иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
Скачать 4.28 Mb.
|
А.В. ИВАНОВ, В.В. МИРОНОВ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ЛЕКЦИИ ПО МЕТАФИЗИКЕ Москва 2004 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Юбилейное слово к 250-летию Московского университета им. М.В. Ломоносова: 7 «О метафизическом статусе Московского университета» 7 Предисловие авторов 25 Раздел 1. Предметное самоопределение философии 29 Лекция 1. Введение в предмет. 29 1. Сложности восприятия предмета философии: круги и парадоксы понимания. 29 2. Проблема соотношения теории и истории философии 34 3. Самооправдание философии или несколько слов о ее практической пользе 42 4. Метафизическая сущность и структура философии 45 Лекция 2. Основные источники возникновения философии. 61 1. Любовь к мудрости как источник и сущность философии. 61 2. Философия и миф 75 Лекция 3. Социокультурные предпосылки становления философии 81 1. От мифа к философии 81 2. Философия и литература 96 3. Между наукой и искусством. 100 4. Философия и религия 105 Лекция 4. Становление и развитие метафизической структуры философии 111 1. Разработка понятия метафизики в античности. Метафизика и онтология. 111 1.1. Поиски субстанциального начала бытия 114 1.2. Проблема бытия и мышления 121 2. Развитие метафизики в средние века: онтология и теология, Бог и Человек 141 Лекция 5. Особенности развития классической философии 150 1. Социокультурные условия становления и основные черты классической философии 150 2. Основные модели классической философии 158 2.1. Рационализм 158 2.2. Эмпиризм. 166 2.3. Просветительство 169 3. Расцвет и кризис классической философии 170 3.1. Критика догматической философии И. Кантом 170 3.2. Онтология Гегеля как диалектика абсолюта 176 Лекция 6. Двойственный характер философского знания 181 1. Философия как рационально-теоретическое сознание 181 2. Философия как теоретическое мировоззрение 194 3. Функции философии 204 Лекция 7. Место философии в культуре и особенности ее самовыражения 211 1. Взаимоотношения философии с религией и искусством 211 2. Особенности исходного базиса философии 217 3. Специфика языка в философии 227 4. Проблема самообоснования философии 233 Лекция 8. 240 Диалогичность философии 240 1. Гуманитарная сущность философии и диалог как форма ее самовыражения 240 2. Философия как предельная интерпретация 247 РАЗДЕЛ II. ОНТОЛОГИЯ 263 Лекция 9. Базовые категории онтологии. 263 1. Категория бытия. Диалектика бытия и небытия. 263 2. Субстанция и ключевые ходы классической онтологической мысли. 272 3. Вещь, свойство, отношение. 285 Лекция 10. Структурная организация бытия 290 1. Соотношение части и целого: принцип системности 290 2. Разнообразие структурных уровней бытия 302 3. Модели единства мира 308 Лекция 11. 316 «Неклассические онтологии второй половины 19 – 20 веков: иерархические модели бытия» 316 1. Кризис классических онтологических моделей 316 2. Учение о формах движения материи у Ф. Энгельса и разработка онтологических проблем в диалектическом материализме 320 3. Слои бытия Н. Гартмана. 332 Лекция 12. 339 «Неклассические онтологии второй половины 19 – 20 веков: экзистенциально-антропологические модели и русская софиология» 339 1. Антропологические версии онтологии ХХ века. 339 2. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. 346 3. Интегральные онтологические модели. Русская софиология. 350 ЛЕКЦИЯ 13 . 363 ДВИЖЕНИЕ КАК АТРИБУТ БЫТИЯ. 363 1. Проблема движения в истории философии и логические векторы ее решения 363 2. Диалектика и метафизика. Движение как сущность бытия. 370 3. Движение и развитие. Проблема прогресса. 382 4. Основные модели развития. 391 Лекция 14. Диалектика бытия: развитие и законы диалектики. 397 1. Развитие и детерминизм 397 2. Законы диалектики: материализм или идеализм? 403 3. Закон отрицания отрицания 410 4. Закон перехода количественных изменений в качественные. 416 5. Закон взаимодействия противоположностей. 423 Лекция 15. Диалектика бытия: развитие, порядок, свобода. 431 1. Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм. 431 2. Основные детерминационные связи 438 3. Категории детерминизма 441 4. Сущность и грани свободы 445 5. Опыт диалектического определения: свобода и ее иное. 447 6. Бытийные измерения свободы 451 6.1. Этическое измерение свободы 451 6.2. Познавательный аспект свободы 454 6.3. Экзистенциальное измерение свободы 456 6.4. Политическая грань свободы 458 6.5. Экономические аспекты свободы 461 ЛЕКЦИЯ 16. Пространство и время 462 1. Становление представлений о пространстве и времени в человеческой культуре 463 2. Основные парадигмы истолкования пространства и времени 470 Лекция 17. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ УРОВНЕЙ БЫТИЯ 483 1. Социокультурное восприятие времени и пространства 485 2. "Нефизические" представления о времени и пространстве в естественных науках 496 3. Духовно-экзистенциальное и духовно-культурное время и пространство. 505 Раздел III. Теория познания 514 Лекция 18. Предмет и основные проблемы теории познания 514 1. Место и значение теории познания в философии и человеческой культуре 514 2. Метафизичность теории познания и ее соотношение с частными когнитивными дисциплинами. 524 3. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания 530 вариантами диалектического материализма. На Западе его видными представителями являются Д. Дэвидсон, Дж. Фодор, М. Бунге, лауреат Нобелевской премии за открытие межполушарной асимметрии мозга Р.У. Сперри; Лекция 19. Основные теоретико-познавательные стратегии 536 1. «Пессимистические доктрины». 537 2. Конструктивные теоретико-познавательные доктрины. 540 2.1. Реалистические доктрины 541 2.1.1. Наивный реализм. 541 2.1.2. Натурализм 542 2.1.3. Праксеологические концепции. 548 3. «Платонические» теории познания. 554 4. Имманентистские теории 559 4.1.Имманентный субъективизм 559 4.2.Имманентный объективизм. 560 4.3. Платонический имманентизм 561 5. Трансцендентализм 563 6. Современная гносеологическая ситуация 567 Лекция 20. Субъект и объект познания. Сущность знания и его атрибутивные характеристики. 570 1. Критика субъект-объектной дихотомии и ее ограниченность. 571 2. Объект познания 575 3. Субъект познания 580 4. Сущность, общая динамика и основные характеристики знания. 584 Лекция 21. Язык и познание 593 1. Специфика научного и философского осмысления феномена языка. 593 2. Базовые характеристики языка как целостной системы 597 3. Функции языка. 601 4. Функциональные модальности языка. 604 5. Онтологический философский подход к языку 610 Лекция 22. Сознание как объект гносеологических исследований 613 1. Методологические трудности изучения сознания. 613 1.1. Самоочевидность и ускользающая предметность 613 1.2. Сложности исследования сознания 618 2. Основные антиномии сознания 622 3. Определение сознания 628 Лекция 23. Структура сознания. 635 1. Основные сферы сознания. 635 2. Уровни сознания. Феномены бессознательного и сверхсознательного 642 3. Системообразующая "ось" сознания. Понятия о глубинном и эмпирическом «я» 649 4. Диалектика развития представлений о собственном "Я". 654 Лекция 24. Онтологический статус явлений сознания. Проблема идеального. 659 1. Идеальность сознания 660 2. Идеальность природных процессов 662 3. Материальность сознания. 669 4. Перспективы исследования сознания. 674 Лекция 25. Чувственное и рациональное в познании. Виды рационального познания. 678 1. Становление проблемы: источник и объективность знания 678 1.1. Сенсуалистические варианты решения 679 1.2. Рационалистическая позиция 682 2. Чувственное познание. Проблема первичных и вторичных качеств. 685 3. Аспекты рациональности. Иррационализм и его разновидности. 691 3.1. Вненаучный иррационализм. 693 3.2. Научный иррационализм. 695 3.3. Философский иррационализм. 696 4. Виды рационального познания. 698 4.1. Логико-понятийное рациональное познание. 699 4.2. Логическое мышление 700 4.3. Ценностно-гуманитарное познание. 710 Лекция 26. Внерациональные виды опыта 719 1. Интуитивное знание в обыденном опыте, в науке и в философии. 720 1.1. Чувственная интуиция. 721 1.2. Эмоциональная интуиция (эмпатия). 724 1.3. Рациональная (интеллектуальная) интуиция. 726 2. Мистическое знание 728 3. Религиозное знание 731 4. Экзистенциально-жизнеустроительное знание. 735 5. Природа экзистенциальных категорий. 739 Сомнение и неудовлетворенность. 741 Раздражение и негодование. 742 Страх и трепет. 742 Уныние и страдание, восторг и радость. 743 Соизмеримость и подозрительность. 743 Смирение и самоуничижение. 743 Вместимость и всеядность. 744 Свободное самоопределение и иерархическое служение. 744 Дерзание и терпение. 745 Подвижность и равновесие. 745 Мужество и сострадание. 746 Лекция 27. Истина в теории познания. 747 1. Аспекты категории «истина». 747 1.1.Онтологический аспект. 747 1.2.Логико-семантический аспект. 749 1.3.Ценностно-экзистенциальный аспект. 750 2.1. Классическая (или корреспондентская) концепция. 752 2.2.Априористская концепция. 754 2.4. Когерентная теория истины. 755 2.5. Прагматистская концепция. 756 2.6 Конвенционалистская концепция. 757 2.7. Экзистенциалистские концепции. 757 3. Истина и формы ее инобытия. 761 Истина и мнение. 762 Истина и ложь, истина и заблуждение. 763 3.1. Процессуальность истины 766 Исторический план 766 Логический план. 766 Экзистенциальный план. 766 4. Критерии истины. 767 4.1.Практика как критерий истины 767 4.2. Эмпирические критерии истины 768 4.3. Логические критерии 769 4.4. Специфицированные теоретические критерии 770 4.5. Красота как критерий истины 771 5. Проблема универсальных критериев истины. 773 Синтетичность. 773 Этичность. 774 Экологичность. 774 Открытость. 775 Личностность. 775 Раздел IV. АКСИОЛОГИЯ 777 Лекция 28. Предмет аксиологии и ее место в рамках метафизики. 777 1. Специфика ценностного отношения к миру 778 2. Ценность и бытие. Ценность и истина. 781 3. Функции ценностей 787 4. Ценностная рефлексия и истоки рождения аксиологии 790 Лекция 29. Становления аксиологии и её основные программы 793 1. Кризис традиционных религий и “просвещенческих” идеалов на рубеже Х1Х- ХХ веков. 794 2.Основные аксиологические парадигмы до эпохи ценностного кризиса 799 2.1. Софистическо-скептическая и платоническая альтернативы. Специфика восточной аксиологии 800 2.2. Синтетическая аксиологическая концепция Рерихов 803 2.3. Развитие платонической парадигмы в аксиологии 805 2.4. Развитие софистически-скептической линии в аксиологии 810 3. Ницшеанский опыт “переоценки” всех ценностей 814 4. Основные теории ценностей после Ницше. 818 Г. Риккерт 820 Н. Гартман 821 Аксиологический натурализм Э. Геккеля 822 Социобиологическая аксиология К. Лоренца 823 Психоаналитическая аксиология Юнга 824 Социоцентрические аксиологии 825 Трансцендентально-феноменологические аксиологии 828 Синтетическая аксиология М. Шелера 830 Лекция 30. Многомерность ценностного бытия. Идеальная природа ценности. 833 1. Парадоксальность ценностного бытия: четыре вывода. 834 2. Ценностный акт: попытка интегрального подхода 842 3. Идеальность ценности 850 Лекция 31. Виды и свойства ценностей 853 1. Метафизические основания аксиологии 853 1.1. Иерархичность. 856 1.2. Бинарность ценностных модальностей 857 1.3. Запрет на инверсию ценностных полюсов. 858 1.4. Соподчинение позитивных и, соответственно, негативных ценностей. 860 1.5. Практическая направленность царства ценностей. 861 1.6. Наличие идеала 862 2. Основные подходы к классификации ценностей. Виды ценностей. 862 2.1. Витальные ценности. 865 2.2. Социальные ценности. 869 2.3. Духовные ценности. 873 3. Синтетические ценностные идеи в русской культуре. Основные аксиологические постулаты. 876 Лекция 32. Диалектика ценностных максим 883 1. Методологические проблемы и принципы исследования ценностей 883 2. Объективное и субъективное в ценностном бытии 886 3. Абсолютное и относительное в ценностях 891 4. Общечеловеческое и национальное в бытии ценностных максим 898 Лекция 33. Высшие ценности и их носители. 903 1. Псевдоидеалы и антиидеалы. 904 2. Идеал и его функции в сфере ценностей 910 3. Святыня, её метафизические лики и значение в культуре 915 |