иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
Скачать 4.28 Mb.
|
трансцендентны, поскольку не созидаются человеческой субъективностью, а имеют относительно автономное бытие, до конца неясной природы. Об этом мы еще скажем позже. Однако, с другой стороны, эти языковые смыслы имманентнычеловеку, ибо всегда им индивидуально распаковываются в творческих актах языкового сознания. 1 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998, с.23. 1 Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, с. 158. 2 Несмелов В.И. Наука о человеке, том 1. Казань, 1994, с. 122-123. 3 Сартр Ж.П. Воображение// Логос, 1992, N 3, с. 106. 1 Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993, с.318. 2 Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990, с. 107. 1 Паскаль Б. Мысли. М., 1994, с. 64. 1 Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М., 1993, с. 482-483. 2 Эшби У.Р. Конструкция мозга. М., 1962, с. 33-34. 3 См. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994. 1 Аскольдов С. (С.А. Алексеев). Сознание как целое. М., 1918, с. 2. 2 Шпенглер Указ.соч., с. 478-480. 3 См. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979. 4 О степени его сложности можно судить по буддийской модели сознания, приводимой в известной работе ламы Анагарики Говинды "Психология раннего буддизма", где одних только уровней сознания насчитывается двенадцать. См. Говинда лама Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993, с.9. 1 Walsh R. An Evolutionary model of meditation Research//Meditation: Classic and Contemporary Perspectives. N.Y., 1984, р. 30 1 Их более развернутый анализ читатель может найти в монографии: Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000 г. 2 См. Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания. Киев, 1988. 3 Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990, с.7. 1 Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М., 1997, с. 566. 1 Бергсон А. Собр. соч., т.1. СПб., 1913, с. 11-12. 2 Джемс У. Психология в беседах учителями. М., 1902, с. 11. 3 Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996, с. 255 4 Мы уже писали об этом в онтологическом разделе наших лекций. 1 Гартман Н. Старая и новая онтология// Историко-философский ежегодник. М., 1988, с. 323. 2 Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1. Наука логики. М., 1975, с. 122. 2 Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections. Glasgow, 1967, р. 381. 1 См. напр. его программные работы: Леви-Строс К. Миф, ритуал, генетика// Природа, 1978, N 1; Levi-Strauss K. Myth and Meaning. L, 1978, Р.53. 1 Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994, с. 242. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 633. 3 В рамках советской марксистской психологии тезис о неправомерности сведения сознания к знанию в отчетливой форме первым высказал В.Н. Мясищев. «Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека»// Проблемы сознания. М., 1966. 1 Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т., т.1. М., 1988, с.269. 2 Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993, с. 284. 3 Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994, с. 548, 695-699. 1 Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, с. 592. 2 Дильтей В. Наброски к критике исторического разума// Вопросы философии,1988. N 4, с.141. 3 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Вопросы философии, 1986, N 3, с. 106. 4 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991, с. 509. 1 Подобный материал читатель может найти в отдельной монографии автора: Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994. 2 В отечественной литературе проблемы становления сознания и его социальная природа отражены в следующих, наиболее значительных работах, помимо уже упоминавшихся: Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М., 1997; Георгиев Ф.Н. Сознание, его происхождение и сущность. М., 1967; Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983; Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989; Жуков Н.И. Проблема сознания. Минск, 1987; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972; Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971; Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961. *В принципе, наша модель сознания может быть легко представлена не в двухмерной, а в трехмерной форме, т.е. не в виде круга, а в виде сферы. Мы выбираем "плоскостную" модель исключительно ради простоты и наглядности изложения материала. 1 Ассаджоли Р. Психосинтез. М., 1997, с. 22-25. 2 Аскольдов С. (С.А.Алексеев). Сознание как целое. М., 1918, с.22. 3 Брунер Дж. Психология познания. М., 1977, с. 211-212. 1 О проблематичности подобного «классического» взгляда на истину мы еще поговорим ниже. Здесь же излагается традиционный взгляд на сущность истины, как ее понимает большинство ученых. 1 Спиноза Б. Этика. М.-Л., 1933, с. 91. 2 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994, с. 337. 3 Агацци Э. Человек как предмет философии// Вопросы философии, 1989, N 2, с.27. 4 Ивин А.А. Ценности и понимание// Вопросы философии, 1987, N 8, с.132. 1 См. Сартр Ж.П. Очерк теории эмоций// Психология эмоций. Тексты. М., 1984. 2 См. о его концепции в работе: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997, с. с.479-527. 3 Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996, с.152. 1 См. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. 2 Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний// Труды по знаковым системам, вып. 6. Тарту, 1973. 3 Порфирий. Жизнь Пифагора// Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с.452. 4 Рожанский И.Д. Платон и современная наука// Платон и его эпоха. М., 1979. 1 См. статью К.Г. Юнга "О символизме мандалы" - Jung C.G. Collected Works, vol. 9, part 1. L., 1959. 2 Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections. Glasgow, 1967, р. 343-357. 1 Коротков К.Г. Экспериментальные исследования активности сознания человека после смерти// Сознание и физическая реальность, 1996, том 1, N 1-2. 2 См. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989, с. 3 См.Тарт Ч. Состояния сознания// Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. 4 Кричевский С.В. Необычные фантастические сновидения-состояния космонавтов в полетах на околоземной орбите: новый космический феномен// Сознание и физическая реальность, 1996, том 1, N 4. 1 См. Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб., 1997. 1 Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1967, р. 269. 2 Диалектика материального и идеального, парадоксально и антиномически проявляющаяся не только в жизни сознания, но и в существовании природного мира еще будет подвергнута нами обстоятельному анализу на последующих страницах. Более подробно о тупиках и парадоксах гипертрофированного материализма – см. в знаменитом фрагменте А.Ф. Лосева из «Диалектики мифа»//Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990, с. 502-522. 1 У этой реальности должны быть и свои тонкие материальные носители, о чем у нас речь шла в онтологическом разделе работы. 2 См. его знаменитые описания двух типов приобщения к светоносной божественной реальности в кн.: Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. 1 Ассаджоли Р. Психосинтез. М., 1997, с. 23-24. 1 Ikeda D. Life. An Enigma, a Precious Jewel. Tokyo, N.-Y, S.-Fr, 1982, р. 62. 2 Aurobindo Sri. The Future Evolution of Man. Pondicherry, 1963, р. 81. 3 Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989, с. 148. 1 См. его учение о гении человека: Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 3. Философия духа. М., 1977, с.142-143. 2 Там же, с.178. 1 См. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. 1 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985, с. 21-25. 2 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986, с. 61-63. 1 Мы абстрагируемся здесь от целого ряда кризисов детской идентичности, известных в психологии. 2 Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995, с.102. 3 Бубер М. Два образа веры. М., 1995, с. 52. 1 См. Ухтомский А.А. Письма// Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке, сб. 10. М., 1973. 2 Джемс У. Психология. СПб., 1905, с. 158. 1 См. Священник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т.т.,т. 3, ч.2. М., 1999. 2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 14, с. 231. Любопытно, что она противоречит его же высказыванию о том, что в самом фундаменте материи следует предположить существование свойства, схожего с человеческим ощущением. Об этих трудностях гносеологии диалектического материализма мы уже упоминали выше. 3 в смысле физической телесности. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. М., 1961, с.563. 2 Дюбуа-Реймон Э. О границах познания природы. Семь мировых загадок. М., 1901, с.21 3 Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990, с. с.114-116, с.132. 1 См. Лившиц М.М. Об идеальном и реальном// Вопросы философии, 1984, №10. 1 Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 3. Философия духа. М., 1977, с. 20. 1 Просто в символическом мире культуры материальное «тело» символа создается специально для того, чтобы хранить и предавать собственно человеческое идеально-информационное содержание. 2 См. Бороздин Э.К., Мартынова А.Е. О свойствах живого// Сознание и физическая реальность, 1997, том 2, N 4; Казначеев В.П. Проблема живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины III тысячелетия// Вестн. МИКА (межд. ин-та космической антропоэкологии), 1995, N 2. 1 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972, с. 75. 2 Жуков Н.И. Информация. Минск, 1971,с. 224. 3 Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1968, с. 201. 4 См. Соколов А.В. Информация: феномен? функция? фикция?// Философские науки, 1990, N 9. 1 См. общий обзор таких попыток в статьях: Лесков Л.В. На пути к новой картине мира// Сознание и физическая реальность, 1996, том 1, N 1-2; Лесков Л.В. Семантическая вселенная: МБК-концепция//Вестн.Моск.ун-та. Серия 7. Философия, 1994, N 4. 2 См. Шипов Г.Г. Теория физического вакуума. М., 1993. 1 Многие из работ последнего времени опубликованы ими совместно. 2 См. Акимов А.Е. Что нас ждет в торсионном поле?// Человек, 1995, N 5. 3 Правда, самим физикам редко удается избежать редукционистских соблазнов в понимании природы сознания, как это свойственно тем же Шипову и Акимову – см. анализ физикалистской программы в теме 2. 4 Вплоть до упреков в антинаучности, с чем категорически нельзя согласиться. Об этой опасности научного иррационализма мы еще поговорим ниже. 1 См. Мистическое богословие. Киев, 1991, с.55. 2 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987, с. 59. 3 Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т.,т.2. М., 1988, с. 239, 542. 1 Ибо в русской философии она рассматривается как естество Софии-Премудрости Божией, устрояющей мировое целое. 2 См. Трубецкой С.Н. О Софии// Вопросы философии, 1995, N 9. 3 Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т.,т.1. М., 1988,с. 276. 4 Многочисленные эксперименты по телепатии и телекинезу проводились в Новосибирске научной группой под руководством В.П. Казначеева. См.: Казначеев В.П. Проблема живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины III тысячелетия// Вестн. МИКА (межд. ин-та космической антропоэкологии), 1995, N 2. 1 Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М., 1963, с.112-113 2 См. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.М., 1989 3 Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения//Мозг и разум. М., 1994, с. 27. 1 или являясь оперированием информацией в чистом виде. 1 См. что писалось выше ( в лекции 3) о специфике науки Нового времени в оценке М. Хайдеггера и П.А. Флоренского. 2 В духе утверждения о творении Богом мира из ничего, из пустоты. 1 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992, с. 197. 2 Культурологические и социальные проблемы, связанные с сознанием подробно рассматриваются в монографии: Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул. 2000 г. 1 См. соответствующий материал по позиции Дж Беркли в лекции 2 данного раздела. 2 в виде материальных вещей, причинных отношений между ними и т.д. 1 Юм Д. Соч. в 2-х т.т.,т.2 М., 1965, с. 52. 1 Трубецкой С.Н. Соч. М., 1994, с. 514. Отсылаем читателя к до сих пор не устаревшему общему анализу достижений и противоречий эмпиризма, данных С.Н. Трубецким в цитируемой работе «О природе человеческого сознания». 1 Отсюда знаменитая оппозиция знания и мнения, берущая начало еще в античной философии. 1 См. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. Любопытно, что независимо от Г. Башляра с программой утверждения нового рационализма в науке и современной культуре выступил выдающийся отечественный ученый Н.Н. Моисеев. Правда, в отличие от французского философа, идеализирующего активный европейский научный и преобразовательный дух, основной пафос русского ученого был направлен против новоевропейской - в сущности глубоко иррациональной - установки на покорение природы, расхищение ее богатств и получения односторонних политических преимуществ в технократической гонке. См. Моисеев Н.Н. Новый рационализм. М., 1994. 1 См. напр. Кант И. Соч. в 6-т.т., т.3. М., 1964, с. 286-287. 2 О кантовской трактовке категорий мы еще поговорим ниже. 3 Квинтэссенцию его взглядов на познавательный акт как на сложное единство чувственного и рационального знания, а также способности созерцания или воображения можно найти: Соловьев В.С. Соч. в 2-т.т., т.1. М., 717- 734. 1 Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, с. 514. 2 Гоббс Т. Соч. в 2-х т.т., т.1. М., 1989, с.238. 1 См. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974. 1 Levi-Strauss K. The Savage Mind. Chicago, 1966, р. 12. 2 Ясперс К. Собр. соч. по психопатологии в 2-х т.т., т.1. СПб., 1996, с. 275, 282-287. 1 О различии восприятий и представлений см. в указанной работе Ясперса. Там же, с.282-287 2 Локк Дж. Соч. в 3-х т.т., т.1. М., 1985, с. 186. 1 См. Губанов Н.И. Чувственное отражение. М., 1986. 2 См .Уорф Б. Наука и языкознание// Новое в лингвистике, вып.1. М., 1960. 1 См. напр. ставшие уже классическими работы: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997; Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. 1 См. Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. 2 См. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. 1 Соловьев В.С. Соч. В 2-х т.т., т.1. М., 1988, с.395. 1 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1992, с. 393. 1 В данном случае мы абстрагируемся от различий между ними. 2 Мы излагаем типичную позицию ученого и не будем здесь обсуждать, насколько она верна. Это увело бы нас далеко в сторону от обсуждаемых здесь проблем. 1 Это, естественно, в меньшей степени касается обществоведческих дисциплин типа экономики, социологии или политологии. 2 Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону, 1992, с. 245. 1 См. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963. 2 См. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977; 1 Аристотель Соч. в 4-х т.т.,т.2. М., 1976, с.56. 1 Кант И. Собр. соч. в 6-ти т.т., т.3. М., 1964, с. 204-205 2 Там же, с. 210. 3 “Чистая категория ... не определяет ни одного объекта, а выражает лишь мышление, направленное на объект вообще согласно различным модусам" (Там же, с.305). 1 См. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963. 2 Кант, там же, с. 228. 3 Гуссерль Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике, ч.1. СПб., 1909, с. 211. 1 Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия природы. М., 1975,с. 21. 2 В силу недостатка места и исключительной сложности категориальной проблематики мы вынуждены отвлечься от таких вопросов, как соотношение парных и непарных логических категорий; их выразимость в языке и соотношение с грамматическими категориями. Мы также абстрагируемся от проблемы общего числа логических категорий и их субординации. Ниже мы остановимся лишь на их различиях и сходстве с гносеологическими, ценностными и экзистенциальными категориями. 3 См. Церетели С.Б. Диалектическая логика. Тбилиси, 1971; Церетели С.Б. О понятии диалектической логики// Диалектика и логика научного познания. М., 1966. 1 См. великолепные лосевские примеры взаиморефлексивности в кн.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990, с.515-527). 1 При анализе познавательного процесса используются логические категории необходимости и случайности; причины и следствия; порядка и хаоса; бытия и небытия и т.д. 1 Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987, с. 114. 2 В нашей литературе обстоятельный анализ гуманитарного познания, включая исторический очерк его развития, можно найти в работе: Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. 3 Не путать с обществоведческими дисциплинами, о чем речь шла выше!!! 4 Кстати, графически взаимоотношения между всеми видами рационального знания удобно изобразить в виде четырехгранной пирамиды, где четырем граням соответствуют логико-математические, естественные, общественные и гуманитарные науки. Вершину пирамиды знаний воплощает философия, а ее основание образуют история и психология, которые имеют отношение ко всем прочим наукам и образуют их антропологический фундамент. 1 См. о диалогичности в науке и философии в кн.: Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997. 1 Дильтей В. Категории жизни// Вопросы философии, 1995, N 10, с. 132. 2 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994, с. 287. 1 К сожалению, особенно преуспели в третировании внерациональных форм опыта (особенно мистического и религиозного) диалектический материализм и атеистическая советская наука. Мы уже отмечали, что сама по себе подобная позиция может быть квалифицирована как сугубо иррациональная. 1 См. напр. его знаменитую работу «Творческая эволюция» - Бергсон А. Собр. соч., т.1. СПб., 1913. 1 Историко-философский экскурс в проблему интуиции можно найти в работе: Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории ХYIII – XX века). М., !965. История психологических исследований феномена интуиции дана в кн.: Налчаджан А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). М., 1972. 2 и, соответственно, виды интуитивного знания. 1 Судзуки Д.Т. Лекции по дзэн-буддизму. М., 1990, с. 81. 2 Там же, с. 103. 1 Неслучайно, по-видимому, в оккультизме существует так называемая «симпатическая магия». 1 Декарт Р. Соч. в 2-х т.т.,т.1. М., 1989, с. 84 2 См. классическое феноменологическое понимание интуиции, прежде всего интеллектуальной, в работах М. Шелера и Д. фон Гильдебранда. - Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб., 1997; Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. 3 См. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. 1 Причина выделения первой части этого слова будет понятна читателю, исходя из того, что будет написано чуть ниже. 2 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987, с. 280. 1 Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993, с. 134-135. 2 См. его умозрительно-символические построения в трактате "О предположениях" – Кузанский Николай. Соч. в 2-х т.т.,т.1. М., 1979, с. 207, с.219 3 См. его титульные иллюстрации и заставки к письмам в "Столпе и утверждении истины..." - Флоренский П.А. Столп и утверждение истины, т.1, ч.1-2. М., 1990. 4 Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992, с. 336. 1 Там же, с. 336 2 Hynd S.H. Mystisism and ethics// Mystisism and the Modern Mind. N.Y., 1959, р. 97. 3 См. Stiernot A.P. Some philosophical implications of mystisism// Mystisism and the Modern Mind. N.Y., 1959. 4 Сирин Исаак преподобный. Слова подвижнические. М., 1993, с.96. 5 Максим Исповедник. Творения, кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. М., 1993. с. 110. 1 См. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб, 1994. 2 Флоренский П.А. Соч. в 4-х т.т., т.2. М., 1996, с. 723. 3 См. Описание подобного переживания в кн.: Андреев Даниил. Роза мира. М., 1991. С, 43. 4 См. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991, С. 14. 1 Климент Александрийский. "Строматы"// Отцы и учителя Церкви III века. Антология в 2-х т.т., т.1. М., 1996, с. 280. 2 Сирин Исаак преподобный. Слова подвижнические. М., 1993, с.217. 3 См. его рассуждения о связи веры и сердца в кн.: Паскаль Б. Мысли. М., 1994, с. 273. 4 См. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике// Вопросы философии, 1990, N 4. 5 Среди которых отметим его «Аксиомы религиозного опыта». М., 1993. 1 Агни-Йога. Мир огненный, т.1. Новосибирск, 1991, с. 207. 2 Платон (Левшин; митрополит Московский). "Из глубины воззвах к тебе, Господи...". М., 1996, с. 271. 1 К примеру, философии или науке. 1 См. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985 гг. М., 1986. 2 Там же, с.83. 3 Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1. Наука логики. М., 1975, с. 264-265. 4 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992, с. 35. 1 Бахтин М.М.Там же, с. 97. 2 Там же, с. 114. 1 Указ. соч., с. 393. 1 См. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины,т.1,ч.1. М., 1990, с.15-20. 1 Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т., т.1. М., 1988, с. 691-693. 2 См. как любопытно словесно фиксирован этот аспект истины в русском языке. – Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.т., т. 2. М., 1995, с. 60. 1 См. его работу «Русское мировоззрение» в кн.: Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. 2 Цит. по: Зеньковский В.В. История русской философии в 2-т.т.,2-х ч., кн. 1,ч.2. Л., 1991, с.172. 1 См. ставшую уже классической книгу. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. 1 «…Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное» - Аристотель. Соч. в 4-х т.т., т. 1. М., 1975 , с. 141. 2 Декарт Р. Соч. в 2-х т.т., т.2.. М., 1994, с. 29. |