психология ответы (1). Образовательная программа для всех образовательных программ
Скачать 135.77 Kb.
|
Глава государства очень тонко, с привлечением тщательно подобранных и неопровержимо точных доводов, обосновал парадигму изменения общественного сознания в казахстанском обществе, раскрыл направления и условия такого изменения, сформулировал механизмы достижения поставленных высоких целей. Безусловно, изменение общественного сознания необходимо для того, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей. Поэтому первейшим условием такой модернизации является сохранение своей культуры, собственного национального кода, для чего необходимо тщательно изучать, сохранять свои лучшие национальные традиции, не копировать слепо чужой культурный и исторический опыт. В связи с этим Главой государства выделено несколько основных направлений модернизации как всего общества в целом, так и каждого казахстанца: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания. Другая не менее важная задача - обеспечение конкурентоспособности современной казахстанской культуры в современном мире. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Прагматизм - есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества - это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Современный Казахстан в качестве адекватной вызовам современности стратегии своего цивилизационного развития избрал путь модернизации важнейших сфер не только общественного бытия, но и общественного сознания. При этом заявлено, что модернизация общественного сознания должна не только сопровождать масштабные преобразования в экономике и политике, не просто дополнять их, но должна выступать их сердцевиной, опережать их в своем стремлении определить верные, соответствующие вызовам времени, ориентиры дальнейшего развития. Заслуживают глубокого внимания идеи Президента и по предложенной им программе «Туган жер», в основе которой лежит приведенное Главой государства изречение о том, что «патриотизм начинается с любви к своей малой родине», в рамках которой предусматривается организация серьезной краеведческой работы в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Также Президентом поставлена задача укрепить в сознании народа общенациональные святыни путем реализации проекта «Духовные святыни Казахстана» (или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана»). Кроме того, Президент предложил направить внимание общества на историю наших современников, что можно реализовать в проекте «100 новых лиц Казахстана», описав конкретные истории жизни конкретных людей разных возрастов и национальностей, добившихся выдающихся успехов за годы независимости, которых можно было бы сделать образцом для подражания, особенно для молодежи. Глава государства выразил уверенность в том, что казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность модернизации, так как в новой реальности внутреннее стремление к обновлению - это ключевой принцип нашего развития. Идентичность - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр. Национальная идентичность - принадлежность человека к историческому ядру сообщества. Слово "идентичность" буквально переводится на русский как "тождественность": как человек отвечает на вопрос "кто ты?", такая у него и идентичность. Представление о национальной идентичности глобальных русских противоречиво и контрастно по отношению к новой идентичности. В отличие от новой идентичности, национальная идентичность определяется не по тому, кем человек сам стал в жизни или по жизни (подводник, пожарный, и т.п.), а по тому, кем он был или считался от рождения (цыган, француз и т.д.). Одна из психологических причин роста этнической идентичности в этом веке - поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина лежит на поверхности и не требует особых доказательств. Личностные ценности и смыслы в профессиональном самоопределении. Центральной линией психического развития в подростковом возрасте является самоопределение. Личностное самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни, выбор ценностных ориентиров, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе. Самоопределение — это определение своего отношения к своей жизни, определение самим субъектом своего "способа жизни". В процессе самоопределения человек решает две задачи: задачу построения индивидуальных жизненных смыслов и задачу построения жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Психологическим содержанием личностного самоопределения является содержательное конструирование человеком своего жизненного ноля и жизненной перспективы, включающей систему целей и стратегию и тактику их достижения. Самоопределение является основой и необходимым источником самореализации личности. Самореализация - осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, а также со-творчества и со-деятельности с другими людьми, обществом и миром в целом. Самоопределение становится важнейшим новообразованием подросткового возраста, являясь выбором будущего пути, определением цели и смысла будущей жизни, и осуществляется в целостной смысловой системе "Я и общество", предполагает выбор профессии, но к нему не сводится . Смысл всего онтогенетического развития в том, что ребенок постепенно становится личностью. "Из существа, усваивающего накопленный человечеством опыт, ребенок превращается в творца этого опыта, создающего материальные и духовные ценности, которые кристаллизуют в себе и новые богатства человеческой психики". Наиболее изученным и всеми признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта в выборе профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы, которые развиваются в учебной деятельности и характеризуются высокой динамикой, частой сменой, т.к. связаны с активным поиском личности своего «Я». На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии, к типу профессии и затем профессиональные интересы, направленные на определенный вид трудовой деятельности и отмечающееся высокой устойчивостью. Профессиональные интересы требуют проверки в конкретной деятельности, что на практике часто затруднено. Поэтому степень выраженности профессиональных интересов и их направленность могут быть искажены отсутствием практического выхода. Следовательно, при изучении профессиональных интересов субъекта в выборе профессии встает проблема адекватности оценки и самооценки этого ведущего фактора выбора профессии. Барьеры профессионального роста, пути их профилактики и преодоления. Психологический барьер - психологическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей,— стыда, страха, чувства вины, тревоги, низкой самооценки. В социальном поведении П. б. представлены коммуникативными барьерами (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатий, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т. п., а также смысловыми барьерами (взаимонепониманием между людьми, являющимся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл). Психологический барьер часто возникают вследствие боязни, неприятия новых методов внедрения новой техники , новых методов и приемов труда и т. п. Существуют различные подходы к определению психологических барьеров. В психоаналитической теории З. Фрейда барьер рассматривается как препятствие, встающее на пути развития человека, связанное с угрозой для личности, вызывающее один из типов тревоги: реалистический, невротический или моральный. Преодоление тревоги возможно двумя способами — вступить во взаимодействие с проблемой и снизить её негативное воздействие или применить защиту, заключающуюся в отрицании или искажении ситуации. Последователи З. Фрейда — авторы психоаналитических концепций личности (А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг) характеризуют психологические барьеры как защитные механизмы, возникающие в процессе преодоления конфликта сознания и бессознательного. По мнению А. Адлера психологические барьеры препятствуют достижению успеха и связаны с комплексом неполноценности. Представитель гуманистической концепции личности А. Маслоу считает, что внутренним препятствием развития личности может быть «Защита эго». Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Для того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего, необходимо понять их сущность, против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике. Таким образом, преграды, сопровождающие профессиональное развитие личности, являются барьерами, выполняющими созидательную функцию, при условии, что способствуют быстрой адаптации к различным изменениям. Деструктивная функция барьеров, если они достаточно велики, влечет за собой образование блокаторов, подавляющих активность, деформирующих и разрушающих личность. Кризис профессиональной идентичности и синдром эмоционального выгорания. Движущей силой профессионального развития человека являются кризисы, выходы из которых позволяют привести в соответствие возможности, потребности субъекта деятельности и требования конкретных условий трудовой деятельности. Образование вслед за кризисом новой социальной ситуации развития детерминирует развитие субъекта труда. Трудности процесса профессионализации личности могут быть вызваны не только возрастными изменениями психических функций, противоречиями профессионального развития, но и необходимостью участвовать в производственных конфликтах, в освоении новых форм организации труда. Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления: а) сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом; б) социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд); в) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»); г) вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях); д) полная поглощенность профессиональной деятельностью; е) изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»). Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности. Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание». Синдром эмоционального выгорания проявляется в: а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства. Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания - личностный, ролевой и организационный. Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию». Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель - подчиненный», так и между коллегами. Здоровый образ жизни как основа успеха личности. Здоровье, здоровый образ жизни — фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, необходимое условие разностороннего гармоничного развития личности. Следовательно, овладение школьниками ценностями и умениями здорового образа является одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровый образ жизни — это такой способ жизнедеятельности, который дает возможность человеку эффективно выполнять профессиональные, общественные, семейные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность его усилий в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены. Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности как основе умственного, нравственного, эстетического развития составляют сущность физической и валеологической культуры личности. Теоретической основой формирования здорового образа жизни является валеология — наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни. В соответствии с этим в содержание валеологического образования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма, знание средств стрессоустойчивости и физического самосовершенствования и т. д. Итак, можно сделать следующие выводы: • Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. • Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. • Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Межличностное общение как предмет научного знания. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: в нем участвует небольшое число людей (чаще всего – группа из 2-3 человек); это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь; это так называемое личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик. |