иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
Скачать 4.28 Mb.
|
лекции 8 в связи с категориальными структурами рационального познания. 1 Прагматический и утилитарно ориентированный характер научного знания, особенно технического, блестяще раскрыт двумя, совершенно разными мыслителями – С.Н. Булгаковым и М. Хайдеггером. См. Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.т., т.1 М., 1993, с. 174-192; Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с.41-62, 221-237. 1 См. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. с. 281-282. 1 За исключением, пожалуй, экзистенциальной трактовки истины в последнем онтологическом аспекте. 1 Например, М. Фуко заявляет, что «познание скорее укоренено в ошибках жизни, нежели открыто навстречу истине мира» и что «ошибка есть корень всего того, что, собственно, и конституирует человеческую мысль и ее историю» - Фуко М. Жизнь: опыт и наука// Вопросы философии, 1993, №5, с.52. В такой направленности на замену истины понятием ошибки М. Фуко сходится с К Поппером, для которого процесс познания – перманентное избавление от заблуждений посредством процедуры фальсификации. О ней речь ниже. 2 По мысли которого истина – не более чем полезная фикция в борьбе за жизненное господство. «Истина, - пишет Ф. Ницше, - есть тот род заблуждения, без которого определенный род живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни является последним основанием». - Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994, с. 229. 1 Гегель. Сочинения, т.YII. М.-Л., !934, с. 339. 1 Там же, с. 337. 2 Типа веры И. Ньютона в то, что книга природы написана на языке математики. 1 См. о механизмах манипуляции сознанием и методах дезинформации в до сих пор не устаревшей кн.: Техника дезинформации и обмана. М., 1978. О гносеологических последствиях глобальной компьютеризации см.: Философия техники: история и современность. М., 1997. . 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 1-2. 1 т.е. свидетельствуют не столько об истине, сколько об ошибочности каких-либо теоретических представлений. 1 Образно говоря, если какое-то понятие введено в теорию – оно должно быть в ней использовано; случайных суждений, не связанных с другими, в теоретической модели быть не должно. 2 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. с. 92. 1 См. Гурина М. Философия. М.1998. С. 45 2 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М. 1974. С. 21 3 Цит. по кн. Калантар А.Л. Красота истины. Ереван, 1980, с. 29-30. 1 Гессе Г. Избранное. М., 1984, с. 127. 1 В данном разделе мы не будем подробно касаться атрибутов ценностного познания, а сосредоточимся преимущественно на онтологических и социологических аспектах аксиологической проблематики, т.е. на природе, функциях и свойствах ценностей, а также формах их социального воплощения. При этом ясно, что неизбежны концептуальные “переклички” между тем, что будет излагаться далее и тем, что писалось ниже о природе гуманитарного и экзистенциального видов знания. 1 Здесь мы возвращаемся к некоторым идеям, высказанным нами в онтологическом разделе книги при обсуждении проблемы свободы. 1 И вопреки точке зрения обыденного сознания, что какой-то объект для нас ценен в силу объективно присущих ему свойств. 1 В рамках русской религиозной философии такой позиции последовательно придерживался Н.О. Лосский. См. его работу “Ценность и бытие” в кн.: Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. 2 См. напр. ставшую уже классической теоретическую монографию: Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1986, а также популярное введение в биоэтическую проблематику “Введение в биоэтику. Учебное пособие”. М., 1998. 1 См. также ставший классическим учебник: Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995. 2 Одни из наиболее ярких воплощений темы ценности научного творчества – это труды Э.Кассирера и Г. Башляра. См.: Башляр Г. “Научное призвание и душа человека”// Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987; Кассирер Э. Глава ХI “Наука” из работы “Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры”//Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. 3 При всех оговорках, которые были выше сделаны применительно к категории “истина” в соответствующем разделе книги. 4 Агацци Э. Человек как предмет философии// Вопросы философии, 1989,№2, с.27. 1 Что-то подобное происходило в середине 90-х годов прошлого века в связи со стремительно развивавшейся глобальной информационной сетью Internet. 2 Здесь в качестве примера можно привести сопротивление объективному процессу компьютеризации со стороны многих представителей гуманитарной науки старшего поколения, до сих пор предпочитающих писать научные статьи от руки и потом печатать их на старомодной пишущей машинке. При этом не осознается тот факт, что культура становится иной, что в использовании компьютеров наряду с негативными моментами, таится огромный, в том числе гуманитарный потенциал. Людей, которые сознательно отказываются от использования современной коммуникативной техники, можно уподобить людям, которые отказываются изучать грамоту, довольствуясь уровнем разговорной речи. 1 Если, конечно, она вообще обретается человеком. В случае отсутствия оной о гармоничном и психологически устойчивом существовании личности говорить проблематично. Помощь в обретении личного смысла – главная задача такого влиятельного направления психологии как логотерапия. – См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 2 Отсюда знаменитая оппозиция предназначения и судьбы у М. Шелера. “…Индивидуальное предназначение, - пишет он, - может находиться отчасти в отношении соответствия, а отчасти – в отношении противоречия (причем в какой угодно степени) и со структурой его окружающего мира, и с его судьбой…” - Шелер М. Избранные произведения. М., 1994, с. 347. 3 В случае с будущим акт оценки переходит в акт целеполагания с соответствующей процедурой анализа его возможных средств и результатов. 1 Еще в Дао дэ цзине отмечается, что “если дерево не гнется – живет до первой бури”. 1 Под исторически оправданными целями здесь имеется в виду история не только общества, но и личная история индивида, его биографическое время. Всегда прискорбно видеть, когда человек ставит перед собой цели, к которым его дух по тем или иным причинам просто не подготовлен. 1 Огурцов. А. П. Указ. Соч. С. 341. 1 Локальные же экологические кризисы не раз, как показывают данные палеоэкологии, случались в различных точках земного шара. Обоснование этого факта - заслуга выдающегося отечественного эколога Н.Ф. Реймерса. 1 Показательно даже само название одной из его центральных работ “Средний европеец как идеал и как орудие всемирного разрушения”. 2 Виндельбанд В. Избранное:Дух и история. М., 1995, С.353. 1 Там же, С.355. 2 Именно в это время наблюдается массовый рост религиозной индифферентности параллельно с ростом числа оккультно-мистических сект, а церковь все больше сращивается с государством и превращается в типичный социальный институт, выполняющий идеологические функции. Наглядную картину кризиса русской православной церкви в этот период дает книга митрополита Вениамина. - Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994. 1 Эта дилемма в рамках европейской культурной традиции в четком виде была введена Аристотелем, писавшим, что практический ум основывается на воображении и стремлении и “от созерцающего ума он отличается своей направленностью к цели”. - Аристотель Соч. В 4-х т., т.1. М., 1976, с. 442. 1 Более подробно о ценностях традиционной восточной культуры в их сравнении с западной см. работы отечественных авторов: Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур) М., 1992; Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере “Бхагавадгиты” и других индийских текстов) М., 1999; а также давнюю, но не потерявшую своего значения работу индийского автора - Ranganathananda Swami. Eternal Values for a Changing Society. Calcutta, 1960. 1 Мотив с исключительной силой и обстоятельностью развитый также в рамках русской метафизики сердца в трудах Л.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), Н.Н.Тареева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и П.Д. Юркевича. 2 Отсюда и термин “Живая Этика”. 1 Ницше Ф. Сочинения в 2-х т., т.2. М., 1990, С.212-213. 2 Платон. Сочинения. В 3-х томах, т.3(1). М., 1971, С.364. 1 Платон.Сочинения в 4-х т., т. 2. М., 1993, С.110. См. Аналогичный мотив в девятой книге “Государства” 585 (b). 2 В явной форме антиплатоническая аксиологическая христианская установка будет занята, пожалуй, только в протестантской “теологии смерти бога”, если вспомнить знаменитый лозунг Д. Бонхеффера, что “мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога” (Бонхеффер Д.Сопротивление и покорность// Вопросы философии, 1989, № 11, С.136) или трагический вывод П.Тиллиха: “После того как “провидение” стало суеверием, а “бессмертие” - плодом воображения, то, что раньше придавало силу этим символам, продолжает присутствовать и творить мужество быть вопреки хаосу мира и конечности существования. Возвращается стоическое мужество, но не в качестве веры в универсальный разум. Оно возвращается в качестве безусловной веры, которая говорит Да бытию, не обладая ничем конкретным, что могло бы победить небытие судьбы и смерти” ( Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.,1995, С.131.). Эта позиция парадоксальным образом сближается с антропоцентристскими релятивистскими установками, о чем речь еще пойдет ниже. 1 Достаточно вспомнить его дихотомию условного эмпирического бытия и безусловного Божественного Сущего, где “дух питается познанием совершенного Добра и размножается его деланием, то есть осуществлением всеобщего и безусловного во всех частных и условных отношениях” (Соловьев В.С. Соч. В 2-х т., т.1. М, 1988,C.543). 2 “Для христианина, - пишет Ж. Маритен, - истинная религия существенно надприродна, и как таковая она не принадлежит человеку, миру, какой-нибудь одной расе, одной нации, одной цивилизации, одной культуре, ни цивилизации, ни культуре в целом, - она принадлежит собственной жизни Бога. Она трансцендентна по отношению к любой цивилизации и любой культуре...” ( Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994, С. 115.) 3 “ Абсолютная полнота Божественного бытия, - пишет Н.О. Лосский в работе “Ценность и бытие”, - есть абсолютное совершенство... Оно стоит “по ту сторону бытия” не потому, что Оно не бытийственно, а потому, что в Нем нет разделения бытия и ценности: Оно есть бытие, как сам Сущий смысл, сущая значительность. Искать иного определения добра, кроме указания на Само Добро, нельзя, потому что Добро первично, Оно есть абсолютная положительная ценность, самоценность...Все, что причастно в какой бы то ни было мере Добру, т.е. Богу как абсолютной полноте бытия , содержит в себе оправдание своего бытия..” (Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994, С.266-267). 4 См. Его знаменитую работу “Человек отменяется”, где как раз сомнения в существовании вечных ценностей, по мнению британского религиозного мыслителя, приводят современное человечество на грань самоуничтожения. 5 выше мы уже подмечали эту тенденцию при анализе различного типа гносеологических доктрин. 1 Это будет лейтмотивом я всей христианской аксиологии 19-20 веков. 2 О влиянии идей Достоевского на всю русскую и европейскую культуру и философию хорошо известно. Нет фактически ни одного русского мыслителя, кто не написал хотя бы статьи по поводу его идей . (См. Напр. “О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990). О степени же влияния Достоевского на европейскую мысль можно судить по благоговейной фразе одного из самых амбициозных германских мыслителей начала ХХ века О.Шпенглера: “Христианству Достоевского принадлежит будущее”. (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. С.201). Можно вспомнить и свидетельство Х.-Г. Гадамера об огромном влиянии Достоевского на германскую культурную мысль ХХ века. (См. ““Я- человек диалога”. Интервью с Хансом Георгом Гадамером”// Вестн.Моск.Ун-та.Серия 7.Философия. 1998. № 5, С.5.). 1 См. Напр. весьма точное и содержательное современное изложение его идей М.А.Маслиным в кн.\\ История русской философии. Учебник для вузов. М., 2001. 2 Достоевский Ф.М. Собр .соч. В 15 т., т.13. М., 1994, С. 195. 3 Отсюда понятно, почему фактически весь роман “Братья Карамазовы” - это неявная полемика с кантовской рационалистической этикой долга с позиций христианской этики повседневной действенной любви. 4 Достоевский Ф.М. Полн. собр. Соч. В 30 т., т. 28.М., С.176. 1 Там же, т.4., С.428. 2 Правда, и у самого Платона можно найти намеки на необходимость личностного воплощения абсолютных и объективных ценностей (См. Платон. Указ. соч., т.3(1), С.273, С.305). 1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, С.301. 2 Там же, С.300. 1 Секст Эмпирик. Соч. В 2-х т., т.2. М., 1976, С. 236. 2 Там же, С. 239. 1 См. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994, С.313-316 2 Лосский Н.О. Указ. Соч., С.250-262 3 См. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, С.165-170. 1 Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994, С. 61. 2 Там же, С.197. 1 Там же, С.203. 2 Там же, С.204. 1 там же, С.195 2 Там же, с. 36 1 Кстати, совсем не случайным является в этой связи лояльное отношение германского мыслителя к стоикам. С ними его роднит отнюдь не только идея “вечного возвращения”, но и общность виталистских установок. Любопытно, что аксиология постмодерна - пожалуй самая верная наследница волюнтаристской ницшеанской аксиологии - молится тем же идейным богам (скептикам, софистам и почему-то особенно стоикам) и проклинает тех же врагов - платоническую традицию и особенно Платона. Здесь достаточно вспомнить “Логику смысла” Ж.Делеза с его квалификацией Платона как носителя “ маниакально-депрессивной формы” философии (Делез Ж. Логика смысла. М., 1995, С.158.) Однако сытую и склонную к интеллектуальной игре, философию постмодерна, в отличие от целомудренного и очень трагического Ницше, почему-то неудержимо тянет к культурным маргиналиям (тюрьме, умопомешательству, проституции, однополой любви и т.д.) и человеческим гениталиям , - словом, все больше к “ценностям ниже живота”, чего справедливо избегала и избегает вся “классическая” аксиология и до, и после Ницше. 2 Там же, С.224, С.340. 3 Там же, С. 289. 1 См. об этом более подробно в гносеологическом разделе учебника. 1 См. напр. Рерих Ю.Н. “Индология в России”//Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия:Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. 1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911, С.182. 1 Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908, С.141. 2 Там же, С.140. 3 См. Напр: Гартман Н. Проблема духовного бытия//Культрология.ХХ век.М., 1995, С.140. 1 Геккель Э. Происхождение человека. Доклад, прочитанный на IУ Международном конгрессе зоологов в Кембридже. Спб., 1909, с.61. 1 Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, С.247. 1 там же, С. 460. 2 Подробный перечень таких универсальных ценностей жизни можно найти, к примеру, в программах современных “зеленых” движений и партий. 1 Правда, в письмах Ф.Энгельса 90-х годов Х!Х века будет специально подчеркиваться активное обратное влияние ценностного базиса на экономическую надстройку, а В.И. Ленин в послеоктябрьский период своего творчества даже провозгласит примат политики над экономикой. Однако это все равно остается активным обратным влиянием того, что онтологически вторично, акциденциально на то, что первично, субстанциально. В рамках советской марксистской мысли жаркие аксиологические дискуссии развернулись после публикаций работ М.М. Бахтина по творчеству Достоевского и особенно по карнавальной культуре Средневековья, а также работ Дробницкого О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967; Ильенкова Э.В. “Об идолах и идеалах”. М., 1968, а также В.П. Тугаринова “О ценностях жизни и культуры”. Л., 1960. 2 По весьма меткой критике Й.Хейзинги, социоцентрический марксизм с его культом классовой морали и натуралистический фрейдизм с его культом неустранимых бессознательных детерминант духовной жизни человека - есть две формы скрытой проповеди философского имморализма. - См. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992, С.307-308. 1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, С.628. 2 Там же, С. 730. 1 Правда английского мыслителя к этой парадигме можно отнести с известными оговорками, ибо для него различные культуры все же являются уникальными звеньями единого исторического процесса, и он даже формулирует свой универсальный критерий исторического прогресса (или универсальную историческую ценность), которым “могло бы быть совокупное совершенствование средств проявления Добродетели для каждой отдельной души в этом мире” - (Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М., 2002, С.431). 2 На пробуждение интереса западного читателя к восточной ценностной традиции огромную роль сыграла его совместная книга с теоретиком и историком дзэн-буддизма Д.Т. Судзуки “Zen Buddhism and Psychoanalysis”. 3 Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990, С.206. 1 Он же. Психоанализ и этика. М.,1993, С.286-289. 2 Он же. Душа человека. М., 1992, С.371. 3 Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб, 2000, С.50. 1 Гуссель Э. “Кризис европейского человечества”\\ Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С.112. 2 Там же, С.123. 1 В чем неоднократно упрекали уже и самого Гуссерля. 2 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994,С.359. 1 Проблему врожденного универсального порядка любви и ненависти, Шелер решает последовательно теистически, сопрягая его с божественным ценностным порядком в мире, где человек - макроском есть отражение божественного макрокосма (Там же, С.352-353). Однако характер конкретных жизненных предпочтений конкретного человека в актах любви и ненависти он склонен объяснить вполне натуралистически - в духе биологической врожденности (Там же, С.375-376). 2 Там же, С.358. 3 Там же, С.323. 1 Этот реальный момент плюралистичности ценностного бытия человека, если довести его до абсурда, превращается в расхожий тезис обыденного сознания: “Сколько людей - столько мнений”. 1 Недаром вся аксиологическая традиция, начиная еще с античности, последовательно разводит рассудительность, как рациональную деятельность и собственно мудрость. Платон, как известно, выделял четыре добродетели грека - мужество, справедливость, рассудительность и собственно философскую мудрость сократовского типа.. - Платон. Сочинения в 3-х т., т.3(1). М., 1971, С. 217. 2 Жизненный опыт можно сопоставить со знаменитым “демоном” Сократа, который дает ему советы в самых сложных жизненных ситуациях. 3 Плохой палач доставляет дополнительные мучения своим жертвам. 1 Этот тезис был одним из ключевых в педагогической концепции выдающегося отечественного психолога и педагога С.Л. Рубинштейна. 2 Типа фраз, начинающихся с авторитарного нормирования : “Ты должен...”; “Твоя обязанность заключается...” и т.д. 3 Так Э.Фромм замечает, что “объективное доказательство вовсе не показалось бы неотразимым тем, кто не согласен с системой ценностей, превосходство которой признано большинством” (Фромм Э. “Психонализ и этика” М., 1993, С.289) . 4 Любопытно, что почти ницшеанский по своему пафосу. 1 Достоевский Ф.М. Соч. В 10 т.,т.4. М.,1956, С.158. 2 На этом принципиальном отличии психологического телесного удовольствия от духовной радости преодоления мы еще специально остановимся чуть ниже. 3 мы здесь и далее не будем умозрительно решать вопрос о природе этой ценностной экзистенциальной априорности , ограничившись констатацией безусловной реальности ее наличия, как свидетельствуют многочисленные факты этологии, психологии, педагогики, теории творчества т.д. Скорее всего и здесь речь должна идти о структурах глубинного Я личности (См. |