Главная страница

11 Объектно-ориентированные методы анализа. Объектноориентированные методы анализа Важное место в разработках асуп занимают


Скачать 0.54 Mb.
НазваниеОбъектноориентированные методы анализа Важное место в разработках асуп занимают
Дата11.10.2022
Размер0.54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла11 Объектно-ориентированные методы анализа.pdf
ТипДокументы
#726926

Объектно-ориентированные методы анализа
Важное место в разработках АСУП занимают объектно-ориентированные
методологии, основанные на объектной декомпозиции предметной области,
представляемой в виде совокупности объектов, взаимодействующих между собой
посредством передачи сообщений. Данный подход не является противопоставлением структурному подходу, более того, фрагменты методологий структурного анализа (а именно его базовые модели: DFD, ERD и STD) используются при объектно- ориентированном анализе для моделирования структуры и поведения самих объектов.
В качестве объектов предметной области могут рассматриваться конкретные предметы, а также абстрактные или реальные сущности (например, клиент, заказ, предприятие и т. п.). Каждый объект характеризуется своим состоянием (точнее, набором атрибутов, значения которых определяют состояние), а также набором операций для проверки и изменения этого состояния. Каждый объект является представителем некоторого класса однотипных объектов, определяющего их общие свойства. Все представители (экземпляры) одного и того же класса имеют один и тот же набор операций и могут реагировать на одни и те же сообщения.
Объекты и классы организуются с использованием следующих принципов:
1. Принцип инкапсуляции (упрятывания информации) декларирует запрещение любого доступа к атрибутам объекта, кроме как через его операции. В соответствии с этим внутренняя структура объекта скрыта от пользователя, а любое его действие инициируется внешним сообщением, вызывающим выполнение соответствующей операции.
2. Принцип наследования декларирует создание новых классов от общего к частному.
Такие новые классы сохраняют все свойства классов-родителей и при этом содержат дополнительные атрибуты и операции, характеризующие их специфику.
3. Принцип полиморфизма декларирует возможность работы с объектом без информации о конкретном классе, экземпляром которого он является. Каждый объект может выбирать операцию на основании типов данных, принимаемых в сообщении, т. е. реагировать индивидуально на это (одно и то же для различных объектов) сообщение.

Таким образом, объектно-ориентированный подход заключается в представлении моделируемой системы в виде совокупности классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается с использованием иерархии классов, а ее функционирование рассматривается как взаимодействие объектов.
Жизненный цикл такого подхода содержит этапы анализа требований, проектирования, эволюции (объединяющей программирование, тестирование и отладку, а также комплекса- цию системы) и модификации. При этом в отличие от каскадной модели отсутствует строгая последовательность выполнения перечисленных этапов.
Известные
объектно-ориентированные
методологии
базируются
на
интегрированных моделях трех типов:
• объектной модели, отражающей иерархию классов, связанных общностью структуры и поведения и отражающих специфику атрибутов и операций каждого из них (при этом одной из базовых нотаций объектной модели является диалект ERD);
•динамической модели, отражающей временные аспекты и последовательность операций (при этом достаточно часто используется STD);
•функциональной модели, описывающей потоки данных (с использованием DFD).
В табл. 5 приведены оценки объемов продаж объектно-ориентированных методологий поданным International Data Corp. на 1995 г.
Главными недостатками перечисленных объектно-ориентированных методологий
являются следующие:
• отсутствие стандартизации в рассматриваемой области программотехники
(конкретно, для представления объектов и взаимосвязей между ними);
• отсутствие метода, одинаково хорошо реализующего этапы анализа требований и
проектирования (большинство методов предназначено для объектно-ориентированного анализа, некоторые содержат слабо развитые средства проектирования, метод Booch ориентирован на проектирование). Для преодоления этих недостатков авторы известных методологий Буч (Booch), Рамбо (Rumbaugh) и Якобсон (Jacobson) объеди-
Таблица 5
Название методологии
Объем продаж, %
Rumbaugh (OMT)
40

ShIaer—Mellor
16
Booch
11
Martin— Odell
11 другие
22 нились с целью выработки унифицированной методологии, получившей название UML
(Unified Modeling Language). При создании UML его авторы руководствовались целями ускорения эволюции наиболее популярных методологий в направлении сближения их друг с другом, обобщения накопленного опыта их использования, обеспечения стабильности проектов на основе единого целостного метода.
В UML используются следующие ключевые диаграммы:
•диаграмма классов, демонстрирующая статическую структуру системы, ее содержимое — классы, объекты и отношения между ними;
• диаграмма прецедентов, моделирующая набор действующих субъектов (акторов) и прецедентов использования, с помощью которых они взаимодействуют;
• диаграмма взаимодействий, обеспечивающая возможность моделирования условий в диаграммах последовательности и коллективного взаимодействия, которые представляют объекты и межобъектные взаимодействия в измерениях времени и отношений, соответственно;
•диаграмма состояний, моделирующая изменения (переходы) состояний вследствие взаимодействия конкретного объекта с другими объектами (т. е. в отличие от диаграммы взаимодействий описывает состояния только одного класса или объекта);
•диаграмма компонентов, описывающая модули системы, в которых определены классы;
•диаграмма применения (развертывания), моделирующая схему расположения процессоров и устройств, задействованных в реализации системы, а также маршрутов передачи информации между ними.
При этом первые четыре диаграммы являются логическими представлениями разрабатываемой системы, а последние две — отражают ее физическое представление.
Разработка технического задания

После построения модели, содержащей требования к будущей системе, на ее основе осуществляется разработка Технического задания на создание системы, включающего в себя:
•требования к автоматизированным рабочим местам, их составу и структуре, а также способам и схе мам информационного взаимодействия между ними;
• разработку требований к техническим средствам;
• разработку требований к программным средствам;
• разработку топологии, состава и структуры локальной вычислительной сети;
•требования к этапам и срокам выполнения работ.
Рассмотрим основные виды работ, которые необходимо выполнить, прежде чем
приступить к проектированию (созданию проекта на разработку или адаптацию).
1) Обозначение границ реализации. Практически любая система может быть разбита на части, отражающие четыре основных типа реализации систем: ручную, пакетную, диалоговую, реального времени. Из этих четырех типов первый реализуется людьми, остальные три являются автоматическими реализациями системы. Рассмотрим критерии, с помощью которых устанавливаются наиболее приемлемые типы реализации требований для частей модели.
Ручная реализация имеет три основных преимущества перед автоматической. Во- первых, не требуется заранее точно определять процессы. По крайней мере, они могут определяться не так тщательно, как при автоматической реализации: люди хорошо знают как заполнить пробелы в спецификации. Во-вторых, ручная система может откликаться на неожидаемые запросы, а не только на заранее планируемые. Например, ручная система бронирования авиабилетов может ответить на запрос о возможности парковки автомобиля около аэропорта. В-третьих, система может быть реализована в окружении, где автоматизация невозможна по ряду причин, например психологических: хотя процесс предоставления ссуды и возможно полностью автоматизировать, люди не могут примириться с тем, что их прошения беспристрастно отклонены машиной. Безусловно, ручные системы имеют и массу недостатков. В отличие от машин люди болеют, увольняются, требуют повышения зарплаты. Однако наиболее важно, что размер и сложность ручной системы будут возрастать с увеличением числа запросов, поскольку человек может обрабатывать меньше данных, чем машина.

После определения границ ручной реализации необходимо решить, какая часть системы должна быть пакетной, а какая диалоговой. Для большинства современных предприятий вся АСУП должна быть диалоговой, если только не доказано противное.
Соответствующее заключение может быть сделано на основе собранных статистических данных, например скорости поступления запросов и частоты изменения данных. В качестве примеров причин для пакетной реализации можно привести следующие:
• некоторые запросы требуют длительной работы со срезом базы данных за определенный период (годовой отчет, пересылка накопленной информации и т. п.);
• некоторые отклики (например, отчеты о продажах) содержат большое количество статичных данных, актуальность которых не изменяется в течение дней или даже недель.
Следующий шаг — выделение частей, реализуемых как подсистемы реального времени. Существует два принципиальных отличия системы реального времени от просто диалоговой системы. Первое из них связано с концептуальным уровнем: в системе реального времени время поступления события в систему само по себе несет определенную информацию, которая не может быть закодирована. Второе связано с уровнем реализации: время отклика системы реального времени является критичным и сопоставимым со скоростью выполнения технологических операций. В целом рекомендуется реализовать как подсистемы реального времени те части АСУП, из которых должен быть исключен человек, т. е. те части, в которых приоритетны следующие факторы: скорость (например, противоракетная оборона), опасность (контроль радиоактивности), утомляемость (работа авиадиспетчера).
2) Выбор подходящих технических средств. Разработав модель требований и определив границы реализации, можно начинать выбор аппаратной платформы, на которой будет функционировать система (или, по крайней мере, сужать область для такого выбора).
Вопросы такого выбора не являются предметом данной книги и поэтому здесь не рассматриваются.
Проектирование
Этап проектирования дает ответ на вопрос: «Как (каким образом) система будет
удовлетворять предъявленным к ней требованиям? » . Задачей этого этапа является исследование структуры системы и логических взаимосвязей ее элементов, причем здесь не рассматриваются вопросы, связанные с реализацией на конкретной платформе.
Проектирование определяется как «(итерационный) процесс получения логической модели
системы вместе со строго сформулированными целями, поставленными перед нею, а также написания спецификаций физической системы, удовлетворяющей этим требованиям » .
Обычно этот этап разделяют на два подэтапа:
• проектирование архитектуры системы, включающее разработку структуры и интерфейсов компонент, согласование функций и технических требований к компонентам, методам и стандартам проектирования;
•детальное проектирование, включающее разработку спецификаций каждой компоненты, интерфейсов между компонентами, разработку требований к тестам и плана интеграции компонент.
Другими словами, проектирование является этапом ЖЦ, на котором вырабатывается, как реализуются требования к АСУП, порожденные и зафиксированные на этапе анализа.
В результате этапа должна быть построена модель реализации, демонстрирующая, как система будет удовлетворять предъявленным к ней требованиям (без технических подробностей). Фактически модель реализации является развитием и уточнением модели требований, а само проектирование является мостом между анализом и реализацией.
Структурное проектирование
Базовыми строительными блоками АСУП при использовании структурного подхода являются модули. Все виды модулей в любом языке программирования имеют ряд общих свойств, из которых существенны при структурном проектировании перечисленные ниже:
1) Модуль состоит из множества операторов языка программирования, записанных последовательно.
2) Модуль имеет имя, по которому к нему можно ссылаться как к единому фрагменту.
3) Модуль может принимать и/или передавать данные как параметры в вызывающей последовательности или связывать данные через фиксированные ячейки или общие области. При структурном проектировании выполняется два вида работ:
проектирование архитектуры АСУП, включающее разработку структуры и интерфейсов ее компонент (автоматизированных рабочих мест), согласование функций и технических требований к компонентам, определение информационных потоков между основными компонентами, связей между ними и внешними объектами;
• детальное проектирование, включающее разработку спецификаций каждой компоненты, разработку требований к тестам и плана интеграции компонент, а также
построение моделей иерархии программных модулей и межмодульных взаимодействий и проектирование внутренней структуры модулей.
При этом происходит расширение модели требований:
•за счет уточнения содержащихся в ней функциональных, информационных и, возможно, событийных моделей требований, построенных с помощью соответствующих средств структурного анализа;
•за счет построения моделей автоматизированных рабочих мест, включающих подсхемы информационной модели и функциональные модели, ориентированные на эти подсхемы вплоть до идентификации конкретных сущностей информационной модели;
• за счет построения моделей межмодульных и внутримодульных взаимодействий с использованием техники структурных карт.
В структурном подходе для целей проектирования модулей используются техники структурных карт (схем), демонстрирующие, каким образом системные требования будут отражаться комбинацией программных структур. При этом наиболее часто применяются две техники: структурные карты Константайна (Constantine), пред- назначенные для описания отношений между модулями, и структурные карты Джексона
(Jackson), предназначенные для описания внутренней структуры модулей.
Структурные карты Константайна являются моделью отношений иерархии между программными модулями. Узлы структурных карт соответствуют модулям и областям данных, потоки изображают межмодульные вызовы (в том числе циклические, условные и параллельные). Межмодульные связи поданным и управлению также моделируются специальными узлами, привязанными к потокам, стрелками указываются направления потоков и связей. Фундаментальные элементы структурных карт Константайна стандартизованы IBM, ISO и ANSI.
Техника структурных карт Джексона восходит к методологии структурного программирования Джексона и заключается в продуцировании диаграмм и схем для графического иллюстрирования внутримодульных (а иногда и межмодульных) связей и документирования проекта архитектуры АСУП. При этом структурные карты Джексона позволяют осуществлять проектирование нижнего уровня АСУП и на этом этапе близки к традиционным блок-схемам, моделирующим последовательное, параллельное, условное и итерационное исполнение их узлов.

Структурные карты сами по себе ничего не говорят о качестве модели реализации, так как являются всего лишь инструментом моделирования структуры системы и взаимосвязей ее компонент, однако существуют критерии, позволяющие оценить это качество.
Один из фундаментальных принципов структурного проектирования заключается в
том, что большая система должна быть расчленена на обозримые модули. Это расчленение должно быть выполнено таким образом, чтобы модули были как можно более независимы (критерий сцепления — coupling), и чтобы каждый модуль выполнял единственную (связанную с общей задачей) функцию (критерий связности — cohesion).
Таким образом, одним из способов оценки качества модели реализации является
анализ сцепления модулей. Сцепление — это мера взаимозависимости модулей. В хорошем проекте сцепления должны быть минимизированы, т. е. модули должны быть слабозависимыми (независимыми) настолько, насколько это возможно. Слабое сцепление между модулями служит признаком хорошо спроектированной системы по следующим причинам:
•уменьшается количество соединений между двумя модулями, что приводит к уменьшению вероятности появления «волнового эффекта » (ошибка в одном модуле влияет на работу других модулей);
• минимизируется риск появления «эффекта ряби » (внесение изменений, например при исправлении ошибки, приводит к появлению новых ошибок), так как изменение влияет на минимальное количество модулей;
• при сопровождении модуля отпадает необходимость беспокоиться о внутренних деталях других модулей;
•система упрощается для понимания настолько, насколько это возможно.
На практике существуют три основных типа сцепления, используемых системными
проектировщиками для связи модулей: нормальное сцепление, сцепление по общей области
и сцепление по содержимому. С позиций структурного проектирования эти типы являются соответственно приемлемым, неприемлемым и запрещенным.
Два модуля А и В нормально сцеплены, если: А вызывает В;
В возвращает управление А; вся информация, передаваемая между А и В, представляется значениями параметров при вызове.

Нормальное сцепление в свою очередь делится на три типа: сцепление поданным,
сцепление по образцу, сцепление по управлению. На практике наиболее часто используется сцепление по данным.
Два модуля сцеплены поданным, если они взаимодействуют через передачу параметров и при этом каждый параметр является элементарным информационным объектом.
Отметим, что в случае небольшого количества передаваемых параметров сцепление по данным обладает наилучшими характеристиками.
Два модуля сцеплены по образцу, если один посылает другому составной информационный объект, т. е. объект, имеющий внутреннюю структуру. Примером составного объекта может быть объект Данные о клиенте, включающий в себя поля: Название организации, Почтовый адрес, Номер счета и т. п.
Два модуля сцеплены по управлению, если один посылает другому информационный объект — флаг, предназначенный для управления его внутренней логикой. Существует два типа флагов — описательный и управляющий. Описательный флаг обычно описывает ситуацию, которая произошла, и именуется с использованием существительных и прилагательных: Конец файла, Введенная кредитная карта. Управляющий флаг используется для декларирования определенных действий в вызываемом модуле и именуется с использованием глаголов: Читать следующую запись, Установить в на-
чало. В общем случае управляющие флаги усиливают сцепление и, следовательно, ухудшают качество проекта.
Как уже отмечалось, перечисленные три типа нормального сцепления в разной степени поддерживают суть модульности и являются приемлемыми в структурном проектировании.
Ниже определяются два вида сцепления, которые выходят за пределы хорошей модуль- ности.
Два модуля сцеплены по общей области, если они ссылаются к одной и той же области глобальных данных. Сцепление по общей области является плохим по следующим причинам. Во-первых, ошибка в одном модуле, использующем глобальную область, может неожиданно проявить себя в любом другом модуле, также использующем эту глобальную область, поскольку эти глобальные данные не находятся «под защитой » модуля. Во- вторых, модули, ссылающиеся к глобальным данным, обычно используют точные имена (в отличие от модулей, которые вызываются с использованием параметров). Следовательно, гибкость модулей, сцепленных глобально, намного хуже, чем гибкость нормально
сцепленных модулей. В-третьих, программы с большим количеством глобальных данных чрезвычайно трудны для понимания сопровождающим программистом, поскольку сложно определить, какие данные используются отдельным модулем.
Два модуля сцеплены по содержимому, если один ссылается внутрь другого любым способом, например, если один модуль передает управление или выполняет переход в другой модуль, если один модуль ссылается или изменяет значения информационных объектов в другом модуле или если один модуль изменяет код другого модуля. Такое сцепление делает абсурдной концепцию модулей как черных ящиков, поскольку оно вынуждает один модуль знать о точном содержании и реализации другого модуля. Вообще говоря, только ассемблер позволяет проектировщикам применять данный вид сцепления.
В табл. 6 приведены сравнительные характеристики по каждому типу сцепления.
Другим критерием оценки качества разбиения системы на части является критерий
связности, который контролирует, как действия в одном модуле связаны друг с другом.
Фактически сцепление и связность являются двумя взаимозависимыми способами
измерения расчленения системы на части: связность модуля часто определяет качество
его сцепления с другими модулями.
Связность — это мера прочности соединения функциональных и информационных
объектов внутри одного модуля. Размещение сильносвязанных объектов в одном и том же модуле уменьшает межмо-
Таблица б
Тип
сцепления
Устойчивость
к
волновому
эффекту
Модифици-
руемость
Понятность
Используемость
в других системах
По данным
* хорошая хорошая хорошая
По образцу
* средняя средняя средняя
По управлению средняя плохая плохая плохая

По общей области плохая средняя плохая плохая
По содержимому плохая плохая плохая плохая
* — зависит от количества параметров интерфейса дульные взаимосвязи и взаимовлияния. Выделяются следующие связности: функциональная, последовательная, информационная, процедурная, временная, логическая и случайная.
Функционально связный модуль содержит объекты, предназначенные для выполнения одной и только одной задачи, например: Расчет заработной платы. Считывание данных
кредитной карты. Каждый из таких модулей имеет одну четко определенную цель, при его вызове выполняется только одна задача (при этом она выполняется полностью без исполнения любого другого дополнительного действия).
Последовательно связный модуль содержит объекты, охватывающие подзадачи, для которых выходные данные предыдущей подзадачи служат входными данными для последующей, например: Открыть файл— Прочитать запись— Закрыть файл.
Информационно связный модуль содержит объекты, использующие одни и те же входные или выходные данные. Предположим, что мы хотим выяснить некоторые сведения о книге, зная ее ISBN: название книги, автора и цену. Эти три подзадачи являются связанными потому, что все они работают с одним и тем же входным информационным объектом — ISBN, который и делает этот модуль информационно связным.
Процедурно связный модуль содержит объекты, которые включены в различные
(возможно, несвязные) подзадачи, в которых управление переходит от каждой подзадачи к последующей (отметим, что в последовательно связном модуле данные, а не управление, переходили от одной подзадачи к последующей).
Временно связный модуль содержит объекты, которые включены в подзадачи, связанные временем исполнения.
Логически связный модуль содержит объекты, содействующие решению одной общей подзадачи, для которой эти объекты отобраны во внешнем по отношению к модулю мире.

Таким образом, логически связный модуль содержит некоторое количество подзадач
(действий) одного и того же общего вида. Чтобы его использовать, необходимо выбрать именно ту часть (части), которая требуется. Эти различные подзадачи должны обладать од- ним и только одним интерфейсом с внешним миром. При этом семантика каждого параметра зависит от используемой подзадачи.
Случайно связный модуль содержит объекты, соответствующие подзадачам, незначительно связанным друг с другом.
Случайно связный модуль подобен логически связному модулю, его объекты не связаны ни потоками данных, ни потоками управления. Однако подзадачи в логически связном модуле являются по крайней мере одной категории; для случайно связного модуля даже это неверно.
В табл. 7 приведены сравнительные характеристики для каждого уровня связности.
Следовательно, связность является мерой функциональной зависимости объектов
(исполняемых операторов, областей данных и т.д.) внутри одного модуля. В хорошей модели связность каждого модуля является высокой (последовательность введенных выше определений уровней связности соответствует направлению от луч-
Таблица 7
СВЯЗНОСТИ
Сцепление
Модифици-
руемость
Понятность
Сопровож-
даемость функцио- нальная хорошее хорошая хорошая хорошая последова- тельная хорошее хорошая близкая к хорошей хорошая информа- ционная среднее средняя средняя средняя процедурная переменное переменная переменная плохая временная плохое средняя средняя плохая логическая плохое плохая плохая плохая случайная плохое плохая плохая плохая
шей связности к худшей). Как и сцепление, связность является одним из лучших критериев оценки качества проекта.
Очевидно, что для оценки качества проектируемой АСУП критериев сцепления и связности недостаточно. Например, если бы мы осуществляли оценку только по критерию сцепления, мы бы всегда получали системы, состоящие из одного модуля. Связность этого единственного модуля также была бы вполне приемлемой.
Поэтому кроме этих двух взаимно дополняющих друг друга критериев в структурном проектировании существует ряд других принципов, которые могут применяться для оценки и улучшения качества модели на основании структурных карт.
Рассмотрим основные принципы, позволяющие получать качественные системы.
1) Принцип факторизации. Под факторизацией понимается выделение подзадачи, реализуемой некоторым модулем, в новый самостоятельный модуль. Это может быть сделано с целью:
• уменьшения размеров модуля;
• обеспечения возможности и преимущества классического проектирования сверху вниз, позволяющего строить систему более легкую для понимания и облегчающего модификацию системы;
• устранения дублирования подзадачи, выполняемой более чем одним модулем;
• отделения собственно вычислений от управления (вызовы и принятия решения);
• обеспечения более широкой пригодности модулей для использования их в различных частях системы;
• упрощения реализации.
2) Принцип единства решения. Процесс любого решения состоит из двух частей: распознавания, какое действие выбрать, и исполнения этого действия. Поскольку эти две составляющие решения различны, информационные объекты, используемые при распознавании и исполнении, также могут существенно различаться и, следовательно, могут быть недоступны в одном модуле. Такая ситуация получила название расщепления решения. Сильное расщепление решения (хотя иногда расщепления не удается избежать) обычно является симптомом плохой организации модулей. Исполнительная часть решения должна располагаться как можно ближе к распознавательной части, чтобы распознанной информации не пришлось долго «блуждать » для того, чтобы быть обработанной.

3) Обработка ошибок. Сообщения об ошибках целесообразно формировать и визуализировать в модуле, который ошибку обнаруживает (и, следовательно, «знает » , что это за ошибка). Тексты сообщений рекомендуется хранить вместе, так как при таком походе:
• легче сохранять согласованность формулировок и форматов сообщений. Представьте себе состояние пользователя, когда он получает различные сообщения для одной и той же ошибки, когда она встречается в разных частях системы;
• появляется возможность хранить тексты сообщений в отдельном файле, а не внутри кода модуля;
• легче избежать дублирования сообщений;
• облегчается модификация сообщений (включая их перевод на другой язык).
4) Принцип отсутствия памяти состояния. Когда вызванный модуль после выполнения своей функции возвращает управление вызвавшему его модулю, он «умирает » , оставляя после себя лишь результат. При повторном вызове он делает свою работу так, будто он только что «родился » . Модуль «не помнит » , что происходило в его предыдущих жизнях.
Однако существует тип модуля, который «знает » о своем прошлом благодаря так называемой памяти состояния. Память состояния — это информационный объект внутри модуля, который продолжает существовать неизменным между двумя вызовами модуля.
Работа модуля с памятью состояния в общем случае непредсказуема, это означает, что хотя модуль вызывался с одинаковыми фактическими параметрами, исполняться он может по- разному, и результаты его работы при разных вызовах могут быть различными.
Сопровождение такого модуля резко усложняется.
5) Инициализация и завершение. Как правило, модули инициализации и завершения трудны для сопровождения из-за их плохой (временной) связности и сильного сцепления.
Общая рекомендация по решению этой проблемы — инициализацию каждой функции желательно выполнять как можно позже, а действия по завершению каждой функции должны производиться как можно раньше. И конечно, необходимо проводить инициализацию и завершение как можно ближе к тому, что инициализируется или завершается.
6) Компромисс между ограниченностью и обобщенностью. Ограниченный модуль обладает по крайней мере одной из следующих характеристик:

• выполняет излишне специфическую работу. Например, модуль, вычисляющий среднюю ежемесячную температуру для месяца продолжительностью в 30 дней, является ограниченным; на самом деле необходим модуль, который генерировал бы среднюю температуру для месяца любой продолжительности. Продолжительность месяца могла бы передаваться ему как параметр, а не быть жестко установленной внутри;
• имеет дело с ограниченными значениями данных, их типами и структурами
(например, модуль, предполагающий, что человек может быть собственником только одного автомобиля);
• включает в себя условия о месте и способе его использования.
Противоположная крайность ограниченному модулю — сверхобобщенный модуль, обладающий по крайней мере одной из следующих характеристик:
• выполняет слишком завышенный объем работы, результаты которой не используются в большинстве ситуаций. Примером является модуль, формирующий расписание игр чемпионата по футболу как по григорианскому, так и по юлианскому ка-лендарю;
21 - Физиология системы пищеварения
- лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
• имеет дело со слишком избыточными типами данных, их значениями и структурами.
Например, использование числа типа REAL вместо INTEGER для того, чтобы следить за количеством болтов на складе, было бы чрезмерным обобщением;
• принимает в качестве параметров данные, которые никогда не изменятся. Так, модуль, которому передается количество дней в неделе, является определенно сверхобобщенным, а также до смешного нелепым.
7) Минимизация избыточности, то есть устранение дублирования. Если любой факт, условие или реализационное решение явно проявляются в более чем одном модуле, то усилия по сопровождению, состоящие из нахождения всех случаев этого факта и их изменения, увеличиваются. Также возникает риск, что человек, сопровождающий такую систему, забудет изменить один из дублей.
8) Нагрузка по входу и выходу. Под нагрузкой модуля по входу понимается количество непосредственных вызывающих его модулей. Соответственно, нагрузка модуля по выходу
— это количество непосредственно подчиненных ему модулей. По уже упоминавшимся выше причинам нагрузка по выходу не должна превышать 6—7 модулей. Высокая нагрузка по входу требует от модуля хорошей связности.

В заключение отметим, что при использовании структурного подхода обеспечивается естественный переход от этапа анализа к этапу проектирования за счет комбинирования транзакционных и трансформационных алгоритмов преобразования модели функциональ- ных требований (а именно иерархии диаграмм потоков данных) в структурные карты.


написать администратору сайта