теория государства и права ответы. Объект и предмет теории государства и права
Скачать 0.81 Mb.
|
Сущность и социальная ценность права Право (в сугубо юридическом смысле) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности права. - классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); - общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. Понятие и классификация принципов права Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам относят. 1) справедливость, 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, 3) гуманизм; 4) демократизм, 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принуждения и т.п. Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права). Функции права Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Значение понятия функций права. Понятие функции права позволяет: раскрыть назначение и сущность права; познать право с активной стороны, его динамику; определить пределы и возможности правового регулирования; познать особенности и закономерности действия права. Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты: юридический (правовой) характер воздействия. Оно осуществляется юридическими средствами (нормы права, санкции, запреты и т.д.); производность его от сущности права; волевой характер воздействия – индивидуальная воля подчиняется государственной воле; целенаправленность воздействия – на определенную группу людей, сферу общественных отношений с определенной целью; воздействие на социально значимые отношения. Называются и другие признаки функции права, отмечается, что они: вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе; выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач; представляют направление активного действия; отличается постоянством, состоящем в непрерывности, длительности их действия (В.К. Бабаев, В.М. Баранов В.А.Толстик ). В зависимости от внутреннего или внешнего действия права классифицируют на две группы: внешние, находящиеся за пределами права, их называют социальными, и внутренние, находящиеся в рамках самого права. Их называют собственно – юридическими. Социальные (общесоциальные) функции права. Объективным внешним критерием классификации функций права являются различные социальные сферы. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы - экономическую, политическую и воспитательную. Им соответствуют функции права. Их называют социальными. В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного воздействия на соответствующую сферу общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая – на политическую; воспитательная – на духовную. Среди общесоциальных функций права выделяют не только функции экономические, политические и идеологические (воспитательные). Некоторые авторы называют: культурно историческую функцию, функцию социального контроля, информационно- ориентационную (В.Н.Синюков).Неразрывная связь функций права с собственно-правовой материей обусловливает существование собственно-юридических функций: 1. регулятивной и 2. охранительной. Критерием (основанием) их классификации являются способы воздействия права на поведение людей, особенности форм реализации. Регулятивная и охранительная функции - это имманентные праву функции. Они определяют необходимость его существования как социального института общества. Регулятивная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выраженное в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей. Особенности регулятивной функции права. Они выражены в путях (способах) осуществления функции, а именно: определение посредством норм право - дееспособности граждан; закрепление правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращения правоотношений; определение оптимального типа правового регулирования конкретных общественных отношений. Регулятивная функция права реализуется через две свои разновидности (подфункции): регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Особенности регулятино-статической функции. Данную функцию права отличает следующее: это функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Она закрепляет общественный статус различных субъектов (права, свободы, правовой статус); она в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляется полномочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. Чем шире раздвинуты границ, тем свободнее люди в своих действиях; функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм; решающее значение принадлежит институтам права собственности, институту политических прав и свобод. Отчетливо данная функция выражена в авторском избирательном праве. Особенности динамической функции права. Данная функция: 1. выражается в воздействии на общественные отношения путём оформления их движения (динамики); 2. определяет, каким должно быть будущее поведения людей; 3. осуществляется с помощью обязывающих норм прав, обязанностей активного поведения (оплата налогов, воинский долг, соблюдение трудовой дисциплины). Особенности охранительной функции права. Охранительная функция права - это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Для нее характерно: определение запретов на совершение противоправных деяний; установление юридических санкций за совершение указанных деяний; непосредственное применение юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения; направленность на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, личных отношений; она служит средством информации о том, какие социальные ценности взяты под охрану; реализуется должностными лицами. В охранительной функции просматриваются два главных направления: а) охрана социальных, человеческих ценностей жизни, здоровья человека, среды обитания от вредных явлений и б) охрана самого права, его нормативных предписаний и нарушений, охрана правопорядка. Резких различий между ними нет. В юридической литературе называются и другие функции права: - стимулирующая, регламентационная, организационная, пресекательная, вытеснительная (Б.В.Панченко); - стабилизирующая (консервативная) и преобразующая функции права ( В.Ф.Прозоров) В условиях нового времени, когда уже оформилось гражданское общество, в соответствии с его структурой можно выделить три основных направления его воздействия: 1. закрепление условий свободной деятельности человека в сфере быта, семьи, культуры; 2. закрепление экономических условий свободной деятельности (экономическая свобода и её гарантированность); 3. закрепление условий участия в делах общества (политическая свобода) (Л.И. Спиридонов). Плодотворно выделение в праве управленческой функции. Право - один из важнейших инструментов обеспечения управления - собственно это и есть основное назначение права. Управленческая функция - универсальная функция права, она включает в себя все остальные названные нами. Последние лишь конкретизируют её, являются средством её реализации и развития. Данную функцию можно назвать суперфункцией. Функции права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих систему: общеправовые (свойственные всем отраслям прав); межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права); отраслевые (свойственные одной отрасли права); правовых институтов (свойственные конкретному институту права); норм права (свойственные конкретному виду норм права) (Т.Н.Радько). Соотношение права и морали Право (в сугубо юридическом смысле) -это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Единство между правом и моралью. 1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у них единый объект регулирования - общественные отношения; 3) исходят в конечном счете от общества. Различия между правом и моралью. 1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством) 2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму); З) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить); 4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок; 5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права - мерами государственного воздействия; 6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.). Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов. Краткая характеристика различных подходов к понятию государства В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается как сложностью проблемы, так и наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству. Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности. Аристотель понимал государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. С точки зрения Аристотеля, все начинается с семьи, рода, которые для лучшей жизни расширяются до государства. Государство же выступает средоточием всех интеллектуальных и нравственных интересов граждан. Взгляды Аристотеля вошли в историю как патриархальная концепция возникновения и развития государства. Римский юрист Цицерон государство представлял как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Он дошел до понимания такого государства, в котором все предоставлено самому народу (народоправство). В средневековье, когда в общественной жизни усилилась роль и влияние религии, утвердились идеи божественного происхождения государства. Представители так называемой теологической (теократической) концепции государства (Августин, Фома Акви некий) проповедовали вечность., незыблемость государства как продукта божественного творения. Весьма интересным и привлекательным до настоящего времени остается теория договорного происхождения государства. Ее идеи высказывали еще древнегреческие философы (Эпикур и ДР-Х н° основательное развитие она получила в период разложения феодального строя. Представители этой теории (Т.Гоббс, Д Локк, Г.Гр°Ции> Ж.Ж.Руссо и др.) утверждали, что государство приходит на смену естественному состоянию людей в результате общественного договора: люди сами создают государство своим разумом для решения своих же жизненных проблем. В XIX в появилась органическая теория происхождения и понимания государства. Ее представители (Спенсер, Блюнчли, Вормс и др.) считали, что государство появляется вместе с людьми и, как и сами люди, является творением сил природы. Достаточно распространенной теорией происхождения государства является теория насилия (Л.Гумпловнч, К.Каутский и др.). В соответствии с этой теорией государство появилось в результате военно-политических причин, и ради этого оно существует: одни племена смогли одержать победу над другими и для удержания побежденных создали государство. В историю вошла также психологическая теория, которая объясняет надобность в государстве осознанием массой своей зависимости от власти (Н.М.Коркунов), невозможности существования без государства (Л.И.Петражицкий). Имеется также волевая теория понимания государства, которая объясняет его происхождение волевой деятельностью сильной личности (Ф.Мейтленд-Джонс); гидравлическая теория, в соответствии с которой государство возникло для организации строительства ирригационных сооружений. Так, по мнению К Витфогеля, возникли государства на Древнем Востоке, в Древнем Египте, Китае и т.д. Представляет определенный интерес понимание государства русскими юристами дореволюционного периода. Например, И М Коркунов писал, что «государство -это общественный союз представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»1. Другой русский юрист, В.М.Хвостов, считал: «...государство - это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти»2. Довольно интересным и сегодня представляется понятие государства, сформулированное известным русским государствоведом А.Д.Градовским. Он писал: «Государство - есть оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определнной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния» Во второй половине XIX и в начале XX в. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. В работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также в произведениях В.И.Ленина «Государство и революция», «О государстве» утверждалось, что государство есть машина для угнетения одного класса другим: машина, которая удерживает в повиновении одного класса прочие, подчиненные классы. Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подход к объяснению природы и социального назначения государства. Отечественные юристы советского периода, пытаясь выйти из чисто классового объяснения, в связи с объявлением советского государства общенародным, начали отыскивать универсальные функции государства. Однако, в конечном счете, в понимании государства у них получилось раздвоение: одно понятие они применяли к так называемым буржуазным государствам, а другое - к социалистическим. Единого, научного понятия государства, с их точки зрения, не было и не могло быть. Получалось, что если встретились бы советский юрист и его коллега, скажем из Франции, то они вряд ли могли найти общий язык относительно понятия «государство». Конечно же, это было ненормальным явлением. Представители отечественной науки о государстве и праве постсоветского периода также выдвигали различные определения государства. Российская школа этой науки не только еще не выработала единого подхода к понятию государства, но и не предпринимает шагов в этом направлении. Некоторые юристы все еще не могут освободиться от марксистско-ленинского учения. Классовый подход еще цепко держит их в понимании государства, хотя вряд ли они сами смогут точно сказать: кто к какому классу сегодня в России относится, и даже к какому классу можно отнести их самих. Так, В.А.Ржевкий пишет: «...государство есть организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в соответствующей политической форме» . Примерно такое же определение государства мы встречаем в учебнике В.В.Лазарева «Общая теория права и государства». «Государство- пишет В.В.Лазарев, - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока, классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»1. |