Найборт - Новая история C. Очерки новой истории и историографии
Скачать 2.01 Mb.
|
Джон Булль В XVIII веке появилось ироническое прозвище англичан «Джон Булль», вошедшее в лексикон многих стран. Имя Джон Булль (в переводе Джон Бык) придумал английский придворный врач и писатель Джон Арбетнот, который в 1712 г. во время войны за испанское наследство опубликовал памфлет под названием «Тяжба без конца, или история Джона Буля». Памфлет был направлен против политики партии вигов, которая настойчиво добивалась продолжения войны с Францией. По сюжету памфлета, построенному на сатирической аллегории, аристократ лорд Струтт завещал свое богатое имение двоюродному брату Филиппу Бабиану. К юному лорду являются постоянные поставщики покойного Струтта торговец сукном Джон Булль и торговец льняным товаром Ник Фрог. Они надеялись как и прежде получать у него заказы на свой товар, однако у них возникли опасения, что дед юного наследника ловкач и мошенник Луи Бабиан приберет все дела внука к своим рукам. Поэтому Булль и Фрог обращаются в суд с иском об уплате им долгов Струтта, перешедших в наследство к Филиппу. Проходит 10 лет, а дело все тянется. Ник Фрог – хитрый и расчетливый, внимательно следит за ходом тяжбы и не допускает ущерба своим денежным интересам. Булль ничего не выигрывает, все его деньги оседают в карманах судейских чиновников и он близок к разорению. Булль – честный, прямодушный, хлебосол и весельчак, но его упрямая натура побуждает продолжать тяжбу. В конце концов, ему удается получить часть наследства Струтта – замок Экклесдаун вместе с близлежащими землями. Это был намек на приобретение Англией в результате войны за испанское наследство Гибралтара. Арбетнот отметил национальное упрямство англичан, которых в памфлете представлял Джон Булль. Другие действующие лица произведения олицетворяли Испанию (лорд Струтт), Францию (Луи Бабиан «павиан»), Голландию (Ник Фрог «лягушка»), но ни одно из этих имен не стало нарицательным, за исключением имени Джона Булля. По мере того как забывались конкретные события, породившие Джона Булля, его имя становилось символом английского национального характера. Значение этого прозвища, а также изображение персонажа с течением времени несколько видоизменились. Для самих англичан Джон Булль являлся олицетворением сильных, здоровых и деловых сторон национального характера, прежде всего – энергичности, честности и порядочности. Другие народы видели в этой символической фигуре не только положительные черты, но и то негативное, что проявлялось у англичан-колонизаторов: корыстолюбие, надменность, высокомерное отношение к другим народам. На карикатурах Джон Булль вначале изображался как коренастый, средних лет шкипер, готовый в любой момент боксировать. Представление англичан в образе моряка-шкипера объяснялось расширением их участия в заморской торговле, активизацией политики захвата колоний, что было особенно характерным для внешней политики страны в ХVIII веке. Со второй половины XIХ века, когда уже сложилась колониальная система Великобритании и англичане пожинали ее плоды, получая сверхприбыли, чаще встречается другое изображение: пожилой, респектабельный человек, с широким лицом и бакенбардами, одетый в традиционную рыжего цвета короткую куртку, замшевые брюки, сапоги с отворотами, в невысоком цилиндре. После первой мировой войны, когда Англия утратила свое мировое первенство, это изображение снова изменилось. Джон Булль стал склонным к полноте помещиком среднего достатка, с толстой и короткой бычьей шеей и в старомодном цилиндре. Часто к нему стали добавлять эпитеты «стареющий» или «дряхлеющий» Джон Булль. После второй мировой войны Джон Булль уже редко встречается в карикатурах, но все еще остается в словаре журналистов как политический символ Англии. Он стал олицетворять собой «добрую старую Англию» с её приверженностью традициям, недоверчивым отношением к различным изменениям, современным новшествам. 3. ФРАНЦИЯ В XVII-XVIII ВЕКАХ Абсолютная монархия во Франции В XVII веке во Франции продолжалось усиление королевской власти, и в отличие от Англии здесь полностью сложился абсолютизм. Генеральные штаты, орган сословного представительства, не созывались с 1614 г. Политику абсолютизма успешно проводил первый министр Людовика XIII кардинал Ришелье (1585-1642), подавлявший своеволие знати. Его преемник на этом посту, кардинал Мазарини, управлявший страной с 1643 по 1661 г. при малолетнем короле Людовике XIV, продолжал эту политику. В 1648-53 гг. городские парламенты и феодальная знать сделали попытку, опираясь на народные выступления против роста налогов и притеснений королевских властей, вернуть свое прежнее независимое от короля положение. Мазарини удалось подавить их оппозицию. Связанные с этим события получили название «фронда» или «игра в пращу», что в переносном смысле стало обозначать несерьезную оппозицию. После смерти Мазарини Людовик XIV взял государственное управление в свои руки и не назначал первого министра. При нем королевская власть достигла наивысшего могущества. Предание приписывает ему слова: «Государство – это я». Городские парламенты утратили свои прежние законодательные функции и превратились в судебные учреждения. Непокорных гугенотов стали усиленно вытеснять из страны, особенно после отмены в 1685 г. Нантского эдикта, предоставлявшего им свободу вероисповедания. До 400 тысяч ремесленников, торговцев, крестьян, были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от преследований. Французские гугеноты обосновались в Голландии, Англии, Бранденбурге, способствуя хозяйственному развитию этих стран. Большую роль при Людовике XIV играл генеральный контролер финансов Кольбер. Он проводил в жизнь политику меркантилизма, направленную на то, чтобы золото и деньги не вывозились из страны. Для устранения конкуренции отечественному производству, устанавливались высокие пошлины на иностранные товары, ввозимые во Францию. С помощью денежных субсидий, беспроцентных ссуд, разного рода привилегий, Кольбер содействовал появлению и развитию во Франции мануфактур. При его поддержке возникли многочисленные королевские мануфактуры по производству гобеленов, дорогой мебели, зеркал и других предметов роскоши. Кольбер способствовал развитию внешней торговли, созданию торгового флота, купеческих компаний для торговли в других частях света. При нем были основаны французские колонии Луизиана, Канада в Северной Америке, захвачены опорные пункты в Ост-Индии и на Мадагаскаре. Для успешного развития внутренней торговли была отменена часть налогов и пошлин. Кольбер стремился навести порядок в управлении финансами и одним из первых государственных финансистов начал составлять на каждый год смету доходов и расходов, появилось такое понятие, как государственный бюджет. Ему удалось значительно увеличить доходы казны. Благодаря этому в первый период своего правления Людовик XIV был самым богатым монархом в Европе. Пользуясь огромными средствами, которые поступали в казну благодаря финансовой политике Кольбера, Людовик XIV окружил себя необыкновенной роскошью. При нем феодальная аристократия превратилась в придворную знать. Король оставил за дворянством прежние права и привилегии, но подчинил его своей власти, привлекая к придворной жизни хорошо оплачиваемыми должностями, пенсиями, роскошью обстановки. В Версале, новой королевской резиденции, построенной при Людовике XIV, непрерывно шли балы, ставились балеты, оперы, устраивались концерты и другие развлечения. Версальскому двору стали подражать монархи других европейских государств. Блеску двора Людовика XIV содействовали выдающиеся представители французской культуры XVII века. Король оказывал писателям, художникам и ученым свое покровительство, назначал им премии, пенсии. Политике абсолютизма как нельзя более соответствовали принципы классицизма, ставшего официальным художественным методом во Франции ХVII века, основой теории которого является учение о вечности, абсолютности идеала прекрасного. Из писателей той эпохи наиболее известными были драматурги Корнель (1606-84), Расин (1639-99), автор комедий Мольер (1622-99), баснописец Лафонтен (1628-1703). Выдающимся французским художником, представителем классицизма, был Никола Пуссен (1594-1665). Для картин, написанных в стиле классицизма характерна строго уравновешенная композиция, создающая чувство покоя и величия, а также колорит, построенный на сочетании сильных, насыщенных тонов, в основном, красного, синего и золотистого цвета. Герои драм Корнеля, Расина, так же как и персонажи картин Пуссена и других приверженцев классицизма, как правило люди сильных характеров, обладающие чувством долга перед обществом и государством. Oгромные средства Людовик ХIV тратил на армию. При нём французская армия выросла до полумиллиона солдат и была лучшей в Европе по вооружению, обмундированию и обучению. Были созданы склады продовольственных запасов для армии, построены казармы, военные госпитали, появилась форма для каждого полка. Был основан корпус военных инженеров, открылось несколько артиллерийских училищ, положивших начало специальному военному образованию. В период правления Людовика XIV Франция в общей сложности 30 лет находилась в состоянии войны. Начатая еще при Мазарини война с Испанией продолжалась почти четверть века и завершилась в 1659 г. присоединением к Франции пограничных областей Руссильон и Артуа. Новая война с Испанией велась в 1667-68 гг. Поводом к ней явилась неуплата испанским двором обещанного приданого принцессе, ставшей женой Людовика ХIV. По Аахенскому миру, завершившему эту войну, Франция присоединила к себе часть Фландрии. После этого Голландия, Испания и Австрия объединились против Франции, однако война с ними в 1672-78 гг. снова принесла победу Людовику ХIV, в результате чего он присоединил испанскую Франш-Конте и несколько городов на границе испанских Нидерландов. После этих успехов им была создана даже специальная «палата присоединений», по решению которой вскоре был аннексирован Страсбург. Франция полностью овладела Эльзасом. К концу правления Людовика XIV границы Франции включали почти все земли, населенные французами в Западной Европе и королевская власть достигла вершины своего могущества. «Король-солнце» – так величали придворные льстецы Людовика XIV. Военные успехи Франции, ее притязания на господство в Западной Европе стали причиной создания против нее мощной коалиции Испании, Австрии и Голландии. К этой, так называемой, Аугсбургской лиге вскоре присоединилась Англия. Однако десятилетняя война этой коалиции с Францией не привела к существенным изменениям границ. Людовик XIV закрепил во Франции систему бюрократической централизации, свойственную абсолютной монархии. Вся страна управлялась тридцатью интендантами, которых назначал король. В их ведении находились полиция и суд, набор войска и взыскание налогов, сельское хозяйство, промышленность, торговля, учебные заведения и религиозные дела. В провинциях сохранялось унаследованное от феодальной раздробленности разнообразие устарелых местных законов, привилегий, пошлин, нередко сдерживавших развитие экономической и политической жизни страны. В начале ХVIII века Франция продолжала оставаться одним из наиболее могущественных государств Европы. Людовику XIV удалось расширить территорию страны, однако почти непрерывные войны истощали казну, приводили к росту государственного долга, увеличению налогов. Достигнув своего наивысшего развития в период правления Людовика XIV, Французская монархия начинает клониться к упадку. Его преемник Людовик ХV (1715-1774) не обладал такими выдающимися способностями государственного деятеля, как Людовик XIV. Новый король вместо управления делами королевства больше всего времени проводил в придворных интригах, различных развлечениях со своими многочисленными фаворитками. Наиболее известными из них были мадам Дюбарри и мадам Помпадур. Они прочно вошли в историческую и художественную литературу, посвященную тому времени. Людовику ХV приписывают слова: «После нас хоть потоп». И действительно, он оставил своему преемнику значительно опустевшую казну и многочисленные долги. В период его правления строгий придворный этикет сменился атмосферой легкомыслия, фривольности. Это отразилось и на развитии искусства. На смену классицизму приходит новое художественное направление – стиль «рококо». Его сторонники предпочитают приятное и удобное вместо величественного и монументального, как последователи классицизма. Происхождение термина «рококо» связывают с французским словом «рокайль», что означает «раковина». Предметы, сделанные в этом стиле, были, как правило, мелкие со сложным орнаментом, ассиметричные по форме, создававшей вычурное легкомысленное впечатление. Живопись рококо отличалась в основном любовными сюжетами, светлыми красками, прозрачными тонами. Залы, украшенные такими картинами, хрустальными люстрами, изящной мебелью представляли собой праздничное зрелище, соответствующее духу, который господствовал при дворе Людовика ХV. Вместе с тем стиль рококо способствовал формированию принципов Просвещения, т. к. сквозь легкомысленное, казалось бы, бездумное отношение этого искусства к жизни, можно было увидеть интерес авторов к изображению сложных переживаний людей, их душевных волнений, размышлений о судьбе человека, о смысле жизни. Стиль рококо проник в другие страны. Французский язык, французские моды распространились в высшем обществе всех европейских государств. Франция превращается в законодательницу художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы. Идеология Просвещения Широкое и влиятельное идейное течение, получившее название Просвещения, формируется во Франции с 40-х годов XVIII века. Представители этого течения полагали, что человеческое общество постепенно развивается от низших, несовершенных ступеней, к более совершенным и прогрессивным, когда все люди свободны, равны в своих правах и перед законом. Государственная власть в таком обществе создается для того, чтобы защищать права и свободы граждан. Двигателем прогресса просветители считали человеческий разум, поэтому они выступали за развитие науки, знаний, просвещения. Отсюда и общее название этого течения – Просвещение. Оно получило широкое распространение и влияние не только во Франции, но и в других странах. Истоки этой идеологии находятся в учении английского философа Локка. Французские просветители заимствовали и развили его представления о свободе и естественном первоначальном равенстве людей, об общественном договоре, о верховной власти народа, передающего ее правительству лишь на определенных условиях и сохраняющего за собой право получить её обратно, если правительство не соблюдает своего договора с народом, нарушает его права и свободы. Успехи естествознания и других наук к тому времени показали способность человеческого разума познать законы, управляющие природой. Это создавало у просветителей представление о всесилии человеческого разума, его способности создать более совершенное и справедливое общество, а естественнонаучные методы познания они распространили на изучение общества. С точки зрения разума, рационализма, просветители подвергли анализу и критике политические, экономические, идейные устои, учреждения, законы современного им общества. Наиболее выдающиеся просветители разработали свои проекты нового общества, основанного на разумных началах Одним из наиболее известных и влиятельных представителей Просвещения был Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Он родился в семье парижского нотариуса, получил образование в колледже иезуитов, рано выступил со своими талантливыми литературными произведениями. Он писал стихи, поэмы, трагедии, сатиры, повести, исторические труды, философские и моральные трактаты. Вольтер выступал против деспотического произвола королевской власти и выдвинул идею «просвещенного абсолютизма», т.е. монархии, в которой король должен был руководствоваться идеями Просвещения. Разделяя просветительские принципы естественной свободы и равенства, просвещенный монарх должен соблюдать в своем королевстве веротерпимость, равенство всех перед законом, проводить политику уравнивания всех сословий в политических правах. Просвещенный монарх должен принимать меры для подъема науки, культуры, народного образования, и таким образом способствовать развитию разума, как двигателя прогресса. Главными препятствиями для развития человеческого разума, просвещения Вольтер считал невежество, суеверия, устаревшие традиции, предрассудки, религиозный фанатизм. Просветители воспринимали Бога, как разумного первоначала мира, но считали, что развитие природы и общества совершается согласно естественным законам. Вольтер выступал против религиозного фанатизма, гонений гугенотов католическим духовенством, возбуждал общественное мнение в защиту несправедливо осужденных. Однако критикуя деятельность католической церкви, которая была в то время опорой феодально-абсолютистского строя, Вольтер полагал, что для народа религия необходима как нравственная сила, способная удерживать людей от неблаговидных поступков. Своими литературными сочинениями Вольтер прославился по всей Европе, его пьесы ставились на сценах театров не только во Франции, его имя стало символом вольнодумства. Власти преследовали Вольтера, дважды он сидел в парижской тюрьме-крепости Бастилия по подозрению в авторстве сатирических стихов на высокопоставленных особ. Вынужденный покинуть Францию, он несколько лет жил в Англии, где познакомился с сочинениями Локка, Ньютона, последние годы жизни провел в Швейцарии. Идея просвещенного абсолютизма разделялась многими современниками, ее благосклонно принимали и некоторые европейские монархи. Прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, австрийский император Иосиф II и некоторые другие объявили себя сторонниками этой идеи. Но их попытки править в духе просвещенного абсолютизма не привели к созданию общества, основанного на «разумных началах». С идеями реформ выступал и другой, не менее известный французский просветитель – Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Он родился в семье чиновного дворянина и в течение десяти лет был председателем парламента в Бордо, хорошо изучил французскую государственную систему. Выйдя в отставку, он занялся литературным творчеством, путешествовал, посетил Англию, политическое устройство которой, стало для него идеалом. Отвергая абсолютную власть короля, которая установилась во Франции к XVIII веку, Монтескье стал теоретиком конституционной монархии, основанной на разделении властей. В своем главном произведении «О духе законов» (1748) Монтескье анализирует три формы правления: деспотию, основанную на страхе и полном произволе властей, монархию, где власть короля регулируется законами, и республику, управление которой осуществляет народ. Чтобы не было деспотии, произвола, беззакония, нарушения естественных прав и свобод граждан в государстве, он предлагал разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Одна власть, сдерживая другую, не позволит ей злоупотреблять своими правами и действовать произвольно. Подобное разделение властей Монтескье видел в Англии, где законодательная власть принадлежала парламенту, избранному народом, исполнительная – королю, судебная – независимым судьям. Соединение всех властей в одном лице или учреждении, полагал он, ведет к деспотии. Монтескье признавал большую роль географического фактора в судьбах народов и пришел к выводу о том, что государства, занимающие обширную территорию, включающие в себя и завоеванные народы, неизбежно принимают форму деспотичного правления. Чтобы поддерживать власть центра на местах, в отдаленных регионах, необходимы жесткие меры, беспрекословное повиновение, строгая централизация государственной власти, как это было в восточных деспотиях. Когда же центральная власть в таких государствах ослабевает, они, как правило, распадаются. Для европейских государств, занимавших территории средней величины, наиболее подходящей, по мнению Монтескье, являлась конституционная монархия с разделением властей, по типу английской. Монтескье признавал достоинства республиканской формы правления, однако полагал, что она может прочно утвердиться только в государствах, занимающих небольшую территорию, как в Древней Греции. Он предупреждал, что в республике, если все ветви власти безраздельно находятся в руках всего народа или его представителей, возможны злоупотребления и произвол. Идеи Монтескье не потеряли своего значения с течением времени. И в наши дни наиболее прогрессивным, правовым признается такое государство, в котором действительно осуществлено разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, как предлагал Монтескье. Идеологом демократической республики выступил Жан Жак Руссо (1712-78). Сын женевского часовщика, рано потеряв родителей, он зарабатывал на жизнь собственным трудом. Руссо не получил систематического образования, но обладал литературным талантом. Его романы пользовались большой популярностью во Франции и за её пределами. В отличие от Вольтера и Монтескье, Руссо считал что Франция уже созрела для установления в ней республиканской формы правления. К основным принципам республиканского строя он относил народный суверенитет, прямое участие народа в управлении государством. Свои взгляды Руссо изложил в трактате «Об Общественном договоре» (1762). Согласно его теории, народ сохраняет непосредственно за собой всю верховную власть в государстве, поручая правительству лишь выполнение общей воли народа. Руссо заявлял, что народ сам должен издавать законы, а не через выборных представителей, и никакого разделения властей не должно быть, т. к. «власть народа – едина и неделима». В советской историографии идеи прямой демократии, выдвинутые Руссо, признавались более прогрессивными для устройства государственной власти, чем демократии представительной. Однако опыт политической жизни европейских стран показал, что при прямой демократии и без разделения властей может наступить диктатура, причем в её самых худших вариантах. Идеалом Руссо было общество из самостоятельных крестьян, ремесленников, торговцев, без чрезмерной роскоши богачей и бедственного положения неимущих. В богатстве одних и нищете других, Руссо видел нарушение естественных прав человека – равенства, свободы, права на жизнь и счастье. Руссо выступал за прогрессивное налоговое обложение и высокие налоги на предметы роскоши, чтобы за счет этих средств государство могло оказывать поддержку мелким собственникам, предоставляя им дешевые кредиты, беспроцентные ссуды, и предлагал наделить имуществом бедняков. Он пропагандировал эгалитаризм, уравнение собственности, которое, по его мнению, могло осуществить только государство в форме демократической республики. Вольтер называл идеи Руссо «философией оборванца». В советской историографии эгалитаристские взгляды Руссо называли утопическими, поскольку сохранение частной собственности неизбежно ведет к росту богатства одних и обнищанию других. Однако опыт западных стран показывает, что проведение соответствующей социальной политики государством может привести к созданию многочисленного слоя средних и мелких собственников и устранить крайности нищеты в современном обществе. Наряду с политическими идеями французские просветители XVIII века выдвинули и экономические теории. Развитие промышленности в дореволюционной Франции XVIII века сдерживалось сохранением цеховой системы, регламентацией производства и торговли, предоставлением монопольных привилегий отдельным мануфактурам и торговым компаниям. С резкой критикой этих порядков в середине века выступили экономисты-физиократы, специально изучавшие хозяйственную жизнь народов. Название «физиократы» происходит от греческих слов «физиос» (природа) и «кратос» (сила, власть). Физиократы считали, что источником богатства является земля и ее природные силы. Основатель учения физиократов Франсуа Кенэ в своей «Экономической таблице» ( 1757), утверждал, что прирост богатства, или «чистый продукт», создается только в земледелии. Поэтому физиократы призывали к освобождению сельского хозяйства от феодальных пережитков, сдерживавших его развитие, и призывали облегчить положение крестьян, переложив часть налогового бремени на крупных землевладельцев из дворян и духовенства. В противоположность политике меркантилизма и протекционизма физиократы провозгласили принцип свободы предпринимательства, наиболее соответствующий, по их мнению, естественному порядку вещей и выдвинули известный лозунг «laissez faire» (не мешайте заниматься делом). Они выступали за освобождение промышленности и торговли от всякой регламентации и вмешательства со стороны государства. Большая группа французских философов, ученых, литераторов приняла участие в издании многотомной «Энциклопедии наук, искусств, ремесел». Она издавалась с 1751 по 1776 г. Это был свод современных знаний, научных достижений, освещенных с точки зрения просветительской идеологии. Организатором и редактором «Энциклопедии» был талантливый писатель, философ Дени Дидро (1713-17). Правительство запрещало, подвергало конфискации отдельные тома, и Дидро, по его словам, все это время «стоял одной ногой в Бастилии», но ему все же удалось довести издание до конца, выпустив 34 тома. Для французского общества «Энциклопедия» стала источником, из которого оно узнавало философские, политические, моральные идеи просветителей. Она получила широкую известность и в других странах. Просветители XVIII века были убеждены, что человечество, следуя их идеям, построит вечное «царство разума». |