Практика_Античка. Философия Др. Индии и Китая. Общая характеристика Древнего Востока
Скачать 49.34 Kb.
|
Древний Восток представляет собой причудливый коктейль различных государств, народов и племен. Его земли простирались от северных берегов Африки до Тихого океана. Самобытная культура и впечатляющая история Древнего Востока оказала огромное влияние на развитие всего человечества. Общая характеристика Древнего Востока Колыбелью первых восточных государств были плодородные долины крупнейших рек Евфрата, Тигра и Нила. На этих территориях из маленьких общин зародились великие державы Древнего Востока: Вавилон; Древний Египет; Ассирия; Персия. Подобное развитие происходило на полуострове Индостан и в Китае, где также возникли крупнейшие центры в низменностях рек Хуанхэ, Ганга, Инд. Древние этносы (народы) создали письменность, строили города, сформировали могущественные государства с уникальной культурой, архитектурой, искусством. Центры государственности были созданы в Азии, Северной Африке, на Ближнем Востоке. Весь этот пестрый и многообразный мир крупных стран и небольших поселений и есть Древний Восток. Все эти государства существовали в разные временные отрезки. Самые первые восточные цивилизации были сформированы в IV веке до н. э., и прекратили свое существование в начале IV века, когда войска знаменитого полководца Александра Македонского подчини огромные просторы древних государств. Характерные черты государств Древнего Востока были навсегда утрачены с проникновением греческой культуры. На завоеванных землях стали возникать античные цивилизации: Пергамское царство, Каппадокия, Понтийское царство, Вифиния. В Индии и Китае древние державы существовали вплоть до V века, пока не сменились феодальным строем. Природно-климатические условия Разные регионы Древнего Востока имели свои характерные природные черты, однако все они были объединены общими признаками: субтропический климат с мягкой зимой и очень жарким засушливым летом; наличие крупных бассейнов рек; разнообразный рельеф с чередованием плодородных долин, горных хребтов, плоскогорий и каменистых пустынь. Огромную роль в становлении древневосточных государств сыграли такие крупные реки как Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Инд, Янцзы, Хуанхэ. Благодаря наличию в их обширных бассейнах плодородной, хорошо увлажненной почвой, стала возможной успешная хозяйственная деятельность. Города и государственный строй Уже в III тыс. до н. э. на Древнем Востоке стали возникать крупные поселения с внушительными сооружениями, оборонительными укреплениями и большим количеством жителей. Города – это принципиально новое явление в ранней истории цивилизаций. В них происходило сосредоточение религиозного культа, ремесленного производства, торговли. Первые древневосточные города имели грамотную планировку, с оборонительной башней и жилыми районами, разделенными на кварталы. Уже тогда они были обеспечены системой водоснабжения и канализацией. Дома были как одноэтажные, так и двух- и даже трехэтажные. С появлением городов стала развиваться и государственная власть. Форма правления на Древнем Востоке – это восточная деспотия, для которой была характерна неограниченная никакими законами монархия. Управление государством осуществлялось за счет работы огромного аппарата чиновников. Под их руководством осуществлялись работы на полях и в ремесленных мастерских, разрабатывались каменоломни, рудники, осуществлялась торговля и строительство. В рамках восточного деспотизма правитель – ван, фараон, царь – считался не только единственным человеком, наделенным абсолютной властью, но и признавался божественным наместником, сверхчеловеком. Обожествление личности правителя было важнейшей особенностью деспотии в Древнем Востоке. Культура Древнего Востока Древний Восток является родиной письменности. Самой ранней ее разновидностью стала иероглифическая письменность, зародившаяся в Египте, Китае, Междуречье. Спустя некоторое время в Финикии была сформирована алфавитная письменность, перенятая древними римлянами и греками. Древний Восток также стал колыбелью мировых религий – буддизма и христианства, которые невероятно быстро покорили всю планету. Этому способствовала обращенность данных религий к представителям всех социальных групп, их межэтнический характер. Народы Древнего Востока внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. Монументальные пирамиды, величественные храмовые комплексы, зиккураты, построенные в древности, до сих пор поражают своей мощью и красотой. В крупных древневосточных государствах большое развитие получили научные знания, особенно в области математики, астрономии, медицины, агрономии. Здесь были выведены многие культурные растения, без которых современный мир не представляет своего существования: пшеница, лен, хлопок, виноград, чай и многие другие. Врачи могли не только лечить тяжелые заболевания, но и проводить операции. Люди делили время на годы, месяцы и сутки. Была хорошо развита литература, живопись, скульптура. Цивилизация Древней Индии Древняя Индия принадлежит числу первых мировых цивилизаций, наряду с шумерской и древнеегипетской. Возникнув в долине великой реки Инд, Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад, индийская цивилизация смогла достигнуть своего наивысшего расцвета, подарив миру одну из самых популярных и древних религий, удивительную культуру, самобытное искусство и философию. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру. В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ. Каждое арийское племя имело своего предводителя – раджу. Поначалу их выбирали, но со временем правление стало передаваться по наследству. Раджи были заинтересованы в расширении земель и укреплении своих царств, а потому находились в состоянии непрерывных войн друг с другом. В Древней Индии существовали две форма судов: высшие (царские) и низшие (внутриобщинные). Сторона, неудовлетворенная решением низшего суда, могла обратиться к царю и приближенным брахманам для повторного рассмотрения дела. В этот период образовалась религия под названием брахманизм, в центре которой был бог Брахма – высшее божество, творец вселенной, самый первый и могущественный среди богов в индуистских мифах. Под влиянием брахманизма все общество в Древней Индии было разделено на социальные группы – варны: Брахманы – жрецы, жившие в храмах на доходы от жертвоприношений. Кшатрии – каста воинов, которые прекрасно владели оружием, управляли колесницами, были отличными наездниками; также к данной касте относились врачи и учителя. Вайшьи – земледельцы и ремесленники. Также к этой варне относились пастухи и торговцы. Шудры – самая низшая и неуважаемая варна, состоящая из слуг. Большое значение в индуистских религиях имела дхарма – свод правил, необходимых для соблюдения космического баланса. Это праведный путь, нравственные принципы, соблюдение которых поможет человеку достичь просветления. Культура Древней Индии Важнейшим достижением культуры Древней Индии было создание алфавитного письма, состоящего из 50 знаков. Грамота была доступна только брахманам, которые очень ревностно оберегали свои познания. Санскрит – это язык учености. Для брахманов он является таким же языком, как и для западного научного мира – латынь. Корни санскрита прослеживаются во всех европейских и славянских языках. Например, русский глагол «ведать» происходить от индийского слова «веда», которое переводится как знание. Богатый литературный язык санскрит, что в переводе значит «совершенный», был словно специально создан для написания лирических произведений. Самыми знаменитыми стали две великие поэмы древнего мира – «Рамаяна» и «Махабхарата», которые оказали огромное влияние на развитие индийской культуры. Большое развитие получили и научные знания в области медицины, математики, химии. Особенно хорошо была развита астрономия в Древней Индии – уже в древние времена индийцы знали, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Искусство Древней Индии, прежде всего, представлено уникальной архитектурой. Величественные дворцы и храмы отличались невероятно тщательной отделкой. Колонны, ворота и стены украшались резьбой, позолоченными изображениями фруктов, цветов и птиц, многие детали были отлиты из серебра. Монастыри и храмы строились даже в пещерах. Древние зодчие прорубали в горах обширные коридоры и залы, монументальные колонны, которые затем украшали филигранной резьбой. Большое развитие в Древней Индии получило и театральное искусство, которое представляло собой смесь актерского мастерства, поэзии и танцев. Работы древних скульпторов и живописцев по большей части носили религиозный характер, но встречались и изображения и скульптуры, выполненные на светскую тематику. Развитие культуры Древней Индии С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии. Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности: Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики. Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом. Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги. Музыкальность и танцевальность – характерная черта культуры Древней Индии. Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом. Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире появилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана. Второй период – арийский – связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния. Наиболее ярким достижением ариев стали Веды – сборник религиозных текстов, включающих в себя песнопения, гимны и магические формулы. Веды стали важнейшим источником информации об истории, взглядах и верованиях древних индусов. Достижения культуры Древней Индии Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день. Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи». Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы. Аюрведа – медицинские познания, направленные на лечение организма путем его очищения различными растительными препаратами. В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые. Йога – физические и духовные практики, благодаря которым совершенствуется тело и разум человека. Шахматы – игра, призванная тренировать ум и развивать стратегические способности игроков. Она способна синхронизировать работу обоих полушарий мозга, гармонично развивая его. Философия Древней Индии Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа: Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.). Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.). Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.). С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. К основным положениям философии Древней Индии относят: совершенствование внутреннего мира человека; желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий; искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной; восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков; неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого; постижение знаний путем длительного сознательного погружения; подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению. Философские школы Древней Индии В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные. К ортодоксальным школам относятся: Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем. Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала. Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу. Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа. К неортодоксальным школам Древней Индии относят: Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу. Главной целью всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе. Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – непричинение вреда окружающим. Философия Древнего Китая Своими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Долгое время пребывая в изоляции от всего мира, она смогла пройти свой собственный путь, и приобрести ряд уникальных черт. В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной. Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян. Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб. К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести: Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих. Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю. Философские школы Древнего Китая Китай – очень древняя страна, имеющая не только богатую культуру, а отличающаяся также своей философией. Следует отметить, что еще Киплинг отмечал, что западу и востоку никогда не сойтись вместе, настолько они разные. Именно древнекитайская философия позволяет наглядно продемонстрировать разницу в культуре и традициях двух сторон света. Кратко о философии Древнего Китая Для стран востока китайская философия оказалась таким же катализатором развития мысли и культуры, каковым для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции. Зарождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: небо + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай. Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян. Основу философии Древнего Китая составлял принцип триединства Вселенной, которая, по мнению китайских философов, включала в себя небо, землю и человека. При этом вся вселенная состоит из особой энергии, именуемой «Цы», которая в свою очередь подразделяется на женское и мужское начало – инь и янь. Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление действительности и построения миры имело религизно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица являлись духами и богами зооморфного характера. Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой в сравнении с остальными философскими течениями, особенностью являлся культ предков, предполагающий приятие факт влияния ушедших в мир иной на судьбу жившего поколения. При этом обязанностями духов была забота о здравствующих. Вторым отличием является понимание мира как постоянное взаимодействие двух начал – женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. Рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли. Подобное мировоззрение демонстрирует зачаточность имеющийся натурфилософии. Также для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы. Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия: Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии; Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение; Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы; Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию. Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм. Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера. Детство Конфуция было очень тяжелым. После потери кормильца семья жила в страшной нищете, и мальчику приходилось много работать, чтобы помочь матери. Однако благодаря хорошему образованию, настойчивости и трудолюбию, ему удалось сделать успешную карьеру на государственной службе, а после перейти к преподавательской деятельности. Конфуций прокомментировал книгу перемен, его трактат «Десять крыльев». Основная направленность – в прошлое, внимание уделяется практическим проблемам – управление государством. Характеристика благородного мужчины, который должен обладать человеколюбием, соблюдать этикет ( нормы поведения). Знание сопоставляется с знанием древних текстов. Ценится верность, каждый должен знать свое место. Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. Китайский буддизм. Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными. Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм национальной китайской религии — даосизма. Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте. Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего. Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме. Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним. Заключение СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др. 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников. 3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться: — в проблеме мира и его познания; — в проблеме взаимодействия человека и природы; — в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами: — прекрасного и безобразного; — добра и зла; — справедливости и несправедливости; — дружбы, товарищества; — любви и ненависти; — счастья, наслаждения и страдания и др. 4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии — это мировоззренческий характер философского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений). Идеализм представлен в философии Древнего Китая и Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм — это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма. В философии Древнего Китая и Древней Индии используются традиционно философские категории: — движение; — противоположность; — единство; — материя; — сознание; — пространство; — время; — мир. В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней: — как некая «помеха» душе; — как некое субстанционное начало. В решении проблем познания философия Древнего Китая и Древней Индии подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. При этом исследовалось четыре источника достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство. Важнейшая проблема социальной философии — это проблема народа и правителя. Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку. Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира. |