КУРСОВАЯ БАНДИТИЗМ. Обычай и право, как виды социальных норм
Скачать 173.5 Kb.
|
2.3. Взаимодействие обычаю права и обычая Обычаи признанных играют существенную точка роль в регуляции человеческие различных сторон которые общественной жизни. Они когда тесно связаны обычаев с правом, моралью, свеча культурой, политикой, однако религией, другими между социальными нормами. Исторически соответствие право как защитой система норм образование в значительной степени свеча вырастало из обычаев, связи которые санкционировались образование публичной властью данный по мере практической может необходимости. Так, достаточно например, источником являются римского права правовой были Законы себе XII таблиц – обычаи начал римской общины, является записанные на двенадцати правовой деревянных досках. В которых Вавилоне законы обязательными царя Хамуррапи носят были высечены регулируют на большом базальтовом социальных столбе. Таким образом, соответствии обычай ― это наше привычная норма свеча поведения. Разновидностями соответствии обычаев являются судебного традиции (хотя регулируют некоторые ученые упоминания считают их самостоятельными возраста социальными нормами), направлялся обряды (например, наиболее свадебные), ритуалы (обрядовые достаточно церемонии, совершаемые обычай в торжественной обстановке). Соблюдение является некоторых обычаев (обрядов, образование ритуалов, церемоний) является обычаи для человека иными не менее императивным олицетворяющих требованием, чем другие исполнение законодательных обеспечения предписаний, ибо возникает здесь, как неправовых правило, ощущается отсылка жесткое давление признанных общественного мнения, неправовых молвы окружающих; имущественные боязнь подвергнуться между осуждению со стороны содержание знакомых, друзей, практической коллег; нежелание ничего оказаться в положении способствуют человека, не уважающего характерен общепринятые нормы вплоть поведения (гостеприимство, олицетворяющих уважение старших; частности традиция отмечать значение различные радостные точка события, неофициальные обычая праздники, дни обычай рождения, устройство признание свадьбы, новоселий поддерживают и т. д.). Традиции некоторые обязывают. В юридической ранее науке все возникает действующие в обществе являются обычаи подразделяются судебного на правовые(обычное право) и полностью не создания правовыеили общегражданские. Правовые обществе обычаи потому нормативно и называются правовыми, отсылка что они органы получают отражение признанных в праве, им охраняются, котором защищаются, приобретая качестве тем самым хотя юридическую силу. Одни любой из них прямо признанных закрепляются в законе, нормы другие лишь придающее подразумеваются, третьи обычаю логически вытекают возникла из тех или собирал иных правовых характер норм. Чаще приобретает всего они некоторые просто упоминаются, следующий что означает, состоящим что ими оказывают можно руководствоваться. Например, между в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин способствуют приобретает и осуществляет текст права и обязанности людей под своим через именем, включающим отечественный фамилию и собственное свеча имя, а также нормы отчество, если законе иное не вытекает государство из закона или этом национального обычая»20. В диспозитивная некоторых случаях между санкционированный обычай другой является источником весьма права. Например, между гражданское право оборота признает обычаи государства делового оборота, действуют так, согласно судебного ст. 5 ГК РФ это обряды сложившееся и широко действующие применяемое в какой-либо действуя области предпринимательской следующий деятельности правило соответствие поведения, не предусмотренное индивидами законодательством, независимо обычаев от того, зафиксировано церковными ли оно в каком-либо воспроизводит документе. Обычаи немаловажную делового оборота, иные противоречащие обязательным создания для участников государства соответствующего отношения данный положениям законодательства законе или договору, различия не применяются. Что касается традиции неправовых (общегражданских) обычаев, человеческие то их великое множество, регуляторы и те из них, которые одна носят прогрессивный имеющимся характер, право возможного поддерживает; к другим частности относится безразлично (нейтрально), являются поскольку они лице не причиняют никакого иными вреда, с третьими (вредными) ведет одной борьбу, стремится получает вытеснить их (пьянство, обязательными некоторые местные законов традиции горских современной народов – калым, нежели выкуп невесты). Есть различия обычаи, которые людей связаны с религиозной обязательными или расовой ограничена нетерпимостью, неравенством используя полов и т. д. Право, таблиц государство подходят противоречить к тем или обычая иным обычаям указывающим дифференцированно – старые, может неугодные отсекаются; источника новые, полезные целям поощряются. Следует области иметь в виду, этом что в обычаях социальной есть немало связи консервативного, застывшего, этом неприемлемого Заключение Право как результат развития первичных социальных норм впоследствии изменялось и развивалось одновременно с обществом. Оно становилось показателем морального, культурного развития общества и остается им до сих пор. Объединяет все взаимоотношения людей во всех сферах общества, закрепляя наиболее приемлемые и компромиссные нормы на основе сложившихся в самом обществе правил поведения. Р. Давид, завершая свой краткий обзор о правовом обычае, писал: «Более точным представление о роли обычая станет тогда, когда возродят традицию и перестанут отождествлять право и закон. Если понимать закон лишь как одно из средств (главное в наши дни) для выражения права, то ничто не мешает признанию наряду с законодательными актами полезности других источников. И среди этих последних важное место займет обычай: естественно и даже необходимо учитывать обычное поведение людей, чтобы установить то, что объективно считается в обществе справедливым». Эволюция нормативно правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Всякий обычай – правило поведения, признаваемое в силу многократного повторения и социального признания образцом. Хотя обычай – одно из наиболее древних явлений, во многом предопределившее и «изнутри» повлиявшее на формирование права и его развитие, наукой он всегда воспринимался и оценивался неоднозначно, часто даже в рамках одного государства эта категория лишена внутреннего единства. Правовые обычаи как особая разновидность обычаев являются формой (источником) права, обладают юридической нормативностью, установлены в качестве правила в отношении неопределенного круга лиц и занимают особое место в механизме правового регулирования, при этом на разных исторических этапах и в разных отраслях права их роль и значение различны. Изначально законодательная власть вообще не касалась многих отношений, не считала своей задачей их определение, не решалась самостоятельно творить право и долгое время ограничивалась закреплением обычаев, поэтому «юридическое воззрение прокладывало себе дорогу» именно путем обычая: первые нормативно-правовые акты формализовали обычаи, а ранние кодификации систематизировали их. Позднее закон вытеснил обычное право, став господствующей формой, однако немало современных явлений преимущественно в сфере частного (гражданского) права имеют «обычное» происхождение. Однако роль и значение правовых обычаев за рамками частного права невелики: принципиальная неадекватность данной формы подчеркивается применительно к современному регулированию государственно-правовых отношений, о регулирующей силе обычая в уголовном праве не приходится говорить вообще. Но все же в заключении обратим внимание на то, что несправедливо игнорировать такой источник права как правовой (санкционированный) обычай. Все его формы применяются в различных правовых системах мира и занимают там свое особое место. Список использованной литературы Алексеев С.С. Восхождение к праву. Учебник. - М., 2010. Алексеев С.С. Общая теория права. Учебник. - М., 2011. Апенченко Ю. Обычай и закон. Как они уживаются // Юридический вестник. - М., 2014. № 10. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 1. Общие положения. - М., 2013. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. - М., 2008. № 1. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1988. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М., 2008. Колесников Е.В. Обычай как источник государственного права // Правоведение. - М.,2005. № 4. Кашанин Т.В. «Происхождение государства и права» (учебное пособие). - М., 2004. Колесников Е. В. Обычай как источник государственного права // Правоведение. - М.,2014. №4. Ломакина И. Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект. Автореф. дис. д-ра юрид. наук.- СПб., 2005. Минникес И.В Статья: Обычай как источник русского права: историко-правовой анализ.. "История государства и права". - М., 2010, N 15. Малова О.В. Правовой обычай и его виды // СибЮрВестник. - М., 2001 № 1. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.// Общая теория права ( Курс лекций). - Н-н. 2003. Марченко М.Н., Источники права (учебное пособие) - М., 2008. Ровный В. В. Обычай в современном обороте. Иркутский университет. - Иркутск 2014. Теория государства и права учебник для вузов/под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М., 2001. Нешатаева Т.Н., статья Прецедент или «единообразная практика» журнал «Законодательство» - М., 2012. №5. Царегородская Е. В. Структура правового обычая в истории правовой мысли / / Правоведение. – М., 2013. № 1. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. 5-е издание – М., 2013. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебник.- М., 2005. 1 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. 5-е издание – М., 2013. С. 163. 2 Давид Р. Основные правовые системы современности. Учебник. - М., 1988. С. 55. 3 Колесников Е. В. Обычай как источник государственного права // Правоведение. - М.,2014. №4. С. 271. 4 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. 5-е издание – М., 2007. С. 98. 5 Теория государства и права учебник для вузов/под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М., 2001. С. 311. 6 Марксистско-ленинская общая теория государства и права: В 4т. Т. 1. Основные институты и понятия / Отв. ред. В.М. Чхиквадзе. - М.,1970. С. 65. 7 Наумкина В. В. Региональные источники права: история и современность (на примере Сибири). – Красноярск. 2009. С. 104. 8 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебник.- М., 2005. С. 211. 9 Царегородская Е. В. Структура правового обычая в истории правовой мысли / / Правоведение. – М., 2007. № 1. С. 261. 10 Ровный В. В. Обычай в современном обороте. Иркутский университет. - Иркутск 2004. С. 198. 11 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. 5-е издание – М., 2007. С. 84. 12 Алексеев С.С. Общая теория права. Учебник. - М., 2006. 13 Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. - М., 1998 № 1. 14 Апенченко Ю. Обычай и закон. Как они уживаются // Юридический вестник. - М., 1996. № 10. 15 Конституция Российской Федерации. 16 Ломакина И. Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект. Автореф. дис. д-ра юрид. наук.- СПб., 2005. С. 77. 17 Малова О.В. Правовой обычай и его виды // СибЮрВестник. - М., 2001 № 1. 18 Кашанин Т.В. «Происхождение государства и права» (учебное пособие). - М., 2004. 19 Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.// Общая теория права ( Курс лекций). - Н-н. 1993. С. 61. 20 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебник.- М., 2005. С. 223. |