Главная страница

Дух по Гегелю. Однако изначальная деятельность любого сознания


Скачать 17.86 Kb.
НазваниеОднако изначальная деятельность любого сознания
АнкорДух по Гегелю
Дата09.11.2021
Размер17.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДух по Гегелю.docx
ТипДокументы
#266725

Каждый мыслитель проходит процесс саморазвития, который происходит только в чистом или абсолютном разуме (идее). Итогом этого является единственно действительный разум (мышление).

Однако изначальная деятельность любого сознания — это восприятие. Восприятие, в свою очередь, – это отношение между «Я» (т.е. познающее) и «Вещью» (т.е. познаваемое), но это лишь первый этап из многих. Следующим является процесс перехода сознания извне – вовнутрь, т.е. самопознание. Происходит как бы обратная ситуация, и уже сознание становится этим предметом. Но и здесь необходимо отношение двух, поскольку сознание стало предметом (т.е. познаваемым), то место познающего пусто, до тех самых пор, пока сознание не раскалывается на вторую часть, которая и становится познающим. Из этого непростого взаимодействия и распада созерцается непосредственный дух, становясь субстанцией обоих самосознаний, что ведёт к появлению мышления.

Гегель пишет в предисловии к «Феноменологии»: «Философия, следовательно, должна не столько разомкнуть замкнутость субстанции и поднять ее до самосознания, не столько вернуть хаотическое сознание к мысленному порядку и простоте понятия, сколько, наоборот, свалить в кучу то, что разделено мыслью, заглушить понятие, устанавливающее различия, и восстановить чувство сущности, дать не столько уразумение, сколько назидание». Таким образом, необходимо прийти к некоему «уроку», не подавить этот хаос, а сделать выводы.

Мыслить относиться к предмету, чтобы видеть в нём для-себя-бытие сознания или быть для себя как сущее в себе (An-und-für-sich-sein). Следовательно, мышление – это некий водоворот внутри себя, поэтому сознание уходит вовнутрь, отсюда появляется этот «стоицизм мышления».

Стоицизм, как уточняет Гегель – «это свобода самосознания, когда она выступила в истории духа как сознающее себя явление». Следующий этап – это переход от стоицизма в скептицизм. «Скептицизм есть реализация того, чего стоицизм есть только понятие, и действительный опыт того, что такое свобода мысли; она есть в себе негативное и должна проявить себя таким именно образом».

Основная роль скептицизма перенаправить поток мышления в иное русло: «он показывает и несущественность того, что в отношениях господства и служения и для самого абстрактного мышления считается определенным». Таким образом возникает новый этап, ведь «в скептицизме сознание на опыте узнает себя поистине, как сознание, противоречивое внутри себя самого; из этого опыта проистекает новая форма, сочетающая обе мысли, которые скептицизм удерживает непримиренными».

Благодаря этому хаосу и сложному взаимодействию разных стадий мышления разум становитсяединством сознания и самосознания. Однако теперь разуму нужно себя «наполнить», для этого он обращается к эмпиризму, т.е. к опыту. Сознание переходит от единичного сознания к частному.

Но кроме частного, есть ещё и коллективное. Его можно объяснить через, к примеру, семью, которая есть воплощение «божественного закона» – долг по отношению к семье. Однако кроме института религии есть ещё и общество, и государство, которые берут на себя право создавать свои законы и из-за этого противостояния, один закон уничтожает второй, что является источником преступления, при этом первый закон стремительно слабеет перед вторым. Таким образом, мы без семьи (без коллектива) – ничто, именно по этой причине дух страдает первым. «Сознание видит свою несущественность, дух отчуждается от себя». И снова возникает два полюса, снова происходит разделение. Только теперь сознание видит две стороны предмета – действительную и идеалистическую. Первая сторона лишена духа, вторая, наоборот, воплощает в себе дух. Теперь возникает проблема в определении, какой стороне отдать большее предпочтение. Сознание стремится подогнать под себя действительность, т.е. разделить всё на две категории: что-то есть хорошее, что-то есть плохое. Этот процесс сильно искажает все дальнейшие понятия.

Это разделение, а в частности здравомыслие, т.е. действительное, уничтожает веру, на месте образовавшейся пустоты возникает своё представление веры, делая из «абсолютной сущности (Бога, который ещё не познан) преходящую (исчезающую) вещь».

Здесь возникает естественное желание провести параллели между Ницше и его знаменитым «Бог умер». Однако, смерть Бога следует понимать у Ницше, как нравственный кризис человечества, во время которого происходит утрата веры в абсолютные моральные законы, то есть, в конечном счёте, веры в само наличие космического порядка. Что опять же тесно перекликается с Гегелем. Вера «поглощается» правительством, а следовательно «человеческими законами».

Подводя итоги, можно сказать, что философия – это воплощение движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных понятий, которые развиваются и перетекают из одного в другое. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Противоречие – это незримый толчок, который побуждает к мыслительной активности. Однако, каждое отдельное и каждое новое понятие односторонне, представляет лишь частицу истины, оно нуждается в дополнении, т.е. в своей полной противоположности.

Философия духа по Гегелю – это субъективный, объективный и абсолютный дух. Последний достигает истинного знания о самом себе, проходя три ступени: 1) созерцания в искусстве, 2) деятельности чувства и представления в религии, 3) жизни чистой мысли в философии.

Гегель оставил после себя целую философскую школу, которая скоро распалась на отдельные направления. Корнем противоречий стали преимущественно богословско-религиозные вопросы. Гегель считал свою систему «ортодоксальной», но в его же школе скоро раздались голоса о том, что он низвергает государственные и церковные формы, отвергает личного Бога и личное бессмертие. Левые гегельянцы распространили свои исследования с религиозно-философской области и на социальные и политические вопросы. Маркс и Энгельс, перетолковав философию Гегеля в материалистическом духе, построили на ней свою систему экономического материализма.

Гегельянство имело большое влияние на развитие науки. Особенно некоторые отрасли научных изысканий разрабатывались в духе системы Гегеля – философия религии, история философии, философия истории, эстетика.


написать администратору сайта