Главная страница
Навигация по странице:

  • Этап первый: увидьте себя на расстоянии.

  • Этап второй: увидьте, как вас критикуют.

  • Этап третий: увидьте себя, представляющим значение критики.

  • Этап четвертый: решите, что вы думаете.

  • Этап пятый: примите решение о реакции.

  • Этап шестой: повторите то, чему вы научились, с тем, чтобы в следующий раз вы смогли поступить уже иначе.

  • Наверх

  • Сердце разума. Оглавление Как преодолеть страх перед аудиторией


    Скачать 405.36 Kb.
    НазваниеОглавление Как преодолеть страх перед аудиторией
    Дата13.09.2020
    Размер405.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСердце разума.docx
    ТипДокументы
    #137728
    страница6 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    Наверх

    Основные принципы реагирования на критику

    Научиться данному процессу довольно легко, но, прежде чем приступить к делу, убедитесь, что в течение получаса вам никто не помешает. Мы советуем вам найти удобное, спокойное место, это поможет быстрее овладеть данным методом.

    Самое главное - удерживать дистанцию между вами и критикой. Вы можете сделать это очень просто, если будете держать критические замечания на достаточном расстоянии от себя, например, за барьером из плексигласа. Таким образом, вы сможете объективно наблюдать за ними, как если бы вы смотрели фильм. Благодаря этому вы не почувствуете себя автоматически плохо и сможете объективно оценить значение критики до того, как на нее отреагируете.

    В этом процессе очень важно сохранить ощущение гибкости. Прежде чем начать, представьте то время, когда вы были особенно одаренным, когда вас любили и вы знали об этом, когда вы чувствовали себя спокойно. То есть вам нужно подумать о чем-то, что послужило бы вам мощным источником. Вернитесь в это состояние и проживите в нем несколько мгновений. Вновь почувствуйте приятные ощущения и сохраните их в течение всего процесса... Если в какой-либо момент вы почувствуете себя плохо, просто остановитесь, что бы вы ни делали, и вернитесь к базовому ощущению. Прежде чем отправиться дальше, вы должны вновь обрести это позитивное чувство.

    Этап первый: увидьте себя на расстоянии.

    Где-то перед собой вы видите своего двойника. Не обязательно увидеть себя на самом деле, вы можете сделать вид, что "видите", или почувствовать, "как будто" видите его перед собой. Тому, кто находится в данный момент перед вами, предстоит научиться по-новому реагировать на критику. Поскольку вы отныне представлены своим двойником, то все чувства, вызванные критикой, тоже будут не у вас, а у того, кто стоит перед вами. Если хотите, то можете представить, что между вами, уютно расположившимся в кресле, и вашим двойником, стоящим напротив, находится щит из плексигласа. Вы слышите и видите все, что происходит за щитом, но вы уверены, что вы при этим находитесь в полной безопасности.

    По мере того как вы будете двигаться дальше, вы будете испытывать удовольствие от того, что вы постигаете то, что может пригодиться вам в будущем.

    В течение всего процесса вы можете продолжать наблюдение за своим двойником, стоящим перед вами. Убедитесь, что на каждом этапе ваш аналог чувствует себя уютно и одухотворенно.

    Этап второй: увидьте, как вас критикуют.

    Вы видите, как тот, кто стоит перед вами, подвергается критике. Обратите внимание на то, что он видит себя подвергающимся критике. Это может показаться вам странным, так как большинство людей обычно так не поступают. Вы наблюдаете за тем, кто стоит перед вами, а он, в свою очередь, видит, как его критикуют. Представьте, что вы видите все те образы, которые возникают в его мозгу. Если с первого раза у вас это не получится - не отчаивайтесь. Обычно то, что делается легко, приносит нам меньше всего пользы. Если вы делаете это впервые, то знайте, что вы приобретаете тем самым мощную альтернативу.

    Убедитесь, что стоящий перед вами двойник продолжает оставаться одухотворенным, видя себя критикуемым. Если он не сразу почувствует себя достаточно гибко, сделайте так, чтобы его образ в момент, когда его критикуют, начинал уменьшаться и удаляться до тех пор, пока ваш двойник не почувствует себя одухотворенным.

    Вы увидите себя наблюдающим за тем, как вас критикуют. И вновь, если вы не уверены в том, что сможете все это увидеть, просто сделайте вид, что это происходит.

    Когда мы попросили Ренди проделать это, он увидел "Ренди", стоящего перед ним, и этот Ренди наблюдал за тем, как его жена критикует другого Ренди, который так же, в свою очередь, находится перед ним.

    Этап третий: увидьте себя, представляющим значение критики.

    Теперь понаблюдайте за тем, как ваш двойник, стоящий перед вами, воплощает в образах значение критики. Например, жена Ренди иногда критиковала его за то, что он был слишком снисходителен к шалостям детей. И вот Ренди видит, как его аналог прокручивает перед собой фильм, отражающий то, о чем говорит жена. Он видит себя призывающим детей к порядку.

    Постарайтесь сделать изображение достаточно маленьким и достаточно удаленным, с тем, чтобы вы спокойно могли наблюдать за ним с чувством одухотворенности и не без любопытства. Обратите внимание на то, удается ли вам воссоздать полную картину того, что подразумевает ваш оппонент, или картина выглядит неполной и туманной. Если ваш оппонент говорит, что вы грубы и высокомерны, вы не можете точно знать, что он понимает под этим. Вы не можете создать достаточно полный образ того, что это означает, пока не зададите определенные вопросы. Каждый раз начинайте со слов признательности своему оппоненту: "Я очень этим огорчен", "Я рад, что вы завели этот разговор". И только после этого вы можете задать вопрос: "Что именно в моих действиях показалось вам грубым?"

    Увидьте, как ваш двойник задает своему оппоненту вопросы до тех пор, пока ему не станет ясно, что подразумевает его оппонент. Убедитесь, что на данном этапе ваш двойник чувствует себя спокойно и одухотворенно.

    Будьте внимательны, постарайтесь понять, что подразумевает ваш оппонент, не складывайте картину из ваших собственных мыслей. Например, Ренди мог бы без труда создать картину того, что на его взгляд соответствует понятию "быть снисходительным", но его задача - понять, что подразумевает под этими словами его жена. Поскольку ранее от критики Ренди сразу же становилось плохо, он уже был в состоянии задавать какие-либо вопросы. Когда же Ренди увидел перед собой своего двойника, рассматривающего неясную картину, на которой он был "слишком снисходительным", он понял, что ему следует обратиться к жене за разъяснением значения ее слов, и мысленно прорепетировал то, как это будет выглядеть: "Я хочу быть уверенным в том, что я знаю, какие именно мои действия ты находишь слишком снисходительными. Может быть, я что-то сделал или сказал?" Затем он представил, что жена могла бы сказать ему в ответ.

    Когда Ренди мысленно репетирует данный процесс, совсем не важно, догадается ли он о том, что бы сказала в данном случае его жена. Как только он овладеет данным процессом, он на самом деле задаст жене вопрос, а она на самом деле на него ответит.

    Этап четвертый: решите, что вы думаете.

    Теперь, когда вы обладаете всей информацией и чувствуете себя одухотворенным, самое время решить, с чем в критике вы согласны, а на что у вас существует собственное мнение. Проще всего это сделать, сравнив только что созданную картину критики с воспоминанием о критикуемом событии. И снова вы можете наблюдать со стороны за тем, как это сделает ваш двойник.

    А теперь увидьте, как ваш двойник проверяет, соответствуют ли друг другу эти две картины. Это поможет ему решить, согласен ли он с критикой или полностью ее отвергает. Обычно человек соглашается, по крайней мере, с частью критики. Если ваше воспоминание о случившемся значительно отличается от того, что подвергается критике, пора задавать дополнительные вопросы. Увидьте, как ваш двойник обращается к оппоненту с новыми вопросами.

    Например, оппонент мог пожаловаться: "Тебя не интересует мое мнение". Задав вопрос, вы поймете, что человек сделал такой вывод потому, что в тот момент, когда он с вами беседовал, вы смотрели в сторону. Вы можете согласиться, что смотрели в сторону, но не потому, что вам было неинтересно, а потому, что это позволило вам внимательно обдумать то, о чем шла речь. Итак, ваш взгляд в сторону - это признак заинтересованности, а не равнодушия.

    Этап пятый: примите решение о реакции.

    До этого момента вы, оставаясь все время одухотворенным, лишь признавали слова вашего оппонента и собирали необходимую информацию. Теперь у вас достаточно информации, чтобы решить, как поступить. Вы знаете, с чем вы согласны, а с чем - нет. Реакция, которую выбирает ваш двойник, полностью зависит от ваших личных целей, ваших ценностей, ваших взаимоотношений с оппонентом и т.д. Вы можете заметить, насколько легче выбрать реакцию, когда вы одухотворены, нежели когда вы чувствуете себя атакованным. Мы предлагаем на ваше усмотрение несколько возможных реакций:

    а) Для начала дайте понять вашему оппоненту, с чем вы согласны. "Я рад, что ты обратила на это мое внимание. Я не знал, что то, что я делаю, имеет такое воздействие. В следующий раз я постараюсь поступить иначе".

    б) Ваша реакция может включать извинение: "Я прошу прощения. Несомненно, мой поступок был бестактен и недальновиден". Искреннее извинение поможет вам восстановить взаимоотношения, особенно, если вы в действительности планируете в дальнейшем поступить иначе.

    в) После того как вы согласились с вашим оппонентом или извинились перед ним, возможно вам захочется добавить что-либо, что помогло бы вашему оппоненту понять, что вы придерживаетесь другого мнения. "Я благодарен тебе за то, что ты мне прямо сказала, что тебя волнует. Я знаю, что я часто смотрю в сторону, когда со мной разговаривают. Но это помогает мне лучше сосредоточиться. Чаще всего это случается тогда, когда ты сообщаешь мне что-то важное, и мне нужно некоторое время, чтобы понять сказанное".

    "Я согласен, я был слишком снисходителен к детям. Но я не знал о том, какое воздействие это может на них иметь. Ведь я бываю дома в основном только вечером, а ты проводишь с ними весь день. И мне кажется, что вся забота о детях лежит на тебе. Я думаю, что нам стоит решить, кто отвечает за детей каждый вечер. Если мы решим, что ответственность лежит на мне, я буду знать, что в мои функции будет входить наведение дисциплины в случае необходимости".

    г) Спросите оппонента, что бы он предпочел: "Что мне сделать, чтобы исправить ситуацию?" Это вовсе не означает, что вам непременно нужно сделать это, подобный вопрос просто поможет получить ценную

    информацию. Иногда оппонент просит о чем-то трудном или бессмысленном. Но чаще всего он дает вам понять, что могло бы его удовлетворить, и это оказывается настолько простым, что вы с удовольствием выполняете просьбу.

    д) Дайте оппоненту понять, что в будущем вы планируете вести себя иначе: "Ты права. Я действительно спланировал семейный Отпуск, не посоветовавшись с тобой. Давай забудем об этом плане и начнем все сначала. А в следующий раз, планируя что-то важное, я обязательно узнаю твое мнение".

    е) Если вы абсолютно не согласны со своим оппонентом, даже после того, как собрали достаточно информации, вы можете сказать ему об этом: "Спасибо, что ты поделился со мной своей точкой зрения. А вот то, что я думаю по этому поводу", " У нас совершенно различное мнение по этому вопросу, и каждый из нас имеет право думать так, как ему хочется.

    ж) Может случиться, что взгляды вашего оппонента покажутся вам настолько отличными от ваших, что вы не захотите терять время на их обсуждение: "Поскольку наши взгляды абсолютно расходятся, я не думаю, что дальнейшая дискуссия может нам чем-то помочь".

    Этап шестой: повторите то, чему вы научились, с тем, чтобы в следующий раз вы смогли поступить уже иначе.

    Наверное, вы уже решили для себя с помощью пятого этапа, как вы поступите в будущем. Если этого не произошло, увидьте, как ваш двойник задает себе вопрос: "Хочу ли я использовать ту информацию, которую дала мне критика, в своих будущих поступках?" Если ответ будет утвердительным, увидьте, какое решение о будущих действиях примет ваш двойник. Затем понаблюдайте, как он представляет себя действующим иначе. При этом он может выбрать любую обстановку и любой момент.

    Повторите все эти шесть этапов несколько раз и с разными примерами. Полезно будет пройти весь процесс, меняя лиц, критикующих вас. Например, в одном случае критика может быть очень туманной, и вы можете научиться задавать вопросы с тем, чтобы выяснить, что человек имеет в виду. В другом случае вы полностью согласны с критикой, а в третьем не согласны частично или полностью. Постарайтесь выбрать те случаи, которые в прошлом вызвали у вас затруднение. Одни люди труднее всего переносят критику со стороны близких и друзей, другие плохо воспринимают критику сослуживцев и начальника.

    Обычно достаточно трех-четырех повторений, чтобы данный процесс был доведен до автоматизма.

    Этап седьмой: соединитесь с вашим двойником, овладевшим этим процессом.

    Некоторым людям это может показаться страшным, но это очень важный этап. Вы только что наблюдали за тем, как определенная ваша часть училась по-новому реагировать на критику. Теперь вам предстоит поместить эту часть в себя, с тем, чтобы это умение автоматически стало вашим. Для начала пусть растворится плексигласовый щит, разделяющий вас. Затем поблагодарите вашу часть за то, что она послужила для вас таким ценным средством приобрести знания... Затем представьте, что вы протягиваете руки к своему двойнику и обнимаете его. Вы помещаете его внутрь себя. Не торопитесь. Все знания, приобретенные вашим двойником, тут же становятся доступны вам, и в будущем вы сможете воспользоваться ими в любой момент.

    Многие люди, овладевшие данным процессом на наших семинарах или после прочтения нашей первой книги, а так же после просмотра видеокассеты, сообщили нам, что многое в их жизни изменилось. Помимо того, что им стало легче воспринимать критику дома и на работе, многие из них отметили, что это помогло им в общении со своим внутренним самокритичным голосом. Они использовали тот же самый процесс и в отношении того, что они говорили самим себе.

    Тот же самый процесс может быть использован в отношении комплиментов. Он поможет вам стать менее чувствительным к лести окружающих. Оценив комплимент, вы сможете вежливо его принять. Если человек своим комплиментом отметил нечто очень важное для вас, вы можете ответить ему с большей учтивостью.

    Наверх

    Использование метода в работе с ветеранами

    Не так давно нам позвонил Питер Грегори, психолог из Медицинского центра управления делами ветеранов из Монтаны. Он поблагодарил нас за методы НЛП, которым его обучали, так как они оказались очень полезными в его работе с ветеранами.

    "Помимо методики избавления от фобии, я очень часто пользуюсь вашей стратегией реагирования на критику. Она не только помогает людям стать менее чувствительным по отношению к авторитетным лицам, она также полезна в работе с людьми, склонными к грубости и насилию. Некоторые из моих пациентов могут теперь выслушивать критику жены без брани. Они теперь не так быстро обижаются. Многие ветераны говорили мне: "Я даже не осознавал, что действовал агрессивно".

    Умение правильно реагировать на критику - это лишь один из навыков, облегчающих нашу жизнь. Каждый из таких навыков не только расширяет возможность выбора, но и прибавляет нам самоуважения. К тому же наше общение с окружающими становится от этого только богаче.

    "Я не обижаюсь на критику даже тогда, когда ради большей выразительности она расходится с реальностью".

    Уинстон Черчилль.

    Наверх

    Фобии, психологические травмы и жестокое обращение

    Когда Лори было одиннадцать лет, она упала в осиное гнездо. Девочка была так искусана и ее тело раздулось настолько, что пришлось разрезать колечки, одетые ей на пальцы. Ни одна одежда ей больше не подходила, и несколько дней она была вынуждена ходить в банном халате своего отца. С тех пор она страшно боялась пчел. Лори говорила: "Если в доме пчела, то меня там нет!" Если к ней в машину залетала пчела, она тут же останавливалась, надевала на себя что-нибудь закрытое, открывала все окна и ждала, пока пчела вылетит. Она также избегала клумб, так как там могли быть пчелы. Один из участников нашей мастерской знал о фобии Лори и предложил ей придти к нам и послужить в качестве наглядного примера.

    Поскольку в целях удобства примеры в нашей книге частично суммированы, в данном случае мы предлагаем вам полную запись занятия. Некоторые читатели, возможно, просто бегло просмотрят ее, но тот, кто заинтересован в детальном описании занятия, может воспользоваться представленной возможностью.

    Лори, которую я никогда до этого не встречал, вошла в комнату незадолго до того, как я пригласил ее присоединиться ко мне и встать перед аудиторией. Я намеренно не сказал группе, в чем заключалась фобия Лори, так как хотел подчеркнуть действенность метода. Данный метод применим в отношении наиболее характерных фобий независимо от того, чего боится человек. С целью установления контакта я начал с "маленькой беседы".
    - Лори, мы ведь совсем не разговаривали с вами до этого.
    - Совсем.
    - Но мне кажется, что вы беседовали с Майклом.
    - Гм.
    - Я не знаю, что он вам наобещал (улыбаясь).
    - Я не скажу вам. Я не скажу вам, что он пообещал (смеясь).
    - В любом случае, вы страдаете от фобии, но мы не скажем им (группе) от какой. Хорошо?
    - Хорошо.
    - Это что-то очень характерное, не так ли?
    - Угу.
    - Это что-то одно, или целый комплекс?
    - Что-то одно.
    - Всего одно. Хорошо. А теперь, для начала, я хотел бы, чтобы вы представили это прямо сейчас. Представьте, что причина ваших страхов находится здесь прямо сейчас...
    - О! (Она вращает головой против часовой стрелки и нервно смеется.) Теперь, когда я знаю, как выглядит фобическая реакция Лори, я смогу позднее узнать, как она изменится. Однако сейчас, прежде чем перейти к техническим приемам, я должен вывести ее из этого состояния. Я делаю это с помощью особых указаний, отвлекая и успокаивая ее, расспрашивая ее о ее друге Майкле.
    - Это то, что мы называем предпроверкой. Все прекрасно, возвращайтесь обратно. (Лори продолжает нервно смеяться.)... Посмотрите на людей, которые вас окружают. Посмотрите на меня... Возьмите меня за руку.
    - Все хорошо. Спасибо.
    - Мы больше не будем заниматься чепухой, хорошо?
    - Хорошо. Уф!
    - А теперь посмотрите на всех этих людей. Как вы себя чувствуете, находясь перед ними? (Лори смотрит на группу.) Вы также немного нервничаете? (Лори с силой выдыхает и говорит: "Я чувствую себя неплохо.") Все нормально?
    - Да, все прекрасно.
    - У вас ведь есть друг среди этих людей?
    - Да.
    - У него хорошая улыбка.
    - Очень. Он отличный друг.

    Итак, Лори вновь пришла в нормальное, спокойное состояние, и я могу перейти к нажиму.

    Прежде чем мы начнем (кстати сам метод очень прост, и у вас не будет неприятных ощущений, как это только что было), нам нужно немного приготовиться. Для начала представьте, что вы находитесь в кинотеатре.
    - Хорошо.
    - Вам будет легче это сделать, если вы закроете

    глаза...
    - Хорошо. (Лори закрывает глаза.)
    - Постарайтесь увидеть на экране свое изображение - черно-белый снимок. Может быть, вы увидите себя сидящей в этой комнате, Может быть, за работой дома или в офисе... Вы видите свое изображение? (Лори кивает утвердительно.) Это вам не сложно? (Лори: - "Нет".) Хорошо. Теперь на некоторое время оставьте это черно-белое изображение. Покиньте свое тело, сидящее здесь на стуле, и отправьтесь в кинобудку. Вы сможете это сделать? Не торопитесь.
    - Хорошо.
    - Итак, с этого момента я хочу, чтобы вы оставались в кинобудке. Вы можете оттуда видеть себя среди зрителей? (Лори слегка улыбается и кивает головой.) Вы видите черно-белое изображение на экране?
    - Да.
    - Хорошо. А это действительно ваше изображение?
    - Да.
    - Очень интересно. (Лори смеется и говорит: "Это мило".) А вы знаете о том, что, заплатив 250 долларов,

    вы могли бы прийти в мастерскую "звездных путешествий" и научиться тому, как это делать? (Лори смеется.) Хорошо. Теперь хочу, чтобы вы оставались в этой кинобудке и при этом видели себя в зрительном зале и свое черно-белое изображение на экране.
    - Хорошо.
    - Все получилось?
    - Да.
    - Итак, вы будете оставаться в кинобудке до моих следующих указаний.
    - Хорошо.
    - Итак, вы не только видите через стекло, отделяющее вас от зала, но и слышите звуки, так как в стекле есть отверстия. Я хочу; чтобы вы прокрутили фильм, который запечатлеет вас в один из тех ужасных моментов, когда вы реагируете на то, что вызывает у вас страх. Прокрутите этот фильм от начала до конца, все время оставаясь в кинобудке. Вы даже можете прикоснуться пальцами к стеклу, которое вас отделяет, и почувствовать его. Просто прокрутите фильм до самого конца. Увидьте, в каком сильном эмоциональном состоянии вы пребываете в ответ на одну из таких ситуаций. Не торопитесь и дайте мне знак, когда досмотрите фильм до конца...

    Я внимательно слежу за Лори, но не замечаю ни одного невербального знака, который свидетельствовал бы о том, что она вновь впадает в фобию. Лори сохраняет присутствие духа.
    - Очень трудно добраться до конца, - говорит Лори..
    - А что вызывает трудность?
    - Это только кажется, что все заканчивается, а на самом деле все продолжается и продолжается. (Лори делает правой рукой круги.) Мне кажется, что этому случаю не будет конца, хотя я и понимаю, что все уже закончилось.
    - Итак, складывается впечатление, что это длится бесконечно.
    - Да.
    - Хорошо. Тогда давайте ускорим фильм. Сколько раз ему нужно повториться, прежде чем вы сможете добраться до конца?..
    - Раз шесть.
    - Тогда давайте прокрутим его раз шесть,, и тогда мы сможем добраться до конца... И когда я скажу "конец", то есть когда все произойдет, вы вновь будете чувствовать себя нормально.
    - Хорошо.
    - Итак, фильм закончился?
    - Да.

    Хотя я и не заметил никаких фобических реакций, я решил удостовериться в этом с помощью вопроса:
    - Вы чувствовали себя уютно во время фильма?
    - Немного неуютно, но не плохо.
    - Немного неуютно, но не плохо. Не так, как в действительности.
    - Нет. Не так.
    - Хорошо. Через несколько минут вы сделаете то, что я вас попрошу. Но не раньше, чем дам команду начать. Я хочу, чтобы вы вышли из кинобудки, покинули кинозал и вошли прямо в фильм, но в самом конце, когда все заканчивается хорошо и вы чувствуете себя спокойно. Затем я хочу, чтобы вы прокрутили фильм назад, включая те шесть повторов. Вы когда-нибудь видели, как прокручивают назад фильм?
    - Да.
    - Хорошо. Но я хочу, чтобы вы сделали этот фильм цветным и чтобы вы находились непосредственно в нем, как если бы вы испытывали реальные переживания, но в прошлом. Я хочу, чтобы это заняло у вас приблизительно полторы секунды.
    - Хорошо.

    Лори делает глубокий вдох, вздрагивает и говорит: "Уф!"
    - Итак, начали.
    - Отлично. Вы нормально добрались до другого конца?
    - Да, - смеется Лори.
    - Неправда ли немного странное ощущение? Лори качает головой и продолжает смеяться.
    - Но я хочу, чтобы вы повторили это еще пару раз, все время ускоряя темп. Снова вернитесь в конец, в самый конец, и вновь промчитесь через весь фильм,..

    Многим людям бывает достаточно одного раза, но, поскольку Лори испытала внезапный дискомфорт, я решил, что повторение будет полезным. На этот раз Лори реагирует меньше и лишь слегка вздыхает в конце.
    - А теперь сделайте то же самое в третий раз, действительно быстро...
    - Хорошо.
    - В третий раз было легче?.. Тогда на этом все. Лори открывает глаза, вид у нее очень скептический.

    Она качает головой, а затем начинает громко смеяться. Приблизительно через восемь секунд, немного успокоившись, она говорит: "Я рада, что все это было бесплатно!" - затем она смеется еще секунд двенадцать. Несмотря на то, что во время всего процесса Лори выполняла все с большим энтузиазмом, она не. верит в то, что мы сделали. Подобный скептицизм нам хорошо знаком. Хотя мы и провели сотни людей через этот процесс, мы до сих пор удивлены тем, что такой простой процесс накладывает такой большой отпечаток. Мои следующие комментарии нацелены на то, чтобы признать ее неверие и немного потянуть время, прежде чем вновь проверить ее реакцию на пчел.
    - Прекрасно. Все очень хорошо. Мы любим шутить. Шутка - это лучший способ разъединения. Только подумайте. Когда вы шутите, когда вы с юмором реагируете на что-то, вы внезапно отделяетесь от себя, смотрите на себя со стороны и как бы помещаете все окружающее в другую рамку, делающую все более забавным. Это действительно очень ценный способ разъединения. Мы уверены, что разъединение является сущностью юмора, не всего, конечно, ведь существует различный юмор. Но мы вам очень рекомендуем это.
    - А теперь представьте, Лори, что здесь вокруг появилось одно из тех созданий.

    Я пальцем изображаю пчелу, направляющуюся к Лори. Лори находится в нерешительности, на какое-то мгновение она выглядит озабоченной, затем задумывается, но не проявляет той реакции страха, которую она продемонстрировала в начале занятия.
    - Все в порядке?
    - А как это выглядит?

    Лори не хватает слов, и она начинает смеяться.
    - Вы по-прежнему испытываете это (фобию)? Лори удивлена и смотрит на пол:
    - Нет! Она смеется, подносит руки к груди.
    - Это хорошая реакция, так как она обозначает: "Как?" Она совершенно сознательно ожидает получить ту же (старую) реакцию. Ведь она имела ее в течение... В течение скольких лет она у вас была?
    - В течение 20 лет.
    - Двадцать лет она постоянно давала эту реакцию. Это была очень неприятная, подавляющая реакция. Существует очень сильное сознательное ожидание, и вы его только что видели: "О! Это будет ужасно..." Так?
    - Да, правда. (Лори смеется.)
    - А теперь сделаем еще хуже. Представьте, что одно создание залетело в комнату и село вам на руку или еще куда-нибудь. (Лори смотрит на руку.)
    - Вы можете это представить?
    - Да. (Она недоверчиво качает головой.) Вот так!
    - Как это выглядит?
    - Гм... (Нейтральное пожимание плечами.) Как будто оно сидит у меня на руке. Со мной это случилось однажды, спустя ровно год после того случая. Тогда она точно так же села мне на руку.
    - Но ведь тогда все было иначе?
    - Да! (Снова смотрит на руку.) Все это произошло в январе 1984 года и заняло менее семи минут. Невербальная реакция Лори на воображаемых пчел в самом начале. Следующим летом мы несколько раз спрашивали ее, видела ли она пчел, так как нам хотелось узнать, какой будет ее реакция на "реальный мир". Каждый раз она отвечала, что ни разу не видела пчел. Наконец, в декабре 1984 года мы взяли сосуд с дюжиной пчел и направились к ней домой. Лори спокойно взяла в руки сосуд и стала наблюдать за пчелами. Затем мы выпустили несколько пчел, но и на этот раз Лори спокойно наблюдала, как пчелы ползают по окну ее гостиной. В ее доме была пчела, но Лори не покинула комнату. С тех пор прошло уже пять лет, но Лори по-прежнему не замечает присутствия пчел, хотя и признает, что они могут быть где-то поблизости.

    Этот случай не единственный. Очень часто люди полностью забывают, что являлось причиной их фобий. То, что ранее их терроризировало, становится настолько обычным и естественным, что они перестают это замечать. Когда спустя несколько недель после занятия мы позвонили женщине, которая до этого испытывала страх перед лифтом, она сказала, что теперь она даже не замечает, когда поднимается на лифте.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта