Главная страница
Навигация по странице:

  • Жак Луи Давид

  • Энгра

  • «Офицер конных императорских егерей во время атаки».

  • О.А.Кипренского

  • А.Г.Венецианов, В.А.Тропинин

  • «Кружевница»

  • Последний день

  • ответы. 20.Ответ -Образ человека романтизма и классицизма. Образ человека в искусстве классицизма и романтизма. Классицизм


    Скачать 24.32 Kb.
    НазваниеОбраз человека в искусстве классицизма и романтизма. Классицизм
    Анкорответы
    Дата08.04.2023
    Размер24.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла20.Ответ -Образ человека романтизма и классицизма.docx
    ТипДокументы
    #1046278

    Вопрос билета. Образ человека в искусстве классицизма и романтизма.

    Классицизм воспевал гражданские добродетели, герой его произведений – идеальный человек, который подчиняет личные интересы национальным или государственным. Он рационален, в его поведении разум всегда берет верх над эмоциями.

    Ему присущи: нравственная стойкость, правдивость, мужество, непреклонная верность долгу и слову, и эти свойства его души выражаются в героических поступках, красивых жестах.

    Образцом для искусства классицизма служила «классическая» культура Древней Греции и Рима. Живописцы заимствовали героев и сюжеты из античной мифологии и истории. На картинах классицистов природа служила величественным, гармоничным, упорядоченным фоном, на котором действуют античные или библейские персонажи.

    Античная идея о том, что человек – результат общественного воспитания и должным образом образованный, он в состоянии создать и поддерживать правильный гражданский порядок, актуальна для философии середины XVIII века. Мыслители этой эпохи пишут о великой роли патриота в жизни страны.

    Доктрина просветительского классицизма, с одной стороны, была основана на правилах и «священных» традициях античности и предполагала высокую миссию искусства в пропаганде великих идей прошлого, но, с другой стороны, эпоха Просвещения желала видеть в избранных для картин сюжетах прямые аналогии современным идеям.

    Жак Луи Давид соединил в своем творчестве обе стороны просветительского классицизма. В картине «Клятва Горациев» художник отразил в сюжете античной истории события своего времени. В произведении эффектно передана решимость братьев Горациев идти в бой за свою отчизну. Монументальность сцены, концентрирующей внимание на гражданском самоотречении братьев и отца, подчеркивает, что самопожертвование есть самое совершенное в природе человека. Драма личного и общественного должна решаться в пользу последнего.

    В произведениях живописи, исполненных в стиле классицизма, мало внимания уделялось чувствам и переживаниям героев. Таковы, например, полные холодной красоты картины французского художника Энгра. Он стремился отразить в своем творчестве прекрасный античный идеал, его картины были посвящены мифологическим сюжетам, например, работа «Фетида, умиляющая Юпитера». Композиция картины строго логична, фигуры своей статичностью напоминают барельеф.

    Классицисты заслуживают подражания, они не забывали, что произведение искусства оказывает воздействие на человека, не забывали об ответственности художника за то, каким окажется это воздействие. Они старались воспитывать зрителя на достойных образцах. Пуссен говорил, что искусство дает человеку возможность созерцания «добродетели и мудрости, которые помогут ему оставаться непобедимым под ударами судьбы».

    Самое интересное для художника-романтика – это таинственный и свободный, неподвластный правилам душевный мир человека, связанный невидимыми нитями со всем мирозданием. Его-то и стараются выразить средствами изобразительного искусства.

    Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремится к совершенству, мечтает об идеале. Романтическое искусство воспевает героя, восставшего против общества, поднявшегося на борьбу против господствующих нравов, морали, норм поведения. Однако чаще всего в этой борьбе он терпит неудачу. Вот почему романтическое искусство приобретает зачастую характер меланхолии, разочарования, пессимизма.

    Романтический герой действует вопреки обстоятельствам. Общество его не понимает или даже отвергает. Он мужественно движется к своей цели, а если понимает, что проиграл, скорее, уйдет из жизни, чем примирится с поражением.

    В романтизме чувства и переживания героев находились в центре внимания авторов.

    Одним из первых художников-романтиков был Теодор Жерико. Он черпает свои образы из военной жизни, овеянной для него в те времена романтическим ореолом боевой славы, подвигов и гибели.

    Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер.

    Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки».

    Уже первые произведения Жерико, отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.

    Художник искал своих героев не в античных мифах, а среди современников. Летом 1816 года французский корабль «Медуза» потерпел крушение в открытом море.

    Эта трагедия стала сюжетом большой и сложной картины «Плот «Медузы». Художник выбрал самый драматический момент плавания.

    Жерико развернул действие в картине так, чтобы показать разнообразие переживаний действующих лиц, переходящих от отчаяния к надежде. Слева у края плота сидит с умершим сыном па руках склонившийся человек, его не трогает даже близкое спасение. Дальше показаны люди, у которых возникает надежда. Наконец, у правого края плота — небольшая группа, переходящая к действию; в центре ее негр-матрос взбирается на бочку и машет обрывками своей рубашки. Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.

    Сильнейшее внутреннее движение, страсть и драму Жерико передал, прежде всего, смелым и глубоко продуманным композиционным построением, динамическим ритмом линий и энергичными светотеневыми контрастами.

    Изображение глубоких чувств, напряженный, вызывающий тревогу сюжет стали характерной чертой романтизма в живописи.

    Во многих произведениях русский романтизм близок сентиментализму, что лучше всего выразилось в жанре портрета. В центре внимания художников находится натура яркая, неповторимая, значительная в силу своих личностных, а не сословных достоинств.

    Особенно существенной была роль романтизма в формировании эстетических взглядов О.А.Кипренского (портреты гусара Е. Давыдова, В. Жуковского, А.Пушкина). Образ поэта, творца особенно интересовал художников романтического направления. А. Пушкин на портрете Кипренского показан в самый счастливый момент – момент творчества. Скрещенные на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, – все это характерные приметы романтического героя, отрешенного от окружающего мира и погруженного в свои мысли.

    Художники А.Г.Венецианов, В.А.Тропинин ввели в живопись XIX века образы представителей третьего сословия - ремесленников, крестьян, солдат. Лица их моделей полны достоинства и здоровой природной красоты (Тропинин «Кружевница», Венецианов «Жнецы»).

    Романтизм нашел средства выражения внутреннего мира человека, передавая те или иные драматические события человеческой жизни. Романтик видит и ищет главное, самое ценное не в той жизни, которой он живет «здесь и теперь», а в какой-то иной реальности: в далекой стране, в ином укладе жизни, в прошлом или будущем времени, в области мечты, в мистическом мире.

    Известное монументальное полотно Брюллова «Последний день Помпеи» является национальным достоянием. Художник изобразил столкновение человека и разрушительных сил природы. Перед лицом разбушевавшейся стихии люди ведут себя по-разному: одни покоряются судьбе, другие рвутся к спасению, проявляя любовь и героизм.

    В эпоху реалистического искусства романтический персонаж начинает казаться беглецом в вымышленный мир, или «лишним человеком», который просто не может найти свое место в реальной действительности. Выдуманные герои романтических произведений жили в вымышленном мире мнимых противоречий, в то время как в жизни существовали реальные противоречия и реальные страдания.




    написать администратору сайта