Овечкина1, АПБ-41. Образ дональда трампа в российских и зарубежных сми через призму социолингвистики
Скачать 94.73 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ВГСПУ») Институт иностранных языков Кафедра межкультурной коммуникации и перевода ОБРАЗ ДОНАЛЬДА ТРАМПА В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ Курсовая работа по дисциплине «Теория перевода» по направлению 03.57.00 «Лингвистика» профиля «Перевод и переводоведение» «Прошла защиту» Исполнитель Оценка________________ Овечкина Елена Алексеевна «___» ____________2017 г. (ИИЯ-АПБ-41) Преподаватели Научный руководитель ______________________ Леонтович О. А., доктор филол. наук, профессор ______________________ _____________________________ Волгоград – 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………….……..3 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА…………………………………………………………….……..…..6
1.2 Понятийный аппарат, методика и материал исследования……………..….9 1.3 Личность Дональда Трампа ………………………………………………...11 Выводы по Главе 1……………………………………………….……………...14 Глава 2 ОБРАЗ ДОНАЛЬДА ТРАМПА С ПОЗИЦИЙ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ…………………………………………………….... 16 2.1 Физиологическая идентичность Дональда Трампа…….……………..…...16 2.2 Психологическая идентичность Дональда Трампа…………………..…....19 2.3 Социальная идентичность Дональда Трампа……………………………...23 Выводы по Главе 2……………………………………………………………....25 Заключение.............................................................................................................26 Библиография…………………………………………………………………….29 Введение Целью настоящей работы является анализ образа американского президента Дональда Трампа, представленного в текстах российских и зарубежных СМИ. Актуальность данной работы обусловлена значимостью личности Дональда Трампа как лидера США, играющего важную роль в мире современной политики, и необходимостью проведения исследований, позволяющих лучше понять его коммуникативное поведение. Объектом данного исследования являются тексты российских, американских и словацких СМИ, посвященные личности Д. Трампа. В качестве предмета исследования выступают коммуникативные средства, описывающие вербальное и невербальное поведение американского президента. Поставленная в работе цель предполагает решение следующих задач:
В качестве материала исследования использовались следующие газеты: The New Yorker, the New York Times, Pravda, Sme, Tyzden, Аргументы и Факты, Экспресс-газета за период с 2016 по 2017 гг., содержащие критические высказывания СМИ, современная публицистика, информация, размещенная в сети Интернет (статьи американских психологов, описывающих психологическую идентичность Д. Трампа, а также публикация российского исследователя, содержащая факты о Д. Трампе) . Кроме того, к анализу привлекался один толковый словарь. За единицу высказывания были взяты текстовые отрывки СМИ, описывающие идентичность Дональда Трампа. Всего было проанализировано 33 текстовых отрывка на русском и английском языках объемом 10183 знаков с пробелами. Также были проанализированы статьи американских психологов объемом 24 печатные страницы. В ходе решения задач исследования в работе используются следующие методы: 1) дефиниционный анализ; 2) контекстуальный анализ; 3) прием количественных подсчетов. Теоретико-методологическая база курсовой работы сформулирована на основе трудов зарубежных ученых, посвященных проблемам изучения идентичности: Ю. Хабермас [Habermas, 1987], Э. Фромм [Фромм, 1995а], О. А. Леонтович [Леонтович, 2003], Э.Х. Эриксон [Эриксон, 2006]; идентичности в социолингвистике: [Дж. Джексон, 1968, Д. Камерон, 1988, 1996, Д. Олссон, 1993, Р. Хадсон, 1996, Н. Мендоза-Дентон, 2002, С. ЛаБелль, 2011, П. Эккерт, 2012]; идентичности в политологии: Е. Лаклау [Laclau, 1994], Ш. Муфф [Муфф, 2004]. Теоретическая значимость. В данном исследовании мы провели анализ образа американского президента Дональда Трампа, представленного в текстах российских и зарубежных СМИ, описав его физиологическую, психологическую и социальную идентичность, а также проанализировали языковые средства, использованные при описании его образа. Результаты нашей работы могут помочь в понимании коммуникативного поведения Дональда Трампа Практическая ценность работы определяется возможностью использования материалов исследования на занятиях по межкультурной коммуникации и социолингвистике для рассмотрения понятий «идентичность», «физиологическая идентичность», «психологическая идентичность», «социальная идентичность при подготовке к научно-практическим семинарам в области межкультурной коммуникации, психологии, социолингвистики, а также на практических занятиях по английскому языку при обсуждении проблем американской политики. Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА В данной главе мы рассмотрим степень изученности понятия «идентичность» в работах российских и зарубежных ученых, а также подходы к определению данного понятия. Также мы построим теоретико-методологическую базу нашего исследования, сформулируем свое определение понятия «идентичность», которое мы будем использовать в нашей работе, а также опишем ключевые характеристики личности Дональда Трампа. 1.1 Идентичность в работах российских и зарубежных ученых В данном разделе мы проанализируем работы российских и зарубежных ученых, которые изучали идентичность, выясним, какие существуют подходы к определению этого понятия, а также определим наиболее важные положения для нашей курсовой работы. Изучать понятие «идентичность» впервые начали западные ученые во второй половине 60-х гг. 20 в. Первые ученые, которые занялись изучением идентичности – Э. Фромм [Фромм, 1995а], Ю. Хабермас [Habermas, 1987], Э.Х. Эриксон [Эриксон, 2006] . Идентичность в персонологии впервые более подробно начал изучать Э.Эриксон в работе «Детство и общество» [Erikson, 1950]. Однако еще до Э.Эриксона идентичность в рамках символического интеракционизма начал рассматривать У. Джеймс, различая личную структуру – «Я-как субъект», и социальную структуру – «Я-как объект» индивида» [Психология…,1991]. В рамках социолингвистики идентичность изучалась в основном зарубежными учеными: Н. Мендозой-Дентоном [2002]; Р. Хадсоном [1996]; С. ЛаБеллем [2011]; Д. Олссоном [1993]; Дж. Джексоном [1968]; П. Эккертом [2012]; Д. Камероном, [1988, 1996] [Матузкова, 2012]. По мнению социолингвистов, идентичность – «психологическое соотнесение индивида с социальной группой или этносоциальной общностью, с которой он разделяет нормы, ценности, групповые установки; восприятие человека окружающими. И действительно наша идентичность формируется на основе соотнесения себя с другими людьми, а также на основе оценки нашей личности другими людьми. Положительная или отрицательная групповая идентификация нацелена на признание или непризнание индивида членом «своей» группы». Социолингвисты также выделяют различные виды идентичности: актуальная, возрастная, локальная, классовая (сословная), конфессиональная, культурная, национальная, родоплеменная, субэтническая, этатическая (государственная) идентичность [Словарь…]. Однако германский философ В. Хёсле выделяет только два типа идентичности: формальную и реальную. Формальной идентичностью, по свидетельству Хёсле, обладает каждый объект (даже абстрактные объекты, например, числа). Формальная идентичность является предпосылкой последовательности любой теории об этих объектах. А реальной идентичностью обладают лишь эмпирические объекты. Реальная идентичность также имеет разные формы в зависимости от онтологического статуса конкретного объекта. «Камень идентичен себе иначе, нежели организм, личность или институт» [Хёсле, 1994]. Исследованием идентичности в рамках политологии занимаются Ш.Муфф и Е. Лаклау. Лаклау полагает, что «ключевым термином для понимания процесса конструирования политической идентичности является психоаналитическая категория идентификации» [Laclau, 1994], которая понимается как процесс отождествления себя с кем- или чем-либо. [Слободняк, 2007]. Ш. Муфф же считает, что «одной из существующих стратегий коммуникативной самопрезентации языковой личности является презентация «нас» через описание «их», так как, по мнению ученого, «Политика нацелена на создание единства в контексте конфликта и несходства; она всегда занимается созданием «нас» через определение «их»» [Муфф, 2004]. «Однако, проблема будет заключаться вовсе не в том, каким же образом возможно было бы преодолеть данное противостояние мы/они, а в том, какова форма его установления» [Там же]. В данном случае ученый находит два пути конструирования «мы» через определение «они»: 1) «они» – это враги, которых необходимо не только победить, но и уничтожить; 2) «они» – соперники, т.е. «те, с чьими идеями мы боремся, но в чьем праве отстаивать их мы не сомневаемся» [Муфф, 2004]. О. А. Леонтович обнаруживает три основных подхода к определению идентичности, которые прослеживаются в научной литературе [Леонтович, 2003]: 1) социопсихологический, на основе которого идентичность – двусторонняя сущность, где одна сторона – собственное «Я» (self), а вторая сторона – многоликая «Я»-идентичность, состоящая из большого количества идентичностей и находящаяся в тесной связи с культурой; 2) более динамичный коммуникативный подход, согласно которому идентичность формируется и на основе собственного «Я», и в процессе коммуникации с другими индивидами»; 3) критический подход, последователи которого, используя исторический, политический, экономический и дискурсный контексты, пытаются осмыслить закономерности формирования идентичности, полагая, что идентичность приписывается индивидууму до рождения и настаивая на ее динамической сущности . Таким образом, исследованием идентичности ученые начали заниматься во второй половине 60-х гг. 20 в. Идентичность в персонологии изучалась Э. Эриксоном, У. Джеймсом. Социолингвисты выделяют различные виды идентичности: актуальную, возрастную, локальную, классововую (сословную) идентичность и т.д. Однако В. Хёсле выделяет два типа идентичности: формальную и реальную. Исследованием идентичности в рамках политологии занимаются Ш. Муфф и Е. Лаклау. Что касается подходов к определению идентичности, то О.А. Леонтович выделяет три подхода: социопсихологический, коммуникативный и критический. 1.2 Понятийный аппарат, методика и материал исследования В данном разделе мы проанализируем подходы к определению понятий «физиологическая идентичность», «психологическая идентичность», «социальная идентичность», а также освятим методику и материал нашего исследования. Подробное рассмотрение данных понятий поможет нам составить портрет американского президента Дональда Трампа. Вслед за О. А. Леонтович, мы понимаем «физиологическую идентичность» как комплекс врожденные черт человека (внешности, голоса, физического состояния и т. д.), а также черт, приобретенных в процессе социализации [Леонтович, 2003]. «Психологическая идентичность», по мнению Э. Эриксона, – один из важнейших аспектов языковой личности. Она играет важную роль во взаимодействии между культурами. Он определял психологическую идентичность как «внутреннюю непрерывность и тождественность личности» [Эриксон, 1968]. Размышляя об идентичности и идентификации, Э. Эриксон исходил из того, что «психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций»» [Словарь-справочник по психоанализу]. Мы же, вслед за О. А. Леонтович, понимаем психологическую идентичность как «аспект личности коммуниканта, отражающий особенности его духовной жизни, мышления, поведения и непосредственно связанный с понятием национального характера» [Леонтович, 2003]. И действительно наше психическое состояние, наше мировоззрение формируется в результате влияния на нас различных жизненных событий. Термин «социальная идентичность» был введен Э. Эриксоном, который различал три уровня идентичности: индивидуальный, личностный и социальный. На социальном уровне Эриксон определял идентичность как «личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу «Я» – категоризация». Данная структура получила название «социальной идентичности» [Эриксон, 1996]. По мнению О. А. Леонтович «социальная идентичность» личности включает множество социальных ролей, которые она играет в обществе; также в социальную идентичность входят географическая, расовая, этническая и др. формы идентичности [Леонтович, 2003]. В дальнейшем в нашем исследовании мы будем ориентироваться на определение О. А. Леонтович. Таким образом, в нашем исследовании мы будем апеллировать следующими определениями: «физиологическая идентичность» – комплекс врожденные черт человека (внешности, голоса, физического состояния и т. д.), а также черт, приобретенных в процессе социализации; «психологическая идентичность» – аспект личности коммуниканта, отражающий особенности его духовной жизни, мышления, поведения и непосредственно связанный с понятием национального характера; «социальная идентичность» - совокупность социальных ролей, которые личность играет в обществе. Она включает географическую, расовую, этническую и др. формы идентичности. Теперь опишем методику и материал нашего исследования. При написании данной работы мы использовали следующие методы: 1) дефиниционный анализ – для формулировки понятийного аппарата исследования; 2) контекстуальный анализ – для выявления детальной информации о об образе Трампа, содержащейся в высказываниях СМИ о Дональде Трампе; 3) прием количественных подсчетов – для выявления часто используемых вербальных средств при описании идентичности Дональда Трампа. Материалом для нашего исследования послужили газеты, соответствующие вышеуказанным параметрам. В газете “The New Yorker” публикуются репортажи, комментарии, критика, эссе, художественные произведения, юмор, комиксы и поэзия. Газета “The New York Times” состоит из 3-х разделов: новости: международные, национальные, столичные, бизнес, технологии, наука, здоровье, спорт, метрополитен, образование, погода и некрологи; мнения: редакционные статьи, нередакционные статьи, письма в редакцию; развлечения: искусство, кино, театр, путешествия, гид по Нью-Йорку, еда и вино, дом и сад, мода и стиль, кроссворд. “Pravda” – словацкая ежедневная левоцентристская газета. “SME” – словацкая ежедневная газета, одна из самых популярных в стране. Позиционирует себя как правоцентристское и либеральное издание. “Tyzden” – словацкая ежедневная газета. «Аргументы и факты» – крупнейшая российская еженедельная общественно-политическая газета. «Экспресс-газета» – газета, в которой публикуются статьи развлекательного характера об известных людях. Мы выбрали данные газеты, потому что они являются довольно популярными, и в них довольно часто (раз в неделю или каждый день) публикуются новостные статьи. 1.3 Личность Дональда Трампа Целью данного раздела является ознакомление с фактами из жизни Дональда Трампа, которые повлияли на формирование его идентичности. Данные факты помогут нам составить описание физиологической, психологической и социальной идентичности политика. Дональд Трамп (род. 14 июня 1946, Куинс, Нью Йорк, США) – 45-й президент США, вошел в президентский офис 20 января 2017. До американских президентских выборов 2016 Трамп был магнатом недвижимости и телеведущим. Детство и юношеские годы. Родился в семье магната недвижимости Фреда Криста Трампа и американки шотландского происхождения Мэри Энн Маклауд, был четвертым ребенком в семье. В 13 лет родители отправили его в Военную академию. В 1968 году Дональд Трамп закончил Уортонскую школу бизнеса при Пенсильванском университете. Вскоре Фред Трамп обнаружил у сына задатки бизнесмена и вскоре Дональд Трамп стал вести бизнес вместе со своим отцом. По словам Дональда Трампа, перед тем, как присоединиться к отцу, он одолжил у отца «небольшой» миллион долларов. Сначала Трамп помогал отцу работать с огромным количеством проектов по жилищному строительству в Нью-Йорке, и контролировать рабочий процесс в компании отца. Развитие бизнес-карьеры. В 1970 году Трамп приобрел некоторую недвижимость в Манхеттене, приобрел и обновил несколько отелей и многоэтажных жилых зданий. В 1990-е годы несмотря на финансовый кризис Дональду Трампу удалось сохранить «Трамп-тауэр» и остаться управляющим в 3-х казино в «Атлантик-сити». В 1996 году стал владельцем конкурсов «Мисс Вселенная», «Мисс США» и «Юная Мисс США». Карьера на телевидении. В 2003 году стал ведущим шоу «Кандидат Дональда Трампа» на телеканале NBC, был ведущим в течение 14 сезонов. Автор книг. Дональд Трамп является автором 17 книг, которые посвящены ведению бизнеса. Все книги переведены на русский язык. Личная жизнь. Дональд Трамп был женат 3 раза (Ивана Трамп, Марла Пейплз, Меланья Трамп), у него 5 детей (Дональд Трамп мл., Иванка Трамп, Эрик Трамп, Тиффани Трамп, Бэррон Трамп). Политическая деятельность. Еще в 1980-х Трамп заявил о намерении баллотироваться на пост президента США, В 2000 году баллотировался на пост президента от Партии Реформ, однако, позднее вышел из президентской гонки. Затем Трамп объявил о намерении участвовать в выборах 2012 года, но в действительности стал принимать участие в выборах только в 2016 году, выдвинув свою кандидатуру от Республиканской партии США. Стал президентом США, набрав 306 голосов выборщиков (56,88 %) и обойдя своего оппонента от Демократической партии США Хилари Клинтон. Таким образом, в данном параграфе мы дали краткую информацию об американском президенте Дональде Трампе. Тот факт, что Дональд Трамп родился в семье магната недвижимости, повлиял на формирование его психологической и социальной идентичности. Из-за того, что семья Трампа всегда занимала высокую позицию в американском обществе, Дональд с детства чувствовал свое превосходство перед другими людьми, а после вступления на должность президента США, его самооценка еще больше возросла, что привело к появлению синдрома «нарциссизма». Выводы по главе 1 1. Изучать понятие «идентичность» впервые начали западные ученые во второй половине 60-х гг. 20 в. Первые ученые, которые занялись изучением идентичности – Э. Фромм, Ю. Хабермас, Э.Х. Эриксон. Идентичность в персонологии впервые более подробно начал изучать Эрик Эриксон в работе «Детство и общество». Однако еще до Эриксона идентичность в рамках символического интеракционизма начал рассматривать Уильям Джеймс, различая личную структуру – «Я-как субъект», и социальную структуру – «Я-как объект» индивида». В рамках социолингвистики идентичность изучалась в основном зарубежными учеными: Н. Мендозой-Дентоном, Р. Хадсоном и др. По мнению социолингвистов, идентичность – «психологическое соотнесение индивида с социальной группой или этносоциальной общностью, с которой он разделяет нормы, ценности, групповые установки; восприятие человека окружающими. Социолингвисты также выделяют различные виды идентичности: актуальная, возрастная, локальная, классовая (сословная), конфессиональная, культурная, национальная, родоплеменная, субэтническая, этатическая (государственная) идентичность [Словарь…]. Однако германский философ В. Хёсле выделяет только два типа идентичности: формальную и реальную. Исследованием идентичности в рамках политологии занимаются Ш. Муфф и Е. Лаклау. Лаклау полагает, что «ключевым термином для понимания процесса конструирования политической идентичности является психоаналитическая категория идентификации», которая понимается как процесс отождествления себя с кем- или чем-либо. Муфф же считает, что «одной из существующих стратегий коммуникативной самопрезентации языковой личности является презентация «нас» через описание «их», так как, по мнению ученого, «Политика нацелена на создание единства в контексте конфликта и несходства; она всегда занимается созданием «нас» через определение «их»». В данном случае ученый находит два пути конструирования «мы» через определение «они»: 1) «они» – это враги, которых необходимо не только победить, но и уничтожить; 2) «они» – соперники, т.е. «те, с чьими идеями мы боремся, но в чьем праве отстаивать их мы не сомневаемся». О. А. Леонтович выделяет 3 подхода к определению идентичности: • социопсихологический; • коммуникативный; • критический. 2. Физиологическая идентичность определяется нами как «комплекс врожденные черт человека (внешности, голоса, физического состояния и т. д.), а также черт, приобретенных в процессе социализации». Психологическую идентичность мы определяем как «аспект личности коммуниканта, отражающий особенности его духовной жизни, мышления, поведения и непосредственно связанный с понятием национального характера». Социальную идентичность – совокупность социальных ролей личности, которые она играет в обществе; также в социальную идентичность входят географическая, расовая, этническая и др. формы идентичности. 3. Тот факт, что Дональд Трамп родился в семье магната недвижимости, повлиял на формирование его психологической и социальной идентичности. Из-за того, что семья Трампа всегда занимала высокую позицию в американском обществе, Дональд с детства чувствовал свое превосходство перед другими людьми, а став президентом США, его самооценка еще больше возросла, что привело к появлению синдрома «нарциссизма». |