законы хамураппи. 1. Законы Хамураппи. Общая характеристика
Скачать 74.2 Kb.
|
Общая характеристика Законов Хаммураби. Его источники, структура, политическое и юридическое значение Пролога и Эпилога.Кодекс написан на классическом аккадском языке и состоит из 282 статей, из которых до нас не дошло только 25. Разбивка на статьи искусственна Общая характеристика: Судебник древневавилонского царя Хаммурапи представляет собой крупнейшую кодификацию права на Древнем Востоке. Свод законов в наиболее полной мере отражает особенности писаной правовой традиции, развивавшейся в Месопотамии, уровень правовой культуры и юридической техники, определившей структуру судебника, набор принципов и понятий. Черная базальтовая стела, на которой были начертаны Законы Хаммурапи, была найдена в 1901–1902 гг. Французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). На этом столбе, видимо, захваченном эламитами в качестве трофея, высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед богом Солнца вавилонян Шамашем – покровителем суда, который вручает ему Законы и законодательные положения на аккадском языке. Структура судебника. Текст судебника Хаммурапи включает три части: 1) пролог, который не имеет юридического значения, а является декларацией, указывающей, во-первых, на божественное происхождение как власти Хаммурапи, так и свода законов: "...когда Мардук послал меня управлять людьми и доставлять стране благополучие"; во-вторых, на благословение и покровительство богов в делах и свершениях царя: "...вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям"; понятия "справедливость", "правда" ассоциируются с правопорядком, следованием закону против "губительной смуты"; 2) основную часть, состоящую из 282 статей, регламентирующих различные стороны жизни; 3) эпилог, носящий декларативный характер, говорящий о целях и назначении судебника: "справедливые законы" составлены как руководство в продвижении по благословенному богами пути к обретению "подлинного счастья и доброго управления". В эпилоге содержится наказ Хаммурапи последующим правителям: "справедливо управлять своей страной" и с почтением относиться к постановлениям, которые начертаны на этой стеле, указывающим "стезю и направление в решении дел страны, истреблении преступников, улучшении положения своих людей. Источники: Правовую базу, на которой создавались Законы Хаммурапи, составляли следующие источники права: обычное право; судебная практика; предшествующее законодательство, в частности Законы Ур-Намму, составленные правителем III династии Ура Шульгой (2093–2046 до н.э.), законник царя Билаламы из города Эшнунны (XX в. до н.э.); религиозные нормы, единая система ценностей; узаконения самого Хаммурапи. Все это было обобщено и приведено в соответствие с обыденной правовой практикой. Следует отметить, что влияние религиозной идеологии на Законы Хаммурапи минимально. Характерными чертами судебника являются: а) формализм (например, следование надлежащей процедуре заключения договора, клятвы); б) казуальная форма изложения правовых норм, содержащих правила, пригодные для единичного, частного случая; в) отсутствие общих правовых понятий, принципов; г) символизм (например, символична ответственность за подмену ребенка кормилицы – отрезание груди, ст. 199); д) сохранение пережитков родового строя (в частности, принципа талиона, применение ордалий); е) отсутствие системы в изложении правовых норм, дифференциации норм по отраслевой принадлежности. Однако нельзя не видеть внутреннюю логику в изложении правовых норм, которые структурируются по предмету правового регулирования. Первоначально идут статьи, посвященные осуществлению правосудия, затем предписания, касающиеся собственности, брака и семьи, орудий труда, защиты личности. Переход от одного блока норм к другому основан на принципе ассоциации, когда то или иное понятие (суд, сделка, вред, брак и т.д.) приобретало ключевое значение, вокруг которого группировались правовые предписания. Политическое и юридическое значение Пролога и Эпилога: Юридическая - декларация Политическая: законы Хаммурапи начинаются прологом и заканчиваются эпилогом. Обе эти части написаны торжественным поэтическим, так называемым гимно-эпическим стилем и графически не отделены от законодательной части Повествование в прологе движется от начала времён: верховные боги Ану и Энлиль вручают богу-покровителю города Вавилона — Мардуку — власть над всем человечеством, называют Вавилон его «высочайшим именем» и устанавливают в нём «вечную царственность» — ё. Таким образом, политическая власть и существование самого Вавилона объясняется божественным выбором. Затем боги «называют по имени» (то есть вызывают к жизни) царя Хаммурапи «ради облагодетельствования людей», «дабы справедливость в стране была явлена беззаконным и злым на погибель, дабы сильный слабого не притеснял». После этого теологического обоснования легитимности царской власти в прологе перечисляются города и храмы, с которыми связаны славные военные и социально-экономические деяния Хаммурапи – БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЛАСТИ И ЦАРЯ Эпилог Законов содержит пропагандистские реляции по поводу мудрости Хаммурапи, а также оправдывает его действия волей богов. При помощи богов Хаммурапи желает сохранить вечное существование своих Законов от посягательства не только подданных, но и своих преемников на престоле. Тем преемникам, которые будут «почтительны» к его законодательству, Хаммурапи обещает поддержку богов, но тем, которые осмелятся что-либо исказить в Законах, он грозит страшными проклятиями, причём под проклятие подводится не только возможный преемник-царь, но и всякое другое лицо: «будь он царь или эн, или энси, или просто человек, называемый по имени». Сам Хаммурапи называет себя в эпилоге «справедливым царём» и повторяет формулу, упоминаемую в прологе, — «дабы сильный слабого не притеснял, дабы сироте и вдове была оказываема справедливость»; категория «справедливость» встречается и в других правовых памятниках Месопотамии. Бедствия, перечисленные в эпилоге, не ограничиваются только царём: преступления влекут за собой проклятия общественного характера, выходящие за границы личности монарха — голод, нужду, смуту, мятеж и т. д. Таким образом, приведённая санкция Законов устанавливает своеобразную круговую поруку за их неприкосновенность: в царе совмещается весь народ, и весь народ отвечает за своего царя |