Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление

  • Введение

  • Основная часть

  • 18 августа 1763 года при раскопках недалеко от Неаполя архитектор

  • Заключение

  • проект. проект (3). Образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 12 Археология Автор работы


    Скачать 39.77 Kb.
    НазваниеОбразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 12 Археология Автор работы
    Анкорпроект
    Дата02.06.2022
    Размер39.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект (3).docx
    ТипДокументы
    #564108

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 12

    Археология



    Автор работы:

    Ученик 11 «А» класса,

    Пермяков Даниил Александрович

    Уникальность проекта: 78%







    г. Урай

    2022



    Оглавление

    • Введение

    1. Задачи которые я ставлю перед собой перед изучением

    2. Актуальность данной темы.



    • Основная часть

    1. История изучения археологии

    2. Достижения в археологии

    3. Какое место занимает археология в жизни

    4. Проблемы связанные с археологией



    • Заключение

    1. Итог

    2. Список литературы









    Введение

    Задачи для работы :

    1. Изучить науку археология.

    2. Выяснить инструменты для раскопок

    3. Узнать что можно найти на этих местах

    4. Понять для чего люди этим занимаются

    Актуальность темы :

    Данная тема будет актуальна тем людям, которым интересна история или же тем, кто хочет связать свою жизнь с археологией









    Основная часть

    История изучения археологии.

    Археология — наука о древностях, которая изучает быт и культуру древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Все исторические события устанавливаются либо по письменным источникам, либо по данным археологии.

     Впервые термин "Археология" применил в 4 в. до н. э. Платоном, имея в виду науку о древностях в самом широком смысле слова. Но и позднее термин "Археология." долго имел, да отчасти и до сих пор имеет в разных странах разный смысл. Ещё в 18 в. этим словом стали обозначать историю древнего искусства. Когда в 19 в. внимание науки привлекли все остатки старины (не только художественные), постепенно стало складываться совр. понимание Археология; тем не менее в некоторых буржуйских странах доныне Археология. по-прежнему изучает искусство древнего мира, а история искусства вынуждена при этом ограничиваться средними веками и новым временем. Иногда под Археология. понимают источниковедение истории искусств, что также ошибочно.

    Зачатки Археология. были уже в древности. Вавилонский царь Набонид в 6 в. до н. э. производил раскопки в интересах ист. знания; особо он искал надписи древних царей в фундаментах построек, тщательно отмечая находки или тщетность поисков. В Др. Риме результатом сознательного изучения древностей является схема развития материальной культуры, которую дал великий поэт и мыслительЛукрецкий. В 1 в. до н. э. он уже знал, опережая многих археологов 19 в., что каменный век сменился бронзовым, а бронзовый - железным.

    Всякие археологические изыскания прекратились в нач. средневековья. В эпоху Возрождения в 15-16 вв. произведены были в Италии многочисленные раскопки, единственной целью которых было добывание античных скульптур. В 18 в. с развитием дворянского коллекционерства антиквары в ряде стран стали собирать отдельные археологические находки. Вскоре в некоторых странах были произведены первые опыты раскопок с науч. целями.

    После Великой франц. революции (конец 18 в.), с развитием буржуазии, исторической науки, быстро стала развиваться и Археология. Особое значение в её развитии имели раскопки Помпеи и Геркуланума (близ Неаполя). Эти города были засыпаны вулканическим пеплом в 79 н. э., раскопки там начались в начале 18 в. и приняли науч. характер к концу 18 в. (когда Неаполь был занят войсками 1-й Франц. республики). Деятели французской буржуазной революции и наполеоновских войн с особым интересом относились к античности. Этот интерес, соединённый с типичным для эпохи стремлением к точному знанию, обусловил организацию систематических помпейских раскопок. Здесь учёные узнали, какой интерес для ист. знания может иметь скромная бытовая утварь. Помпейские находки всюду привлекли внимание к бытовым древностям, не только античным, но и др. эпох.

    В 1-й пол. 19 в. в результате археол. раскопок открыты древние цивилизации Двуречья и Египта. Но при этих раскопках гл. внимание по старой традиции долго уделялось произведениям искусств и письменным историческим источникам.

    Ещё в нач. 19 в. первобытные древности во всех странах считались непознаваемыми, поскольку хронологическое их разделение считалось невозможным. Но это препятствие удалось преодолеть, когда интерес к древности возрос в связи с попытками социологов изучить возникновение человеческого общества. Для создания такой хронологии большую роль играла гипотеза о трёх веках - каменном, бронзовом и железном. Её высказывали в 18 и в нач. 19 вв. разные авторы, в т. ч. в России А. Н. Радищев. Впервые её обосновал археологическим материалом, датский археолог К. Томсен в 1836. Эту классификацию подтвердил и развил другой датский археолог Е. Ворсо.

    Для развития первобытной Археология. большое значение имели работы франц. учёного Э. Ларте. Изучая с 1837 пещеры Юго-Зап. Франции, он установил хронологию их отложений и доказал, что человек, делавший древнейшие кам. орудия, был современником мамонта и др. вымерших животных. Распространение дарвинизма начиная с 1859 (год выхода в свет "Происхождения видов" Дарвина) сделало выводы Ларте общепризнанными и подвело науч. базу под успешно развивавшиеся с тех пор поиски останков первобытного человека. Убеждённым дарвинистом был франц. археолог, активный участник Революции 1848, Г. Мортилье, установивший в 1869-83 хронологическую классификацию первобытных древностей, основанную на эволюционной теории. Изучение первобытного человека он ставил в тесную связь с разрушением библейских легенд и церковного мировоззрения. Он определил все основные эпохи древнего каменного века и дал им названия (шелль, ашель, мустье и т. д.), употребляемые и доныне в науке. В 1865 англ. археолог и этнограф Дж. Леббок впервые предложил разделить каменный век на 2 эпохи: палеолит - древний каменный век и неолит - новый каменный век. Между палеолитом и неолитом долго не удавалось установить никакой связи. Учёные говорили по этому поводу о "необъяснимом разрыве". В кон. 19 в. франц. археолог Э. Пьет установил эту связь, открыв переходную эпоху-мезолит (средний каменный век).

    Большое влияние на развитие Археология имел в кон. 19 и нач. 20 вв. швед. археолог О. Монтелиус. Древние вещи он распределил по типам (тип - совокупность вещей, однородных по форме; археологи знают теперь десятки тысяч типов), а типы в свою очередь связал в типологические эволюционные ряды, прослеживая для этого (путём тщательного анализа деталей) постепенные изменения форм. Правильность построения рядов он проверял по находкам. Так, эволюция топоров, эволюция мечей, эволюция сосудов и т. д. взаимопроверялись по их совместным находкам в погребениях (ранние топоры встречались с ранними мечами, поздние - с поздними и т. д.). Осн. пороком его метода является изучение вещей в их саморазвитии и вне создававшей их общественной среды. Монтелиус исходил из неверной предпосылки, будто вещи развиваются по тем же законам, что и живые организмы. Он установил множество археол. дат (преим. для бронз. века и раннего железного). Последователем Монтелиуса был французский археолог Ж. Дешелет, выпустивший в начале 20 в. сводный описательный труд по археологии Западной Европы. В основе его лежит Археология. Франции, начинается он с палеолита, но особое внимание уделено раннему железному веку. Быт др. галлов воссоздан на основе тщательного изучения бесчисленных мелких находок. Англ. археолог А. Эванс заполнил в нач. 20 в. пробел между первобытными и античным древностями. Его раскопки на Крите открыли высокую цивилизацию бронзового века, имевшую постоянные сношения с Египтом и Азией, что позволило определить время критских древностей. Находки же критских изделий в Европе послужили затем лучшим основанием для европейской археологической хронологии.

    Среди концепций, в которых содержались основные теоретические положения современной Археологии, следует отметить возникшее в 1-й пол. 20 в. понятие об археологической культуре. Картографируя элементы культуры одновременно существовавших групп человечества на различных территориях, европейской археологи пришли к заключению, что обнаруживаемые при этом различия связаны с этническими, социальными или хозяйственно-экономическими общностями и что часто за археологическими культурами скрываются создавшие их древние племена и народы. Это привело к попыткам изучения происхождения народов, основываясь (среди других источников) и на археол. данных.

    Сложной задачей Археология. является создание хронологических схем и переход от данных относительной хронологии к абсолютной.

    Великие археол. открытия в 19 и 20 вв. были сделаны в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. В Греции велись раскопки в Афинах, Спарте и др. городах, были раскрыты знаменитые общеэллинские святилища в Дельфах и Олимпии; в Италии, кроме Геркуланума и Помпеи, велись большие раскопки в Риме и Остии. Раскопки в Помпеях получили особенно большой размах после воссоединения Италии в 1860. Их тогда возглавил Дж. Фио-релли (участник итал. нац.-освободит. движения). Он создал методы реконструкции несохранившихся или частично сохранившихся сооружений и предметов. При нём раскопки Помпеи стали школой для археологов всех стран. Раскопки Кноса (А. Эванс) на о. Крит, Трои в М. Азии. В М. Азии была открыта хеттская культура и раскопана столица хеттов в Бо-газкёе близ Анкары (Г. Винклер). Исследования в Финикии, Сирии и Египте открыли тысячелетние культуры этих стран, восходящие ещё к эпохе неолита. Раскопки в Сузах и Персеполе дали обильный материал по культуре Др. Ирана, а раскопки в Месопотамии открыли ассир. города Дур-Шаррукин, Ниневию и др. Раскапывались Вавилон и Ашшур. Была открыта древнейшая в мире шумерская цивилизация и её центры Ур, Ла-гаш. Исследования на Востоке охватывали постепенно огромные территории: были изучены древние культуры Китая и Индии. В Зап. полушарии археологи сконцентрировали внимание на изучении памятников доколумбовой Америки: ацтеков в Мексике, майя в Центр. Америке, инков в Перу и т. п.

    Больших успехов достигла наука в изучении раннего железного века, поздней античности и средневековья в Европе. Открытие гальштатской культуры и латенской культуры, а затем лужицкой культуры познакомило с жизнью племён и народов железного века. Изучение римских провинций в Европе привело к открытию остатков культуры варварских племён. Исследованы ср.-век. города, их архит. памятники и произведения искусства Больших успехов достигла славянская А. Гигантский свод слав. древностей издал в 20 в. Чешский археолог Л. Нидерле, доказавший множеством аргументов общность др.-слав. культуры. Виднейшим археологом 20 в. был англ. учёный Г. Чайлд. Он составил первую сплошную классификацию древних культур Европы и Азии и изучал социально-экономический строй первобытного общества, находясь в этом отношении под прямым влиянием сов. А.

    Археология занимает значительное место в познании исторического процесса. Ее особенность состоит в том, что познание истории происходит через изучение археологических памятников, с помощью раскопок и других специальных методов, применяемых данной наукой.

    Археологические памятники являются единственными источниками познания в археологии и в то же время частью современной реальности. Они есть везде, присутствуют в нашей жизни и составляют значительную часть историко-культурного наследия человечества. Поэтому необходимо понять, каково отношение общества к археологическим памятникам, какова роль археологов в современном обществе, наконец, какое место занимают археологические знания в современном массовом историческом образовании, и как современное общество использует археологическое наследие своей страны.

    За годы перестройки было много сделано по восстановлению и музеефикации историко-архитектурных памятников христианства, парковой и гражданской архитектуры, зодчества, мемориальных мест, но почти ничего не было сделано по музеефикации объектов археологического наследия, несмотря на то что памятников археологии, представляющих евразийскую и национальную ценность, на территории нашей страны в разы больше, чем других памятников историко-культурного наследия.

    Археологические памятники не стали близкими, попятными современному человеку.

    Нельзя не учитывать еще одну особенность. В советскую эпоху археологическое наследие испытало разрушительное воздействие промышленного детерминизма. Никакой альтернативы, никакого общественного обсуждения ситуации при строительстве промышленных объектов никогда не было. В результате тысячи археологических памятников наспех раскапывались при строительстве электростанций на Волге, Оби, Енисее, Ангаре и др., исчезали навсегда из арсенала историко-культурных ценностей человечества, многие историко-археологические ландшафты в Забайкалье, Предкавказье, Поволжье, в Горном Алтае, Хакасии, Туве и на Южном Урале были уничтожены или подвергнуты значительным разрушениям в результате вспашки полей тяжелой техникой.

    Необходимо подчеркнуть полную незащищенность открытых петроглифических объектов по сравнению с другими памятниками археологии, прикрытыми землей. Зачастую возникают ситуации, когда ни закон, ни власть, ни общество не в состоянии защитить эти памятники. Особенно эго касается тех из них, которые расположены вблизи дорог и населенных пунктов.

    Так, разрушительное антропогенное влияние испытали ряд памятников в Горном Алтае, например уникальный средневековый комплекс наскальных рисунков Бичикту-Бом.

    В 1950-1960-е гг. была испорчена надписями и выбивками часть Томской писаницы, колоссальный урон был нанесен в Сибири петроглифическим памятникам при строительстве Братской, Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций. В большинстве своем эти памятники были затоплены водами рукотворных морей.

    Вызывает тревогу судьба археологических поселений разных эпох, а также археологических объектов и культурных слоев в древних городах.

    Состояние нашего современного общественного, государственного и научного отношения к российскому археологическому наследию таково, что без изучения и использования мирового опыта в этой сфере нам сейчас не обойтись. За последние десятилетия мы значительно отстали от мирового опыта охраны и использования памятников археологии, интегрированности в мировую систему охраны и использования археологического наследия. Надо отметить, что сохранение памятников в отечественной практике всегда было оторвано от задач их современного использования в образовательных целях и развитии туризма. В советское время этому не уделялось внимания, в результате и сегодня археологическое наследие используется односторонне, в основном как объект научного изучения. Единой научно обоснованной, понятой и принятой обществом, цивилизованной концепции отношения к археологическому наследию страны в нашем государстве, к сожалению, нет.

    Многое здесь зависит от отношения самих археологов к археологическим памятникам. Полагаем, что сегодня следует меньше ориентироваться на открытие новых памятников и обращать больше внимания на исследование уже накопленных материалов и музеефикацию памятников в их среде. Раскапывая памятник, необходимо оценивать его с точки зрения возможной музеефикации и включения наиболее ценных объектов в систему современного познавательного туризма. Только такой подход сохранит археологические памятники и введет их в систему ценностей современного общества.

    Мировой опыт в области использования археологического наследия, накопленный в конце XX в., огромен. Можно отметить основные направления в этой области археологии, нацеленной на общество, на человека.

    Одно из направлений - это музеефикация археологических комплексов, на которых проводятся многолетние стационарные археологические исследования, их показ. В России это делается в Новгороде, Костенках, Танаисе, Аркаиме, в Денисовой пещере в Горном Алтае. В этих случаях должна быть обозначена, как правило, территория памятника, музеефицирована в разной степени его раскопанная часть, оформлена система информативной демонстрации археологических объектов, предусмотрено экскурсионное и сервисное обслуживание (продажа открыток, буклетов, литературы, значков, сувениров). Такая форма приобщения общества к археологии, пожалуй, является самой простой, сориентированной на одновременное выполнение двух взаимосвязанных задач: научных полевых исследований памятника и их показ, общественную демонстрацию результатов работы археологов.

    Большой мировой опыт накоплен по созданию археологических музеев и археологических парков на природе, на месте скопления археологических памятников или уже проведенных археологических раскопок и на комплексе наскальных изображений. Разнообразие таких музеев диктуется особенностями расположения недвижимых археологических памятников, их особенностями.

    Более сложные задачи стоят перед музейно-археологическими комплексами, так называемыми археодромами. Как правило, они представляют собой музейные комплексы многофункциональной направленности, сочетающие различные формы деятельности, в том числе "оживление" археологических объектов, обязательное активное участие в музейном действии человека или целого коллектива, погружение в историческую, археологическую среду, реконструкцию производственных, общественных, мировоззренческих процессов с участием человека. Этот принцип работы можно назвать "живой археологией". Подобные музеи, как правило, сочетают раскопки, музеефицированные археологические объекты, процессы экспериментальной археологии и др. Опыт их работы очень интересен.

    Деятельности археодромов не препятствует суровый климат. Так, музей живой археологии и этнографии функционирует, например, на месте древнего поселения эскимосов на севере Швеции; археолого-этнографическая деревня Литра расположена на севере Норвегии. На территории музея расположена зона раскопок древнего поселения, информационный центр с выставками, библиотекой, туристический комплекс, традиционный производственный морепромысел, постройки разных эпох.

    В Швеции также действует несложная система музеефикации курганов и петроглифов: памятники огорожены, вдоль ограды отсыпана пешеходная дорожка, предусмотрены площадки осмотра, тумбы с пояснительными текстами. Рядом расположены стоянки автотранспорта.

    В странах Европы, некоторых странах Азии и Африки создана эффективно действующая единая бизнес-система, включающая памятники археологии и культуры, музеи. Развит познавательный туризм, музейно-туристический бизнес.

    В развитии археологии каждое новое столетие было отмечено какими-то особенностями. XVIII в., на наш взгляд, можно охарактеризовать как время возникновения интереса к археологическим древностям в рамках энциклопедизма; XIX в. стал временем возникновения археологии как науки; XX в. мы по праву можем назвать столетием раскопок, накопления артефактов, когда археология достигла уровня научной реконструкции исторических процессов, укрепила свою незаменимую роль в исторических реконструкциях, расширила свой кадровый потенциал.

    В XX в. и российская археология вышла на уровень наработки системных исторических знаний.

    18 августа 1763 года при раскопках недалеко от Неаполя архитектор Франческо Ла Вега обнаружил столб с надписью Помпеи 24 августа 79 года в результате извержения Везувия этот город, который населяли 20 тысяч жителей, был погребен под слоем вулканического пепла. Эта находке позволила историкам узнать, каким в точности был провинциальный римский город. Нынешние Помпеи — музей под открытым небом. Среди самых впечатляющих экспонатов — слепки людей, погребенных под пеплом.

    8 апреля 1820 года на греческом острове Милос в Эгейском море крестьянин Йоргос Кентротас случайно вырыл мраморную статую Венеры (примерно середины II века до н. э.). Крестьянин продал ее турецкому чиновнику. Получив известие об этой находке, французский посол в Турции маркиз де Ривьер снарядил корабль на Милос с целью купить статую. Сделка состоялась, однако после драки покупателей Венера лишилась рук. Сейчас скульптура хранится в Лувре.

    31 мая 1873 года немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман после двух лет раскопок на холме Гиссарлык в Турции обнаружил под развалинами греческого города древние руины и серебряный двуручный сосуд с золотыми драгоценностями весом в 1,5 кг. Он объявил его "кладом Приама", а руины — остатками города Трои, описанного в "Илиаде" Гомера. Впоследствии выяснилось, что он ошибся: находки принадлежали более раннему периоду (2400-2300 годы до н. э.), а гомеровская Троя находилась в верхних слоях почвы, которые Шлиман уничтожил во время раскопок.

    В ноябре 1879 года археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола, исследовавший стоянку первобытного племени в пещере Альтамира неподалеку от испанского города Сантандер, обратил внимание, что на потолке пещеры изображены многоцветные рисунки животных. Первооткрывателя наскальной живописи сначала обвинили в фальсификации рисунков, однако позже пещерные росписи были найдены и в других местах.

    16 марта 1900 года английский археолог Артур Эванс занялся раскопками Кносского дворца на Крите. Дворец площадью в 22 тысячи кв. м имел запутанную структуру помещений. В греческих мифах его называли лабиринтом, в котором обитал человекобык Минотавр. Эванс установил, что Крит был центром минойской цивилизации, существовавшей в 3-2-м тысячелетии до н. э. и обладавшей собственным языком и письменностью.

    24 июля 1911 года американский историк Хайрам Бингем обнаружил в Перу на вершине горного хребта высотой в 2057 м заброшенный город инков Мачу-Пикчу, построенный около 1440 года. После крушения империи инков город утратил свое значение, и жители покинули его навсегда. Сегодня Мачу-Пикчу посещают около 2 тысяч туристов в день, а Хайрам Бингем стал одним из прототипов киногероя Индианы Джонса.

    4 ноября 1922 года англичанин Говард Картер, проводивший раскопки в Долине царей в Египте, обнаружил в скале вход в гробницу фараона Тутанхамона, жившего в 1355-1337 годах до н. э. В отличие от остальных некрополей до нее не добрались грабители. Общий вес найденных золотых украшений и посуды составил 1,2 тонны. В их числе — золотой саркофаг и золотая посмертная маска Тутанхамона, ставшая символом Древнего Египта. Сегодня все сокровища хранятся в Египетском музее в Каире и занимают 10 залов.

    26 июля 1951 года археологическая экспедиция под руководством профессора Артемия Арциховского нашла в Новгороде первую берестяную грамоту. Она датировалась 1380-1400 годами и содержала перечень сел, с которых взимались повинности ("позем" и "дар") в пользу некоего Фомы. Эта и последующие грамоты (сегодня их найдено 956 штук) открыли для отечественной археологии докнижный период Руси.

    В марте 1974 года китайский крестьянин Ян Чжифа, рывший колодец недалеко от города Сиань, наткнулся на старые глиняные черепки. Раскопки обнаружили Терракотовую армию примерно из 8 тысяч пехотинцев, лучников и всадников в полный рост, стоящих в боевом порядке в 11 подземных 210-метровых коридорах на глубине 5 метров. Армия охраняет гробницу первого императора объединенного Китая Цинь Ши-хуанди. По мнению ученых, ее создание заняло 38 лет и потребовало усилий 700 тысяч рабочих.

    19 сентября 1991 года немецкие туристы Гельмут и Эрика Симон обнаружили в Тирольских Альпах в долине Эцталь ледяную мумию человека возрастом примерно 5300 лет. Криминалисты установили, что Эци (так назвали находку) был убит стрелой, застрявшей у него в плече. С 1997 года мумия, являющаяся старейшей в Европе, выставлена в Южнотирольском музее археологии в итальянском Больцано.

    Предметы для раскопок

    Традиционным символом археолога является штыковая лопата, которой пользуются для расчистки стен. Совковые лопаты применяются для выемки грунта при подготовке траншей для осмотра; они применяются в бесчисленном количестве ситуаций, это главный инструмент археолога при перемещении большого количества грунта. Систематическое перелопачивание почвы группой раскопщиков является лучшим способом для снятия слоев перепаханной земли при раскрытии археологических слоев. Подобный метод особенно хорош, когда под вспаханным слоем имеются следы столбов и домов, как в случаях с древними поселениями земледельцев в Европе (Гругиэль и Богуки — Grygiel and Bogucki, 1997).

    Кисти особенно полезны на сухих памятниках. Наиболее часто используемой является хозяйственная кисть, щетинки которой достаточно грубы; ее можно держать как за ручку, так и за щетинки. Короткими взмахами такой кисти хорошо очищаются объекты, найденные в твердой сухой почве. Для более тонких работ раскопщики пользуются другими кистями. Однодюймовые или полудюймовые хозяйственные кисти широко используются для очистки костей животных и более грубых находок. Для очистки тонких костей, бус, хрупких железных изделий лучше всего подходят художественные кисти из тонкого верблюжьего волоса.

    При очистке на памятнике могут пригодиться разные небольшие инструменты. Заточенными шестидюймовыми гвоздями можно проводить тонкую очистку костей и других хрупких предметов. Иглами можно счищать почву с таких мелких частей скелета, как глазницы и скулы. Одним из самых полезных инструментов раскопщика являются зубочистки разной формы.

    Заключение

    Итог: Современное отношение общества, государства и археологов к археологическому историко-культурному наследию России, к сожалению, сложно назвать удовлетворительным. И это при том, что ни одна другая страна мира не обладает таким огромным количеством археологических памятников, как Россия. Большинство из них представляет не только национальную, но и мировую ценность. Вопрос об использовании этого наследия обществом в СССР вообще не ставился, упор делался, в основном формально, на их сохранение.

    Археологические памятники традиционно считались и считаются до сих пор лишь объектами научного изучения и тем самым как бы выделяются из сферы широкого общественного интереса. Причин такого отношения много: это и воспитывавшееся в прошлом безразличие и даже враждебное отношение к недвижимым памятникам и символам прошлого; приоритетное решение экономических проблем; сыграло роль и то, что массовое историческое образование в России построено исключительно на изучении социально-политической истории. Поэтому большая часть общества не представляет ценности археологического наследия страны. По данным ЮНЕСКО, Россия, обладая колоссальным археологическим наследием, сегодня занимает одно из последних мест в мире по использованию этого наследия современным обществом.

    Мировое научное сообщество давно пришло к выводу о том, что охране археологических памятников способствует продуманная система их современного использования. Более того, без создания такой системы сохранение археологических памятников невозможно. Об этом свидетельствуют и документы Международного совета по вопросам памятников и доисторических мест (ИКОМОС), Конвенция Организации Объединенных Наций об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 г., документы ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), в том числе Хартия ИКОМОС по охране и управлению археологическим наследием 1990 г. Эти международные акты отражают тот факт, что проблема сохранения археологического наследия неотделима от современного их использования обществом как своеобразного ресурса.

    Большой проблемой для страны является археологическая неграмотность современного российского общества.

    Накопив колоссальный материал по историко-археологическим эпохам, современная археология уделяет ничтожно мало внимания их передаче обществу.

    Очевидно, археологам надо понять, что перед археологией как гуманитарной и исторической наукой стоит двуединая задача: исследовать археологическое наследие, реконструировать историческое прошлое и сделать результаты своих открытий доступными для общества.

    Надо отметить, что современное историческое образование построено на изучении социально-политической истории, согласно которой основным в историческом процессе является возникновение классов и классовая борьба, войны, революции заполняют нашу историю и являются основным содержанием исторических знаний. К тому же приоритет отдастся историческим знаниям по новой и новейшей истории, имеющим политический оттенок

    Но в этой истории практически нет места археологии, ее современным достижениям, знаниям и представлениям об исторической ценности археологических памятников нашего отечества. Поэтому в сознании людей археология воспринимается как какая-то экзотическая наука, не связанная с нашей историей. В лучшем случае она воспринимается как объект краеведения. В худшем - как изучение чего-то далекого или вообще не нужного.

    Современному обществу нужна реформа содержания общего исторического образования, в котором достойное место должны занять подлинные научные знания об археологическом наследии страны. Археология XXI в. не может оставаться замкнутой, узкоспециальной наукой, нацеленной только на раскопки и изучение памятников археологического наследия.

    Нужны археологи-профессионалы, ощущающие потребности современного общества, и сфера применения их знаний в XXI в. очевидна. История страны и мира не может быть лишь социально-политической, она значительно шире, богаче. Археологи необходимы в образовательной, научной, музейной сферах, в сфере туризма, органах надзора за соблюдением законодательства в сфере культурного наследия, земельного кадастра, редакциях и издательствах и т.д.



    написать администратору сайта