Главная страница
Навигация по странице:

  • Гносеологический оптимизм

  • Гносеологический пессимизм

  • Рационализм

  • Принципы познания в гносеологии

  • Гносеологические модели сознанияб. Гносеологические модели сознанияб. Концепция вродленных идей и статус cogito в новоевропейской философии


    Скачать 57.75 Kb.
    НазваниеГносеологические модели сознанияб. Концепция вродленных идей и статус cogito в новоевропейской философии
    АнкорГносеологические модели сознанияб
    Дата14.09.2022
    Размер57.75 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаГносеологические модели сознанияб.pptx
    ТипДокументы
    #677589

    Гносеологические модели сознанияб. Концепция вродленных идей и статус cogito в новоевропейской философии

    Гносеология


    Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.
    Разделы гносеологии
    В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

    Гносеологический оптимизм


    Гносеологический оптимизм
    Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.
    Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

    Гносеологический пессимизм


    Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:
    Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
    Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.

    Направления гносеологии


    Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:
    интуиция (иррациональный механизм);
    рассудок (рациональный);
    инстинкт (эмпирический);
    сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).
    На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.
    Иррационализм
    Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

    Рационализм


    Рационализм
    В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.
    Эмпиризм
    Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:
    идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
    материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.
    Сенсуализм
    В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:
    ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
    восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
    представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.
    Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

    Принципы познания в гносеологии


    В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:
    принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
    принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
    принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
    принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
    принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
    принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).



    написать администратору сайта