Главная страница

законы хамураппи. 1. Законы Хамураппи. Общая характеристика


Скачать 74.2 Kb.
НазваниеОбщая характеристика
Анкорзаконы хамураппи
Дата01.04.2022
Размер74.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1. Законы Хамураппи.docx
ТипКодекс
#434641
страница5 из 5
1   2   3   4   5

Уголовное право: 


    • Членовредительские 

    • Порочащие 



  • Степень наказания зависит от статуса лица, понесшего ущерб; 

  • Различают кражу и грабёж, наказание за грабёж – казнь; 

    • Кража рабов (или их побег) как отдельное преступление, 

      • их укрывательство расценивается как укрытие краденного и наказывается казнью

  1. Цель воздействия кодекса – наказание, а не устранение будущих и настоящих преступников.



Уголовное право еще испытывает на себе влияние родовых пережитков. Право кровной мести уже отсутствует, но широкое применение принципа талиона (ius talionis) и круговая порука общины перед родственниками убитого на ее территории говорят о живучести этой стороны общественных отношений.

Законодатель различает преступления против личности, разделяя их на преступления членовредительские и порочащие. Например, ст. 132 определяла при обвинении в прелюбодеянии обязанность жены подвергнуться Божьему суду, при счастливом исходе для нее этого суда клеветник наказывался.

Преступления против личности карались согласно принципу возмездности. Однако положение разных слоев населения Вавилонии при этом трактовалось по-разному. Статья 202 гласит: «Если кто-нибудь ударил по щеке лицо высшего положения, то его на суде ударят шестьдесят раз плетью из воловьей кожи». Мушкенумы при этом оказывались в неравном положении. Статья 201 дает им право взыскать только 1/3 мины серебра, если членовредителем был авилу. Сами авилу в аналогичном случае подвергались действию принципа талиона. Такое же неравное положение встречаем и в случаях причинения выкидыша женщине мушкенума по сравнению с женщиной авилума.

Имущественные преступления несут на себе такой же отпечаток сословности. Закон устанавливает трехкратную разницу в штрафе за кражу имущества храмового и дворцового комплекса по сравнению с кражей имущества у мушкенума (ст.8). Кража, даже незначительная, вообще строго наказывается в Вавилонии. От кражи законодатель отличает грабеж, как правило, под покровом ночи. Наказание за него — смертная казнь (ст.22).

В особую группу законодатель выделяет кражу рабов. Часто это преступление квалифицируется как его побег. Здесь же приведена норма об укрывании раба, что квалифицируется как укрывание краденого, наказание за это — смертная казнь (ст.16).

Вообще, Кодекс не скупится на применение смертной казни, которая является уже квалифицированной: утопление в реке, повешение, посажение на кол и пр.

Наказания по Кодексу пока еще преследуют цель устрашения будущих и настоящих преступников. Иного смысла нельзя найти ни в положениях самого текста, ни в преамбуле


  1. Суд и процесс. Судебная реформа Хаммураби: жреческий и светский суды.



Суд и процесс



Процессуальное право развито в Вавилоне, но нет разделения процесса на гражданский и уголовный!! Материальное и процессуальное право, частное и публичное – всё вместе.

Судопроизводство напрямую связано с административной деятельностью.

Сведения об общинных и храмовых судах незначительны. Чтобы повысить квалификацию судей, часть полномочий по суду преемники Хаммурапи передали им.

Учебник для судей – «Нововавилонский сборник судебных решений», 6 век до нашей эры.
ДО Хаммурапи суд был общинным. Главный судья местности – жрец храма. Суд – непосредственно в храме или у входа в него.

ПРИ Хаммурапи (Судебная реформа) – учреждается сильная центральная власть с судебными инстанциями, не зависящая от местных владык и храмовых жрецов. Суд царя – главенствующий (см. преамбулу кодекса). Жрецам оставлены лишь некоторые категории дел с сакральным характером.
Судебная реформа: чёткая вертикаль. У жрецов стала роль вспомогательная. Вся судебная система находилась под царём. Сложилась система 
Система судебных инстанций:

1. Царь – верховный судья. Рассматривает апелляционные жалобы, жалобы на отказ в правосудии. Мог не принять жалобу. Ему принадлежит право приказа о доставке свидетелей и сторон на суд в Вавилон. Решает наиболее важные и сложные дела (пролог и эпилог, сами законы)

2. Суд наместника царя (šakkanakku). Дела, вытекающие из порядка общего управления. Mar širim – смотритель каналов – лицо, подчиненное наместнику, но в области своей компетенции обладавшее судебными полномочиями. Например, по суду о беглых рабах.

3. Царский суд - dajjanu šarrum. Судьи (dajjanum) назначались лично царем. Они руководствовались в своих решениях (purussum) царскими установлениями (kima simdat šarum) – правовыми актами центральной власти, не местным usus. Решения их vice sacra – окончательные.

4. Суды общин. Коллегиальная основа. Глава – староста – рабианум, назначался центральной властью, остальные члены – выборные. Решение выносилось сообща, скорее всего, совет старейшин šibutum.

5. Храмовые суды – продолжали существовать во время Хаммурапи.

Принятие показаний, делаемых под присягой при изображении божества (весь остальной суд вели светские судьи по царскому закону).
История МП считает Месопотамию родиной мирного способа улаживания международных споров.

Женщины на суде представляются мужем!!
Вспомогательный аппарат в судах (царских):

- rabisum – помощник судей – свидетельствует происходящее на суде, принимает иски от сторон

- redi dajjani - «воин судей» - пристав

- nagirum – полицейский и судебный исполнитель решений суда

- rakbum - гонец

- tupsharum – писец суда и хранитель его архива
Процесс не знал формальной системы оценки доказательств, судья сам производил оценку и выносил решение.

Чаще всего свидетели упоминаются как средство доказывания. Не допускались: рабы, женщины, кроме храмовых проституток, недееспособные. Нет данных о значении показаний, предполагаем, что разница – исходя из группы населения.
Божий суд – клятвы и ордалии. Клятва часто сопутствует свидетельскому показанию (берутся при помощи клятвы). Ордалии – испытания водой – вид окончательного решения дела. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий — "божьего суда"

Письменный акт как доказательство – комбинированно вместе со свидетельскими показаниями.

Процесс – состязательный характер!
Стадии.

1) Подача иска и выслушивание объяснений сторон

2) Представление суду доказательств.

3) Вынесение решения. В исполнение приводилось немедленно. Никакого частного согласия для исполнения решения не требовалось.
В целом, как видим, вавилонское право было тщательно разработано и оказало большое влияние на последующее развитие права у семитов. Через Моисеево законодательство оно отразилось и на развитии европейского права.

Характерные черты суда 


  • Главный источник судебных решений – письменное право. 

  • Нет деления процесса на гражданский и уголовный. 

  • Смешение частного и публичного (никакого частного соглашения нет, судьи всё решают)

  • До Хаммураби суд был общинным (глава – жрец храма). 

  • Судопроизводство напрямую связано с административной деятельностью

  • Учебник для судей – «Нововавилонский сборник судебных решений», 6 век до нашей эры.

  • Наказания по принципу Талиона

  • Исковая давность не встречается

  • Презумпция невиновности была (обвинение должно быть доказано обвинителем). Искл: ст. 2 про колдовство

  • Публичность процесса

  • Состязательность процесса

  • Устность

  • Формализм

  • Сам ход процесса не записывалась

  • Судебный процесс в статьях 1-5


Система судебных инстанций


  1. Суд Царя. 

    • Верховный судья. 

    • Апелляционные жалобы. 

    • Право приказа о доставке свидетелей и сторон на суд в Вавилон. 

    • Право помилования. 

    • Дележ наследства. 


  1. Суд Наместника царя (Шаканаку)

    • Наместники назначались царём

    • Разбирал дела общего управления.

    • Выступал в роли судьи в тех случаях, которые представлялись особенно важными с точки зрения охраны общественного порядка. 

    • Шаканаку судил обычно совместно с советом, состоявшим иногда из шести, иногда даже из десяти человек. 

      • Марсирум – смотритель каналов (суд о беглых рабах)


  1. Царский суд (Дажану Сарум)

    • Руководствовались царскими постановлениями, а не местным правом. 

    • Решения судов были окончательны

      • Судьи – Дажанум

      • Решения – Пурусум

      • Царские установления – Кима Симдат Сарум


  1. Суды общин.

    • на коллегиальной основе. Глава – староста (Рабианум)Назначался центральной властью, остальные члены – выборные

    • Решения выносились судьями сообща.


  1. Храмовые суды

Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий — "божьего суда"


Вспомогательный аппарат


  • Помощник судей Рабишум (принимает иски от сторон, свидетельствует)

  • Пристав Реди Даджани (воин судей)

  • Полицейский и судебный исполнитель решений суда – Нагирум

  • Гонец Ракбум

  • Писец суда Тупшарум (хранитель архива, отписывает решения и потом хранит их)





Средства доказывания:


  • Свидетели (рабы, женщины, недееспосбные не допускались) + КЛЯТВА

  • Божий суд (клятва и ордалии)

  • Письменный акт



  • § 13. Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи должны назначить ему срок до шести меся- цев, а если в течение шести месяцев он не привел своих свидетелей, то этот человек – лжец; он должен нести наказание по этому делу



  • Ст. 9 – доказательства свидетелей отбираются при помощи клятвы

  • § 123. Если он дал на хранение без свидетелей и договора, а там, куда он отдал на хранение, это отрицают, то по такому делу не может быть возмещения.


Процесс (носил состязательный характер): устный 

  1. подача иска и выслушивание заявлений сторон, составление судебного протокола 

    • На глиняной плитке, содержали показания тяжущихся сторон, клятвы, сущность судебного приговора 

  1. представление суду доказательств

  2. вынесение решения. Решение приводилось в исполнение немедленно

    • Для укрепления силы судебного решения на сторону обычно возлагали обязательство не возбуждать вторично ТОГО же дела 

В случае невыполнения этого обязательства виновный подвергался штрафу, размер которого определялся судьей (иногда 2 сикля, иногда '/г мины)
 В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы.

Судебная реформа

Суд общинный, жрец-судья, суд в храме => сильная центральная власть с судебными инстанциями, не зависящими от местных жрецов

Публичное право по Законам Хаммураби. Правовой статус царя


К преступлениям в публично-правовой сфере можно отнести преступления против военной службы, преступления против правосудия и против государственного имущества. Переходя к преступлениям в публично-правовой сфере, считаем целесообразным выделить преступления против правосудия. Законодатель уже знает служебный подлог, совершённый судьёй (ст. 5), в случае которого судья лишается судейского места и выплачивает в двадцатикратном размере истцу сумму иска, а также дачу заведомо ложных показаний в суде (ст. 3), которую он, в свою очередь, отличает от клеветы.

Отдельного внимания заслуживают так называемые «преступления против военной службы», которые сформулированы законодателем как неисполнение приказа (ст. 26), выражающееся в отправлении вместо себя наёмника в поход, дезертирство (ст. 30), карающееся лишением имущества, призыв на военную службу лица, не подлежащего призыву (ст. 33).

Город Вавилон появился в конце 21-начале 20 века до Р.Х. Кодекс Хаммураби был создан в эпоху Старовавилонского царства (18 век до Р.Х.).

Вавилония – монархия. Царь – личность, непосредственно общающаяся с богами. Иерархия богов должна отражаться в иерархии должностных лиц. 

Власть царя:

  • Судебные полномочия

  • Верховный жрец

  • Вавилония – раннефеодальная монархия, поэтому царь – верховный сюзерен вассалов

  • Под страхом смерти обязан заботиться о своем жреце «абкаллу»

  • Царю вменяется обязанность беспристрастности в суде. Царь не может возбудить обвинение по собственному усмотрению 

Население привилегированных городов (то есть, Вавилона, Сиппара, Ниппура, Борсиппы) имеет право не подчиняться центральной власти.

Вмешательство чиновников в дела других городов строго запрещено.
Царь:

• Верховный судья

• Верховный жрец

• НЕ является верховным собственником всей земли

• Сюзерен своих вассалов

Можно выделить сферу еге особого интереса – это торговля и производство товаров и услуг. Центр вмешивается в эту область очень активно. Средство - установление закона об общеобязательных тарифах. Тарифная политика регулирует и ростовщический процесс.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта