теория государства и права ответы. Объект и предмет теории государства и права
Скачать 0.81 Mb.
|
Объект и предмет теории государства и права Объект науки - те явления, которые она изучает. Предмет - то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления. Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Различают общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, присущие государству и праву как общественным явлениям и изучаемые философией, социологией, общественными науками. ТГП опирается на эти данные. Поскольку государство и право специфические общественные явления, то у них есть свои специфические закономерности (присущи лишь государству и праву) их и изучает ТГП. Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет ТГП это динамичная категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают разделить ТГП (выделить из ТГП), отдельные науки типа: теория государства, теория права, социология права, философия государства и права, и т.д. Необходимо также заметить, что предмет ТГП постоянно эволюционирует. Не сама наука определяет предмет своего исследования, а социально-политическая действительность диктует ей то, что необходимо исследовать и как нужно исследовать. Явления государства и права всегда рассматривались в науке ТГП с учетом определенных идеологических установок (пусть даже неофициальных) и с конкретной политической позиции. Так, например, в советский период в науке ТГП государство и право рассматривались с марксистско-ленинской концепции, существовали такие понятия как "государство диктатуры пролетариата", "государство всеобщего благоденствия" и т.д. В настоящее же время на первый план выдвигаются концепции правового и социального государства с признанием принципа закрепления естественных прав и свобод граждан как основополагающего и начального. Методология теории государства и права Методология - совокупность методов, применяемых в науке. Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Методология очень важна в любой науке, и каждая наука стремится совершенствовать свою методологию, к примеру, возьмём микроскоп - сначала обычная лупа, затем микроскоп, лазерный микроскоп, и каждый шаг позволял всё глубже проникать в таинства природы. Методология ТГП складывается из 3-х составляющих: Философские (общие) методы - охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Общенаучные методы- применяемые на отдельных стадиях научного познания. Частнонаучные методы- используются лишь в рамках определённой науки. Философские (общие) методы Философские (общие) методы тесно связаны с другими науками. Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом. Диалектико-материалистический метод - предполагает первичность экономического, и вторичность политического и правового. Явления изучаются в развитии, динамике. Основан на использовании диалектических законов: единства и борьбы противоположностей; закон перехода количества в качество; отрицание отрицания. В итоге => мир познаваем. Идеализм - связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало. В итоге => мир непознаваем. В 20-ом веке появляются подвиды идеализма: Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истинна всё то, что приносит успех. Интуитивизм - исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья. Аксиологический - анализ государства и права, как специальных ценностей, которые регулируют поведение отдельных личностей. Общенаучные методы исследования государства и права Общенаучные методы - методы применяемые на отдельных стадиях научного познания. Анализ и синтез - деление целого на составляющие, и их анализ (пример - система права: отрасли, под отрасли, институты, нормы). Синтез - изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей. Историзм - государственно-правовая действительность изменяется со временем, развивается, следовательно и изучаться она должна в соответствии с этими изменениями. Системный - изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности. Функциональный - выяснение функций государства и права, их элементов. Герменевтический - текст нормы, есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которые подразумевал их автор. Частнонаучные методы исследования государства и права Частнонаучные методы- используются лишь в рамках определённой науки. Конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе. Сравнительно-правовой - основан на сравнении чего-либо "правового" с чем-либо "правовым". Условия: сравниваемые величины должны быть а) юридическими б) равнозначными (нельзя сравнивать Конституцию США и моно нормы). Сравнение может быть микро (сравнение институтов), макро (в целом всей системы права). Формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, юридическую практику и т.д. Статистический - анализ количественных показателей. Используется для явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. Моделирования - создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. Социально-правового эксперимента - создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях. Кибернетический - используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации. Теория государства и права как наука Наука – это система знаний о наиболее существенных свойствах (признаках) изучаемых явлений действительности, закономерностях их существования и развития. Наука о государстве и праве - это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Особенности теории государства и права как науки. Они состоят в том, что теория государства и права является: наукой гуманитарной, предмет которой составляет общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); наукой политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); наукой теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук). Значение теории государства и права. Ценностный смысл теории государства и права состоит в том, что она повышает общую и профессиональную культуру, а именно: расширяет общий политический кругозор, помогает лучше разобраться в политической обстановке; дает знания о системе законодательства в целом, его принципах и механизмах функционирования,\ таким образом дает возможность стать более квалифицированным юристом; дает знания в области правотворчества (подготовка нормативных актов, юридическая техника, принципы правотворчества и т.п.); дает знания в области применения норм права (толкование норм права, аналогия права, юридическая ответственность и т.п.) Теория государства и права в системе наук Прежде всего, Теория государства и права связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это — сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад. Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества. Руководствуясь отправными положениями исторического материализма, открытыми им законами общественного развития, теория государства и права сосредоточивается на специальном изучении государства и права, специфических закономерностях, многообразных сторонах и тонкостях их возникновения, развития и функционирования. Исторический материализм, в свою очередь, при рассмотрении государственно-правовых явлений жизни общества пользуется данными теории государства и права. Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства. Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры. Теория происхождения государства Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения: государство – продукт божественной воли; государственная власть вечна и незыблема; государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, «посредников» между богом и государственной властью; (социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти это непослушание всевышнему. Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения: государство – это результат развития и разрастания семьи; власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье; власть государя, отца неограниченна; власть «патриарха» имеет божественное происхождение; сопротивление такой власти недопустимо; лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни; глава государства (патриарх/монарх), не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети. Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения: каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия; основанием права могут служить только договоры и соглашения; основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается; в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое; сущность теории заключается в передаче власти народом государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами; во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежит народу, он является источником власти; народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.. Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают: государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы; государство возникает одновременно с людьми и существует пока есть люди; государство - это господство целого над своими составными частями – людьми; граждане государства - клетки организма и им не свойственна борьба. Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права: врожденной потребностью жить вместе; осознанием массой своей зависимости от власти; деятельностью той или иной «сильной» личности; агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т.е. государства. Теория насилия утверждает, что государство возникло путем: насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности; насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация); насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоения их угодий, расширение территорий и иные формы насилия). Материалистическая теория. Основные положения данной теории: государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования; возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой; государство - это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствующего класса, диктатура этого класса. Теории происхождения права Естественно-правовая (Г. Гроций). Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями жизнедеятельности и существования человека. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой идеи утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права. Во всяком случае согласно этой теории право не обязано своим происхождением государству и его институтам. 2. Теологическая (Фома Аквинский). В основу теологического учения положен тезис о том, что существует высший божественный закон, который составляет основу действующего права. В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом. 3. Историческая (Ф.К. Савиньи). Согласно взглядам сторонников исторической школы право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право – продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право – объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия «народный дух». 4. Историческая (К. Маркс, Ф. Энгельс). Право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. |