Объект это не то же самое, что предмет науки. Объект
Скачать 266.73 Kb.
|
16 ответ) Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л.С. Выготским, и получила дальнейшее развитие в трудах А.Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: идея историзма и социальной обусловленности психики. Cогласно взглядам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов. Движущая сила психического развития - обучение (при этом развитие и обучение - это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения со взрослыми и сотрудничества со сверстниками. Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Знак (слово) - "психологическое орудие", посредством которого строится сознание. Это понятие было своего рода метафорой. Оно привносило в психологию восходящее к Марксу объяснение специфики человеческого общения с миром. Специфика заключается в том, что общение опосредовано орудиями труда. Они изменяют внешнюю природу и в силу этого - самого человека. Речевой знак, согласно Выготскому, это также своего рода орудие. Но особое орудие. Оно направлено не на внешний мир, а на внутренний мир человека и преобразует его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание. Этому "материалу", полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем "натуральное", природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных). Новшества Выготского не ограничились идеей о том, что высшая функция организуется посредством психологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие о психической системе. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется. (Например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, у школьника - мышление.) Каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, ("вращивания") функции вовнутрь. Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане. В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им". 17 ответ Деятельность- активное целенаправленное взаимодействие с окружающей средой. Деятельностью входе которого живое существо выступает как субъект целеноправленного взаимодействия на объект. Ценностная деятельность имеет следующие соответствие: Потребность- мотив- цель- условие достижения цели. потребность Деятельность- мотив Действия - цель Операция – задача Потребность- состояние человека.выражающие его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существование, находящих вне индивида Мотив- форма проявления потребности побуждения к определенной деятельности тот предмет ради которого осуществляется данная деятельность Цель- представленный мысленный результат деятельности Деятельность – как целое –это единица жизни человека, активность оттдвигающая определенную потребности. Мотиву,Деятельность всегда соотносится к определенным мотивам Операция – преобразование действия, ставшими способами осуществления других более сложных действий Умение – сознательное применение имеющих знаний и навыков. Заключение Деятельностный подход является одной из тех концепций, который может наполнить реальным содержанием процесс воспитания, решить многие из тех проблем, которые сложились в современной российской системе образования и российской семье. Категория «деятельность» является достаточно многозначной, однако в ней можно выделить ключевой элемент, который собственно и позволяет рассматриваемому подходу продолжать завоевывать новых сторонников. Это практика. Именно практика является целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта. Освоение деятельности, превращение индивида в субъекта деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Применительно к конкретной деятельности речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций. Виды и формы деятельности: игра, труд, учение. 18ответ) Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. «Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т. п. Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно - сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного. К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру: Оно - «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт. Сознательное Я - посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними. Сверх-Я - это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора. Нежелательное влечение может быть: 1) вытеснено в бессознательное неразряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или 2) сублимировано (сублимация - возвышение) т.е. переключено на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.). Т.о. вся жизнь человека по З.Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо (!). Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда К.-Г.Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо. Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно: вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания; действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития. Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира - коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, герой, Спаситель, Чудовище и т.п. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение. Ключевые слова и понятия: сознание, отражение, бессознательное, либидо, Оно, Сверх-Я, сознательное Я, архетип, психика, трудовая теория, абиогенез, теория панспермии, коллективное бессознательное. Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения."Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения". Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование. Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Д.Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское "Ид" – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы: Индивидуальное бессознательное тень (аналог фрейдовского "Ид") Анимиа и Анимус самость Коллективное бессознательное С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки. 19ответ) Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением. Отражение (реагирование) – это результат взаимодействия чего-то с чем-то. Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика). Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных. Виды психического отражения на разных стадиях эволюционного развития психики: 1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА (или стадия элементарной чувствительности). На этой стадии появляется способ-ность реагировать только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Происходит реакция на биологически нейтральные раз-дражители, т.е. животное способно избегать неблагоприятных условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей. Главная особенность этой стадии, то, что ведущую роль играют заложенные программы поведения и инстинкты, а роль научения минимальна. Появляются только элементарные условные рефлексы (простейшие, от прост. до кольчатых червей, брюхоногие моллюски и самые простейшие брюхоногие). 2. СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ (стадия предметного восприятия). На этой стадии происходит интеграция отдельных воздействующих свойств в целостный образ предмета. (Отражение внешней действительности в предметные формы.) Появляются разнообразные и сложные виды двигательного поведения, характерен активный поиск положительных раздражителей, развивается защитное поведение, появляются элементарные формы мышления. Появляются высокоразвитые и сложные инстинкты. Возрастает роль научения. (Насекомые, рыбы, низшие позвоночные, высший уровень беспозвоночных, птицы млекопитающие.) 3. СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. Появляется способность отражать межпредметные связи и отношения. Особенности поведения на данной стадии: а) важнейшие исследовательские… б) способность решать задачу разными способами; в) способность переноса найденного решения в новые условия (приспособление). Роль врожденных программ (инстинкт) поведения минимальна. Преимущественна роль индивидуального опыта (научение). (Обезьяны) 4. СТАДИЯ СОЗНАНИЯ. Отражается: - окружающий мир (обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке); - собственный внутренний мир; - собственное отношение к себе и к миру. Особенности поведения: - характерно вербально (словесное) поведение; - наличие способности к целенаправленной деятельности, а это дает возможность не только приспосабливаться к среде, но и при-спосабливать среду к себе; - способность к произвольной регуляции своих психических процессов; - появляется способность к абстрактному, отвлеченному мышлению. Врожденное практически отсутствует. Решающую роль играет культурно-исторический опыт, который усваивает человек. (Ощущение, мышление, воображение). Для человека и животных характерны натуральные психические функции. Для человека – высшие п Глава 2. Стадии развития психики А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: стадию элементарной сенсорной психики; стадию перцептивной психики; стадию интеллекта. 2.1. Стадия элементарной сенсорной психики. Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды. Общий путь изменения организмов на стадии развития элементарной сенсорной психики заключается, с одной стороны, в том, что органы чувствительности животных все более дифференцируются и их число увеличивается; соответственно дифференцируются и ощущения. С другой стороны, развиваются органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит наиболее заметно из-за двух главных изменений: переход к жизни в условиях наземной среды; у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) – переход к активному преследованию добычи. Вместе с развитием органов чувствительности и органов движения развивается также и нервная система – «орган связи и координации процессов Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием целостных вещей. 2.2. Стадия перцептивной психики. Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено анатомо-физиологическими изменениями: развитием и изменением роли дистантных органов чувств, в первую очередь зрения; развитием органов внешнего движения. Ведущие органы, сформированные на предыдущей стадии, становятся органами, которые интегрируют внешние воздействия. Это становится возможным благодаря одновременной перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга и мозговой коры. Полное развитие операций у животных происходит в связи с развитием коры. Выделение операций, которое характеризует стадию перцептивной психики, дает начало развитию формы закрепления опыта животных в виде двигательных навыков. Операции – это относительно самостоятельные действия, содержание которых относится не к самому предмету, на который направлено действие, а к условиям, в которых предмет находится. [7]Развитие операций и обобщенного восприятия окружающей внешней действительности сопровождается усложнением коры головного мозга. При переходе к стадии перцептивной психики качественно меняется сенсорная форма закрепления опыта. «У животных впервые возникают чувственные представления». Вместе с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения ими действительности происходит перестройка функций памяти. Мнемическая функция в моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной сфере в виде примитивной образной памяти. 2.3. Стадия интеллекта (ручного мышления). Стадия интеллекта характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления. Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение как отдельных вещей, так и их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций. Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.
|