теория государства и права ответы. Объект и предмет теории государства и права
Скачать 0.81 Mb.
|
Основания юридической ответственности Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения – это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права – правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его. Поэтому, рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии: а) возникновение юридической ответственности; б) выявление правонарушения; в) официальную оценку правонарушения как основание юридической ответственности в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответственности. Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные предпосылки. В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность возможна в силу правового регулирования общественных отношений различными предписаниями, а в субъективном – свободы воли индивида, ибо без этого нет вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным. Успешному осуществлению этих задач служат следующие основные принципы юридической ответственности: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность, неотвратимость. Принцип законности означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующи им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное требование законности с точки зрения материального права заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона. Обоснованность – процессуальная сторона юридической ответственности, заключающаяся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения как объективной истины. Справедливость означает выполнение следующих требований: а) недопустимость уголовных наказаний за проступки; б) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы; в) вред, причиненный правонарушителем, если он имеет обратимый характер, должен быть возмещен; г) карательная ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения; д) за одно правонарушение должно быть лишь одно наказание. Целесообразность предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Целесообразность также означает строгую индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. Кроме того, этот принцип означает, что, если цели ответственности могут быть достигнуты без ее осуществления, она вообще может не иметь места (применение мер общественного воздействия, отсрочка исполнения приговора и т.д.). Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым и безоценочным со стороны государства и общественности. Неотвратимость юридической ответственности – важнейшее условие ее эффективности. Принципы юридической ответственности Успешному осуществлению задач юридической ответственности служат следующие основные принципы юридической ответственности: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность, неотвратимость. Принцип законности означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующи им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное требование законности с точки зрения материального права заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона. Обоснованность – процессуальная сторона юридической ответственности, заключающаяся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения как объективной истины. Справедливость означает выполнение следующих требований: а) недопустимость уголовных наказаний за проступки; б) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы; в) вред, причиненный правонарушителем, если он имеет обратимый характер, должен быть возмещен; г) карательная ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения; д) за одно правонарушение должно быть лишь одно наказание. Целесообразность предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Целесообразность также означает строгую индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. Кроме того, этот принцип означает, что, если цели ответственности могут быть достигнуты без ее осуществления, она вообще может не иметь места (применение мер общественного воздействия, отсрочка исполнения приговора и т.д.). Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым и безоценочным со стороны государства и общественности. Неотвратимость юридической ответственности – важнейшее условие ее эффективности. Право в системе социальных норм. Виды социальных норм Право и мораль Под нормами морали (нравственности) понимаются правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями и представлениями людей о добре и зле, чести и совести, порядочности, долге, справедливости и т.п. и обеспечиваемые силой общественного мнения. В процессе регулирования общественных отношений мораль и право тесно взаимодействуют. Происходит взаимопроникновение и взаимовлияние этих крупных социальных регулятивных систем. Они имеют много общих признаков, черт. Эта общность обусловлена, прежде всего тем, что и право, и мораль являются регуляторами общественных отношений, они имеют одинаковое предназначение, поскольку возникли в целях упорядочения и совершенствования общественной жизни, они имеют одну и ту же социально-экономическую и культурную основу и служат средством обеспечения баланса интересов индивидов, социальных групп и общества в целом. Право и мораль отличаются и по другим признакам: Происхождением. Нормы морали складываются в обществе исторически в процессе жизнедеятельности людей на основе представлений их о добре и зле, справедливости, долге и т.д. Моральные нормы приобретают значение и исполняются по мере их осознания членами общества. В отличие от этого правовые нормы устанавливаются, изменяются или отменяются государством и после этого официально приобретают общеобязательную силу для их адресатов. Сферой действия. Нормы морали по сравнению с правом регулируют более широкую сферу общественных отношений. Право регулирует наиболее важные с точки зрения государства общественные отношения, причем отношения, поддающиеся внешнему контролю. Нормы морали регулируют и такие общественные отношения, которые не поддаются внешнему контролю. Это, например, отношения дружбы, товарищества, любви и др. Право не может эффективно воздействовать на эти группы отношений, поскольку в них весьма сложно определить меру должного. В то же время большинство отношений между людьми регулируется и нормами права, и нормами морали, т.е. и право, и мораль действуют в одних и тех же сферах социальной жизни. Однако некоторые отношения, регулируемые правом, для морали остаются почти безразличными. Например, это относится к определению структуры органов государства, установлению формы различных юридических документов и др. Формой выражения. Нормы права закрепляются в официальных документах, юридических актах (законах, декретах, указах, постановлениях). То есть они имеют четкие формы своего внешнего выражения. Нормы же морали не имеют такой формы выражения. Возникая в процессе развития общества постепенно, они осознаются людьми и «живут» в их сознании. Это неписаные правила. Если не считать тех случаев, когда нормы морали закрепляются в религиозных писаниях или моральных кодексах. По степени детализации. Нормы морали не содержат точных, детализированных правил. Эти правила носят общий характер и выступают как принципы поведения людей (например, быть честным, справедливым, милосердным). Нормы же права выступают в детализированной форме как четко сформулированные права и обязанности участников регулируемых общественных отношений. По способам обеспечения. Поскольку правовые нормы устанавливаются государством, то оно заинтересовано в их выполнении. В обществе с высоким уровнем юридической культуры правовые требования выполняются преимущественно в силу убеждения людей. Однако для права является характерной возможность пустить в ход аппарат принуждения по отношению к тем, кто отступает от его требований. Отличительным здесь является аспект принуждения, ибо нормы права выступают как общеобязательные властные веления. Мораль опирается лишь на силу общественного мнения, убеждения, нравственного долга. Она опирается и на такой мощный внутренний побудитель, как совесть. Нарушение моральных требований влечет общественное воздействие в виде осуждения, порицания. Существенное влияние оказывают моральные требования и в процессе применения норм права. Без обращения к нравственным нормам невозможно разрешение многих юридических дел. Не используя нравственных критериев, трудно определить признаки, например, таких деяний, как хулиганство, оскорбление, клевета и др. При применении норм права нередко является обязательной нравственная оценка личности (при решении вопроса об оставлении ребенка у одного из родителей, о лишении родительских прав и т.д.). Взаимодействие права и морали вместе с тем не исключает расхождений между ними, несовпадений их установлений. Это обусловлено тем, что у права и морали не совпадают методы регулирования общественных отношений, не всегда одинаковы критерии оценки поведения людей. Мораль по сравнению с правом более динамична и быстрее реагирует на общественные перемены, а право нередко отстает от развития отношений, оно более консервативно. Это, однако, совсем не означает, что мораль не содержит устаревших реакционных установлений. Несовпадение права и морали связано и с тем, что мораль предъявляет к человеку большие требования, чем право. Бывает, когда право дозволяет, а мораль осуждает. К примеру, женитьба или замужество не по любви, а по расчету осуждается моралью, но право на подобное поведение не реагирует. Право и религиозные нормы Религиозные нормы - это правила поведения, выработанные различными вероисповеданиями. Для лиц, исповедующих определенную религию, они являются обязательными. Эти нормы регламентируют порядок отправления религиозных культов, обрядов, организации и деятельности религиозных объединений и др. Данная группа социальных норм характерна тем, что в ней заметно пересечение признаков, присущих корпоративным нормам, нормам морали, обычаям. Своеобразное сочетание этих признаков, однако, не дает основания отождествлять религиозные нормы с какой-либо из групп перечисленных норм. Скорее наоборот, именно это качество и предопределяет необходимость их выделения в самостоятельную группу. Взаимодействие религиозных норм с правом связано, прежде всего с тем, что законодательством определяется правовая основа деятельности религиозных объединений, закрепляется свобода вероисповеданий. В ряде случаев религиозные объединения приобретают статус юридических лиц. Акты, на основе которых осуществляют свою деятельность эти объединения, определяют их правосубъектность, и в силу этого некоторые содержащиеся в них нормы в этой части имеют юридическое значение. Многие религиозные организации являются собственниками храмов, молитвенных домов, располагают другим имуществом. В их ведении находятся учебные заведения и т.д. Владение, использование и распоряжение имуществом, управление учебными заведениями и др. предопределяют взаимодействие норм религиозных организаций и права. В некоторых других случаях религиозные установления приобретают юридическое значение. В частности, в Республике Беларусь некоторые праздники христианской религии (православного и католического вероисповедания) признаны государством официальными национальными праздниками с учетом того, что данной религиозной традиции придерживается большинство населения. Право, кроме того, поддерживает религиозные нормы с моральным содержанием, способствующие укреплению правопорядка, организованности, общественной дисциплины. Право и обычаи Обычаи - это такие социальные нормы, правила поведения, которые складываются в обществе стихийно в результате длительного и многократного их повторения, в силу чего они стали привычными, обязательными в жизни людей. Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, вошедшие в привычку. К обычаям тесно примыкают традиции, которые в меньшей степени связаны с привычкой и представляют собой более обобщенные нормы поведения людей. Они выражают стремление людей продолжать, сохранять формы поведения, передаваемые предшествующими поколениями (традиции отмечать юбилейные даты, рождение ребенка, обряды бракосочетания и т.д.). Правовые нормы находятся в определенном взаимодействии с обычаями. Прогрессивные обычаи способствуют выработке устойчивости правопослушного поведения, поскольку в представлениях большинства членов общества всякое противоправное, и особенно преступное, поведение воспринимается не как обычное. Как обычное воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление законности и правопорядка. В свою очередь право оказывает влияние на обычаи. Но это влияние зависит от характера последних. В некоторых случаях государство придает обычаям юридическое значение и они приобретают форму правового обычая. Прогрессивные, передовые обычаи правом поддерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев, достижений в какой-то сфере деятельности и т.д.). Однако нередко в обычаях сохраняются определенные предрассудки, элементы нигилистического отношения к праву, национальные противоречия, исторически сложившееся неравенство мужчины и женщины и т.п. Право конкурирует с такими обычаями, нейтрализует и вытесняет их. Право и корпоративные нормы Корпоративные нормы - это правила поведения, издаваемые организациями или объединениями или исторически сложившиеся в них и регулирующие отношения между их членами. Корпоративные нормы называются ещё нормами общественного поведения. Корпоративные нормы создаются самими организациями, закрепляются в их документах. Действие таких норм не распространяется на членов общества, не включённых в состав соответствующей организации. Корпоративные акты закрепляют порядок образования, структуру и компетенцию общественных союзов, права и обязанности их членов, внутрикорпоративные санкции за нарушение норм. Корпоративные акты не должны противоречить нормам законодательства, многие из них должны регистрироваться государством. Можно назвать следующие отличительные особенности корпоративных норм от других социальных норм: как и все социальные нормы, корпоративные нормы характеризуются неперсонифированностью, однако представляется возможным зафиксировать точное количество адресатов локальной нормы в конкретны момент; корпоративные нормы отличаются от остальных социальных норм по действию в пространстве. Роль корпоративных норм на современном этапе развития общества очень велика. По мнению О.В. Мартышина это связано в основном с двумя факторами: 1) демократические общества тяготеют ко всё большей дифференциации и культурному разнообразию. Наблюдается тенденция роста индивидуализма и самосознания людей, что является предпосылкой в нахождении подходящих социальных форм существования; 2) политическая традиция стран Запада строится на основе плюралистической демократии. Власть в обществе, согласно этому, сосредотачивается не только на уровне государства, но и распыляется на отдельные социальные институты. Тогда корпоративные нормы несут большую ответственность. Развитие локального регулирования ставит перед юридической наукой задачу глубокого изучения внутриорганизационных норм: из признаков, функций, юридической природы. Понимание сущности таких норм в конечном счёте позволит обеспечить более эффективное регулирование общественных отношений. Понятие, структура и виды правового статуса личности В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударствснном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права. Подобное неправовос состояние можно отразить понятием соци-алыю-нормативно/о статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего и обществе права и наделения его при этом особым качеством – праводееспособностыо, после чего он может вступать в соответствующие правое отношения, нести ответственность за свои поступки. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности используется то или другое выражение, Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Этимологически указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Тем не менее в литературе были высказаны предложения (Н.В. Витрук, В.Л. Кучинский) о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первое выступает частью (ядром) второго. Предлагалось также рассматривать правовой статус и узком и широком значении (В.И. Новоселов). Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности (здесь нет расхождений), закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов. Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества. Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки. Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культу |