иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
Скачать 4.28 Mb.
|
нести, но само по себе является вторичным и несущественным с точки зрения переносимого содержания. 1 Соловьев В.С. Сочинение в 2-х т.Т.1. М., 1988,С.272. 2 Соловьев В.С. Сочинение в 2-х т.Т.1. М., 1988, С.274. 3 При этом следует помнить, что данное пространство идеальных целей имеет свою материальную несущую основу в виде софийной первоматерии, о чем речь у нас шла в предыдущей лекции, когда мы анализировали софиологическую парадигму в онтологии. 4 Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995, С.326. 1 Более подробно о детерминизме речь пойдет в рамках следующей лекции. 1 См. параграф о моделях единства мира. 1 См.: напр. современные модели “темной материи”, которых мы уже упоминали. Они позволяют говорить о Вселенной как универсально связанной системе: Родионов Б.У. Материя Всеединства// Дельфис, 2001, №3; а также работы Л.В. Лескова: Лесков Л.В. На пути к новой картине мира//Сознание и физическая реальность, 1996, №1-2. 2 См.: Указанную в рамках прошлой лекции работу Р. Шелдрейка. 3 Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). М., 1989. 4 См.: Урманцев Ю.А. “Девять плюс один этюд о системной философии. М., 2001; Винограй Э.Э. Основы общей теории систем. Новосибирск, 1993. 1 “Круглый стол” журналов “Вопросы философии” и “Науковедение”, посвященный обсуждению книги В.С. Степина “Теоретическое знание”// Вопросы философии, 2001, №1 1 В частности, существуют исследования, демонстрирующие почти полное совпадение логики первого тома “Капитала” Маркса, по крайней мере разделов о диалектике товара и денежной формы стоимости, с соответствующей логикой развертывания гегелевской “Феноменологии духа”. 1 Вообще следует отметить, что в настоящее время наблюдается определенный Ренессанс по отношению к гегелевской философии. Это отмечают и современные западные философы, о чем, в частности, говорил нам при личной встрече в январе 1998 года Г.-Г. Гадамер. Он отмечал, что с одной стороны, возвращение к Гегелю – результат своеобразного преодоления этапа “увлечения” постпозитивизмом К. Поппера в Германии. А с другой, – отражение критического отношения к той волне деконструктивизма и постмодернизма, которая прокатилась по Западу и России, и которая, несмотря на всю ее популярность, во многих случаях оказывается содержательно гораздо беднее концепции Гегеля в том числе и по общим вопросам, касающимся проблемы текста, его интерпретации и восприятия. 2 Подобная работа уже в значительной мере проведена историко-философской мыслью, в том числе и отечественной. Укажем только на работу: Философия Гегеля и современность. М., 1973. Она интересна своми сопоставлением гегелевской и марксистской диалектики. Среди наиболее глубоких теоретических исследователей философии Гегеля назовем работы В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Э.В. Ильенкова, М.Ф. Овсянникова, И.С. Нарского, М.К. Мамардашвили. Из дореволюционных авторов бесспорно центральным трудом, посвященным философии Гегеля, следует признать монографию И.А. Ильина “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека”. Спб, 1994. 3 Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютных дух в философии Гегеля. М., 1993. С.118. 1 Там же. С. 119. 2 Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С. 103-104 3 Более подробно мы поговорим об этом гегелевском ходе мысли ниже, в рамках лекции, посвященной проблемам идеальности нашего сознания. 1 Укажем на блестящий и взвешенный диалектический подход этого евразийского автора к пониманию цивилизационного своеобразия России в работе: “Духовные предпосылки Евразийской культуры”//Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998. 1 Весьма ценными с высоты прошедших лет видятся дискуссионные публикации в серии “Над чем работают и о чем спорят философы”, посвященные законам диалектики: Диалектическое противоречие. М., 1979; Диалектика отрицания отрицания. М., 1983. 1 Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа//Соч. Т. IV. М. 1959. С. 2 1 Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С.139. 2 Наподобие того, что одной субстанции для построения целостной онтологии - мало, а трех - уже много. Однако в этом случае мы имеем дело с динамической закономерностью. 1 Этот термин более точен, чем абстрактное понятие “направленности развития”. Ясно, что развитие направлено и чаще всего прогрессивно, но закон отрицания отицания вскрывает как раз общую конфигурацию и ритм любого развития. 1 Чем выше уровень ее организации - тем более явственен этот процесс 1 Цит. по: Джуа М. История химии. М., 1978, С.212. 2 См., например: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 463-473. 1 Если только в Космосе, как говорил В.И. Вернадский, можно найти чистое косное вещество без всяких сопутствующих признаков жизни. 1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 473. 2 Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С. 228 1 См. исключительно глубокое онтологическое развитие этого сюжета в работах П.А. Флоренского, восходящих к работам его учителя, профессора математики Московского государственного университета - Н.В. Бугаева, отца Андрея Белого. Укажем только на две работы отца Павла, имеющих отношение к этой исключительно значимой и универсальной онтологической теме: Флоренский П.А. Symbolarium (Словарь символов)// Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996; Исследования по теории искусства // Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. 1 Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С.258. 2 Там же. С.260. 3 Там же. С.261. 1 скажем, период полураспада атомов какого-либо радиоактивного элемента. 1 См. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Он же “Первобытное мышление”. М., 1999. Демонстрации того факта, что эта архаическая стихийно-диалектическая логика мышления сохраняется и в рамках ранней греческой философии можно найти в работах: Богомолов А.С. Диалектический логос: становление античной диалектики. М., 1982; а также Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний//Труды по знаковым системам, вып.6. Тарту, 1973. 1 В рамках советской философии идею опосредствования противоположностей развивал З.М. Оруджев. См. Кумпф Ф, Оруджев З. Диалектическая логика. М., 1979. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. С.527-528. 1 Ибо любое развитие всегда связано с преобразованием прежнего качества, а, значит, и с принципиальной неустойчивостью любых систем. 1 Кстати, никак не претендующая на полноту. 1 Флоренский П.А. , Священник. Сочинения. В 4 т. Т.3(2). М., 1999, С.151. 2 Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, С.188. 1 См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М. 1987. С. 276 2 См. Лосский Н.О. Свобода воли//Лосский Н.О. Избранное. М., 1991. 1 См. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии. №6.1991; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение//Вопросы философии. №12.1992. 1 Оппоненты говорили, что “Демокрит считает причиной распорядка во (всем) сущем случай”. - Цит. по : Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, С.189. 1 См. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. М., 1962. 1 Огромную роль в становлении нелинейной логики современного научного мышления сыграло формирование аппарата нелинейной математики, позволяющей анализировать и просчитывать различные варианты развития (“ветвления”) событий, исходя из характера переплетающихся факторов, действующих в настоящий момент времени. Многие теоретические обобщения синергетики являются прямым следствием математических нелинейных моделей 1 Флоренский П.А. У водоразделов мысли, Т.2. М., 1990, С.29-30. 2 Все категории, о которых речь пойдет ниже, получили обстоятельную разработку в советской марксистской философии. Некоторым из них, типа “необходимости” и “вероятности”, посвящены десятки монографий. Этот материал изложен и в учебниках, в том числе в уже не раз упоминавшихся совместных учебниках А.В. Панина и П.В. Алексеева. 3 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 406. 4 Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М. 1987. С. 281 1 Кассирер Э. Познание и действительность (Понятие о субстанции понятие о функции). СПб., 1912, С.34. 2 Показательно, что зрелый Кассирер уже после создания своей знаменитой “Философии символических форм” и прямой полемики с М. Хайдеггером 1929 года в г. Давосе ( раннее творчество последнего в духе “Бытия и времени” Кассирер расценил как знак иррационалистического и индетерминистического кризиса европейской философии) прямо говорит о своем все возрастающем влечении к Гегелю. См. Cassirer E. Symbol, Myth,and Culture. Essays and Lectures of Ernst Cassirer 1935-1946. New Haven, 1979, P. 235. В настоящее время наблюдается возрождение интереса к творчеству этого выдающегося мыслителя ХХ века. Теоретическому вклад Э. Кассирера в философию посвящена статья одного из авторов данных лекций: Иванов А.В. Философская судьба Э. Кассирера//Вестник МГУ. Серия 7. Философия. №2. 1990. 1 Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С. 318 1 Кассирер Э. Техника современных политических мифов//Вестник МГУ, серия 7. Философия, 1990, №2. 1 Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, С.362. 1 Типа министерства по атомной энергетике, додумавшегося ввозить в Россию за деньги чужое отработанное ядерное топливо. 1 Гегель. Сочинения, т.YII. М.-Л., !934, с. 339. 2 Там же, с. 337. 1 Об эконом-географических особенностях евразийского хозяйства, совершенно проигнорированных при проведении в нашей стране рыночных «реформ» см. в прекрасной книге: Паршев А.П. Почему Россия не Америка? М., 2000. 1 На чем в основном вербуются все агенты спецслужб? – На любви к деньгам, к женщинам и к славе. Предателей по убеждениям - мало; предателей по причинам порочной души, увы, предостаточно. 1 Платон.Соч., т.3,ч.1. М., 1971, с. 364. 2 Блестящая критика ориентации на обладание, а не на свободное человеческое бытие дана в книге Э. Фромма «Иметь или быть». М., 1990. 1 См.: Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. С. 5-23 2 Топоров В.В. Пространство// Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. С. 340. 3 См.: Гачев Г. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону. 1992. 1 Что характерно для многих культур, и сохраняется в снятом виде также и в убранстве сегодняшнего новогоднего стола. 2 См.: Топоров В.В. Пространство// Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. С. 341. 3 Там же. 4 Типа вещего камня на пересечении дорог. Этот мотив явственно присутствует, например, в русских былинах. Достаточно вспомнить о трех поездках богатыря Ильи Муромца. 5 Топоров В.В. Пространство. С. 341. 1 Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. С. 24-25. 2 См.: Мелетинский Е.М. Время мифическое// Мифы народов мира. Т. 1. М., 1994. С.252-253. 1 Этот мотив наиболее отчетливо звучит в знаменитом ведийском “Гимне о сотворении мира”: “Не было ни смерти, ни бессмертия тогда, Не было ни признака дня (или) ночи, Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него”. - Цит. По: Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, С.45. 2 Мелетинский Е.М. Время мифическое// Мифы народов мира. Т. 1. М., 1994, С. 253. 3 Топоров В.В. Модель мира// Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. C.162 1 Там же. 1 Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992, С.167. 2 См. более подробно об этом: Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. С. 140 - 141; а также Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М. 1977 1 См. глубокий анализ исторических взаимоотношений “точечной”, основанной на понятии числа, и “интервальной”, основанной на понятии бесконечно делимого “пространства”, концепций в уже упоминавшейся работе П.А. Флоренского: Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т.Т.2. М., 1996, с.574-590. 1 Спектр основных научных и философских подходов к пространству и времени в связи с различными трактовками материи в 17-18 веках обстоятельно проанализирован в монографии П.П. Гайденко “Эволюция понятия науки (XYII - XYIII вв.)”. М., 1987. 1 Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.3. М.,1981, С.150. 2 Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.3. М.,1981, С.157. 3 Там же. С133. 4 Там же. 1 Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М. 1977. С. 52. 2 Там же. 1 Там же. С. 106 1 Там же. С.115 1 См. Подробнее об основаниях современных фундаментальных физических теорий в интересной монографии: Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996 2 См. Работу указанного автора (Владимиров Ю.С.), который разрабатывает как раз теорию физических структур. 1 Маслов Ю.С. Время// Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 89. 2 И не только время, а вообще мир. На эту проблему связи языка и конкретной культуры обратил внимание А.Ф. Лосев, когда анализировал особенности латинского языка. Так, латинский язык в силу большого количества согласных звуков приобретает более жесткий и менее гибкий характер по отношению к греческому, что свидетельствует “о какой-то воле и активности языкового сознания” (Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. М., 1979. С. 29.). Это придает речи римлянина приподнятый и воинственный тон, наполняет ее синтаксис методами подчинения и рассудочности. Поэтому уже в самом языке, в его семантическом и даже фонетическом строе можно почувствовать принадлежность говорящего к вполне определенной культуре даже на уровне принятых культурных стереотипов восприятия. “Если “беседу” немец понимает как умственную пищу (Unterhaltung), француз только как постоянное движение, забаву и развлечение (conversation), живой грек как “спешную сходку” (homilia), то положительный римлянин находит в ней “связь” (sermo от serere “связывать”) ”. Там же. С. 32. 1 Гачев Г. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону. 1992. С. 21 2 Там же. С.22. 3 Там же. С. 23. 1 Там же. С. 24. 2 Кстати, по древнекитайским представлениям и знаменитый 60-летний циклический календарь людям дарит легендарный император Хуан-ди - Желтый Предок. 1 «Так, в египетском искусстве и особенно в искусстве каменного века явно господствующей была длина, горизонталь, причем Египет стал вводить, но весьма подчиненно, высоту. Греческое искусство характеризуется полным равновесием длины и высоты, т.е. горизонтали и вертикали, причем намечается, но подчиненно, глубина. Искусство христианское выдвинуло вертикаль и дало ей значительное преобладание над прочими координатами; Средневековье усиливает эту стилистическую особенность христианского искусства и дает вертикали полное преобладание, причем этот процесс наблюдается в западной средневековой архитектуре и в восточной средневековой фреске. Возрожденческое искусство, сделав попытку вернуться к эллинской уравновешенности вертикали и горизонтали, не удерживается тут и делает постепенно господствующей – глубину, которая разрастается в безмерность и дурную бесконечность, постепенно забивая все прочие координаты, первоначально же среди них имеется, как пережиток готики, некоторое преобладание вертикали над горизонталью. Итак, каждая координата имеет в том или другом искусстве ту или другую выраженность и проявляет собой то или другое духовное стремление эпохи. Уже это одно обстоятельство должно наводить на мысль о различных способах воспринимать, понимать и изображать время, в зависимости от духовного характера эпохи». (Флоренский П.А. История и философия искусства. М. 2000. С. 191.) 2 Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 77. 1 Там же. С. 81-82. 2 Это субъективно-психологическое переживание времени не следует полностью отождествлять с духовно-экзистенциальным временем, о чем речь пойдет в заключительной части данной лекции. 3 Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. С. 147. 1 Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987. С. 19. 1 На каждого жителя Рима приходилось от 600 до 900 литров воды, тогда как в начале XX века в Петербурге это было 200 литров, а в Нью-Йорке 520. См.: Кнабе Г. С. Историческое время Рима// Г. С. Кнабе. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М. 1993. С. 285. 2 Там же. С. 287. 1 Цит. по: Кнабе Г. С. Историческое время Рима// Г. С. Кнабе. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М. 1993. С. 295. 2 Там же. С. 296. 3 Именно философии дано подвергать рациональной рефлексии эти бессознательно функционирующие представления о пространстве и времени, в силу чего она и способна выполнять функции высшей формы самосознания данной национально-культурной традиции. См. подробнее: Иванов А.В. Уровни русского самосознания// Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования, 1993, N6. 1 Кнабе Г. С. Историческое пространство Древнего Рима// Г. С. Кнабе. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М. 1993. С. 254. 2 Там же. С.265. 1 См. Федотов Г.П. Три столицы// Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры) в 2-х тт,, т.1. СПб., 1991. 2 Юрта - это не просто жилище, но и целая пространственно-временная модель мироздания, четко фиксирующая низ и верх, центр и периферию в структуре мирового целого и в человеческом бытии. Дымоход ассоциируется с Божественным Небом. Через него проникают во внутреннее пространство юрты души новорожденных, и через дымоход отлетают на небе души усопших. Через дымоход пламя возносит на небо человеческие молитвы, и через него до мудрых доходят вести с высших небес. Вход монгольской юрты всегда ориентирован на юг, а алтарная часть с реликвиями - на север. Очаг - священная центральная часть юрты, где горит огонь и готовят пищу. Левая сторона от входа - мужская; правая - женская. “В мужской половине юрты, - пишет известный монголовед Н.Л. Жуковская, - хранится скотоводческий и охотничий инвентарь (седло, ружье, кнут, приспособления для таврения скота, бурдюк с кумысом и т.д.), который имеет отношение к специфике мужского труда у кочевников. На женской половине - хозяйственная утварь (чашки, чайники, пиалы, ведра), шкафы, запасы продуктов, женское рукоделие, ящик с аргалом для очага и т.д.”. - Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М., 2002, С. 17. Приехавшие гости всегда располагаются во внутреннем пространстве юрты в соответствии со своим половым и социальным статусом. Чем выше ранг гостя - тем ближе сидит он к ее северной части с правой или с левой стороны. Категорически запрещается наступать на порог юрты. Тем самым и здесь подчеркивается особый статус границы, отделяющий внутреннее сакральное пространство от внешнего мира. 3 Кстати, современные исследования по культурному ландшафту, разворачивающиеся на стыке искусствоведения, культурологии, географии и философии, дают чрезвычайно важный материал по способам организации пространства и переживания времени в культуре различных этносов, в частности, кочевых и земледельческих народов. Из большого числа публикаций на эту тему выделим две фундаментальных монографии: Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М., 1997; Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. Барнаул, 2003. 1 Левич А.П. Мотивы и задачи изучения времени// Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Часть 1. Междисциплинарное исследование: Сб. научных трудов. Под ред. Б.В. Гнеденко. М., 1996. С. 9-10. 2 Там же. С. 11. Тезис, правда, совсем не новый для профессионального философа, ибо здесь отчетливо слышатся бергсоновские мотивы истолкования времени как длительности и его критика физикалистских интерпретаций сущности времени. 1 Там же. 2 Михайловский Г.Е. Биологическое время и его организация// Там же. С. 112-113. 1 Там же. С. 113-114. 2 Там же. С. 119. 3 Цит. по: Мауринь А.М. Концепция органического времени Г. Бакмана и опыт ее применения// Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Часть 1. Междисциплинарное исследование: Сб. научных трудов. Под ред. Б.В. Гнеденко. М., 1996. С. 83-95. 1 Там же. С. 84. 2 Цит. по: там же.С.94. 3 Шаров А.А. Анализ типологической концепции времени С.В. Майена // Там же. С. 96. 1 Там же. С. 97-98 2 Там же. С.105. 1 Там же. С. 12. 2 Арманд А.Д. Время в географических науках// Там же. С. 202. 1 Там же. С. 211. 2 См.: Сарычев В.М. Время как характеристика действительности// Там же. С. 289. 3 Как здесь опять не вспомнить гениальную 4 книгу “Физики” Аристотеля с его пониманием времени как числа движения. 1 Там же. С. 290. 1 Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987. С.245-246 1 Daisaku Ikeda. Life: An Enigma, a Precious Jewel. Tokyo, N.Y., S.-Fr.,1982, P.74. 2 Франк С.Л. Смысл жизни. - Вопросы философии, 1990, №6, С. 130. 1 Так, кстати, называется один из томов истории философии Э. Кассирера. 1 Обыкновенно это происходит в том случае, если их творец больше ничего особенного идейно не породил и лично ничем не отметился в памяти современников. Так, мы знаем, что категорию “соборность” ввел в русский богословско-философский оборот А.С. Хомяков, но ведь он-то был ярчайшей фигурой русской культуры первой половины 19 века. 2 См. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995 (Раздел “Идеальное бытие”). 1 Крайней формой здесь является уход с исторической арены всех живых носителей данных идей и ценностей. 1 Цит. По: «Древняя Русь: пересечение традиций». М., 1997, с.355. 2 См.: Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995. 1 «Тот, кто говорит о вещах, каковы они есть, - говорит истину. Тот, кто говорит иначе – лжет». - Платон. Соч. в 4-х т.т., т.1.М., 1968, с. 417. 2 «Невозможно, чтобы противоречащее одно другому было вместе истинным в отношении одного и того же». - Аристотель. Соч. в 4-х т.т., т.1. М., 1976, с.141 (1011b). 3 Впоследствии через Филона Александрийского именно эти два значения будут восприняты христианской мыслью и отождествлены со второй ипостасью Троицы – с Христом-Логосом. 1 Недаром у индусов ритуальное созерцание «dhi» всегда предшествует сакральной речи «vach», и именно дар мистического созерцания божественной реальности, стоящей за сакральным словом отличает подлинного брахмана от всех остальных смертных. – См. Молодцова Е.Н. Естественнонаучные представления эпохи Вед и упанишад// Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. 2 См. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. 3 См. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991 4 См. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. 5 См. напр. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. 6 См. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма// Священник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т.т., т.3,ч.2.М., 1999. 7 См. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. 8 См. в этой связи работы: Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. 9 Отсылаем читателя к классической работе: Барт Р. Мифологии М., 1996. 1 Цит. по кн.: Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии ХХ века. М., 1978, с. 99. 1 Это выступает основанием для выделения философской антропологии в качестве особого раздела философии. На наш взгляд это весьма сомнительно. Дело в том, что устранить антропологическую составляющую невозможно ни из одного раздела философии (даже из логики), а потому конституирование особого раздела философских знаний с таким названием носит достаточно искусственный характер. В рамках онтологии мы постарались показать, что систематически продуманная онтология не может не включать в себя антропологической компоненты. 1 При этом онтология может признавать все виды бытия равноправными, занимая позицию плюрализма; может и вовсе вести речь о небытии, как в философии буддизма. Суть дела от этого нисколько не меняется – онтолог всегда говорит о закономерностях бытии (или небытия) как такового. Даже если отрицается всеобщая структурность и закономерность в бытии и, соответственно, сама возможность построения единой онтологии – это все равно установление некоторой (пусть и чисто негативной!) закономерности бытия как такового. Иными словами, избавиться от онтологии невозможно. Само ее отрицание утверждает ее же. В принципе это справедливо и по отношению ко всей метафизике. Отрицание метафизики есть уже метафизическая позиция. 1 См. напр. книгу «Теория метафоры» М., 1990. 2 Приведенной в доказательство невозможности разобраться в сущности явлений сознания, исходя из структуры мозга. - Лейбниц Г.В.Ф. Соч. в 4-х т.т., т.1. М., 1982, с. 415. 3 Кондильяк, будучи сенсуалистом - сторонником происхождения всех видов знания из органов чувств, с помощью образа статуи ставит мысленный эксперимент: как образуются все виды знания, включая самые сложные его разновидности, из первичных форм чувственного опыта? Кондильяк Э. Соч. в 3-х т.т., т.2. М., 1982 4 Мы отсылаем заинтересованного читателя к двум монографиям, где он может найти необходимый материал по этой теме: Славин Наглядный образ в структуре познания. М., 1971; Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М., 1989. 5 Понятие «рационального познания» мы здесь используем в самом широком смысле. |