Главная страница
Навигация по странице:

  • Тип урока

  • 2. Работа над новым материалом.

  • Слушание и беседа по характеру.

  • Урока 5, Класс 6, Дата_______________ Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.

  • Ход урока I. Организационный момент(

  • «Песня Варяжского гостя» слушание

  • Цель

  • Оборудование

  • ФОЛЬКЛОР Фолькло́р

  • Пение

  • .Эмоциональный настрой Цель

  • 4. Художественное исполнение

  • конспект по музыке. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс


    Скачать 59.68 Kb.
    НазваниеОбразы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс
    Анкорконспект по музыке
    Дата31.03.2022
    Размер59.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkonspekty_po_muzyke_6_kl_1_chetvert.docx
    ТипУрок
    #432577
    страница2 из 3
    1   2   3
    Тема урока: «Портрет в музыке и живописи». «Уноси мое сердце в звенящую даль».

    Цель: Развитие общих музыкальных способностей учащихся, образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

    Задачи урока:

    • Направить учащихся на осмысление музыкальных образов в произведениях

    М. И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева;

    • Развивать образное восприятие и самостоятельность мышления;

    • Формировать готовность строить логическое рассуждение и делать выводы;

    • Развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого исполнения.

    Тип урока: расширение и углубление темы.

    Ход урока.

    I. Организационная часть.

    Музыкальное приветствие.

    II. Основная часть.

    Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: О каком жанре вокальной музыке мы говорили на прошлом уроке? Что такое романс? Что такое музыкальный образ? Какой музыкальный образ мы разбирали на прошлом уроке? О творчестве какого композитора шла речь? Назовите произведения о которых шла речь на прошлом уроке.

    1. Актуализация знаний.

    Любите живопись, поэты!

    Лишь ей, единственной, дано

    Души изменчивой приметы

    Переносить на полотно.

    Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь? О портрете.

    А как вы думаете, какое еще искусство может нарисовать портрет?

    2. Работа над новым материалом.

    -Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Вальса-фантазии». Вспомните, кому М. Глинка посвятил эти произведения?

    (Ответы уч-ся) - Екатерины Ермолаевны Керн.

    - Эти произведения автобиографичны, они отражают жизненные события самого композитора. Музыка в произведениях звучит как взволнованная речь. Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей. Музыка раскрывает не только образ самого композитора, но и образ той, кому посвящены эти произведения.

    Сегодня мы обратимся к знакомым вальсам и попробуем дать характеристику каждому из них.

    Слушание и беседа по характеру.

    С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

    П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

    Ф. Шопен «Вальс»

    (ответы уч-ся)

    От красок шумно и светло,

    Картины воздух обступили,

    Я музыку сюда бы ввёл,

    Чтобы они заговорили.

    Рассмотреть репродукции картин.

    IV. Подведение итогов.

    - Что самое главное необходимо запомнить с урока?

    -Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

    Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

    Урока 5, Класс 6, Дата_______________

    Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.

    «Это не театральные маски, а человеческие воскрешаемые на каждом спектакле»

    Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. Шаляпиным

    Задачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

    Ход урока

    I. Организационный момент( музыкальное приветствие)

    II. Вокальная работа изученная песня

    III. Работа по теме:

    - Какой жанр прозвучал на уроке?

    - Песня – жанр вокальной музыки.

    - Какую музыку мы называем вокальной?

    - Музыку, предназначенную для голоса.

    - Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине.

    «Мозговой штурм» - Что я знаю о Шаляпине?

    Дополнение – сообщение учащегося о голосе великого певца

    Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):

    «Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».

    Обобщение сказанного

    Слушание «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина

    - Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)

    Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

    - Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение?

    - Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?

    - Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»

    Чтение отрывка из воспоминаний Шаляпина (учебник с. 26)

    - Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

    - Нужно прочувствовать то, о чем поешь

    «Песня Варяжского гостя» слушание, анализ

    - Каким вы представляете образ этого героя?

    - Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота

    IV. Итог: анализ эпиграфа «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».

    - С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?

    - Каким по тембру голосом он обладал?

    Выразительное исполнение песни «Ты человек» Е. Крылатов

    урока 6, класс 6, Дата____________

    Тема: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

    Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

    Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

    Задачи:

    ·         знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

    • формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;

    • развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

    Музыкальный материал:

    • народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;

    • хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

    ·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

    Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
    ХОД УРОКА

    1 : организационный момент

    Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).

    - Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?

    Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

    2: повторение пройденного материала

    ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый.

    К обрядовому фольклору относятся:

    ·         календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

    ·          семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

    ·         окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

    Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

    Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

    Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

     

    3: изучение нового материала

    Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

    С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

    На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
    Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

    Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

    - Какое настроение создаёт эта песня?

    - Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

    - Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

    Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

    Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

    - Что вы видите на этих картинах?

    - Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

    - Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

    Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

    Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
    Матушка, что во поле пыльно?

    Русская народная песня

    - Матушка, матушка, что во поле пыльно?

    Сударыня матушка, что во поле пыльно?

    - Дитятко милое, кони разыгралися.
    - Матушка, матушка, на двор гости едут,

    Сударыня матушка, на двор гости едут!..

    - Дитятко милое, я тебя не выдам!
    - Матушка, матушка, на крылечко идут,

    Сударыня матушка, на крылечко идут!..

    - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...
    - Матушка, матушка, в нову горницу идут,

    Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

    - Дитятко милое, я тебя не выдам!
    - Матушка, матушка, за столы садятся,

    Сударыня матушка, за столы садятся!

    - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
    - Матушка, матушка, образа снимают,

    Сударыня матушка... Меня благословляют...

    - Дитятко милое, господь с тобою!

     

    4: домашнее задание

    Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
    5 : подведение итогов урока

    Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

    На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

     

    - Существует интонационная общность этих произведений?

     

    ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

    урока 7, класс 6 , Дата_________

    Тема: Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

    Цель: создание условий для художественно- эстетической деятельности детей

    Задачи урока:

    - знакомство с вокальным стилем бельканто;

    - освоение вокального жанра – баркаролы,

    - формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;

    - выявление средств выразительности разных видов искусства: литературного, музыкального и изобразительного в создании единого образа.

    Оборудование: компьютер, проектор (для демонстрации презентации), музыкальный инструмент (фортепиано).

    Ход урока:

    Этап урока

    Художественно педагогическая деятельность учителя

    Художественно-эстетическая деятельность учащихся

    1.Эмоциональный настрой

    Цель: создание условий для интонационного настроя на ощущение красоты и гармонии в музыке

    2. Художественное восприятие «Песни венецианского гондольера» Ф. Мендельсона

    Цель: создание условий для худ. восприятия муз. пр-ия
    3. Худ. восприятие и анализ «Баркаролы» Ф. Шуберта

    Цель: создание условий для худ. восприятия муз. пр-ия

    4. Художественное исполнение «Венецианской ночи » М. Глинки

    Цель: создание условий для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение.
    5 Итог урока

    Д.з. нарисовать свои музыкальные впечатления


    – Сегодня у нас урок необычный, я предлагаю Вам мысленно перенестись в Италию.

    – Что Вы знаете об этой стране?

    – Чем она прославилась на весь мир?

    – С какими произведениями, связанными с этой страной, вы знакомы?
    Сегодня нашим гидом по городу Риму будет (фамилия, имя учащегося)
    Следующий город, который мы с вами посетим- Флоренция.
    И наконец город вдохновивший поэтов, художников , музыкантов на создание произведений искусства. Венеция.
    Множество музыкальных произведений, и вокальных, и инструментальных, связано с впечатлениями разных композиторов о Венеции, чудесном музыкальном городе в Италии.

    И сегодня мы с вами послушаем «Песню венецианского гондольера» Ф. Мендельсона. Эта песня вошла в цикл произведений «Песни без слов» и относится к жанру баркарол. Мы с вами уже ранее встречались с этим жанром. Давайте вспомним, что такое «баркарола»
    Да, действительно. Этот жанр появился в Венеции. И происходит от итальянского слова «барка» что значит «лодка» а итальянское «rollare» значит покачивающаяся, т. е. лодка покачивающаяся на волнах. Итак «Песня венецианского гондольера»
    Какой образ запечатлен в этой музыке?

    Какие чувства выражены?

    Какую картину нарисовал композитор музыкальными красками?

    Сегодня мы познакомимся с еще одной баркаролой австрийского композитора Ф. Шуберта, но это уже будет вокальное произведение. (Слушание баркаролы Ф. Шуберта)
    Какой образ запечатлен в этой музыке? Что передает нам инструментальное сопровождение?

    Ребята пение, которое вы услышали сейчас, называется «bellecanto»? что в переводе с итальянского языка значит «прекрасное пение», это большое искусство, владеть таким пением.

    Ребята вы знаете мастеров, владеющих искусством такого вокала?
    Ребята мы сегодня познакомились с прекрасными музыкальными произведениями, которые написали композиторы вдохновленные Италией , Венецией. А сейчас давайте и мы почувствуем себя исполнителями, давайте исполним ранее изученную баркаролу М. Глинки .

    Исполнение «Венецианской ночи» М. Глинки

    - Молодцы !

    - Наше занятие подошло к концу.

    - О чем вы сегодня узнали на уроке?

    - Какое произведение вам больше всего понравилось?
    Предлагаю выразить свои музыкальные впечатления в красках. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению, которое прозвучало на нашем уроке.

    Свободные высказывания

    Рассказ учащегося о Риме


    Рассказ учащегося о Флоренции
    Рассказ учащегося о Венеции

    Свободные высказывания

    Свободные высказывания

    Свободные высказывания


    Свободные высказывания

    Исполнение «Венецианской ночи» М. Глинки

    Свободные высказывания учащихся



    урока 8 , класс 6, Дата__________

    1   2   3


    написать администратору сайта