иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
Скачать 4.28 Mb.
|
Конкретно-всеобщий - диалектический - характер отношений между национальным и общечеловеческим становится все менее очевидным по мере движения от высших рядов ценностей к низшим. Так, на уровне естественных наук, конкретных промышленных технологий, а, тем более, каких-то витальных ценностей общечеловеческое все более приобретает абстрактно-всеобщий, то есть почти одинаковый для всех стран и народов характер. Эту закономерность уловил С.Н. Булгаков в статье “Размышления о национальности”\\ Булгаков С.Н. Соч. В 2-х т., т.2. М., 1993, С. 453-454. Однако вопреки мнению русского философа, что “техника жизни,...теоретическая и прикладная наука... суть безличное анонимное достояние единого человечества” (Указ. Соч., С.454) конкретно-всеобщая поправка на национальные особенности все же , по видимому, сохраняется и тут. И технологии эксплуатируются по-разному, и кухня у всех народов достаточно своеобразная, да и в рамках развития тех или иных научных направлений может быть обнаружена определенная национальная специфика. Такое своеобразие российской географической науки по сравнению с германской географической наукой тонко подметил в свое время П.Н. Савицкий, о чем мы уже писали выше. 1 Хотя, как известно, идеалы в течение последних веков формулирует именно интеллигенция. 2 Об опасных утопиях в связи с нынешними тенденциями глобализации, весьма напоминающих утопии великого инквизитора из бессмертной притчи Ф.М. Достоевского см. в статье одного из авторов. - Иванов А.В. Глобальный сценарий великого инквизитора// Вестник российского философского общества, №1, 2002. 3 Конечно, следует иметь в виду, что благие декларации лидеров социальных переворотов часто камуфлируют их откровенно порочные и эгоистические цели, чего никак нельзя сказать об основной массе рядовых исполнителей, в эти цели безусловно верящих. 1 См. Кант И. Соч. В 6-ти т., т.3. М., 1964, С.501. 2 Кант И. Критика способности суждения. М., 1994, С.101. 3 Там же, С.102. 4 Кант И. Соч. В 6-ти т., т.3. М., 1964, С.502. 1 Правда, в “Критике способности суждения” И. Кант смягчит позицию и признает возможным воплощение эстетического идеала (Кант И. Критика способности суждения, С. 102-104) 2 Кант И. Соч. В 6-ти т., т.3. М., 1964, С.502 1 Кант И. Соч. В 6-ти т., т.4(2).М.,1965, С.375. 2 Мы, естественно, не собираемся возлагать на Канта какую-либо вину за это, подобно тому, как возложил на него ответственность за германский милитаризм В.Ф. Эрн в своей работе “От Канта к Круппу”. (См. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991). Ясно, что недостатки теоретической позиции великого немецкого философа не имеет никакого отношения к тем разрушительным псевдоидеалам, посредством которых впоследствии “переделывалось” общественное бытие в Европе и в России. К тому же Кант - в отличие от последующей традиции - ни на минуту не забывал, что идеал - это прежде всего требование к индивидуальному и свободному человеческому поступку. Показательно здесь другое - само просвещенческое отношение к идеалу, как к чему-то абстрактно-рассудочному и лишенному живого измерения. 1 Фромм Э. Душа человека. М., 1992.С. 371. 2 См. Священник Павел Флоренский. Сочинения в 4-х т.,т.3(2). М., 1999, С.125. 3 Он прямо подчеркнул, что личность учителя первична по отношению к тому, что он говорит. (Vivekananda Swami/ Selections from Swami Vivekananda. Calcutta, 1946. P.65. 4 Govinda, Lama Anagarika. The Way of the White Clouds. A Buddhist Pilgrim in Tibet. Berkeley. California,1970, P.115. 5 Новгородце П.И. Об общественном идеале. М., 1991, С.67. 1 Фейербах Л. Указ. Соч, С.802-803. 2 Суть этой иронически-игровой формы бытия удачно выразили известные советские диссиденты П. Вайль и А. Генис, подметив, что ирония, “не зная правды, учит тому, как без нее жить” (Вайль П., Генис А. Гражданская война. Фрагмент из книги “60-е”\\Даугава, 1990, №1, С.88. 1 сегодня самым массовым материальным носителем ценностей (и антиценностей), безусловно, является Интернет. В этом плане он представляет самостоятельную социальную ценность. 2 В связи с бурным развитием электронных коммуникаций можно предположить определенную утрату городами функции культурных центров и неизбежное нарастание деурбанизационных тенденций, что, впрочем, выходит за пределы непосредственной проблематики нашего лекционного курса. 3 Более подробный анализ связи географической среды с механизмами фиксации и сохранения культурных ценностей можно найти в следующей содержательной монографии: Веденин Ю.А. Очерки по география искусства. СПб., 1997. 1 Сорокин П.А. Дальняя дорога: автобиография. М., 1992, С.48. 1 или целая система ценностей прежде всего, конечно, духовного плана. 1 Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т., т.2. М., 1988, С.305. 1 Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985, С.366. 2 Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990, С.344. 1 Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т.2. М., 1996, С.363. 1 Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 4. М., 1995, С.161-162. 1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993, С.225. 1 Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т.2. М., 1996, с.412. 1 См. Знаменитое письмо П.А. Флоренского - В.И. Вернадскому, где отец Павел высказывает свою гипотезу пневматосферы\\ Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993, С.164-165. 1 Рерих Н.К. Душа народа. М., 1995, С. 73. 1 Флоренский П.А. Указ. Соч., С. 353. 2 А всегда существует угроза подмены этого естественного - исходящего из самого естества мира - света лубочными красками и механическими подсветками. 3 Более подробно о возможных политических механизмах реализации агиократии см. в книге: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2001. |