Общая патофизиология
Скачать 498 Kb.
|
Лекция 4. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ4.1. Общая нозология и ее содержаниеНозология (с греч. nosos – болезнь) – это учение о болезни. Термин "патология" – это тоже учение о болезни, однако этот термин является более широким понятием, чем "нозология", поскольку изучает болезнь со всех сторон, в любых аспектах: анатомическом, патофизиологическом, биохимическом и т.д. Общая нозология – это часть патологии, она рассматривает следующие вопросы: а) сущность болезни на разных этапах развития медицины; б) номенклатуру и классификацию болезней; в) формы возникновения, развития и течения болезней. Номенклатура и классификация болезней – это упорядочение множества известных болезней на основе рациональных, теоретически обоснованных и отвечающих запросам практической медицины принципов и критериев. Номенклатура – обширный перечень или каталог наименований нозологических форм. Классификация болезней – определенная система распределения болезней и патологических состояний на классы, группы и другие рубрики в соответствии с установленными критериями. Наиболее принята в настоящее время Международная классификация и номенклатура болезней, предложенная ВОЗ. Эта классификация периодически подвергается пересмотру и уточнению. В последние годы выделяют частную нозологию, которая изучает все те же самые вопросы, что и общая, но только при конкретных заболеваниях. 4.2. Понимание болезни на разных этапах развития медицины Болезнь существует давно – со времени возникновения человека. На сей счет имеются доказательства двоякого рода:
Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития каменного века и которые также имеют древние представления о болезни, включающие три компонента:
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется новое представление о сущности болезни – гуморальное, основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха. Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг {кризис} организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача прежде всего помогать природе. Положительное в учении Гиппократа:
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891 –1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее "Факел". Одновременно с этим появилось другое направление, представители которого происхождение болезни ставили в связь с изменением плотных составных частей человеческого тела. Его назвали солидарным (solidus – плотный). Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов – мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от изменения формы атомов, так и от неправильного расположения их. Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь примитивны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что представители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека. Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму – жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной – в сердце и физической – в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении последующих 15 веков. В период средневековья господствовали виталистические взгляды на болезнь, развивавшиеся на основе схоластических рассуждении, согласно которым особый вид жизненной силы – "Архей", находящийся в желудке, – определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья, вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни представлениями, основанными на умозрительных рассуждениях, оказывалась совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями. Материалистические взгляды на болезнь в то время развивал выдающийся представитель медицины Востока Абу–Али Ибн–Сина – АВИЦЕННА (980–1037). У него были самые значительные к тому времени труды по медицине и главным среди них был "Канон медицины", охватывавший вопросы анатомии, биологии, физиологии, микробиологии и т.д. Он отдавал предпочтение наблюдению и опыту, проводя эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие невидимые существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой. Научное развитие медицины, и в частности нозологии, началось в эпоху Возрождения. На прогресс медицины и формирование представлений о болезни начинает сказываться влияние естественных наук: сначала химии, затем физики, а позднее анатомии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:
Однако представления о сущности болезни оставались еще наивными. Родоначальник ятрохимического направления Парацельс развивал учение о химических элементах, которые он считал основой всего органического мира. Организм человека, по его мнению, – это смесь различных химических веществ. Если соотношение их нормальное, то организм здоров; нарушение же химического равновесия вызывает болезнь. По мнению представителей ятрохимического направления, болезни возникают вследствие изменения химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови. Ятрохимики, исходя из своих представлений о болезни, широко применяли химические вещества для лечения больных. Представители ятрофизического направления развивали механистические взгляды на болезнь. Они усматривали определенное сходство в работе машин и органов и систем человека. Например, работу сердца они сравнивали с работой насоса, легкие – с кузнечными мехами, пытаясь на основании законов физики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов. Исследования Везалия (1514–1564) в области анатомии, работы Гарвея (1578–1657) по кровообращению и Мальпиги (1628–1694) по капиллярному кровообращению оказали существенное влияние на развитие патологии и объяснение сущности болезни. Появилось анатомическое направление в изучении сущности болезни. На основании результатов анатомирования трупов людей, умерших от различных заболеваний, итальянский анатом Морганьи (1728–1771) высказал мысль о связи болезней с анатомическими изменениями, обнаруженными в органах. Свои взгляды на сущность болезни он изложил в книге "О сидалищах и причинах болезни" (т.е. о локализации и причинах болезней). Морганьи по существу является родоначальником современной патологической анатомии, поскольку связывал сущность болезни со структурными изменениями в органах. Его учение продолжил Биша (1771 –1802), достаточно подробно для того времени описавший патологоанатомические и микроскопические изменения органов людей, умерших от различных болезней. Установление связи между болезнью и морфологическими изменениями в органах для того времени было весьма прогрессивным. Эти работы явились началом органолокалистического направления в медицине. |