Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  • Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия

  • Народные праздники на Святой Руси

  • Как отмечается Масленица Понедельник – Встреча.

  • Пятница - Тещины вечерки.

  • Воскресение - (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье

  • На старый новый год пели

  • Проект _Традиции и обычаи русского народа_ (4 класс). О, Россия, Россия! Могучая Родина, Беспредельно огромная, как небосвод


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеО, Россия, Россия! Могучая Родина, Беспредельно огромная, как небосвод
    Дата28.03.2023
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроект _Традиции и обычаи русского народа_ (4 класс).docx
    ТипДокументы
    #1020317
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Крестьянская одежда

    Можно было выделить четыре комплекта женского наряда: с паневой, сарафаном, юбкой-андараком, кубельком. Панева — наиболее старинный элемент женской одежды, комплект с паневой сформировался в VI−VII веках и включал в себя рубаху, передник, нагрудник, головной убор — кичку, лапти, распространен был во многих губерниях средней полосы и юга России.
    С сарафанами носили рубахи, душегреи, кокошники и кожаную обувь. В такую одежду наряжались женщины Алтая, Урала, в Поволжье, Сибири, на севере европейской части России. Расцвет этого костюма пришелся на XV−XVII века.
    Казачки Северного Кавказа и Дона носили платье-кубелек, с ним одевали рубаху с широкими рукавами и длинные штаны. Одежда мужчин на всем пространстве Руси была однообразной и состояла из рубахи-косоворотки, нешироких штанов, лаптей или кожаной обуви, шапки. 

    Костюм знати

    Особенность национального русского платья — обилие верхней одежды, накидной и распашной. Одежда знати относится к византийскому типу. В XVII в ней появляются элементы, заимствованные из польского туалета. Для сохранения самобытности костюма царским указом от августа 1675 года дворянам, стряпчим, стольникам было запрещено носить иноземные одеяния.
    Костюм знати изготавливался из дорогих тканей, богато украшался золотым шитьем, жемчугом, пуговицами из золота и серебра. В то время не было понятия — мода, фасон не менялся столетиями, богатое платье передавалось по наследству из поколения в поколение. 
    До конца XVII века национальную одежду носили все сословия: бояре, князья, ремесленники, купцы, крестьяне. Царь-реформатор Петр I пренес в Россию моду на европейский костюм и запретил ношение национального облачения для всех сословий, кроме крестьян и монахов. Крестьяне сохраняли верность национальному убранству до конца XIX века.
    Сейчас человека, одетого в национальный костюм, на улице не встретишь, но некоторые элементы, присущие русскому традиционному костюму, перекочевали в современную моду.

    4.Народные промыслы
    4.1.Матрешка
    В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
    Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название "матрешки". 
    Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто "точеная игрушка".
    4.2. Хохлома
    Хохлома – роспись деревянной  посуды и мебели, ставшая народным промыслом. Возникла она в начале 18 века в Нижегородской области. Название же свое промысел получил благодаря селу Хохлома, в котором на ярмарке мастера и мастерицы продавали расписанную посуду, чашки и ложки.

    Хохломская посуда покрыта лаком, что придает ей матовый блеск. Из-за обилия желтого и оранжевого цветов в росписи хохломскую посуду стали называть деревянным золотом. Изготавливалась она вручную в несколько этапов. Сначала посуда вырезалась из дерева, затем ремесленники пропитывали его олифой и наносили на поверхность изделия тонкий слой алюминиевой крошки. После этого посуда приобретала блестящий белый цвет и была готова к росписи. Роспись производилась маслеными красками. Основными цветами были черный и красный, позднее стали применятся другие оттенки. Расписанные изделия покрывались лаком и закаливались в печи. Так изготавливалось «деревянное золото».

    Хохлому можно отличить от традиционных ремесленных поделок благодаря цветовой палитре, которая используется при ее создании. На черном фоне разбросаны зеленые, желтые и красные ягодки, цветы и листья. Редко в росписи присутствуют оттенки синего цвета. Особенно празднично и нарядно выглядит хохломская роспись с присутствием на ней зверей, рыб, и, конечно, птиц. Узоры росписи никогда не повторялись, они нанесены художником вручную.

    Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.

    Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.
    4.3. Народный промысел – Жостово
    Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.
    А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами.
    В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

    4.4. Гжельская керамика

    Гжель – это в первую очередь вид росписи. Но ещё это крупнейший центр производства керамических изделий. Ещё в 14 веке в посмертном завещании Ивана Калиты, упоминается это ремесло.

    Эту роспись легко распознать по виду: белоснежный фон, на котором традиционно располагаются синие мотивы цветов и листьев, геометрические пояски, орнаменты. На некоторых изделиях можно увидеть целые композиции: пейзажи, архитектуру и даже людей. Своеобразной краской служит кобальт. После обжига он получает характерный синий цвет.

    Само название Гжель – это имя села Московского района. Издавна это место было известно наличием глины и уже в середине 17 века, начали добывать разные сорта глины. Основали технику исполнения. Великое будущее производства увидел царь Алексей Романов. Он принял решение об отмене крепостного права на Гжельской земле. Мастера получили свободу, им повысили ранг и это улучшило производство. Новый рецепт фарфора, отвечавшего всем требованиям гжельской глины вывел Михаил Ломоносов вместе со своим сподвижников Виноградовым. С этого времени началась история промысла в всеобщем значении.

    Обнаружение светлой серой глины в 1802 положило начало производству полуфаянса.

    После второй половины двадцатых годов, рисунки на изделиях стали наносить только синего цвета. Но продукция была непрочной и грубой по строению.

    Около 19 века братья Куликовы обнаружили состав белой фаянсовой массы и через несколько лет Павел Куликов основал первый фарфоровый завод и овладел техникой изготовления. Он хотел оставить её в тайне, поэтому штаб состоя из 2-3 самых преданных людей.

    Период высоких достижений и расцвета этого искусства – 20-50 года 19 века. Мастера старались совершенствовать состав, чтобы получить тонкий фаянс и фарфор.

    Но позже большинство заводов пришли в упадок. Работа была в основном на заводах Кузнецовых. После революции их заводы национализировали.

    Сегодня в России роспись гжелью довольно популярна. Продукция производится на Гжельском фарфоровом заводе. Традиции исполнения рисунка и технологию изготовления весьма чтут и стараются не отступать от общепринятой формы.

    В настоящее время, производится посуда, статуэтки, лапты, часы, шкатулки и многое другое. Ассортимент велик: более 600 наименований. 

    Гжель высоко ценится не только в России, но и за её пределами. Её коллекционируют, гжельский стиль используют в декоре. Мастера, в свою очередь, стараются предложить всё больше новых форм привычного изделия, при этом сохраняя традиции.

    4.5. Павловопосадские платки

    Павлово посадские платки — удивительное явление русской культуры со своей историей и богатыми традициями. Россыпь дивных цветов навевает ассоциации с роскошным садом или летним лугом. Можно увидеть и необычные фигурки, похожие на причудливо изогнутые капли. Некоторые линии тоньше волоса — их вряд ли возможно разглядеть невооружённым глазом. Однако в результате композиция получается на редкость утончённой, с тщательно проработанными нюансами.
    Начало было положено в 1795 году, когда крестьянин Иван Лабзин основал мануфактуру по производству шалей в селе Павлово (ныне город Павловский Посад Московской области). Продолжили дело Яков Лабзин (правнук основателя) и Василий Грязнов. При них начался выпуск шерстяных шалей и платков с набивным рисунком. Первые образцы появились в 60-х годах XIX столетия. Красивые изделия была оценены даже при дворе, Яков Лабзин получил звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны. После революции предприятие было национализировано, оно стало известно как Старо-Павловская фабрика. Интересно, что в тот период шла нешуточная борьба между старым и новым искусством, что коснулось и народных промыслов. Были попытки выпуска платков с рисунками на революционные и другие злободневные тогда темы. Однако победа осталась за традиционными узорами и цветами. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Итак, мы познакомились с обычаями и традициями не только русских вообще, а и выяснили, какие же обычаи сохранились и соблюдаются нашими жителями. Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

    Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

    Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.

    Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается  путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху.

    Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

    Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

            Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

    ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

    1. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / И.Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: «Русич», 2002. – 560 с.

    2. Русский праздник:  Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПБ.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.

    3. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М. Забылиным  репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: «Книга-Принтшоп» 1990  - 519 с.

    4. Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.

    5. Полная энциклопедия быта русского народа. И. А. Панкеев. Тт. 1,2. М.: Олма-Пресс, 1998

    6. http://www.prostranstvo.ru.

    7. http://folklorus.narod.ru/

    8. http://www.slavya.ru/ 


    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Святочное гадание по зеркалу

               Одно из самых известных и страшных русских святочных гаданий на суженого. Когда именно гадать по зеркалам, сказать трудно - можно сидеть и за полночь, можно и поздним вечером. Но обычно начинают гадать ровно в полночь.

               Для гадания понадобятся зеркало, свеча и полотенце. Зеркало поставьте напротив себя, рядом - свечу. Только она должна освещать темную комнату. Произнесите заклинание: "Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать", и всмотритесь в зеркало. Появление жениха предвестит легкое колыхание свечи и запотевшее зеркало. Как только это произойдет, быстро протрите стекло полотенцем.

               Жених подходит сзади и смотрит в зеркало. Разглядев его лицо, девушка должна сказать: "Чур, сего места". Жених сразу исчезает. Если девушка не произносит нужной фразы, он присаживается на стол и вынимает из кармана какую-нибудь вещь. Если девушка воскликнет "чур", вещь будет ее.
    Как отмечается Масленица

    Понедельник – Встреча.  На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

    Вторник – Заигрыши.  На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.

    Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов: У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?

    Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

    Четверг – Разгул. С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.

    Пятница - Тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

    Суббота - Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

    Воскресение - (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье

    В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит».
    Рождество Христово

    Рождество Христово

    Счет годам ведет.

    Этот праздник снова

    К нам на двор идет

    И несет с собою

    Радость детских лет

    И над всей землею

    Проливает свет,

    Старость оживляет,

    Младость бережет.

    Будь благословен ты,

    Рождества приход!

    Архимандрит Исаакий

    1970 год, г. Елец

    Тропарь, глас 4-й

    Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
    На старый новый год пели:

    Сею-вею, подсеваю,

    С Новым годом поздравляю!

    Со скотом, с животом,

    С малыми детушками,

    С малолетушками!

    Сколько на кусочке веточек,

    Столько бы у вас было детушек!

    С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!

    Анкета

                                          Несколько вопросов  об обычаях и обрядах.

    1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?_________________________

    2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие________________________________________________________________

    3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?__________________________________

    4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной верой?   Если да, то какие  именно____________

    ______________________________________________________________________

    5.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?

    Без обрядов____________________________________________________________

    Современный гражданский обряд_________________________________________

    Гражданский обряд с элементами народной свадьбы_________________________

    Традиционный обряд с религиозным оформлением брака_____________________

    6.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением  ребенка?____________________________________________________

    7. Какие народные обычаи ты чтишь?

    ______________________________________________________________________

    8. Какие современные обычаи тебе известны? ______________________________________________________________________
    1   2   3   4


    написать администратору сайта