важную роль сыграла здесь резьба. Иконостасы верхней и нижней церкви выполнены столярным мастером Савелием Никулиным и резным подмастерьем Игнатием Канаевым. Великолепная по пропорциям колоннада верхней церкви - один из шедевров русского декоративного искусства. Проект ее иконостаса был разработан Чевакинским и утвержден в 1755 году. Образа взялись написать хранители и продолжатели традиций русской иконописи 17 века братья Федот Лукич и Мина Лукич. Черты барокко сказались не столько в композиции, написанных ими икон, сколько в колорите и в использовании характерных для барокко орнаментальных мотивов. Таким образом Никольский собор можно считать одним из самых блестящих образцов барокко в России. КАЗАНСКИЙ СОБОР. Казанский собор занимает выдающееся положение по своей святыне: чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона - третий список Казанской иконы, если за первый считать самую древнюю икону 16 века. Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась Казанская часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там же была построена церковь. Анна Иоановна выстроила большой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на нынешнем Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанской, а Елизавета Петровна переименовала ее в собор. Мысль о постройке нынешнего Казанского собора и начало дела принадлежит Павлу Первому, но заложить его он так и не успел - торжество закладки совершил Александр Первый. Казанский собор был отстроен очень быстро: за 10 лет. В 1801 году была совершена закладка, а уже в 1811 году, в день празднования коронации государя - освящение. Архитектор собора - А.Н. Воронихин - был крепостным графа Строганова. Он построил ряд частных домов, отделал для графа несколько комнат в его расстрелевском дворце на Мойке и, наконец, построил Строгановскую дачу на Большой Невке. Но талант архитектора полностью раскрылся в проекте Казанского собора. Если бы осуществился его проект постройки второй колоннады и обработки трех площадей - западной, южной и северной, - то это было бы единственное в мире, не имеющее прототипа сооружение. Согласно плану, вторая колоннада должна была смотреть на южную площадь и иметь в правом крыле портал, открывающий проезд на Казанскую улицу, а на левом крыле - портал для проезда с Екатерининского канала. Два этих портала должны были быть ограничены глухими стенами, украшенными колоннами с внутренней стороны. Посреди площади предполагался обелиск. Западная площадь со стороны главного входа ограничена богатейшей чугунной решеткой с двумя гранитными массивами по концам, примыкающим к порталам. В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми капителями внутри и 144 из пудожского камня снаружи. И те, и другие - коринфского ордера: внутри - гладкие, снаружи - с каннелюрами. Поверх богатого антаблемента и порталов высится по всему периметру собора высокий парапет, быть может несколько тяжелый, но облегченный скульптурными фризами работы Мартоса и Прокофьева. Внутри собор представляет собой два перекрещивающихся корабля, которые образуют два ряда парных колонн, перекрыты коробовыми сводами, которые пышно украшены богатыми кессонами. Простота и серьезность композиции, строгая выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В общей композиции собора - строгая, но не сухая классика екатерининский времен. Оставаясь серьезным и торжественным, собор излучает какое-то нежное очарование, поэзию и теплоту. Не только экстерьер, но и интерьер собора великолепен. Над живописным украшением собора работали лучшие в свое время художники: Боровиковский, Кипренский, Угрюмов, Шебуев. Главный иконостас был более позднего происхождения: он создан в 1834 году по рисунку К. Тона из церковного серебра. По своему внешнему величию и внутренней красоте Казанский собор - один из прекраснейших храмов нашего города. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР. В центре города, недалеко от набережной Невы, на просторе собственной площади, возвышается Исаакиевский собор, предназначенный быть первым кафедральным собором Петербурга. История собора очень интересна. В 1710 году Петр Великий отдал под временную церковь чертежный амбар напротив Адмиралтейства, который стал ему тесен. Над деревянным зданием была надстроена простая колокольня и маленькая главка вверху алтаря. Через 7 лет на месте нынешнего «Медного всадника» была заложена каменная Исаакиевская церковь. Она строилась в 1717-1727 годах по проекту Г. Маттарнови. Однако берег Невы стал оседать под ней, и в стенах появились трещины. В конце царствования Елизаветы было решено разобрать старую церковь и, укрепив берег, построить новую. За построение взялась уже Екатерина Вторая, избравшая новый, более величественный план. Строительство началось в 1786 году по проекту архитектора А. Ринальди. Достроил церковь уже Павел Первый наскоро и по упрощенному проекту В. Берна. В этом храме праздновалось столетие новой столицы, но через 13 лет упавший громадный кусок штукатурки заставил прекратить богослужения. Тогда государь решил построить собор по проекту Монферана. Храм строился в 1819-1858 годах. Размеры фундамента огромны. Он состоит из сплошной плотной массы гранита, которая держится на сваях. Длина собора - 109 метров, ширина - 97, высота с крестом - 100.1. По четыре стороны громадного главного купола возвышаются четыре маленькие колокольни в виде небольших куполов. Наружные стены собора покрыты рускеальским мрамором из Северного Приладожья. Фундамент обложен цоколем из двух рядов камней финляндского гранита. Из того же цельного гранита сделаны все 112 колонн, украшающие храм снаружи. В мире нет другой церкви, которая имела бы столько грандиозных монолитов такой величины. 48 колонн держат портики храма. В фронтонах этих портиков - четыре превосходных группы горельефов, отлитых по рисункам Витали и Лемера. Внутри по цоколю вдоль четырех стен собора - широкие галереи, предназначенные для хранения ризницы, церковной утвари, книг. Величественные лестницы с трех сторон ведут к трем дверям собора. Внутри собор темный, несмотря на облицовку белым мрамором, но очень многие богомольцы любят Исаакиевский собор именно за этот величественный наполняющий его сумрак. Более других частей освещен до самых сводов иконостас храма, занимающий всю ширину собора. Он - из белого мрамора с инкрустациями малахита, ляпис-лазури и других цветных мраморов. Местные иконы выполнены в мозаике по рисункам известных художников, главным образом Неффа. Великолепие собора обошлось императорам в огромную сумму. Несмотря на повреждения собора во время Великой Отечественной войны, он остался одним из самых величественных зданий Петербурга. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. СОБОР. Наравне с Исаакиевским гордостью нашего города является так же Преображенский собор. Вид на храм открывается от перекрестка Литейного проспекта с улицей Пестеля. Собор окружен оградой из стволов настоящих трофейных турецких пушек. Был сооружен в 1743-1754 годах по проекту архитекторов М.Г. Земцова и П.-А. Трезини и перестроен в 1827-1829 годах В.П. Стасовым. Первый этаж собора представляет собой в плане крест, а с западной стороны находится портик коринфского ордера. Второй этаж представлен пятью барабанами с куполами. В обработке окон Стасов пытается найти новое решение, отбросив обычный в александровское время прием сандрика или простого голого пролета окна. Спасо-Преображенский собор явился попыткой Стасова найти новое решение для русской церкви: здесь классический стиль (1 этаж) соединен с византийским стилем (2 этаж). ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. С правой стороны Екатерининского канала, недалеко от Невского проспекта над водой высится нарядный многоглавый храм Воскресения Христова, - Спас-на-Крови, как он зовется в народе. Его сложный живописный силуэт, яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблям. Здание было возведено в 1883 - 1907 годах как храм - памятник на месте, где 1 марта 1881 года по решению Исполнительного комитета «Народной воли» было совершено покушение на Александра Третьего народовольцем И.И. Гриневицким. Первоначально было задумано выстроить на месте катастрофы только часовню, но обилие поступивших пожертвований скоро потребовало сооружения более величественного памятника. 6 октября митрополитом Петербургским Исидором была совершена закладка настоящего храма. План храма был до подробностей разработан, а затем и выполнен художником-архитектором А.А. Парландом. Храм действительно явился достойным памятником Александру. Снаружи, на 20-ти больших гранитных досках во впадинах высокого цоколя, кругом всего храма начертана вся история царствования императора, все реформы и законоположения. Западная часть храма под колокольней занята особой часовней: здесь место скорбного события. Панель и мостовая, обрызганные кровью царя, со следами бомб, и часть перил канала были разобраны, сохранены и вновь в точности уложены на этом месте. Над местом была поставлена сень - художественный шатер на серо-фиолетовых яшмовых колонах, над ним - крест из граненых топазов. Обращаясь к художественной стороне здания, можно увидеть сознательное обращение архитектора к русскому стилю 17 века. Таково было желание Александра Третьего. Здание представляет интерес как программный образец архитектуры «русского стиля» и уникальный памятник монументально - декоративного искусства. А.А. Парланд переработал композиционные приемы и формы древнего московского и ярославского зодчества 17 века. К основному объему, увенчанному пятиглавием, примыкают колокольня с золотым куполом и три апсиды. Пять глав венчают среднюю часть храма, главная из них - узкая, шатровая, - сама увенчана наверху малой луковичной главкой. Центральный шатер достигает высоты 81 метра. Главы покрыты разноцветными извивами и узорами эмали - это первый пример применения эмали на таких обширных поверхностях и притом выпуклых. Еще три главки над тремя выступами алтаря оформлены с применением золоченой мозаики. Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным кирпичом и разноцветной плиткой. Они буквально испещрены декором: фигурными наличниками и кокошниками, поясками и изразцами. Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской А.А. и В.А. Фроловых по оригиналам многих знаменитых художников, в том числе В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, В.В. Беляева, Н.Н. Харламова. Если на фасадах мозаика включена в кокошники и ниши, то внутри она сплошь покрывает стены, столбы и своды. На стенах храма и в иконостасе нет ни одного живописного произведения. Более широкого применения мозаики в мире пока нет. Иконостас сделан из нескольких оттенков светлых итальянских мраморов. От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903 - 1907 годах на предприятиях К. Винклера по проекту А.А. Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна. До недавнего времени в здании церкви, которое было передано музею - памятнику «Исаакиевский собор», велись реставрационные работы. Сейчас они закончены, и храм открыт для посетителей. 1.3 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА. Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно переоценить. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...».1 Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития. Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование. «Планирование - это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью».1 При планировании нравственно-эстетического воспитания младшего школьника надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей нравственно-эстетического воспитания: воспитать гуманную, всесторонне развитую личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность. Весьма ответственный шаг планирования - это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем другое - на улице или в музее. В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний. При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга. Кроме четкого планирования учитель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования, приращивания каких-либо знаний, навыков и умении, а процесс взаимосвязных количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности учителя. Без творчества нет движения вперед. Для учителя весь процесс нравственно-эстетического воспитания должен быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с произведениями искусства мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей. «Сохранение естественности постижения искусства - необходимое условие художественного воспитания. И не только художественного, но и всякого воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового».1 Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при восприятии искусства, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения. Роль учителя - в организации правильного нравственно-эстетического воспитания. «Правильное…воспитание вовсе не означает искусственного привития детым извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону».1 Если же учитель не опирается на возрастные возможности ребенка, побуждая его к активности, или использует такие методы, которые «принуждают» ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение творческого процесса восприятия искусства. Таким образом учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учитель здесь - неоценима |