Главная страница

законы хамураппи. 1. Законы Хамураппи. Общая характеристика


Скачать 74.2 Kb.
НазваниеОбщая характеристика
Анкорзаконы хамураппи
Дата01.04.2022
Размер74.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1. Законы Хамураппи.docx
ТипКодекс
#434641
страница2 из 5
1   2   3   4   5




  1. Правовое положение категорий населения. Проблема древнего феодализма.




Юридически свободные

Городские 1

Земледельцы2

Крестьяне-общинники2.1

Экономически зависимые – МУШКЕНУМЫ2.2

Воины3

Государственное чиновничество и жречество 4

Храмовая проституция5

Юридически несвободные 

wardum (раб) и amtum (рабыня)6

1. Городские люди.


  • люди свободных профессий – врачи, архитекторы, музыканты, корабельщики + ремесленники и наемные рабочие.

  • есть данные о наличие в среде городских жителей особых самоуправляющихся корпораций, независимых от государственной власти.

  • городские, как и сельские жители объединялись в общины. 

    • Управлял староста (rabianum), назначавшийся только царем (то есть, бывший государственным чиновником). 

    • Каждый квартал города – отдельная самоуправляющаяся единица – babtum.

общее собрание всего города (alum) созывалось для решения общегородских дел

2. Земледельцы

2.1 Крестьяне-общинники - awilu(m)

  • «люди-господа», «сын мужа», разные точки зрения.

этнические амориты, вавилоняне, пришедшие в Южное Двуречье
Человек – «авилум» (аккадский термин, «люди господа» или «сын мужа»). Свободный крестьянин-общинник.  Этот термин имеет как общее (всякий человек), так и специальное, сословное значение. 

  • Общины пользовались самоуправлением, а члены их имели право на участки общинной земли (которыми ко времени Хаммурапи давно распоряжались как собственники; общинный характер землевладения выражался не в том, что община контролировала распределение и передачу этих участков, а в том, что владение ими было неразрывно связано с членством в соответствующей общине). 

  • ! Цари НЕ ВМЕШИВАЛИСЬ во внутреннюю жизнь общин и в землевладельческие отношения общинников, однако собирали с общин различные налоги. Создавая свою державу, Хаммурапи ограничился назначением глав общинного самоуправления царской властью и регулированием прав наследования и частных сделок «авилумов». Реальное расслоение в общинах зашло довольно далеко: ЗХ повествуют об аренде, найме, ростовщичестве между «авилумами». По документам видно, что размер земельного владения одного «авилума» колебался от 1 до 60-80 га! 

  • Всякий общинник - «авилу» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью (в частности, он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей). Только он был полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать. 

  • Жена в целом считалась собственностью мужа, однако ее достоинство и положение в какой-то мере гарантируются в ЗХ независимо. И жена, и муж имели право на развод, однако для мужа оно было неизмеримо шире, а жена, вообще говоря, должна была сохранять верность даже покойному супругу (ст.177). 

  • Женщина (воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь) вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде «авилтум» (как в ст.110), но исключенных, зато из нормальной семейной жизни. 


2.2 Мушкенумы

Главный критерий для определения статуса того или иного слоя населения в Вавилоне -  это статус земли, на которой это население проживает. Все люди разделяются в зависимости от проживания на общинных землях, на земле дворца и храма.

Общим наименованием зависимого человека в Вавилонии был, скорее всего, muskenum.
Их главная обязанность - обрабатывать землю, которую они получили от храма или дворца. С нее они несут финансовую повинность!!

Мушкенум может обладать собственной движимостью и недвижимостью. Имели доступ к государственным должностям.
Термин «мушкенум» являлся общим понятием, обозначавшим все зависимое население. Деление мушкенумов происходит в зависимости от их повинностей.
Мушкенум – «приветствовать кого-либо, прикладывая руку ко рту». Юридически свободен. Экономически зависим. 

Мушкенум – это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее не имевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности, по-аккадски «ильк»). Они не должны иметь иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения).


  • В отличие от «авилумов», «мушкенумы» не были наделены автономным самоуправлением и их жизнь в широких пределах регулировалась администрацией (значительная часть которой из мушкенумов и состояла). 

  • Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в ЗХ существенно дешевле. За увечье мушкенуму – только мина серебра (а не воздаяние по принципу Талиона)

  • Однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже (ст. 15-16), аналогично имуществу дворца или храма (храмы при Хаммурапи были государственными учреждениями, а их хозяйства – автономными частями государственного хозяйства) – поскольку имущество мушкенума и является частью государственного имущества, выданного ему в обеспечение. 


3.Воины

• Делились на: реду (тяжеловооруженные) и баиру (легковооруженные). Не различаются в юридическом смысле

• Надел (поле, сад и дом) дается исключительно за военную службу

• Воин не имеет право продать надел, сдать в аренду, передать по наследству

• Кодекс подробно регулирует несение службы воином, имеющим земельный надел

• Воин защищается от произвола его начальников

• Государство обязано выкупать своих воинов из плена и рабства

• Воины могли иметь движимость и недвижимость на правах частной собственности.


  • Профессиональная армия впервые появилась в Шумере

    • Ст. 26-39 в кодексе – постановления о воинах, военное право Вавилонии.

  • Воины рассматривались как постоянная группа населения, всегда готовая выступить в поход.
Виды воинов:

1) Реду – тяжеловооруженные

2) Баиру – легковооруженные

Особенности регулирования надела:

  • размер надела неизвестен

  • надел (поле, сад, дом) – только за военную службу

  • воин НЕ ИМЕЕТ права продать, сдать в аренду, передать по наследству, обменять наделы 

  • воин может иметь (не)движимость на правах частной собственности.
Служба:

  • отказ выступить в поход – смерть

  • во время нахождения в плену (срок – 1 год) надел сохраняется за семьей, 

    • НО: по истечении трех лет – ст. 134 –запрет использовать воинский надел домашними воина.

  • Ст. 28 и 29 – регулирование продолжения несения службы с надела сыновьями воина.

если сын несовершеннолетний, то вдове – 1/3 наследства для воспитания сына.

Если человек был взят в плен, а в его доме нет пропитания, и его жена вступит в дом другого, то эта женщина не имеет вины

4. Государственное чиновничество и жречество


  • первоначально жречество формировалось из среды общинников, после – по указу царя.

  •  не было развитых жреческих каст, оформленных в сословие.

  • Должности жрецов продавались

  • Государственное чиновничество НАЗНАЧАЛОСЬ царем, но не было родовой или служилой аристократии 

ХРАМОВОЕ ХОЗЯЙСТВО – роль государственного резерва, обеспечение этой задачи – главная обязанность жречества. 

  • главная инстанция, которая связывала разрозненные цепи хозяйственных субъектов.

  • обязанность сбора податей с местности и передача их в центр – 

    • ПОСРЕДНИКИ между государством и общиной – damkaru(m) – государственные купцы,

шамаллумы – мелкие купцы, являлись гражданскими чиновниками

Храмовое хозяйство играло роль гос резерва, управляли собственными крупными хозяйствами, главная инстанция, связывающая разрозненные звенья цепи хозяйственных субъектов. На них лежала обязанность сбора податей с местностей и передача их в центр. На основе этого возникает слой – 

Дамкары (гос купцы) – лица, собиравшие подати,

гир – гос контролеры,

дайанум – судьи,

рабианум – староста,

шакканаккум (шакирум) – царские наместники 

Жречество – это чиновничество.

5. Храмовая проституция


• Этот вид деятельности рассматривался исключительно как временный - на период праздника, посвященного какому-либо вакхическому божеству

• Считался своего рода регулярной жертвой

• Кодекс Хаммураби знает несколько видов священных блудниц. Статус этой группы женщин отличается от статуса остальных женщин:

Права блудницы на завещание защищены законом

• Родные обязаны содержать ее, а если они этого не делают, она сама может сдать в аренду свои поле и сад

• Все, что она приобретает по договору купли-продажи, принадлежит только ей

• Проститутки могли вступать в брак, но это был особый вид сакрального брака. Например, надитум, выходя замуж, давала обет бездетности

Несвободные:


Вардум – люди, имевшие хозяев – лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а, по-видимому, и жизнью. (Вардум – раб, амтум – рабыня)

  1. Рабы считались имуществом, так что их хозяева могли, очевидно, расправляться с ними, как угодно, а также свободно отчуждать это право. Невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения. 

  2. Есть подобие пекулия (это Исаев так сказал)175-176. Не исключено, что имущество любого вида мог иметь и всякий раб; в таком случае оно, очевидно, считалось бы его неотъемлемым придатком, не могла бы отчуждаться им, в том числе по завещанию 

  3. См к полагалась за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства.

  4. Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного (ст.205, 282)  отрезание уха

  5. Статус рабыни. Ее предназначение – конкубинат. Ее дети приравнивались к законнорожденным! Если признания отца не последовало, после смерти господина они получали только свободу.

  6. Долговая кабала могла длиться только 3 года

  7. ИСТОЧНИКИ РАБСТВА В ВАВИЛОНИИ:

  1. Плен

  2. Рождение

  3. Купля 

  4. Самопродажа (но рабство срочное)

  1. Статус раба носил наследственный характер (исключая детей раба от свободной, ст.75). Раб царя или «царского человека», взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти, впрочем, отходившую к господину (ст.176). 



1   2   3   4   5


написать администратору сайта