иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
Скачать 4.28 Mb.
|
лекцию 6 предыдущего раздела курса). 2 В принципе ценностный характер носит любое человеческое действие, и можно говорить лишь о его более явном (как, например, в случае этической оценки какого-либо поступка) или менее явном ценностном измерении, когда человек, скажем, колет дрова, решает математическую задачу или предается созерцанию звездного неба. 1 См. Классическую работу М.Мид “Культура и мир детства”. М., 1988. 2 Потребностью в еде, воде, тепле, жилище, удовлетворении материнского инстинкта и полового чувства, в душевном семейном уюте и общей психологической стабильности существования. 3 Мерой и характером их предметной удовлетворенности в данном случае можно пренебречь. О “ценностных ловушках” в этой сфере мы еще поговорим ниже. 4 Вспомним в этой связи приверженность идее биологической врожденности ordo amoris даже такого теистически ориентированного мыслителя как М.Шелер, а также убежденный нативизм Н.Хомского и аргументы того же К. Лоренца о возможном врожденном характере базовых ценностных чувств. (Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества// Указ. соч., С.32-33). 5 См. Анализ этих подходов в книге одного из авторов учебника: Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994 (Раздел 1). 6 Гигантский эмпирический материал подобного рода был собран и обобщен еще в середине прошлого века психологом Х.Вернером: Werner H. Comparative Psychology of Mental Development. N.Y., 1957/ 1 способность некоторых людей в особых состояниях сознания (во сне, во время галлюцинаций и т.д.) говорить на чужих языках, которые они никогда в своей жизни сознательно не изучали. 2 Этому посвящены многочисленные работы С.Грофа. 3 При любых ссылках на генетическую врожденность обнаруживается одна существенная ошибка: здесь аргумент “при условии” выдается за аргумент “по причине”, но - как хорошо известно - из того факта, что мы не можем мыслить без мозга в земных условиях, еще не следует, что мозг - причина мысли. 1 О чем мы уже говорили выше и что составляло преимущественный предмет классической европейской психологии и педагогики. 2 Платон. Соч. В 3-х т., т.3 (1). М, 1971, С.236. 3 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М., 1990, С.122. 4 Речь о них пойдет в следующей лекции. 1 В частности, чрезвычайно интересен анализ специфики религиозных ценностных актов самоанализа и самотрансформации в православной исихастской практике. (См. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995). Важны здесь также многочисленные работы классика мирового религиоведения М.Элиаде, у которого структура разнообразных религиозно-мистических актов рассмотрена на богатейшем эмпирическом материале и весьма подробно. 2 См. Фромм Э. Писхоанализ и этика. М., 1993, С.135-149. 3 Подобные состояния имеют самое прямое отношение к экзцистенциальным качествам личности и схватываются в соответствующих экзистенциалах. Мы касались этого в 9 лекции из гносеологического раздела курса. 4 Для Э.Фромма радость - это “спутник всякой продуктивной деятельности”(“Психоанализ и этика”, С.147); для В.Франкла со ссылкой на Шелера - “ направленная эмоция” (“Человек в поисках смысла”,С.169); для Лоренца - следствие преодоления жизненных препятствий (“Восемь смертных грехов цивилизованного человечества”, С.24). 1 Шелер М. Указ. Соч., С. 373. 1 Франкл В. Там же, С.120. Типичный пример такого избыточного внимания к своим внутренним психическим состояниям дают романы Марселя Пруста. 2 которые исключительно многообразны, начиная с социально ориентированного жеста и предметов быт и кончая ценностью тех или иных государственных институтов типа Федерального собрания. 1 Этой своей парадоксальностью бытие ценности естественным образом сопрягается с парадоксальностью бытия сознания, о чем речь шла на предыдущих страницах. И это не случайно, ибо ценностные содержания в виде переживаний, смыслов и образов - важнейшая стихия бытия последнего. 1 Вспомним его знаменитое утверждение о том, что любой, самый плохой, архитектор на порядок превосходит любую пчелу в том, что предварительно строит идеальный образ дома в своем сознании. Маркс подчеркивает здесь идеальный механизм целеполагания. (Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-изд. Т.23, С.189). 2 У него обосновывается идея, что чувство и знание красоты и добра предшествуют оценкам предметов и вещей как прекрасных и добрых. (Мур Дж. Принципы этики. М., 1984. С. 282). 1 Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994, С. 286. Солидаризуясь с М. Шелером., он также показывает, что “ценность есть условие определенных чувств и желаний, а не следствие их” (Там же, С. 287). 2 “Ценность, на которую направлено действие, трансцендентно по отношению к самому этому действию” (Франкл В. Указ. Соч., С. 170). 3для которого, как мы помним, идея трансцендентально-идеальной природы ценностного суждения все же предпочтительнее сугубо биологических объяснений. 1 Напомним, что сами скептики хотя бы стремились к воздержанию от суждений и к атараксии. 1 См. соответствующую лекцию в разделе «Онтология». 1 Шелер М. Указ.Соч., С.358. 1 Эта необратимость и перманентность актов жизненного выбора была хорошо схвачена и исследована М.М.Бахтиным в его “Философии поступка”, о чем мы уже писали выше. 1 Тут возникает свой пучок чисто содержательных ценностных коллизий, связанный с бытием или небытием объективных и абсолютных ценностных содержаний. Ниже мы коснемся этой важнейшей проблемы. 1 Флоренский П.А. Имена. Кострома, 1993, С.90-91. 1 В этом пункте П.А. Флоренский абсолютно совпадает с М. Шелером, для которого ценностная модальность “святости” также является наивысшей. В принципе, без большого ущерба можно заменить категорию святости, если она кого-то отталкивает по мировоззренческим соображениям, терминами “благородство”, “альтруизм” и т.д. 2 Соловьев В.С. Соч. В 2-х т., т.2. М., С.604. 1 иногда, как в случае с нижеприводимым примером, было бы даже вернее использовать словосочетание «антикультурный удар». 1 Соответственно в пирамиде антиценностей им будут бинарно противостоять ценности с приставкой “анти”. 2 См. его классификацию ценностей на ценности творчества, переживания и отношения (Франкл В. Указ соч, С.173-174). 3 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, С.430-435. 4 Попытку обобщить разнообразные подходы к ценностям и принципам их классификации можно найти в статье Д.А .Леонтьева “Ценность как междисплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции”// Вопросы философии, 1996, №4. 5 Здесь в основание выделения ценностей могут быть положены и антропологические основания, в частности, вычленение в человеке уровней тела, души и духа. Такой подход является универсальным для многих философско-антропологических подходов и на Западе, и на Востоке, равно теистических и нетеистических. Об этом мы уже писали при выделении различных уровней и сфер сознания. 2 Подобная проблематика входит в компетенцию ряда философских аксиологических дисциплин (этики, эстетики, философии культуры, ряда разделов религиоведения и философии науки), а также таких наук как культурология, экономика, право, политология и т.д. Ниже, в рамках последней темы аксиологического раздела, мы обсудим лишь проблему носителей высших ценностей. 1 Платон. Соч. В 4-х т., т.3(1). М., 1971. М., С.230-231. 2 Критике иллюзорности и разрушительности материального потребительства посвящено огромное количество философских и социально-психологических работ. Отсылаем читателя к одному из лучших философских исследований этого феномена - к уже упоминавшейся работе Э. Фромма “Иметь или быть”. 1 За исключением особых ценностных состояний типа радости. 2 Там же.С.232. 1 Мы далеки здесь от желания перечислить все возможные витальные ценностные модальности, хотя число их не может быть бесконечным. 2 Кто-то в соответствии со своим личным ordo amoris предпочитает предметы добротные , пищу полезную, а в эмоциональной сфере пуще всего ценит остроту ощущений и азарт. Другой человек, напротив, предпочтет вкусовые качества продуктов их питательности как в случае с нашим “хлебным примером”, отдаст приоритет модности вещи по сравнению с ее долговечностью, а в эмоциональной сфере предпочтет эмоциональное “чувство защищенности”, как это было свойственно, например, отечественному мыслителю В.В. Розанову. 3 ведь для одного мясо - польза; для другого - вред; один любит разумный комфорт, а для другого нет ничего более ценного, чем спартанские условия походного быта. 1 учитывая, что анализ базовых социально-ценностных модальностей, их конкретных исторических и культурных наполнений, а также роли в социальном познании, - входит в компетенцию социологии. Там уже даны блестящие образцы подобных исследований, если обратиться к работам Г. Зиммеля, М. Вебера и особенно П.А. Сорокина. 2 Данная проблематика входит в компетенцию философии техники. 3 такое понимание техники блестяще развито в теории органопроеции П.А.Флоренского. 1 Сегодня при поступлении в вузы экзаменаторы все чаще сталкиваются с фактами незнания таблицы умножения и абсолютной неспособностью связно и грамотно письменно излагать свои мысли. Тем более удивительно, что творцы реформы образования все время скатываются к тому, что отбор абитуриентов в вузы должен быть основан прежде всего на тестах, забывая, что тем самым реализуется совершенно иной, куда как менее творческий тип мышления. 1 Классическая критика гипертрофированного экономизма марксовского типа дана в работе С.Н. Булгакова “Философия хозяйства” (См. Булгаков С.Н. Соч. В 2-х т., т.2. М., 1993). 2 См. Прекрасную и до сих пор не потерявшую своего значения работу П.Н.Савицкого ”Хозяин и хозяйство”(Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997). 3 См. Материалы уже несколько лет издающегося при Центре общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова журнала “Философия хозяйства”, а также монографию известного специалиста в этой области Осипова Ю.М. “Очерки философии хозяйства”. М., 2000. 1 В трактовке этой пары модальностей мы расходимся с М. Шелером. 2 Соловьев В.С. Соч. В 2-х т.,т.1.М., 1988, С.454. 1 Проблема содержательного характера так называемых “абсолютных ценностей” будет обсуждаться в рамках следующей темы. 2 Здесь достаточно вспомнить мистический ужас, который пережила Русь во времена правления Ивана Грозного, когда он на достаточно долгое провозгласил царем татарина Симеона Бекбулатовича и сам же отдавал ему шутовские почести. 3 См. О современной культурной ситуации и о перспективах выхода из этого “затянувшегося карнавала” в многочисленных публикациях одного из авторов.(Напр.: Миронов В.В. Наука и “кризис культуры” (или “затянувшийся карнавал?)// Вестн. Моск.Унив.Сер.7.Философия, 1996,№ 5-6. 1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, С. 482-484. 1 Эта ценность воплощена великим русским писателем в образе старца Зосимы. 2 Данная духовная ценностная максима вложена Достоевским в уста князя Мышкина. 1 Соловьев В.С. Соч. В 2-х т.,т.2. М.,1988, С.305. 2 Между прочим книги Блаватской лежали на столе у А. Эйнштейна. 3 Здесь только важно не путать великого русского философа Владимира Соловьева с его братом Всеволодом - бездарным беллетристом, перу которого принадлежит насквозь лживая и тенденциозная книга о Блаватской “Разоблаченная жрица Изиды”. 4 Отсылаем читателя к весьма содержательной книге известного физика, показывающего близость многих физических и религиозных подходов (Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996. 5 Блаватская Е.П.Ключ к теософии. М., 1993, С.59. 1 Ясно, что если человек голоден, то его не заставишь читать В.С. Соловьева или слушать Моцарта. 1 Булгаков С.Н. Соч. В 2-х т., т.2.М., 1993.С.126-127. 1 Сорокин П.А.Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992,С.204. 2 Там же, С.205. 3 Богатейший статистический материал такого рода приведен в работе Гундарова И.А. “Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы преодоления”. М., 2001. 1 Что, смеем надеяться, нам до известной степени удалось. 1 Именно это имели ввиду философы античности, говоря о том, что «многознание уму не научает» 2 Типа той рациональной аргументации, которую, приводит в доказательство прагматической пользы альтруистической любви Питирим Сорокин. (См. Источник, уже указанный в рамках предыдущей Лекции, а также другую его работу: Сорокин П.А. “Главные тенденции нашего времени”. М., 1993). 1 Особенно в ранней феноменологической традиции с ее ярым гуссерлевским антипсихологизмом. 1 Такой образ Учителя с большой буквы дан в романе Г.Гессе “Игра в бисер” . Это - мастер музыки, учитель главного героя романа Йозефа Кнехта. 1 Как нагорная проповедь Христа или первая проповедь Будды в Бенаресе после дьявольских искушений первого в пустыне, а второго под деревом боддхи. 2 типа толстовской “Исповеди”. 3 Как великий этический труд Исаака Сирина “Слова подвижнические”. 1 Классический аксиологический роман ХХ века, где есть этот дух ценностного “перешагивания пределов” ради “служения миру” - все та же “Игра в бисер” Германа Гессе. 2 Как в тех же романах Пруста или Джойса. Тип интеллигента ХХ века, задавленного бесплодной субъективистской рефлексией, блестяще вывел тот же Гессе в образе Тигуляриуса. 3 “Доминанты другого”, как говорил выдающийся отечественный физиолог А.А. Ухтомский. 1 о чем многие из них оставили прямые письменные свидетельства - даже весьма прохладно и скептически относившийся к феномену религиозной святости Н.А.Бердяев. Он с глубоким уважением пишет об одном из последних оптинских старцев о. Алексее Мечеве. См. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990, С.191. 1 С сохранением всех черт объективности, о которых речь шла выше. Как ни странно, но, примеру, Н.О. Лосский не различает ценностей объективных и абсолютных. (Лосский Н.О. Указ. Соч., С.288). 1 В качестве примера можно сослаться на деятельность первого коменданта Берлина генерала Берзарина, самоотверженная организаторская работа которого буквально спасла от голодной смерти и болезней тысячи берлинцев, в том числе и тех, кто сражался против советских войск. 1 См . раздел “Что такое модус обладания” из книги Э.Фромма “Иметь или быть”.М., 1990 2 См. Фрагмент ”Бег наперегонки с самим собой” из его книги “Восемь смертных грехов цивилизованного человечества”\\Лоренц К. Указ соч., С.16-19. 3 буквально “носимому” ветрами исторического времени в социальном или экзистенциальном пространстве. 1 Подобными фактами переполнена современная периодическая печать. 2 Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992, С.350-351. Буквально ту же мысль о полном согласии духовной варваризации с прогрессирующим техническим развитием чуть позднее разовьет Э. Кассирер в своей последней работе “Миф государства”. 1 В этой связи бессмысленно задаваться вопросом: чья жизнь и творчество в большей мере явили всеобщие ценности - жизнь А. Швейцера или П.А. Флоренского? Обе жизни - прекрасны, но каждая по своему. 1 Прекрасный анализ основных форм национализма, не устаревший по сию пору читатель найдет в статье виднейшего теоретика евразийства Н.С, Трубецкого “Об истинном и ложном национализме” // Трубецкой Н.С. Наследие Чингис хана. М., 1999. 1 Что сегодня весьма свойственно современной американской культуре и воинствующему панисламизму. 2 Так, античная демократия и европейский рынок 19 века разительно отличаются от современного рынка и современных форм демократии. 3 Приведем лишь три примера, эмпирически обосновывающих этот тезис. 1) Тип хозяйства в России, особенно сельского, в принципе не может носить чисто капиталистического рыночного характера по причинам исключительной суровости климатических условий. Особенно это справедливо по отношению к Сибири. Здесь главная задача хозяйственной деятельности не столько произвести товар для продажи на рынке ради денег, сколько воспроизвести жизненный и культурный уклад в экстремальных условиях существования. А если уж входить в структуры мирового рынка, то с учетом гигантских и совершенно объективных издержек любого производства (морозы, огромные континентальные расстояния и т.д.). Иными словами: здесь есть факторы, существенно корректирующие и релятивизирующие ценность рынка. 2) О какой социальной конкуренции можно всерьез говорить в условиях редкого населения Сибири да еще в таких климатических условиях? Здесь каждая пара рук на счету. И ясно, что здесь абсолютной социальной ценностью будет социальная взаимовыручка. Это в условиях Европы при гигантской плотности населения на ограниченном участке Земли принцип социальной конкуренции позитивен. Так отбираются ответственные и законопослушные работники, обеспечивающие качественное производство и социальную стабильность. Маргиналии же и пассионарии исторически “сбрасывались” в колонии. 3) Для европейских стран, чья площадь редко превосходит площадь одной области в России, совершенно нормально голосовать за отдельного депутата, который потом будет представлять эту территорию в федеральном органе. Он - близко, его легко контролировать и оказывать на него постоянное воздействие. У нас же голосовать на местах за отдельного, да еще не проверенного в реальном деле человека, - значит обрекать себя на бесконтрольность центральной власти и полную оторванность ее от интересов народа. Для многих карьеристов и прохиндеев в таких условиях сверхзадача - любой ценой избраться в центральный законодательный орган и по возможности закрепиться в Москве, а выражать волю своего электората - это уж дело чуть ли не вторичное. И поди здесь попробуй окажи на них вразумляющее воздействие с мест: они ведь порой - за тысячи километров от своего электората. В России при ее гигантских пространствах и вполне определенных общинно-вечевых исторических традициях парламентаризм западного типа представляет собой весьма сомнительную социально-политическую ценность, что и подтверждается весьма низким функциональным, интеллектуальным, и моральным уровнями ее реального парламентаризма. В этих условиях гораздо целесообразнее отбирать для представительства в федеральных органах людей, уже проверенных на местах в реальном деле. Делегировать же их в Москву следует лишь на время сессий для принятия важнейших государственных решений (благо наличие электронной почты и Интернета позволяет весьма эффективно наладить циркуляцию правовых бумаг) с последующим отчетом о деятельности перед местными (областными, краевыми) законодательными собраниями. Так было не только в СССР, но и в период деятельности Земских соборов. 1 Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.,т.2, С.456. 2 Аксаков К.С. Еще несколько слов о русском воззрении\\. “Россия и Запад в отечественной публицисттике Х!Х века”. Хрестоматия в 2-х т.,т.1 (составитель Смолкина Н.С.).М., 1995, С.225. 3 Там же. С. 228. |