Социология это наука о становлении, развитии и функционировании общества, его элементов, социальных отношений и процессов, о механизмах и принципах их взаимодействий
Скачать 30.73 Kb.
|
Социология — это наука о становлении, развитии и функционировании общества, его элементов, социальных отношений и процессов, о механизмах и принципах их взаимодействий. Объектом социологии является общество как целостность и система, а предметом социальные единицы общества, а также социальные связи между ними и динамика социальных структур. Закон социологии или социальный закон - объективная причинная связь между социальными явлениями и процессами, которые возникают в результате массовой деятельности людей или их действий. Социальные законы определяют отношения между разными индивидами и сообществами, проявляясь в их деятельности. По масштабу реализации социальные законы можно разделить на общие, которые действуют во всех общественных системах, и специфические, которые ограничены одной или несколькими общественными системами. По способу проявления их разделяют на динамические, которые определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жёсткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях, и статические, которые не детерминируют социальные явления, а отображают главные направления изменений, их тенденцию к сохранению стабильности социального целого. Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий: социологически интерпретируемые общенаучные категории ("общество", "социальная система", "социальная структура", "социальное развитие"); собственно социологические категории ("социальный статус", "социальный институт", "социальная стратификация", "социальная мобильность"); категории близких к социологии дисциплин ("культура", "личность", "семья", "государство", "власть"). Менее распространенный подход выделяет две основные группы категорий: категории, которые объясняют статику общества, его структуру с выделением основных подсистем и элементов ("социальная общность", "социализация", "социальная группа", "социальный контроль"); категории, которые характеризуют динамику общества, его основные изменения, их причины, характер, этапы ("социальное развитие", "социальный протест", "социальная мобильность"). Категории социологии многозначительны, универсальны, к ним относятся категории всеобщности (мир, общество), качества (культура, цивилизация), объективности (институты, процессы, отношения), субъективности (личность, сознание), изменений (социализация, модернизация). Ближайшими целями социологии является объяснение и прогнозирование общественной ситуации, возможностей развития социальных явлений и процессов, перспективными - создание многосторонней и многоуровневой системы прогнозирования общества. К задачам социологии относится получение достоверных знаний об обществе, изучение общества и происходящих в нем процессов, обоснование основных направлений развития общества. Функции социологии делятся на гносеологические (теоретические-познавательная, мировоззренческо-идеологическая) и социальные (практико-преобразующая, прогностическая, критическая, гуманистическая, описательная, информационная, социального контроля, социального управления). Основными функциями являются познавательная (новые знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития), прикладная или практическая (социологическая наука не только познает социальную реальность, но и обладает управленческим потенциалом, исследования направлены на решение практических задач, могут быть использованы для оптимизации общества), прогностическая или футурологическая (создание прогнозов о тенденции развития социальных процессов в будущем, предотвращение негативных последствий социальных действий), критическая (данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия), регулятивная (теоретический материал социологии можно использовать для обеспечения социального порядка и осуществления контроля, снятие социальной напряженности и кризисов в обществе путем социального контроля), идеологическая (социологические разработки могут использовать различные общественные силы для формирования своей позиции). Существуют различные подходы к описанию уровней социологического знания. При выделении двух уровней используются разные основания. По масштабу исследуемых социальных явлений выделяют макросоциологический (изучаются, например, человеческая цивилизация, различные виды обществ, общество как социальная система, его социальная структура и социальные институты в их статике и динамике) и микросоциологический уровни (исследование небольших социальных образований, межличностные отношения, мотивацию поведения людей; социальные позиции и поведение людей в среде их непосредственного окружения). По степени абстракции (обобщения) выделяют теоретическую (ориентирована на формулирование закономерностей социального мира, общественных изменений, механизмов их действия и форм проявления; решающее значение имеет глубокий, систематизированный, обобщенный взгляд, понимание и объяснение общественной жизни) и эмпирическую социологию (получение конкретной информации, на основе наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики, относительно различных проявлений в общественной жизни, жизнедеятельности индивидов, групп). Другой подход к социологии предполагает три уровня знаний: теоретический (фундаментальный), который представляют макросоциологические исследования, общесоциологические теории, отражающие общие вопросы и закономерности строения, функционирования и развития общества; уровень прикладных, эмпирических исследований изучает социальную реальность путем наблюдения, опроса, эксперимента, изучения документов, дает достоверные знания о конкретных процессах; теории среднего уровня (частные, специальные социологические теории, социология отраслевая, труда, семьи, конфликтов) изучает закономерности действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, связывает предыдущие уровни, дает фактические сведения о реальной действительности. Также известен взгляд, включающий в себя пять уровней знания: на пятом, самом верхнем, уровне расположена научная картина мира (философские предпосылки), представляющая собой совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих социальную реальность; на четвертом - общая (социологическая) теория, совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент социальной реальности; на третьем - частные (специальные) теории, системы конкретных научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление или группу явлений; второй уровень занимают эмпирические исследования, проведенные в соответствии с требованиями научного метода и направленные на подтверждение частной теории; первый, самый низший, - прикладные исследования, оперативные исследования, в которых обычно изучается один объект, в сравнительно короткие сроки, с целью социальной диагностики ситуации, объяснения конкретного явления, подготовки практических рекомендаций, социальных технологий. Впервые в истории теории общества возникли в античной философии, к ним относятся социально-политическое учение Конфуция (552 - 479 до н.э.) и социальные теории античности Платона (427 - 347 до н.э.), которые нашли отражение в его труде "Государство", которое считают первым в истории трудом по "общей социологии", а также Аристотеля (384-322 до н.э.), которые были обозначены в труде "Политики". Платон считал общество искусственно созданным и управляемым человеком образованием, а самого человека по природе эгоистичным и антисоциальным существом. Аристотель же говорил, что общество - единственное образование, человек - существо альтруистическое, социальное, а стабильность государства зависит от многочисленности и силы среднего класса. К предпосылкам возникновения социологии относятся социальные и политические (смена строя, изменение политической ситуации, революции, разделение общества на классы, изменения в религии), экономические (промышленный переворот, развитие капитализма, рост урбанизации, усложнение структуры общества, социальные запросы), теоретические (просвещение, консервативная реакция на него, утилитаризм), научные предпосылки (рост науки, расширение областей применения научного метода, формирование представления, что данный метод - универсальный инструмент исследования). Социология возникла в 30-е - 40-е года 19 века, в социальной сфере время это было крайне нестабильно, рушились традиции, общественная жизнь была непредсказуемой; для среднего класса, который ориентировался на эффективность деловой активности, такая ситуация грозила негативными последствиями; в обществе возникла объективная потребность в познании закономерностей общественного развития, в знании устойчивых, повторяющихся, существенных, необходимых социальных связей; обладая подобными знаниями, социальный субъект способен организовать свою деятельность с высокой вероятностью достижения поставленной цели. Еще в античности наблюдалось стремление понять сущность общества, нашедшее свое отражение в трудах Платона и Аристотеля, также это стремление было в Эпоху Возрождения (Н. Макиавелли, М. Монтень, Т. Мор) и в Новое время (К. Гельвецкий, Д. Дидро, Ж. Руссо), усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер жизни привели к необходимости изучения взаимодействий между людьми, управления ими, создания социального порядка, в результате появилась потребность в науке, которая изучает сообщества людей, их структуру, поведение, особенности взаимодействия; в 16 веке европейцы активно осваивали новые территории, получали новые знания о необычных и непривычных укладах общественной жизни, культурах, которые резко отличались от европейской, проводились дискуссии о том, какие признаки жизни следует считать общественно, постепенно решили, что все различные культуры представляют собой формы общественной жизни, находящейся на разных стадиях развития, подобный взгляд соответствовал идеям того времени, подтверждал наличие закономерностей в обществе; к началу 19 века наука стала социально значимым феноменом, происходили существенные достижения в сфере различных наук, естественные науки и их методы были признаны наиболее эффективными в процессе познания мира, поэтому новая наука об обществе должна была опираться на методы естественных наук, точных, воспроизводимых, доказательных. Французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857) считается основоположником социологии как самостоятельной науки, его главный труд - шеститомный "Курс позитивной философии", в который заложил идеи развития социологии на позициях позитивизма, позитивными методами, с опорой на опытные данные. Он предложил изучать социальную реальность методами естественных наук, социологию первоначально называл социальной физикой выделял в ней социальную статику (изучает функционирование общества) и социальную динамику (развитие общества, переход одного состояния в другое, включает в себя теологическую, метафизическую и позитивную стадии). Суть позитивистского подхода - рассмотрение всех социальных явлений как подчиненных неизменным естественным законам: социальные явления качественно те же, что природные; при их изучении используются те же методы, что и в естественных науках; задача социологии - выработка систем обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать основой для прогнозирования социальных явлений. Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ, социолог-позитивист, один из родоначальников эволюционизма, идеолог либерализма основатель органической школы в социологии, главный труд - трехтомный "Основания социологии", который дает целостное представления о методологических принципах ученого, его взглядах на общество. По мнению философа, все стороны общественной жизни органично связаны между собой, не могут функционировать иначе, а государство возникает и развивается подобно организму человека, в нем все взаимосвязано и выполняет определенные функции, люди образуют государство, как клетки живой организм, государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), господствующие - внешние (оборона, нападение), подчиненные - средства выполнения решений. Также Спенсер говорил, что между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, борьба за выживание, в результате естественного отбора выживают самые приспособленные, а само государство совершенствуется, лишнее исчезает. По Спенсеру, социальные институты - механизмы самоорганизации совместной жизни людей, обеспечивающие превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям. К ним относятся домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые или церемониальные (регулируют повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет), политические, церковные (храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции), профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы, объединяют людей по профессиональным занятиям) и промышленные (поддерживают производственную структуру общества) институты. В концепции социолога соединились эволюционизм (существует универсальный закон общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации), принцип невмешательства (государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным) и философия, как обобщение всех наук. Он защищал "право каждого человека заниматься своими делами, как ему угодны, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других". Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине 19 века было материалистическое направление в социологии, которое было сформулировано немецким мыслителем Карлом Марксом (1818-1883). Определяющее значение на общественную жизнь оказывает способ производства материальных благ, состоящий их производительных сил и производственных отношений, совокупность которых составляет экономическую структуру общества, основатели материалистической концепции ввели в науку понимание формационного развития общества. По К. Марксу, развитие человеческого общества происходит не на основе развития знания, духа (в этом отличие от позитивизма), а детерминировано материальным производством, именно оно определяет так называемые производственные отношение, производные от которых являются все общественные отношения. Материалистическое понимание истории основано на идее материального понимания мира, которое заключается в том, что мир - это материя и законы, управляющие ее движением. Социология марксизма говорит о том, что человек существует в материальной (общественное бытие) и духовной (общественное сознание) сферах, общество развивается в силу действия объективных законов, является сложной социальной системой с определенными элементами, его развитие может и должно регулироваться, оно находится в постоянных конфликтах, их источник - частная собственность. Э. Дюкгейм - французский социолог, один из создателей социологии как науки, родоначальник теории социального реализма, которая объясняет природу социальных явлений социальными факторами, основа анализа поведения людей - общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов. Согласно данной теории, социология - наука о социальных фактах, идеях, нормах, ценностях, выработанных коллективным сознанием людей, заставляющих отдельных индивидов действовать в соответствии с ними, проявлениях группового или коллективного сознания, их воздействие на людей организовано сознательно, осуществляется через социальные институты; социальные факты необходимо рассматривать как вещи (основные признаки: объективное существование по отношению к отдельным индивидам, принудительное воздействие на людей, коллективность - важный фактор общественной жизни, оказывающий решающее воздействие на развитие человека), изучать их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках; общество имеет определенные функциональные предпосылки, важнейшая из которых - потребность в социальном порядке; социальное здоровье общества заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития; социальные нормы эффективные тогда, когда они опираются на нравственное совершенствование личности, моральный авторитет общества; в обществе существует социальная солидарность, которая формируется под влиянием разделения труда (механическая, органическая). М. Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, завершающий классический период в истории социологии. По мнению Вебера, социология - наука об идеальных типах (моделях, образцах), регулирующих поведение людей; она должна изучать поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл; обобщает частное, индивидуальное, субъективное, поднимается до научного уровня, ее предмет - действие, связанное субъективно понимаемым смыслом. Идеальный тип - "интерес эпохи, выраженной в виде теоретической конструкции" для определения реальных параметров социальных феноменов, изучения конкретных исторических событий и ситуаций, идеальная модель того, что отвечает интересом человека в определенное время. Идеальный тип выступает своеобразным критерием, на основе которого можно вносить изменения в жизнь общества. К характерным типам социального действия относятся аффективное (происходит через аффект, то есть бессознательные психологические импульсы и действия), традиционное (осуществляется через привычку), ценностно-рациональное (совершается на основе сознательной веры в этическую, эстетическую, религиозную ценность определенного поведения), целерациональное действие (ясное представление человеком цели и средств ее достижения, а также ответной реакции других людей на свои действия, критерий рациональности - успех). Социолог считал, что действие человека имеет социальный характер, если оно осмыслено человеком в точки зрения целей и средств их достижения и ориентировано на других субъектов. Действие не является социальным, если человек о нем не задумывается (так как отсутствует мыслительный процесс), а также если оно никак не затрагивает интересы других людей, оставаясь для них незамеченным. Структурно-функциональный анализ был разработан американскими социологами Т. Парсонс (1902-1979) и Р. Мертон (1910-2003), он представляет из себя системное исследование социальных процессов и явлений как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. Согласно данной концепции, к базовым функциям систем относятся адаптация к среде, достижение целей, интеграция, самосохранение; общество представляет собой совокупность сложных действующих социальных систем, его основными элементами являются экономическая, политическая, социальная и культурная подсистемы. Структурно-функциональный анализ нацелен на исследование функциональной специфики отдельных структур политической сферы в их постоянном взаимодействии между собой и с внешней средой, а также на изучение функций, направленных на достижение стабильности общества. Р. Мертон внес значительный вклад в разработку теории дезорганизационных процессов в социальных системах, ввел понятие "теории среднего уровня", заполняющие пространство между эмпирическим и теоретическим уровнем исследований в социологии, а также понятие "дисфункция", которое означает любые факторы и явления, препятствующие выполнению базовых функций системы, "те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы". Т. Парсонс говорил, что "общество - один из видов социальной системы, содержащий все структурные и функциональные основание, чтобы быть независимо существующим", а "функция есть совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей системы". Конфликтологическая парадигма (парадигма социального конфликта) составляет общий теоретико-методологический фундамент исследовательской работы по изучению, анализу и регулированию конфликтов, возникающих в различных сферах жизни любого общества как ее естественный и необходимый атрибут. Согласно теории конфликтов Л. Козера и Р. Дарендорфа каждое общество в любой момент может измениться, испытывать конфликт, основано на принуждении одних его членов другими, каждый элемент общества способствует его изменению. Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого каждый момент испытывает социальный конфликт. Конфликты - неотъемлемые компоненты общественной жизни, поэтому задача состоит в том, чтобы уметь их контролировать. Теория конфликтов Р. Дарендорфа включает в себя следующие положения: основа конфликтов - противоположность интересов индивидов и социальных групп; основные социальные конфликты сосредоточены в политической сфере, обусловлены отношениями господства и подчинения, характером власти; источник конфликтов - неравенство доступа к ресурсам (финансовым, информационным, интеллектуальным). Согласно теории позитивно-функционального конфликта Л. Козера, социальный конфликт представляет собой борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, цели противников - нейтрализация, нанесение ущерба или устранение. По мнению Л. Козера, в любой системе, состоящей из разных частей, обнаруживается дисбаланс, напряженность, конфликт интересов; конфликты могут нести не только разрушение, но и при определенных условиях укреплять интеграцию, приспособляемость к среде, они играют важную роль в обновлении общества; чем выше сплоченность в группе, тем интенсивнее и разрушительнее может быть конфликт. Общая теория конфликта К. Боулдинга говорит о том, что конфликт выступает как вид социального взаимодействия, является ситуацией, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций, стремятся опередить противника своими действиями. Теория социального обмена объясняет успех взаимодействия людей посредством взаимно приобретенной выгоды. Наиболее яркие представители теории социального обмена Дж. Хоманси и П. Блау исходят из приоритета человека, а не системы, по их мнению, социальное действие - процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты, издержки в общении; в социальном поведении любого человека лежит рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо, стремиться к получению разнообразных выгод; основа социальных взаимоотношений - получение и обмен благами, выгодами, вознаграждениями. Теория социального обмена говорит о том, что поведение людей - постоянный обмен ценностями, предмет обмена - то, что имеет социальную значимость; в обществе имеется шкала ценностей, подлежащих "обмену", ценность каждого человека складывается из тех качеств, которые подлежат обмену, а сам обмен не бывает равным, так как его результаты оцениваются субъективно. Дж. Мид, основатель символического интеракционизма, считал, что главной характеристикой человеческого действия является использование символов, которые составляют основу сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения самонаблюдения. По его мнению, поведение человека - на пассивная реация на вознаграждения и наказания, люди реагируют не только на поступки других, но и на их намерения, а важную роль играют символы, значимые жесты, символические объекты. Существуют две формы, ступени социального действия: общение при помощи жестов, символическое опосредованное общение с помощью языка. Согласно данному направлению, символы выполняют координирующую функцию, если разделяются членами группы; человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. Общение с помощью языка характеризуется тем, что порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом; позволяет поставить себя на место другого индивида, видеть себя глазами другого индивида. Теория основывается на трех основных посылках: люди действуют на основе значений, которыми они наделают элементы своего окружения, эти значения являются продуктом социального взаимодействия, возникают и изменяются в результаты их индивидуального восприятия. Феноменологическая социология — направление социологии, основанное на феноменологическом методе. Австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959), основатель феноменологической социологии, предложил микросоциологический подход, также названный как феноменология. Согласно данному направлению, восприятие мира, действительности, конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события; задача социологии - понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов; в центре - не мир в целом, а человек в его специфическом измерении; социальная реальность "конструируется" посредством образов и понятий; социальный мир образуют мнения, социальная реальность - пересечение смысловых полей участников взаимодействия. Истолкование ситуации определяется системой ценностей индивида, которую он усвоил в процессе, социализации, от его жизненного опыта. Разница ценностных и смысловых значений зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Люди используют типизации (понятия, обозначающие классы предметов, которые они выражают), которые не являются уникальными по отношению к каждому отдельному человеку, а воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе общения; используя их, люди, вступая в общение друг с другом, уверены, что те видят мир таким же образом; постепенно каждый член общества создает запас "знания здравого смысла", которое разделяют другие люди, подавляющее большинство из них руководствуется им, однако оно не является неизменным; возможность понимания мотивов деятельности человека заложена в самой основе повседневной жизни, в "мире повседневности". Развитие социологии в России началось еще в 18 - середине 19 века. На первом этапе (с середины 60-х до середины 90-х годов 19 века) происходит распространение социологических идей, появление самостоятельных социологических работ, творчества идеологов народничества П. Лаврова и Н. Михайловского, заметную роль в социологической мысли играет позитивизм, который получил наиболее полное развитие в научном творчестве М. Ковалевского, который одним из первых применил сравнительно-историческим метод, исследовав генезис народов разных стран и эпох. Второй этап (с середины 90-х годов 19 века до середины 20-х годов 20 века) характерен институализацией социологии, которая проникает в академическую среду, находит поддержку в научных и общественных кругах: созданием кафедр, выпуском изданий, созданием социологического общества. В этот период возникла социологическая школа права (Н. Коркунов, С. Муромцев, П. Новгородцев), сторонники которой резко критиковали позитивизм, стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Во время третьего этапа развития (с середины 20-х до середины 50-х годов 20 века) происходит высылка из СССР социологов-немарксистов (1922), исключение социологии из программы университетского образования, закрытие социологического общества (1923). Этот период характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее яркими представителями которого были К. Тахтаров и Сорокин. Четвертый этап (с середины 50-х до середины 80-х годов 20 века) характерен началом возрождения социологии в СССР, созданием ССА, социологических лабораторий, ИКСИ АН (1986), журнала "Социс" (1974). В русской социологии существовали такие направления, как психологическая социология (П. И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий), органицистское направление (П.Ф. Лилленфельд, А. И. Стронин, В.М. Бехтерев), географическое направление (Л. И. Мечников, А. П. Щапов), субъективная школа (П. Л. Лавпов, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, С. Н. Южаков), марксистская социология (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), генетическая социология, теории многофакторного анализа (М. М. Ковалевский), антипозитивистская традиция (Б. А. Кистяковский, В. М. Хвостов, П. И. Новгородцев). П. Сорокин (1889-1986), представитель неопозитивизма и интегральной социологии, автор классических работ по теории стратификации и социальной мобильности, социокультурной динамике (главный труд - двухтомная "Система социологии"), различал теоретическую и практическую социологию. С точки зрения Сорокина, социологическое знание (разделы: социальная аналитика, социальная механика, социальная генетика) будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй; социологическая метатеория должна интегрировать все гуманитарное знание своего времени в целостную систему. Сорокин считал, что социология должна строиться по типу естественных наук; изучать мир таким, какой он есть, без нормативизма; быть объективной (изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению); отказаться от умозрительных философских построений; быть последовательной социологически плюралистической наукой, а не философско-монистической. Предмет социологии - социальное поведение и деятельность людей, социальных групп и структуры общества в целом. |