№
| Парадокс
педагогической науки
| Суть
| Отражение в педагогической практике
|
1
| Первый парадокс касается определения того, какое именно знание, знание о чем является педагогическим?
| Любое знание, помогающее педагогу решать его задачи, может считаться педагогическим.
| Мысль К. Д. Ушинского о том, что научная педагогика, «желающая воспитать человека во всех отношениях», должна быть педагогической антропологией, синтезом человековедческих, социальных и других знаний.
|
2
| Парадокс избыточной субъективности педагогического знания.
| Одни и те же суждения, понятия, термины, даже выраженные в одинаковой вербальной форме, в сознании различных носителей имеют разные субъективные смыслы и интерпретации.
Понятия «формирование личности», «качество знаний учащихся», «эффективность урока» понимаются и применяются по-разному.
| Образовательный стандарт призывает сформировать у студентов компетенцию «командного подхода в развитии образовательной организации» – то, чем не владеют многие опытные директора школ
|
3
| Парадокс неполноты знания.
| Чтобы достичь поставленной цели, нужны и мотивы, и условия, и события, и опыт, и поддержка, и удача Непредсказуемость субъектов педагогической ситуации.
| У В. А. Сухомлинского встречается такая мысль: «в педагогике ни одна закономерность не выполняется, если не выполняются сотни других закономерностей…»
|
4
| Парадокс ситуационности, «одноразовости»
| Педагогическое предписание, срабатывающее в одной ситуации, не работает в другой, т. е. знание, несмотря на внешнее сходство ситуаций, оказывается незнанием
| Сомнительными являются попытки распространения «успешного опыта» одного образовательного учреждения на другое
Станислав Лем «Философия случая»
|
5
| Парадокс - опережающая нормативность
| Сначала действуем, описываем, потом объясняем и понимаем.
| В научном тексте это проявляется как дефицит обоснованности педагогических средств.
|
6
| Парадокс неограниченности вариантов решения педагогической задачи
| Не существует безусловно правильного подхода – Каждый правилен только в определенных условиях
| Сократ призывал сомневаться. Я.А. Коменский показал, что обучение должно быть наглядным. Спустя столетия М.А. Данилов доказывает, что обучение может быть наглядным лишь в такой мере, в какой обеспечивается необходимый уровень абстрактности знания и потому вместо принципа наглядности нужен бинарный принцип единства наглядного и абстрактного в обучении, позволяющий поддерживать необходимый баланс эмпирического и теоретического компонента в знаниях учащихся. А.М. Болтянский вводит своеобразную формулу наглядности: «изоморфизм + простота», а П.Я. Гальперин показывает, что при усвоении любого знания и опыта нужна ориентировка на наглядный образ. По В.В. Давыдову же наглядные конструкции и образы должны выводиться из «содержательной абстракции», иначе ученик не овладеет механизмами.
|
7
| Парадокс зависимости результативности педагогической идеи (положения, метода) от его носителя.
| Педагогическое знание в руках различных субъектов обладает различной эффективностью
| Во всей деятельности
|
8
| Связан с дефицитом фактуальности.
| При огромной широте представленности педагогических явлений в жизни чело- века, общества и собственно системы образования имеет место недостаток проверенных фактов, позволяющих устанавливать закономерности.
| В результате почти все, что в научных трудах называется «закономерностями», в действительности является не более чем гипотетическими предположениями. И если, как полагает петербургский философ Л. Н. Мерзон, факт и закон – диалектически противоположные и взаимосвязанные категории, то можно сделать «печальный» вы- вод: каковы факты в науке, таковы и законы. Интерпретационная неоднозначность фактов, их не повторяемость к не строгости и аморфности тех утверждений, которые называют «педагогическими законами».
|
9
| Парадокс ограниченной функциональностью педагогической теории.
| Педагогическая теория, как и всякая социально-гуманитарная модель, не обладает функцией точного предска- зания фактов, событий.
| Нельзя извлечь некое «выводное» знание, не проведя заново всю процедуру его концептуального и эмпирического обоснования.
|