Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные процессы сознания.

  • 3 цели программы Вундта

  • 3. На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

  • Преимущества метода интроспекции

  • Объект это не то же самое, что предмет науки. Объект


    Скачать 266.73 Kb.
    НазваниеОбъект это не то же самое, что предмет науки. Объект
    Анкорs_1_po_40_otvety_k_ekzamenu.docx
    Дата16.03.2018
    Размер266.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаs_1_po_40_otvety_k_ekzamenu.docx
    ТипДокументы
    #16734
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    7.  Психология сознания

    Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Метод – интроспекция.

    Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики. А) Структурная психология сознания. Психология – наука о непосредственном опыте. 1879 год - открытие института психологии (Германия, Лейпциг), В. Вундт. Опыт с метрономом - описание свойств сознания (впечатлений). Сознание - структура и эта структура состоит из определенным образом организованных элементов.

    Свойства сознания

    1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

      2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

    3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания  имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

    Основные процессы сознания.

    -   Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

    -   Апперцепция  (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы  и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

    3 цели программы Вундта:

    1. Расчленение сознания на элементы, далее не делимые.

    2. Выяснить в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.

    3. На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

          1. Элементы сознания:

    -   Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

    -   Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания. Свойства потока сознания:

    1.Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания(каждая мысль связана со всеми мыслями)

    2.В границах личного сознания его состояния изменчивы (все состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).

    3.Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений

            (а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);

            б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) Сознание неделимо на элементы.

    4.Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом.

    Жизнь человека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.

    В) Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Метафора - волна внимания. Ясность, сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.

    Самонаблюдение

    Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

    “Отец” интроспекции – Дж. Локк (1632 – 1704). Рефлексия – “наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность”.

    Преимущества метода интроспекции:

    1/ в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений.

    2/ психологические факты поступают в чистом виде, без искажений. Лопатин: “в сфере непосредственных данных сознания нет различия между объективным и субъективным: ведь когда что-нибудь нам кажется, это и есть вполне реальный факт нашей внутренней душевной жизни”.

    Требования к испытуемым Титченера:

    1/ выделение простейших элементов сознания.

    2/ избегание “ошибки стимула” (нельзя называть предметы).

    Методы интроспекции подразумевают  разные процедуры, группы методов.

    -   Методы аналитической интроспекции (Вундт, Титченер)

    -   Методы наивного самонаблюдения (Джеймс, гештальттерапия)

    -   Методы субъективного отчета

    -    Свойства потока сознания:

    1.Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания(каждая мысль связана со всеми мыслями)

    2.В границах личного сознания его состояния изменчивы (все состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).

    3.Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений

            (а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);

            б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) Сознание неделимо на элементы.

    4.Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом.

    Жизнь человека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.

    В) Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Метафора - волна внимания. Ясность, сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.

    Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. Вундт был крупным ученым и занимался различными направлениями: философией, физиологией, физикой и т.д. В середине 70-х годов он отвоевал у своего начальства 4 комнаты, и где-то в 1875 году открылось отделение. А в 1879 году это отделение стало называться институтом, потому что туда впервые приняли студентов. Именно поэтому 1879 год считается годом рождения психологии.

    У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).

    Исходя из своих исследований, Вундт выделяет первое свойство сознания - организованность, структурированность. Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные.

    В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление - это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.

    Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания.

    Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).

    Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых.

    Удовольствие – неудовольствие. Например, когда испытуемого просят вслушаться и выделить отдельный удар метронома, то в этот момент он, скорее всего, испытывает неудовольствие.

    Возбуждение – успокоение. Вундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувство или эмоция это всегда отношение к какому-то предмету. Так и возбуждение-успокоение не проявляется само по себе, а является чувственной окраской какого-то впечатления. Например, чувственная окраска впечатления при восприятии цвета. Воспринимаем красный цвет – испытываем возбуждение, голубой – успокоение, фиолетовый – депрессию.

    Напряжение – разрядка. Когда человек ожидает, что сейчас прозвучит удар метронома, то это ожидание вызывает эмоциональное напряжение. А когда событие происходит, то наступает разрядка.

    Как уже говорилось, сознание организовано. Элементы в поле сознания образуют связи, они структурированы. Таким образом, поле сознания есть структура, и в центре этой структуры есть центральная точка – это то, на что мы в данный момент обращаем внимание. Эту фокусную точку, фокус внимания тоже окружает определенная область. Можно сказать, что вокруг этой фокусной точки есть центральная часть поля сознания, которое называется поле внимания.

    Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет прндел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.

    8 вопрос

    Становление экспериментальной психологии

    Появление экспериментальной психологии по праву связывают с именем немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920).
    Организовав в Лейпциге первый специальный психологический институт (1875), он занялся в нем темами, заимствованными у физиологов – изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики.

    Выделение психологии в самостоятельную науку

    Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832-1920). Вышедшие в 1874 г. "Основания физиологической психологии" Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования

    КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ

    Подводя итог анализу развития научной психологии в рамках классической психологии сознания, следует сказать, что уже ко второй половине XIX в. нарастает критика основных ее постулатов и принципов. Это обусловлено прежде всего практическими запросами к психологической науке со стороны педагогов, врачей, промышленников, учителей и др., деятельность которых была тесно связана с психологической реальностью и которые стали требовать от психологии четких практических рекомендаций. Однако интроспективная психология сознания была очень далека от жизни. В то же время развитие других наук (прежде всего неклассической физики, биологии и других дисциплин) привело к необходимости пересмотра методологических постулатов классической науки, которые в той или иной степени разделяла эмпирическая психология сознания. Многие ученые расценили это состояние психологии как кризисное.

    В своей работе «Исторический смысл психологического кризиса», написанной в середине 20-х гг. XX в., Л.С.Выготский, проанализировав сущность, причины и смысл этого кризиса, пришел к следующим выводам.

    Во-первых, причины кризиса (или, что то же самое, его движущие силы) он усмотрел в развитии прикладной (практической) психологии, требующей от академической науки принципиально новых решений проблемы природы психической реальности и принципиально новой методологии ее изучения. Поэтому смысл кризиса Л.С.Выготский видел не в борьбе новых направлений против старой, классической психологии, а в скрытой за всеми частными столкновениями борьбе «двух психологии», т.е. материалистических и идеалистических тенденций в этой науке. Причем материализм и идеализм понимались здесь не совсем в традиционном философском смысле слова. По Л.С.Выготскому, материалистическая линия в психология есть стремление к реальному познанию всех составляющих человеческой психики без исключения со строго научных позиций, основными принципами которой были принципы детерминизма и объективности. Идеализм, по Л.С.Выготскому, напротив, ведет к отказу от такого объяснения, индетерминизму, ссылкам на божественную природу высших психических процессов и т.п.

    Во-вторых, Л.С.Выготский глубже всех современных ему авторов проанализировал суть понимания сознания в классической интроспективной психологии и отверг то представление о сознании, которое существовало в ней, предложив свое собственное его понимание.

    9 вопрос Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях.Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

    • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

    • эти влечения преимущественно бессознательны;

    • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

    • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

    • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

    • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

    Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике. Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием.

    ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

          Наиболее важная психоаналитическая процедура  интерпретация; все остальные подчинены ей теоретически и практически: это шаги, которые либо ведут к интерпретации, либо делают ее эффективной. Для проникновения в бессознательное психоаналитики используют процедуру свободных ассоциаций,или свободного фантазирования, которой придают большее значение, чем другим способам продуцирования материала в психоаналитической ситуации, и которая известна как фундаментальноеправило психоанализа. Суть ее заключается в том, что надо ослабить все задерживающие и критикующиеинстанции сознания. Пусть приходит в голову все, что угодно, самые нелепые мысли и образы, даже еслиэто кажется бессмысленным, лишенным значения и не имеющим на первый взгляд отношения к делу.Пациенту следует говорить вслух даже такие вещи, которые он считает тривиальными, постыдными,невежливыми.
            Такая работа встречает сильное сопротивление сознания; рождается какой-то внутренний протест: токажется, что все понятно и не нуждается ни в каких объяснениях, то, наоборот, все настолько абсурдно инелепо, что не имеет никакого смысла; наконец, приходящие в голову мысли и образы подавляются как случайные, не относящиеся к делу. Иными словами, пациент стремится сохранить точку зрения легальногосознания. Однако при этом наличие сопротивления — очень важный источник анализа: там, где оно есть,там бесспорно есть и вытесненное «нецензурное» влечение. Анализ сопротивления — один изкраеугольных камней психоаналитической техники.
            Ценным источником материала для психоанализа является перенос на врача ранних детских чувствпациента. Анализ переноса и сопротивления стал центральным элементом психотерапевтическогопроцесса.
            В ходе психоанализа свободная ассоциация остается основным терапевтически ценным методомкоммуникации для пациентов, а интерпретация — наиболее важным инструментом психоаналитика. Другиеспособы общения также встречаются во время курса, но они являются подготовительными или вторичнымии не типичны для психоанализа

    10 ответ Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Схема «стимул – реакция». Проблема обусловливания. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные».

    В начале XX в. возникает мощное направление. Утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлен термин «поведение», а само было названо бихевиоризмом. Его «отцом» принято считать Дж.Уотсона,. Бихевиристы опыты ставили преимущественно на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств были изобретены различные типы лабиринтов, в которых животные научались находить из них вход.Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия  в качестве не только внутренней, духовной, но и внешней, телесной реальности. Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания, его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных   телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.Формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемым в данном эксперименте стал сын одной из сотрудниц Уотсона – маленький Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»). Таким образом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве. В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э. Толмен (1886–1959) пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных». В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания.(намерений, ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.)

    Классический бихевиоризм- его цели это: 1)Изучение поведения. Установление связей между стимулом и реакцией; 2)Управление поведением (моделирование таких стимулов, которые позволяют получить определенную реакцию. S - R – единица поведения. Классификация реакций: Приобретенные - наследственные, внутренние (скрытые) - внешние (наружные). Инстинкты,эмоции,мышление работа тела.СУЩНОСТЬ бихевиоризма заключается, следовательно, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае — при данном стимуле (или, лучше сказать, ситуации) — бихевиорист мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана.

    НЕОБЕХИВЕОРИЗМ- Первым из них был американец Эдвард Толмен (1886 – 1959), согласно которому формула  поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул(независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция).(Вспомните опыт на крысах которые ищут выход из лабиринта-ими движет не только внешний фактор но и внутренний-цель). Они изучали последовательное течение какого-либо акта в целом (например, рефлекса почесывания у собак), строение нервных путей связанных с этим актом, и т. п. Бихевиориста же интересует происхождение реакции.( некоторые из этих врожденных реакций продолжают существовать в течение всей жизни индивидуума, в то время как другие исчезают. Так, например, новорожденный ребенок улыбается, поглаживание губ и других зон тела (как и некоторые внутриорганические стимулы) вызывают эту улыбку) Другим интересным явлением, связанным с условными эмоциональными реакциями, является перенесение.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта